Кинорулетка: Мученье — свет

8 апреля 2016

Наша игра стала (ура!) традиционной: загадываем слово и советуем под него фильмы.

В этот раз Владислав Пастернак нажал на генератор слов и получил в ответ «промучился». И мы сломали голову. С одной стороны — широчайший выбор! С другой — ну, вот как писать и что выбрать? Слово задало нам вектор труда, в общем — но мы справились! Если кто-то еще не в теме, напоминаем: генератор случайных слов выдает нам вариант, а мы вспоминаем и советуем подходящие этому слову фильмы. Ваши варианты пишите в комментарии.

Начнем с виновника наших страданий!


Выбор Владислава Пастернака
Владислав Пастернак

«Страсти Христовы» (The Passion of the Christ, 2004)

Режиссер: Мэл Гибсон

В ролях: Джим Кэвизел, Моника Беллуччи, Мария Моргенштерн, Христо Шопов

О чём: преданный одним из учеников, Иисус Христос арестован римлянами по обвинению в богохульстве и притязаниях на престол. Прокуратор Понтий Пилат не считает его виновным, но местное духовенство, разжигающее волнения, требует сурово наказать Иисуса. Чтобы избежать бунта, Пилат приказывает сурово высечь, а затем и казнить арестанта.

Промучился: из двух с лишним часов фильма не менее трех четвертей занимают различные мучения. Физические истязания Иисуса Христа. Страдания Девы Марии, Марии Магдалины и апостола Иоанна, вынужденных наблюдать происходящее. Нравственные угрызения Понтия Пилата и его жены. Метания Иуды, который в итоге кончает с собой, и Петра, трижды отрекшегося от возлюбленного учителя. В стороне не остается даже случайный прохожий по имени Симон Киринеянин, которого заставили нести крест на Голгофу, когда Христос уже совсем обессилел.

Почему: Евангелие, независимо от того, исповедуете вы какую-нибудь веру или нет, является одним из краеугольных камней мировой культуры и всей нашей цивилизации. Бесчисленное множество произведений изобразительного искусства, музыки и литературы основаны на этой великой истории. Кинополотен христианской тематики, равных по силе воздействия «Страстям Христовым», просто нет: обычно они или прямолинейно иллюстрируют текст Библии, как «Иисус» (1979), или постмодернистски и скандально переосмысляют его, как «Последнее искушение Христа» (1988), а чаще всего — скромно проходят по касательной, как «Бен Гур» (1959). Нравится вам творчество и приписываемые Мэлу Гибсону взгляды или нет, его лента визуально и технически совершенна и режиссерски безупречна. Тринадцать лет «Страсти Христовы» держали знамя самого кассового в истории фильма с рейтингом R, и, если бы не «Дэдпул», держали бы и дальше.

Оператором картины является Калеб Дешанель — отец Зои Дешанель, по поводу которой мучился герой нашего следующего фильма.

«500 дней лета» ((500) Days of Summer, 2009)

Режиссер: Марк Уэбб

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Зои Дешанель, Джеффри Аренд, Хлоя Грейс Морец

О чём: Том (Гордон-Левитт), работающий в агентстве, выпускающем поздравительные открытки, влюбляется в свою коллегу Саммер (Дешанель) и решает, что она — та главная и единственная любовь всей его жизни. Проблема в том, что она — живой человек, а не открытка. Проблема также в том, что и он — живой человек, а не открытка.

Промучился: выражаясь языком пикаперов и психологов, специализирующихся на отношениях, персонаж Гордон-Левитта «завышает значимость» своей возлюбленной — и, постоянно сталкиваясь с тем, что девушка совсем не соответствует придуманному им самим идеальному образу, попадает в жесточайшую зависимость, вытащить из которой его не может даже мудрая советчица в лице Хлои Грейс Морец. 500 дней мучается наш герой, мучается девушка, мучаются все вокруг. Пока (СПОЙЛЕР!) не появится новая «главная и единственная», и не начнется отсчет новых — неизвестно, скольки — дней мучений (КОНЕЦ СПОЙЛЕРА!).

Почему: кино, конечно, нельзя считать учебником психологии — но лучшие фильмы являются великолепными иллюстрациями к описанным в учебниках кейсам. То, через что проходит идеалистичный и, в общем, не очень зрелый герой Гордон-Левитта, знакомо многим и многим из нас. Поэтому те, кому это уже знакомо, узнают себя в Томе — и улыбнутся. А те, кому еще нет — друзья, посмотрите фильм и старайтесь не мыслить так, как Том, не вести себя так, как Саммер, и вообще: к чёрту эту любовь, жить надо, как герой Гордон-Левитта из «Дон Жуана», правда ведь? ;-)


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Голод» (Hunger 2008)

Режиссер: Стив МакКуин

В ролях: Майкл Фассбендер, Лиам Каннингем, Стюарт Грэхэм

О чем: в 1976 году британское правительство отменило понятие «специального статуса» для обвиняемых и осужденных за «политические» преступления. «Не существует политических убийств, есть преступления», — и никакие акции протеста заключенных этому помешать не в силах. В 1981 году Бобби Сэндс (Майкл Фассбендер), член ИРА, осужденный на 14 лет тюрьмы, решил, что раз не работают «одеяльные протесты» (заключенные отказывались носить тюремную одежду и носили одеяла) и «грязные протесты» (заключенные отказывались мыться и выходить из камер) — пришла пора голодовки.

Промучился: Бобби Сэндс; фильм следит за 66 днями его голодовки. Положение остальных заключенных в тюрьме Мэйс не многим лучше.

Почему: на самом деле это тот самый фильм, который смотреть если и нужно, то только заранее подготовившимся людям. Он очень, очень, очень тяжелый. Я смотрела его в 2008 в кинотеатре и до сих пор помню все — и пересматривать не рискну ни при каких условиях.

Но это правда один из самых крутых кинодебютов, которые я вообще видела. Стив МакКуин — гений, если что. В 2008 году фильм дебютировал в одной из программ Каннского кинофестиваля — и МакКуин получил «Золотую камеру».

«Автостопом по галактике» (The Hitchhiker's Guide to the Galaxy, 2005)

Режиссер: Гарт Дженнингс

В ролях: Мартин Фриман, Сэм Рокуэлл, Зои Дешанель, Билл Найи, Алан Рикман

О чем: настоящему космотуристу нужны две вещи — путеводитель «Автостопом по галактике» и полотенце. Это узнает и Артур Дент (Мартин Фриман), который только что был готов пить утренний кофе, а вот уже лежит перед экскаватором, а вот уже оказывается едва ли не единственным выжившим после уничтожения Земли, и — все еще в халате. Теперь он вместо со своим другом-инопланетянином Фордом (Мос Деф) летит на лучшем корабле в галактике вместе с угнавшим этот корабль президентом галактики (Сэм Рокуэлл), любовью всей жизни (Зои Дешанель) и депрессивным роботом (Алан Рикман). Впереди — поиски главного вопроса жизни, вселенной и всего остального (ответ-то уже известен, и это — 42).

Промучился: робот Марвин. Марвин у нас — в глубокой депрессии; настолько глубокой, что пообщавшийся с ним бортовой компьютер покончил с жизнью. Марвина озвучил Алан Рикман — и потому поверить, что каждая минута жизни причиняет роботу невыносимые страдания, труда не составляет. Марвин — это духовный преемник ослика Иа, который страдает все время.

Почему: экранизация нескольких романов Дугласа Адамса сразу — это не самый, наверное, лучший или высокохудожественный фильм в подборке. Но — вот ей-богу — это самый веселый в нашем мрачном наборе этой недели.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Страна в шкафу» (Closet Land, 1990)

Режиссер: Рада Бхарадвадж

В ролях: Алан Рикман, Мэделин Стоу

О чем: молодую писательницу детских книг ночью вызывают на допрос в спецслужбы. Оказывается, в ее еще не вышедшей книжке «Страна в шкафу» усмотрели пропаганду свержения правительства. Писательница изумлена, ведь в ее книге маленькую девочку мать заперла в шкафу, и чтобы скрасить ужас ситуации, она придумывает себе воображаемых друзей. Но следователю виднее, что там по-настоящему написано в книжке — и он готов пойти на все, чтобы выбить из писательницы признание.

Промучился: страдают оба героя. Про писательницу понятно — к ней в итоге применяются как душевные, так и физические пытки. Но и следователю не так просто работать: он промучился с подопечной не один час, но все без толку, да еще и свое душевное спокойствие пошатнул.

Почему: это камерный театральный фильм на двоих с блестящей работой Алана Рикмана, который здесь пострашнее Ганса Груббера из «Крепкого орешка». Визуальная жестокость в кадре отсутствует, зато психологической — хоть отбавляй. Вместе с героиней мы погружаемся в кромешный ад, хорошо знакомый по любому учебнику истории. Когда любое твое слово можно вывернуть наизнанку. В любом твоем жесте можно усмотреть все, что угодно. Любое твое устремление — сломать и погубить. В такие моменты проявляется вся твоя суть и крепость, и фильм препарирует все аспекты подобной жизненной пытки: детские и взрослые страхи, трусость и отвагу, предательство и насилие как над взрослыми, так и над детьми. Здесь узнается и обличается любая система любой страны, любое подавление личности и противостояние человека подобным методам. Умный, жуткий, тяжелый и одновременно светлый фильм, пробуждающий в душе чувства, а в головах — мысли (надеюсь).

«С любимыми не расставайтесь» (1979)

Режиссер: Павел Арсенов

В ролях: Александр Абдулов, Ирина Алферова, Леонид Куравлев, Екатерина Васлиьева

О чем: молодые супруги Катя и Митя разводятся. Как это обычно бывает, о своих чувствах они понимают всю правду уже после развода, когда Катя к тому же и загремела в больницу с нервным срывом.

Промучился: и снова парные мучения — и Катя, и Митя СТРАДАЮТ. Потому что любят — но не могут быть вместе. Классика жанра.

Почему: пьесы Александра Володина, как бы ни были поставлены и интерпретированы, обладают невероятной магией простых вещей. И фильм этот — о нас с вами и наших самых острых чувствах. Как жить вместе и как любить, не причиняя друг другу боль? В кадре — одна из самых красивых пар советского кино, на которую зритель тут же спроецировал отношения персонажей. При этом в фильме и тем более в финале красавица Алферова не боится быть больной, несчастной, потерянной и некрасиво кричать самую пронзительную фразу в истории советских фильмов о любви: «Я скучаю по тебе, Митя, я скучаю по тебе!» В театре им. Ленинского комсомола в Ленинграде на одноименном спектакле на этом моменте женщин выносили пачками из зала. В домах женщины рыдали у телевизоров. Попробуйте посмотреть сейчас — проверим эффект.


Выбор Алисы Пономаревой
Алиса Пономарёва

«Кровавый четверг» (Thursday, 1998)

Режиссер: Скип Вудс

В ролях: Томас Джейн, Аарон Экхарт, Полина Поризкова, Майкл Джетер, Джеймс Легрос, Микки Рурк

О чем: маленький счастливый республиканец пытается быть хорошим мужем, делает завтрак для жены и рисует архитектурные чертежи. В одно погожее утро раздается телефонный звонок — старый друг из прошлой жизни просит о небольшой услуге. Весь фильм — череда таких вот звонков, то телефонных, то в дверь. Реки крови, трупы в мусорных мешках, порнография и сковорода вместо пистолета прилагаются.

Промучился: главного героя зовут Кейси, его сыграл еще совсем юный и немного неловкий Томас Джейн. Кейси счастливо женат и собирается усыновить ребенка, но все планы рушатся, когда на его пороге появляется бывший подельник, с которым они несколько лет назад держали в страхе наркобизнес Лос Анджелеса. Конечно, наркотики и пара миллионов долларов замешаны и на этот раз. Незваные гости приходят к Кейси один за другим — и каждого он выпроваживает самыми разными способами, обнаруживая недюжинные навыки обращения с клейкой лентой, холодным оружием, пистолетами и даже бензопилой. На какие только муки и ухищрения ни пойдешь ради друга и любимой женщины.

Почему: первые ассоциации, которые появляются при просмотре «Четверга» — фильмы Гая Ричи и Квентина Тарантино. Разделение на главы, грубый юмор, злое веселье и задор, сцены, во время которых хочется поставить на паузу и отдышаться, ведрами льющаяся кровь и герой, не всегда понимающий, что делать — то, что заставляет меня пересматривать этот фильм раз за разом.

«Кровавый четверг» — это такие концентрированные девяностые, где у мужчин смешная обувь и вельветовые пиджаки, а женщины красят губы в страннокоричневый цвет, где еще можно шутить про гомосексуалистов и феминизм, пить пиво сразу после завтрака и обводить вокруг пальца мафию, босса и полицию вместе взятых, даже если у тебя в напарниках осталась только пластиковая корова.

«Любовь по рецепту и без» (Better Living Through Chemistry, 2013)

Режиссеры: Джофф Мур, Дэвид Посаментир

В ролях: Сэм Рокуэлл, Оливия Уайлд, Мишель Монахэн, Джейн Фонда, Рэй Лиотта

О чем: история скромного фармацевта из небольшого городка, страдающего от того, что его пилит жена, донимает тесть и пугает собственный ребенок. Все меняет встреча с крепко сидящей на таблетках и алкоголе красавицей — зачем страдания, если знаешь, в какой пропорции смешивать окситоцин и аддерол.

Промучился: изображать грустного, но старающегося не унывать неудачника у Рокуэлла получается так, что оторваться невозможно. Еще лучше получается изображать того же самого неудачника в момент, когда он осознал, что никто не имеет права его пилить, донимать или пугать. Моя любимая сцена — отец с сыном, громящие собственную аптеку и с гоготом убегающие прочь. Пусть впереди еще немало страхов, лишений и сложных выборов, пусть все это выглядит как настоящие мучения, главное — то, как ты сам воспринимаешь происходящее. С таблетками или без.

Почему: ох, что-то я оба фильма выбрала совсем не глубокие и особой смысловой нагрузки не несущие. У Better Living Through Chemistry просто унизительный рейтинг на Rotten Tomatoes, поэтому не буду его советовать тем, кто постоянно находится в поисках глубоких смыслов и возможности поумничать перед не столь образованными слушателями.

Но ведь кино — это не всегда мораль и учение, почему бы не посмотреть его просто потому, что оно поднимает настроение, рассказывает забавную историю и показывает Оливию Уайлд в нижнем белье? В какой-то момент каждый из нас может ощутить себя затюканным и никому не нужным аптекарем, и напоминание, что рядом всегда может оказаться томная красотка, а потому унывать нельзя, не помешает. Как и знание того, что кодекс ниндзя позволяет измазать дерьмом собственность противника, так как это — величайшее оскорбление.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew Over The Cuckoo’s Nest, 1975)

Режиссер: Милош Форман

В главных ролях: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон, Кристофер Ллойд

О чем: для всех, кто читал роман Кена Кизи, сюжет известен. Преступник Рэндл Патрик МакМерфи переправлен в психиатрическую больницу на экспертизу. Упрямый, твердолобый и свободолюбивый Рэндл сталкивается с тоталитаризмом старшей медсестры Милдред. Так начинается борьба одного человека с режимом, и сначала все идет хорошо. Рэндл заводит дружбу с медперсоналом, облегчает условия в больнице, сближается с пациентом по кличке Вождь. Но вскоре его попытки разбиваются об осознание, что все пациенты находятся в лечебнице добровольно. Бунт провален, свобода МакМерфи под вопросом.

Промучился: Джек Николсон гениально играет человека, который все же пытается оставить последнее слово за собой. Но мы знаем — эти попытки осуществить ему не удастся. Те, кому известен финал фильма (хочется обойтись без спойлеров), согласятся со мной, что его герой все же промучился-отмучился. А вот счастливый это конец или нет — решать каждому.

Почему: все очень просто. По моему скромному мнению, это один из немногих фильмов, которые получились лучше книги. И хотя роман Кена Кизи считается современной классикой, я еле вытерпела, читая его (отмучилась, так сказать). А вот фильм лег удивительно легко, несмотря на свой тяжелый сюжет. Многочисленные награды это подтверждают. Став главным событием кинематографической осени 1975 года, фильм получил хорошую прессу и весьма благоприятные отзывы критики. После того, как в январе 1976 года «Пролетая над гнездом кукушки» выиграл «Большую пятёрку» «Золотого глобуса» (единственный раз в истории этой премии), он стал фаворитом и в гонке за «Оскарами», и там получил пять статуэток. «Пролетая над гнездом кукушки» — один из первых фильмов «новой голливудской волны» и более чем достойный ее представитель.

«Сколько у тебя?» (What’s Your Number, 2011)

Режиссер: Марк Майлод

В главных ролях: Анна Фэрис, Крис Эванс, Крис Пратт, Мартин Фриман

О чем: Элли — неудачница. У нее было много парней, но она так и не нашла свою любовь. Была работа, которая, впрочем не приносила ей удовольствия, и дурацкое хобби. А еще она прочитала в журнале, что женщина, переспавшая с 20 парнями, ни за что не выйдет замуж. Что делать — ведь у Элли их 19. Бухать! А наутро проснуться в обнимку с бывшим боссом и осознать, что теперь ей придется искать судьбу среди одного из бывших. В поиски вмешивается новый сосед Элли — Колин.

Промучился: можно сказать, что Элли мучилась, мучилась в поисках идеального парня, и отмучилась. Но тут можно и перевернуть — Элли в конце фильма забивает на все правила и принимает самостоятельное решение. Так сказать, перестает мучиться от каких-то навязанных принципов и правил. И правильно!

Почему: потому что Крис Эванс ушел в серьезное кино, и в романтических комедиях его не так часто теперь увидишь. Потому что лично я в восторге от Анны Фэрис. А тут еще и муженек её появляется (Крис Пратт). Ну, и эпизод с Мартином Фриманом фееричен. Кто-то скажет: типичная американская комедия на один раз. Отвечу — ну и пусть! Но зато весело. И поучительно. И Крис Эванс. (Или это я уже сказала?)