Фото: ТНТ

Валерий Федорович и Евгений Никишов: «ТНТ — это рок-н-ролл!»

24 марта 2016

Перед премьерой нового киносериала ТНТ «Полицейский с Рублёвки» Синемафия побеседовала с продюсерами сериала Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым.

21 марта на телеканале ТНТ выходит в эфир новый киносериал «Полицейский с Рублёвки». Это режиссёрский дебют сценариста Ильи Куликова, написавшего такие сериалы, как «Глухарь», «Моими глазами», «Чернобыль: Зона отчуждения» и «Закон каменных джунглей». «Полицейский с Рублёвки» — история о полицейском Грише Измайлове (Александр Петров), который призван охранять покой и порядок в самом элитном поселке России. Гриша красив, одинок, богат, циничен, азартен и ко всему относится с изрядной долей чёрного юмора. Он заботится о младшей сестре-хулиганке (Александра Бортич), которую вынужден постоянно вытаскивать из неприятностей, и регулярно издевается над своим начальником Яковлевым (Сергей Бурунов).

Постоянные авторы Синемафии Пётр Зайцев и Владислав Пастернак посмотрели две серии «Полицейского с Рублёвки» во время презентации сериала, состоявшейся недавно в Санкт-Петербурге, и поговорили с продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым о том, как создавался этот сериал, а также о других проектах канала ТНТ.

Пастернак: Прежде чем задавать вопросы непосредственно про сериал, хочется задать вопрос про ТНТ. «Полицейский с Рублёвки» — первый за долгое время сериал ТНТ, в котором я не увидел в титрах имя генерального продюсера канала Александра Дулерайна. Что с ним случилось?

Федорович: Саша сам попросил не ставить его в титры. Он читал пилот, когда мы его запускали, а все оставшиеся серии он не читал и видел их в результате уже сделанными.

Никишов: Но при этом всё равно он нам комментирует все готовые серии, мы максимально вносим его правки, и если бы это зависело от нас, он бы точно стоял в титрах. Мы считаем его полноценным со-продюсером этой истории, но уважаем его просьбу не отражать это в титрах.

Режиссёр Илья Куликов, продюсеры Евгений Никишов и Валерий Федорович
Фото: ТНТ

Пастернак: Валера, года три-четыре назад я присылал тебе проект, и ты мне сказал, что процедурал — это не интересно. Но сейчас мы увидели две серии, и в каждой из них есть чёткие вертикальные линии.

Федорович: На самом деле, там всё равно есть очень сильная горизонтальная линия, связаная с главным героем. Когда я говорил, что мы не любим процедуралы — это правда. Процедурал для меня — это, например, «Место преступления» или «Касл», а в каком-нибудь «Декстере» уже всё равно есть горизонталь, хоть и ослабленная. Здесь у нас герой развивается в течение всего сериала, и мы даже делаем в начале каждой серии пересказ событий предыдущих серий, потому что важно, кто, с кем, почему и в каких взаимоотношениях сейчас находится.

Никишов: Принципиальное отличие процедурала от горизонтального сериала с вертикальными сюжетами в том, что если ты посмотришь сначала седьмую серию «Полицейского с Рублёвки», а потом вторую, то довольно сложно будет понять, что происходит, почему такие изменения произошли в отношениях между персонажами. А в процедурале ты можешь посмотреть сначала пятнадцатую, а потом вторую, и ничего страшного — всё будет понятно.

Федорович: На самом деле даже если взять «Чернобыль», где история непрерывно развивается, там внутри каждой серии есть локальные линии, и герои проходят их как квест в компьютерной игре. Без вертикальных историй всё равно телевизионный сериал обойтись практически не может.

Процедурал — сериал, в котором каждая серия является отдельной законченной историей. Например, «Коломбо».

Горизонтальный сериал — единая история, которая развивается в течение всего сериала, начавшись в первой серии и закончившись в последней.

В некоторых сериалах могут соседствовать и «вертикальные», и «горизонтальные» сюжетные линии.

Пастернак: Но в «Изменах» всё-таки не было вертикальной линии.

Федорович: Да, он совсем горизонтальный, согласен. Как и, наверное, «Сладкая жизнь».

Пастернак: Мне показалось, что главный герой «Полицейского с Рублёвки» — это такой типичный трикстер, но вы говорите, что он будет развиваться в течение всего сериала. Я правильно понимаю, что это, видимо, первый в мире проект, где трикстер имеет арку характера?

Федорович: У нас есть глубокая внутренняя личная драма, которая в 7−8 сериях раскрывается во всей своей полноте. Когда вы их посмотрите, то поймёте, какой наш герой на самом деле, и совершенно иначе уже будете воспринимать первые серии. Так что да, можно сказать, что к финалу трикстер превратится в драматического героя.

Трикстер — архетип персонажа, наделённый чертами плута, озорника. Гермес, Локи — в мифологии. Лис — во французском эпосе. Такой герой (антигерой) не подчиняется общепринятым правилам поведения, но обычно не во имя зла, а ради шутки или игры; из сложных ситуаций выходит при помощи хитрости. В современном кино трикстерами можно считать Хана Соло, Джека Воробья. Джокер — трикстер-злодей.

Арка (дуга) характера — развитие и изменение персонажа вместе с развитием сюжета, от завязки до кульминации. Например, переосмысление отношений между Вуди и Баззом в «Истории игрушек» — от вражды до дружбы. Характеры трикстеров и экшн-героев, в отличие от драматических героев, как правило, статичны и не меняются.

Зайцев: А есть ли задел на продолжение? Или это, как и «Измены», абсолютно законченная и самодостаточная история?

Федорович: Уже написан второй сезон. Но мы должны дождаться рейтингов, потому что глупо запускать продолжение, если не будет успеха, формально подтверждённого цифрами. Даже если нам самим проект очень нравится и какой-то части людей он будет нравиться.

Зайцев: Как, например, случилось с «Озабоченными»?

Никишов: Да, это хороший пример. На мой взгляд, это один из лучших сериалов ТНТ. На канале все очень хотели бы этот проект продолжать. Я очень надеюсь, что после того, как мы его повторим в эфире в более подходящем для него слоте, он получит те рейтинги, которые позволят запустить второй сезон в производство.

Пастернак: «Полицейский с Рублёвки» будет идти неделю по две серии за вечер, или две по одной?

Федорович: Две недели по одной. С «Изменами» это было исключение по одной простой причине — там было шестнадцать серий. И когда мы запускали «Измены», у нас ещё не было понимания того, как именно в принципе мы будем всё это показывать. На самом деле вся эта горизонтальная линейка появилась во многом благодаря Игорю Мишину, генеральному директору ТНТ, который пришёл и не побоялся поставить шесть серий «Сладкой жизни» горизонтально по вечерам. И шесть серий у нас было именно потому, что мы думали, что будем их показывать вертикально или в субботу все подряд, или по три серии в субботу-воскресенье. А Игорь пришёл и сказал: «Давайте поставим горизонтально». Опыт со «Сладкой жизнью» оказался успешным, а «Чернобыль» этот успех не только повторил, но и увеличил почти в два раза. После этого стало понятно, что горизонтальное программирование работает, и мы теперь все сериалы делаем по 8 серий. Правда, у нас сейчас Валерия Гай Германика снимает проект «Бонус», и там тоже 16 серий, и, скорее всего, его мы тоже будем показывать по две серии за вечер.

Пастернак: «Полицейский с Рублёвки» будет выходить в эфир с 22 до 23 часов?

Федорович: Да, с десяти до одиннадцати. Это связано с тем, что требования к возрастному рейтингу 16+ в 21:00 и в 22:00 различаются с точки зрения закона.

Александр Петров
Фото: ТНТ

Зайцев: Давайте поговорим о кастинге. Илья Куликов изначально писал сценарий под Александра Петрова?

Федорович: Нет, когда мы запустили пилот и Илья начал искать актёров, Сашу Петрова предложили мы с Женей, потому что уже хорошо знали его по «Закону каменных джунглей». Там у него была не очень большая, но очень яркая роль. Мы ведь видели не только то, что вошло в сериал, а ещё и пробы, разные дубли — мы понимали, что в нём живёт совершенно другой персонаж, и нам показалось, что будет хорошим вариантом попробовать его на Гришу Измайлова. А когда Саша пришел к Илье на пробы, у них случилась супер-химия.

Никишов: Вот Яковлева Илья писал изначально под Сергея Бурунова и сразу говорил, что Яковлев — это Бурунов. И у нас есть ощущение, что после этого сериала он должен окончательно сформироваться как одна из главных комедийных звёзд в стране. А со всеми остальными героями был долгий кастинг.

Пастернак: Ну его запомнят как минимум по имени, потому что пока его больше помнят по «Большой разнице» и по каким-то небольшим ролям в кино.

Сергей Бурунов
Фото: ТНТ

Зайцев: Он ведь у Германики снимался в «Кратком курсе счастливой жизни». И, кстати, об этом почти никто не знает, и по голосу его не узнают, но Сергей Бурунов уже давно является официальным голосом Леонардо ДиКаприо в дубляже.

Федорович: Сейчас его хорошо знает и любит профессиональная среда, а после «Полицейского» он может стать настоящим народным героем, как, например, случилось с Иваном Охлобыстиным после «Интернов».

Зайцев: А как вы нашли Сашу Бортич? Они же с Петровым уже снимались в полнометражных «Неуловимых».

Федорович: Это было уже после. На самом деле, с Бортич мы с Женей познакомились, когда посмотрели фильм Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут», и она там абсолютно фантастическая. Причем Нигина мне рассказывала про то, как она её нашла. Бортич же была официанткой…

Никишов: Там очень интересная история. Нигина была режиссёром запуска сериала «Деффчонки» пять лет назад. И когда мы отсняли первые две недели, то остановили съёмки, потому что актриса, которую мы изначально утвердили на самую юную героиню, Василису, выросла со времен съёмок пилота, повзрослела. И мы начали лихорадочно искать замену, посмотрели тысячи девочек. Нигина в кафе увидела Сашу Бортич и сказала — вот, давайте её. Она очень хотела, чтобы Саша играла Ваську, но мы сомневались и в итоге выбрали Тасю Вилкову, а Нигина потом сняла Бортич в своём полнометражном дебюте.

Александра Бортич
Фото: ТНТ

Пастернак: Нигина вообще в этом большой спец. Она ведь по сути открыла и Любу Аксёнову в короткометражке «Шиповник».

Федорович: Нигина вообще на наш взгляд супер-специалист по поиску неизвестных, но талантливых актрис. Она сейчас нам сняла пилот, для которого тоже нашла двух неизвестных девочек, будущих звёзд. Бортич мы увидели в «Как меня зовут», абсолютно в неё влюбились и понимали, что нужно её снимать. Плюс я столкнулся с ней в жизни, и вот этот бесёнок, который в ней живёт, который не знает границ, не разбирается, кто есть кто — она в жизни ровно такая же, как у нас в сериале.

Никишов: Илья вообще подбирал всех актёров очень близко к их органике. Тому же Саше Петрову, на мой взгляд, гораздо лучше подходят и соответствуют его органике именно такого плана роли, когда он играет не хороших парней, а героев, в которых есть неоднозначность, брутальность и драйв.

Федорович: Он, на самом деле, как Елена Лядова. Ведь до того, как мы взялись за «Измены», «Камеди Клабом» было снято несколько неудачных пилотов. И причина была в главной героине — очень трудно найти актрису, которая способна исполнить роль женщины, которая по всем внешним параметрам порочна, но внутренне чиста.

Никишов: В этих многочисленных пробах и пилотах не получалось главное, несмотря на то, что там снимались очень хорошие актрисы — а именно тонкая грань между драмой и комедией. Дарья Грацевич написала очень сложный сценарий, основное вещество которого — ирония. А ирония — это такая сложная штука, которую и считать то довольно непросто, а уж по-актёрски исполнить так, чтобы это считывалось, вообще высший пилотаж. Многие реплики главной героини и очень смешные, и драматичные одновременно. И это не получалось ни у кого, кроме Лядовой. Это была единственная проба, когда мы смотрели и понимали — всё, что заложено в тексте, работает на 100%.

Федорович: И не просто работает текст, а ты видишь, что это героиня, которая будет совершать совершенно аморальные поступки, а ты её оправдываешь и понимаешь. И раз ты её понимаешь, значит, готов ей это простить, и тебе хочется, чтобы она получила ту любовь и то счастье, которые она заслуживает. То же самое делает и герой Петрова в «Полицейском с Рублёвки». Поэтому я и провожу эту параллель — он этого амбивалентного героя настолько перерабатывает актёрски внутри, что это становится не пошлым, а смешным. В этом смысле так же, как я говорил, что кроме Лядовой не знаю, кто в стране мог бы сыграть главную роль в «Изменах», то и в «Полицейском» я не знаю, кто из молодых актёров, кроме Саши Петрова, мог бы сыграть главную роль. Петров очень чувствует этот юмор, он шутит похоже в жизни, он настолько понимает своего героя, что может это передавать людям с экрана. То же самое, когда мы с любым режиссёром работаем — не важно, насколько он опытный, профессиональный и талантливый. Если режиссёр понимает материал и чувствует его, он это сделает. А если у тебя есть гениальный сценарий, который другой гениальный режиссёр не понимает, то их бессмысленно скрещивать вместе, потому что получится стопроцентная белиберда. Всё должно быть очень осознанно, и при этом органично и живо. Тогда кажется, что они играют, как дышат.

Зайцев: Пилот «Полицейского» сразу сложился, или вы потом что-то переделывали?

Никишов: Переделывали, потому что мы перекастинговали Алёну — героиню, в которую влюблён Гриша.

Федорович: И несколько сцен было переснято с Буруновым, потому что у него изменилась прическа.

Никишов: Более того — после пресс-показов, буквально за несколько дней до эфира мы придумали и досняли в первую серию полноценную, очень смешную линию с героем Сережи Бурунова.

Федорович: Скорее всего, мы будем сдавать всё, как мы любим, прямо под эфир.

Сергей Бурунов и Александр Петров
Фото: ТНТ

Пастернак: Вот смотрите — есть разные сценарии разных авторов, есть разные сильные режиссёры с авторским видением. Как получается так, что я всё равно чувствую, что всё это — формат ТНТ?

Никишов: Во-первых, спасибо, потому что это один из самых больших комплиментов, которые мы получали. Мы стараемся сделать так, чтобы какой-то один почерк у всего этого был.

Пастернак: Притом, что, я так понимаю, вы же не насилуете режиссёров — мол, делай вот так, вот так и вот так?

Федорович: Нет, конечно. Мы разговариваем. На самое деле, если ты приводишь конкретные аргументы, с ними трудно не согласиться. Естественно, что разговаривать с Ильёй Куликовым было непросто, потому что он автор сценария и сам лучше знает свой материал. С Германикой разговаривать тяжело, потому что она Германика и самый талантливый человек на свете как минимум для себя. А если говорить про нечто общее, то у нас недавно было собрание топ-менеджеров, и Гарик Мартиросян предложил определение, что ТНТ — это рок-н-ролл. До этого мы ТНТ так не расшифровывали, но его определение показалась нам очень точным. Наши сериалы — это ведь действительно, прежде всего, рок-н-ролл и ирония. Это практически ко всем нашим проектам относится. Плюс ко всему все наши проекты объединяет то, что мы стараемся, чтобы персонажи общались как живые нормальные люди, а не как обычно говорят герои сериалов.

Зайцев: Тот опыт, который был со «Сладкой жизнью», когда на «Амедиатеке» выложили нецензурированную версию, будете продолжать?

Федорович: Нет, потому что с тех пор был принят закон о СМИ. Теперь все «Амедиатеки» — это такое же СМИ, как и телик. Единственное что, мы всё равно очень часто киносериалы выпускаем в двух версиях. Ту же самую «Сладкую жизнь» — после двенадцати ночи все равно нужно запикивать мат, но можно показывать более откровенные сцены.

Зайцев: К слову о выкладывании в интернет. Долгое время все проекты ТНТ сразу же выходили на Rutube в отличном качестве. По-моему, в ноябре эту историю прикрыли. Что будет дальше?

Федорович: Да, это сделали абсолютно осознанно. Дальше мы надеемся, что-либо наши коллеги, отвечающие за интернет, начнут его монетизировать, и тогда нам будет всё равно — мы сможем как HBO выходить сразу на разных платформах. Ведь почему они себе это позволяют? Потому что content is king, как говорят наши западные коллеги. Они часть бюджета возвращают через интернет, часть через эфир, часть через другие платформы. А у нас есть только эфир пока, интернет не приносит существенных денег.

Никишов: У нас очень простая в этом смысле история. В ноябре провели исследование, в результате которого выяснилось, что наша аудитория смотрит контент ТНТ в интернете едва ли не активнее, чем в эфире. И если раньше особенного влияния на рейтинги это не оказывало, то сейчас ситуация изменилась — мы видим это влияние и оно, конечно, нас не очень устраивает.

Александра Бортич и Александр Петров
Фото: ТНТ

Пастернак: Я могу честно сказать, что сам вот так посмотрел «Измены». Первые несколько серий я посмотрел в эфире, а потом смотрел на Rutube.

Зайцев: А у меня даже телевизора нет, поэтому я всё практически смотрю в интернете.

Никишов: Вот поэтому всё это закрыли, и в декабре это сразу же отразилось на рейтингах, от которых мы, как коммерческий телеканал, очень зависим.

Федорович: Нужно честно понимать, что такое телик. Телик, на самом деле, создан не для того, чтобы там выходили сериалы, а для того, чтобы там рекламировали зубную пасту, щётки, туалетную бумагу и всё прочее.

Никишов: А наши сериалы — это такие вставки между рекламными блоками.

Федорович: Они просто длиннее, потому что закон такой принят. Если бы можно было наоборот, то было бы наоборот. Собственно, сейчас мы, как и все, активно думаем о том, чтобы сотрудничать с Netflix и делать какие-то сериалы, которые могли бы работать и здесь, и там. Но люди не готовы платить за контент. Это показывают и наши исследования, и не наши.

Никишов: Вот, например, у «Физрука» на Rutube 150 миллионов просмотров. И по идее это должно было принести тонну денег, но увы — продюсеры сериала на эти деньги не смогут снять даже одну серию.

Зайцев: Просто тот продукт, который вы сейчас делаете, очень хочется смотреть в хорошем качестве. ТНТ в HD пока не вещает, и получается, что все те труды, которые вы вкладываете в качество, пропадают.

Федорович: Ну, не совсем. Мы сейчас придумываем, что делать с новыми сериалами. Но, например, я месяц назад купил себе приставку Apple TV, и там есть приложение «ТНТ», где абсолютно бесплатно в HD-качестве можно посмотреть все сериалы, которые были выпущены на канале ТНТ до октября прошлого года, включая «Озабоченных».

Никишов: Если вы сейчас захотите посмотреть какую-нибудь серию «Острова» или «Полицейского с Рублёвки» в максимальном качестве, то да, вы не сможете этого сделать. Но если мы продолжим их бесплатно выкладывать в интернет, мы не сможем ничего снимать, у нас просто не будет бюджетов на это.

Федорович: Но мы эту проблему понимаем, над этим канал думает, и я надеюсь, что какое-то решение будет найдено уже в этом году.

Александр Петров на съемках сериала «Полицейский с Рублёвки»
Фото: ТНТ

Зайцев: А что касается вещания ТНТ в HD — это есть в планах?

Никишов: Да давным давно, мы уже лет пять всем про это говорим, но все упирается в какие-то технические вопросы.

Федорович: Запустить HD канал стоит довольно больших денег. И те деньги, которые ты на него потратишь, не будут возвращаться. Это могут себе позволить Первый канал и «Россия», потому что они живут при помощи государства помимо рекламных денег, которые они тоже получают. А мы живем только за счет рекламы.

Никишов: У нас не может быть по итогам года минуса в несколько миллиардов рублей, как, например, у какого-нибудь федерального телеканала, дотируемого государством.

Федорович: Мы не можем себе этого позволить, потому что мы честная коммерческая организация. При том, что отсутствие серий в сети подрубает нам промо новых названий. Когда мы выпускали «Закон каменных джунглей», у нас через две недели после эфира в группе Вконтакте было 500 тысяч человек. Там были выложены все серии, которые люди обсуждали. А когда ты не выкладываешь, им и нечего обсуждать, нечего делать там. Для киносериалов тем более важно, чтобы они висели в интернете, потому что у тебя есть горизонталь, и если ты посмотрел случайно четвертую серию, тебе явно захочется посмотреть первую-вторую-третью для того, чтобы быть по-настоящему в курсе.

Никишов: То есть это палка о двух концах. Нам, как продюсерам, которые всё это делают, хотелось бы, чтобы оно было максимально доступно всем зрителям в интернете. Но с другой стороны, мы понимаем, что в этом пока нет экономики. Поэтому приходится выбирать.

Пастернак: Давайте вернемся к «Полицейскому». У вас в кадре дорогие машины, дорогие интерьеры, всевозможные элитные дома, съёмка с дронов. Кто и как договаривался с локациями и автосалонами?

Федорович: Наверное, если сложить все дома, которые мы в Барвихе снимали, общая их стоимость превысит миллиард рублей.

Никишов: Да, но при этом на стоимость производства это не повлияло. Это как раз искусство за небольшие деньги снимать так, чтобы в кадре был так называемый production value. Конечно, это заслуга продакшена, который Илья специально создал сам под этот проект — это нормальная эволюция любого сценариста, который превращается в режиссёра и в итоге организовывает свой продакшен.

Продакшен — жаргонный термин, обозначающий, в зависимости от контекста, или производственную компанию, занятую организацией съёмочного процесса — production company, или уровень качества, достигаемый в процессе производства — production values.

Production value (values) — технический и профессиональный уровень производства, сочетание передового съёмочного оборудования, освещения, звука, декораций, реквизита, спецэффектов и т. п., повышающий материальную и художественную ценность фильма и его привлекательность для аудитории. Так, в фильмах Майкла Бэя production values — на очень высоком уровне; в реалистичных социальных драмах, с точки зрения массового зрителя, — на низком.

Воздушная съёмка производится, в зависимости от задач, при помощи пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов (вертолётов, мотодельтапланов, дронов). Для лёгких цифровых камер подходят достаточно небольшие беспилотники. В последнее время в связи с тем, что использование таких аппаратов регулируется законодательно, воздушная съёмка с использованием дронов усложнилась, хотя ещё недавно это была технически и юридически простая замена съёмке с вертолёта.

Пастернак: Вы снимали реальные интерьеры или строили декорации?

Никишов: Декораций там нет вообще, везде интерьеры, просто освоенные и доработанные художниками.

Федорович: Мы в принципе не снимаем киносериалы в декорациях.

Зайцев: Влад, видимо, имеет в виду «Улицы разбитых фонарей», которые снимались в реально существующем отделении милиции.

Федорович: Это не наш случай. Мы не могли и не хотели рассказывать историю в реальных полицейских интерьерах, поэтому с самого начала с Ильёй договорились, что мы сдвигаем эту меру условности.

Никишов: Если вглядеться, то там возле ОВД стоят «кайенны» и «мерседесы», перекрашенные в полицейскую раскраску. Девушки-сотрудницы ОВД все — длинноногие красотки в коротких юбках. Это всё такая сдвинутая реальность, мера условности, которая должна была отличать нас от других полицейских сериалов.

Пастернак: Вы проводили какое-нибудь исследование о том, как на Рублёвке функционирует реальная полиция?

Федорович: Как и «Глухарь» у Ильи появился из рассказов его друзей, реально работающих оперов, так и здесь. Первая же серия написана по реальному случаю. Другое дело, что Илья придумал характеры всех персонажей. Поэтому когда он берет истории, знакомые ему из жизни, и добавляет туда своих персонажей, получается его собственный придуманный мир, абсолютно оригинальный и не имеющий ничего общего с реальностью, в которой мы все живём.

Кадр из сериала «Полицейский с Рублёвки»
Фото: ТНТ

Зайцев: Хорошо, давайте ещё немного о других ваших проектах поговорим. Вот, например, почему все-таки из «Деффчонок» пропала Василиса?

Никишов: Таисия Вилкова активно стала сниматься в кино, плюс проблема была в том, что она поступила в театральный и пошла учиться. Я думаю, что в новом сезоне, если он будет, мы её попробуем поснимать, чтобы она эпизодически появлялась.

Федорович: Таисия у нас возвращается совершенно в другом образе. У нас же есть проект «Гоголь», где Саша Петров как раз играет Гоголя, и там будет повзрослевшая Таисия.

Никишов: Да, у нас будет «Гоголь» на ТНТ — можете себе такое представить?

Федорович: Мы взяли за отправную точку, что Гоголю 22 года, он живет в Петербурге и работает в Третьем отделении, как это и было в реальности. Он тогда под псевдонимом господин Алов выпускает «Ганца Кюхельгартена». Этот сборник стихов проваливается, и он собирает весь тираж, чтобы сжечь. И мы делаем допущение, что в Диканьке в этот момент происходит убийство. Супер-опытный следователь Гуро, которого играет Олег Меньшиков, берёт Гоголя, как некоего мистического проводника, чтобы он помогал ему расследовать преступление. Этот проект для нас делает компания Александра Цекало «Среда», режиссер Егор Баранов, снявший «Фарцу» и «Саранчу». Это тот случай, когда материал и режиссёр очень точно совпадают. Будет 8 серий, причем мы думаем над тем, чтобы перед эфиром прокатать все 8 серий в кино.

Зайцев: Только ни в коем случае не режьте это до одного полного метра.

Федорович: Нет-нет-нет, целиком восемь серий — сериал в кино.

Александр Петров в роли Гоголя
Фото: ТНТ

Зайцев: Ещё вопрос по поводу «Чернобыля». Насколько я понимаю, второй сезон по атмосфере будет сильно перекликаться со вторым сезоном «Обратной стороны луны» — тоже альтернативная реальность, Советский Союз в наши дни.

Никишов: У нас только в первой серии второго сезона это будет, а потом дальше мы улетаем в Америку, и чего у нас там только ни происходит — фильм-катастрофа, отдельная серия про экзорциста, смешение жанров.

Федорович: Поскольку мы сейчас с Цекало работаем, я знаю, как они делали будущее: у них Советский Союз — это прежний Советский Союз, только сейчас. Телефоны как были, так и остались, но стали сотовыми — они так над этим смеются. А мы показываем страну, которая стала мировым лидером, и в этом смысле у нас будут перпендикулярные представления о будущем.

Пастернак: Если бы такого качества драматургия, как в ваших сериалах на ТНТ, была бы в российских фильмах, мне кажется, что не было бы никаких проблем с долей в прокате, и наше кино было бы вполне конкурентоспособным по сравнению с Голливудом. Почему так происходит, что всё лучшее производится сейчас у вас на телевидении?

Никишов: Очень простой ответ — потому что для нас это бизнес. Кино в России так и не стало бизнесом.

Пастернак: Ну вот смотрите, у братьев Андреасянов кино — это как раз бизнес, причем довольно успешный. У них снимаются в том числе и те медийные лица, которые стали известны благодаря ТНТ, все хорошо с маркетингом, но к их фильмам постоянно предъявляют различные претензии по поводу драматургии.

Никишов: В этом смысле можно ответить цитатой Джона Лассетера: «Лучший бизнес-план — это качество».

Федорович: Мы, собственно говоря, именно так к этому и подходим. А если говорить про кино, то мы думаем с Женей о том, чтобы им заниматься.

Пастернак: Несколько лет назад, когда ты ушел из кинокомпании СТВ на ТНТ, ты говорил, что сейчас тебе интереснее рассказывать длинные форматы, что сериалы — это то, где ты можешь себя выразить. Сейчас появилось желание обратно вернуться в кино?

Федорович: Не то, чтобы обратно. Скорее, совместить. У меня есть очень большой пиетет к кино, и в этом смысле на телике было проще. Потому что делать лучше, чем-то, что идет на Первом или «России» очень просто — чуть-чуть нужно постараться и приложить то количество желаний, сил и страсти, которое мы тратим в кино. Поэтому было легко. А кино кажется чем-то совершенно другим, но нужно с этим разбираться, и я думаю, что мы будем что-то в этом направлении делать, если нам дадут такую возможность на канале. Потому что на канале, конечно, хотят, чтобы мы сто процентов своего времени тратили на сериалы.

Валерий Федорович, Евгений Никишов, Владислав Пастернак и Пётр Зайцев
Фото: ТНТ

Пастернак: Да, когда мы говорили с Дулерайном, он как раз сказал, что с полнометражными проектами канал завязал после «Самого лучшего фильма» — это дорого, нудно и не такая рентабельность, чтобы этим заниматься.

Федорович: И это правда. Правда заключается в том, что кино в России — это, действительно, не бизнес. Потому что люди, которые получают государственные деньги на свои мейнстримовые коммерческие фильмы, платят огромные гонорары актёрам. 58-минутный пилот «Гоголя» мы сняли за такие деньги, за которые в нашей стране снимают 10 минут исторического кино. Если бы мы с таким подходом к качеству делали кино, оно бы стоило существенно дешевле. Но нам при этом приходится режиссёрам и актёрам доказывать, что не надо просить такие гонорары, как в кино. У нас всегда есть главный аргумент — классная история. Мы говорим, что вы можете пойти позарабатывать денег где-то ещё, но если вы хотите сделать что-то стоящее, что потом покажете своим детям, тогда прочитайте наш сценарий, и если он вас прёт, давайте это делать. И при этом вкладывать такое количество усилий на рынке, который не является рынком — это очень тяжело. Потому что кино всё равно остаётся рулеткой.

Никишов: При этом есть ощущение, что должен всё-таки случиться какой-то прорыв. Уже в этом году выйдут «Дуэлянт», «Экипаж», «Ледокол» и «Викинг» — это, судя по роликам, как раз то кино, которое хотелось бы видеть в российском прокате.

Федорович: И, собственно говоря, на самом деле все эти разные продюсеры делают то же самое, что мы с Женей начали делать на ТНТ (мы же оба пришли из кино: я от Сельянова, а Женя от Шахназарова) — а именно, они стали брать авторских режиссёров и совмещать их с народными, зрительскими историями. «Ледокол» Хомерики, судя по тизеру, очень человеческая история. «Дуэлянт» Мизгирева, «Викинг» Кравчука — то же самое.

Никишов: Германика, кстати, выбирала между «Бонусом» и «Ледоколом», потому что она должна была снимать «Ледокол».

Федорович: И выбрала наш «Бонус», так как, по её словам, это лучший сценарий, который она читала за последние пять лет.

Никишов: Хотя вполне возможно, мы просто предложили больше денег (смеются).

Зайцев: Актёр Роман Маякин рассказывал, что есть идея сделать полный метр по «Сладкой жизни». Насколько это соответствует действительности?

Федорович: На самом деле, не только по «Сладкой жизни». Мы, в принципе, договорились на канале о том, что в случае с киносериалами мы не будем вечно множить сезоны. Будем делать два-три сезона, а потом снимать полнометражное кино. Мы так хотим и со «Сладкой жизнью» поступить, и для «Чернобыля» у нас уже есть сценарий, и с «Законом каменных джунглей» так же. У нас есть успешные сериалы, которые стали брендом, нам не нужно тратить много маркетинговых усилий, чтобы зрители про это узнали. Поэтому мы хотим заход в кино сделать очень органично, отталкиваясь от киносериалов, которые созданы для того, чтобы перейти потом на большой экран. То же самое будет и с «Полицейским с Рублёвки».

Пока мы готовили это интервью, пришла новость, что «Полицейский с Рублёвки» стал самым успешным киносериалом весны. Доля премьерной серии по России среди аудитории 14−44 составила 19,8%, среди молодежной аудитории 18−30 — 21,5% (по данным TNS Россия). В этом таймслоте ТНТ опередил все другие российские телеканалы.

Смотрите «Полицейского с Рублёвки» на канале ТНТ с понедельника по четверг в 22:00.