Кинорулетка: Оттуда и туда
15 апреля 2016
Наша традиционная игра продолжается: выбираем слово, загадываем фильм и советуем вам его посмотреть.
Напоминаем наши правила: мы выбираем слово совершенно случайным образом, вспоминаем соответствующие ему фильмы, которые хотим вам посоветовать-освежить в памяти. В этот раз на кнопку генератора слов нажимала Ксения Рудич: выпало «оттуда». Из-за многообразия однотипных вариантов пришлось бить себя по рукам и как-то разнообразить нашу палитру. Считаем — получилось!
«Гавр» (Le Havre, 2011)
Режиссер: Аки Каурисмяки
В главных ролях: Андре Вильм, Кати Оутинен, Жан-Пьер Дарруссен
О чем: Гавр — маленький городок на севере Франции. Именно здесь доживает жизнь бывший писатель и представитель богемы, а ныне чистильщик обуви Марсель. У Марселя простая жизнь — любимая жена, скучная работа и бар, но его все устраивает. В его размеренную старость случайно вмешивается мальчик-беженец из Африки. Марселю надо спасти мальчика от бюрократии, между тем его жена заболевает. Удастся ли мальчику попасть в Лондон — мы узнаем только в конце фильма.
Оттуда: оба главных героя попадают под эту характеристику и попадают из своего «оттуда» в Гавр. «Оттуда» Марселя — былая богемная жизнь, «оттуда» мальчика — жестокая Африка. Им вместе надо пройти отрезок пути, чтобы в итоге найти своё «туда».
Почему: это один из первых художественных фильмов, который заговорил о проблеме беженцев. Итог мы с вами знаем — Золотой Берлинский Медведь 2016 у Джанфранко Рози. Фильмы можно противопоставить друг другу: первый форпост Европы для беженцев — Лампедуза против последнего, мальчик беженец в Европейской среде и мальчик итальянец рядом с беженцами. Одно «но» — как два этих мира пересекаются. В «Гавре» режиссеру удалось не только «подружить» главных героев, но и придумать им счастливый конец. Потому что тогда, в далеком 2011, это было еще возможно.
«Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz, 1939)
Режиссер: Виктор Флеминг
В главных ролях: Джуди Гарлэнд, Фрэнк Морган, Рэй Болджер, Берт Лар, Джек Хейли
О чем: мы, слава Богу, а точнее, Волкову, в измененном виде, но знакомы с историей Дороти. Девочка из Канзаса из-за урагана попадает в волшебную страну Оз, где своим появлением убивает злую ведьму. По дороге к Волшебнику она находит новых друзей — Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва. Ну и, конечно, волшебник должен вернуть девочку домой, и выполнить желания друзей.
Оттуда: из Канзаса, откуда же еще. Дороти и Тотошка, сами того не зная, попадают в волшебную страну. И уже оттуда (снова оттуда) им надо вернуться домой. Было бы еще все так просто :)
Почему: послушайте, это же просто классика. Красные башмачки, революция в производстве фильма, участие в Каннском фестивале. Фильм стал самой дорогостоящей постановкой того времени. Съёмки продолжались 136 дней, а до этого 300 дней ушло на изготовление декораций. Ууух! Сейчас столько кино не снимают! Еще мы все любим музыку и песни оттуда (кстати, они получили «Оскара»). А многие творцы до сих пор вдохновляются классическими образами — далеко ходить не надо: Энни Лейбовиц сотворила из Киры Найтли прекрасную Дороти.
«Побег из Нью-Йорка» (Escape from New York, 1981)
Режиссер: Джон Карпентер
В ролях: Курт Рассел, Ли Ван Клиф, Эрнест Боргнайн, Дональд Плезенс, Айзек Хейз
О чем: в ближайшем будущем (в 1997 году) Манхэттен стал тюрьмой строгого режима, бежать оттуда не стоит и пытаться. А уж проникать туда — затея полностью безумная; и, конечно, фик найдешь такого отчаянного. Но когда над тюрьмой сбивают президентский самолет, а местный криминалитет требует у правительства выкуп — тут приходится искать самоубийцу, который бы рискнул президента спасти. И вот уже за обещание помилования смертник Змей Плисскен, бывший спецназовец, а ныне неудавшийся грабитель, готов рискнуть. Да и выбора у него нет: чтобы Змей точно вернулся с президентом, в него под кожей — микровзрывчатка, которая меньше чем через сутки оторвет ему голову.
Оттуда: из Нью-Йорка. В 1997 году Нью-Йорк, знаете ли, не то место, в котором хорошо остаться надолго — даже Змею Плисскену.
Почему: во-первых, это культовый фильм. Тот случай, когда не надо объяснять — надо смотреть.
Во-вторых, это один из фантастических фильмов, который за 35 лет не так чтобы плохо постарел — дистопические фильмы вообще лучше переживают годы, чем фильмы о высоких технологиях.
В-третьих, Змей Плисскен.
Правда, посмотрите, пока в Голливуде какой-нибудь римейк с Джастином, прости госсподи, Бибером не сняли.
«Напролом» (Lockout, 2012)
Режиссер: Джеймс Мэтер, Стивен Ст. Леджер
В ролях: Гай Пирс, Мэгги Грейс, Винсент Риган, Джозеф Гилган, Питер Стормаре
О чем: в ближайшем будущем (в 2079 году) преступников будут содержать в частной тюрьме на орбите — в анабиозе, тишине и спокойствии. Только, конечно, стоит дочери президента США отправиться туда с инспекцией на предмет гуманности обращения с заключенными — как немедленно все полетит в тартарары. И вот уже тюрьма захвачена заключенными, и только осужденный преступник — а ранее спецагент — Сноу может её спасти.
Оттуда: из орбитальной тюремной станции MS One — наверное, понятно, почему это не лучшее место для жизни.
Почему: надеюсь, кто-то уже приметил, как «Напролом» похож на «Побег из Нью-Йорка»? Да, похож; они в чем-то практически близнецы. Что, в общем, и заставляет меня любить «Напролом» ничуть не меньше, чем «Побег…» в детстве; я просто люблю, когда крутой (анти)герой откуда-то бежит и кого-то спасает.
И шутит — это очень важно. «Его звали Фак Ю. Китаец, наверное».
«Спасительный рассвет» (Rescue Dawn, 2006)
Режиссер: Вернер Херцог
В ролях: Кристиан Бэйл, Стив Зан, Зак Гренье, Маршалл Белл
О чем: Херцог сделал фильм на основе своего же документального фильма. «Малыш Дитер должен летать» стал полной историей реального Дитера Денглера, немца, который просто хотел быть пилотом. Он служил в ВМФ США во время войны во Вьетнаме, во время первого же своего вылета был сбит над Лаосом, попал в руки боевиков Патет Лао; после отказа подписать документ, который осуждал агрессию США, подвергся пыткам. В лагере военнопленных он узнает, что жить им всем осталось недолго — охране куда проще перебить их всех да вернуться в свою деревню; и Дитер начинает планировать побег.
Оттуда: Денглер, которого играет Кристиан Бэйл, собираетcя бежать из лагеря военнопленных; оттуда правда лучше сбежать как можно быстрее.
Почему: как всегда у Херцога — съемки проходили весело. Исполнители главных ролей голодали и худели (Бэйлу после «Машиниста», впрочем, не привыкать) — а Херцог, солидарности ради, худел вместе с ними. Собственно Бэйл ел живых личинок. Никаких трейлеров или прилично оборудованных жилищ на съемках не было — все приближено к реальности. Херцог после не уставал всем рассказывать, что в сравнении с реальной жизнью и его же документальным фильмом тут — не пытки, а пикник.
Но, собственно, фильм надо смотреть не ради анекдотов со съемок (хотя ради этого стоит послушать аудиокомментарий Херцога к фильму). Фильм надо смотреть потому, что это прекрасная иллюстрация возможностей человека и его же воли; мастерски поставленная, адски тяжелая (документальный фильм еще тяжелее), отлично сыгранная — и просто, знаете ли, хорошее кино с правильным посылом.
«Три икса» (xXx, 2002)
Режиссер: Роб Коэн
В ролях: Вин Дизель, Азия Ардженто, Мартон Чокаш, Сэмюэл Л. Джексон
О чем: любитель экстрима Ксандер Кейдж благодаря своему умению летать на машинах с обрыва становится привилегированным шпионом, едет в Прагу и влюбляется в Азию Ардженто.
Оттуда: на то, как неповоротливый тугодум из Америки вписывается в роскошные пражские пейзажи и интерьеры, можно смотреть бесконечно. Как и на то, как роковая европейская красотка пытается сбежать в страну своей мечты. Спору нет, методы достижения целей герои выбирают довольно спорные, да и сюжет картины оригинальностью не отличается, но пока Вин Дизель не вынырнет из Влтавы и не пробурчит что-то о своих заветных Бора Бора, зрителя от экрана не оторвать.
Почему: потому что в следующем году нас ждет возвращение Ксандера Кейджа, потому что никто не носит ботфорты так, как Азия Ардженто, потому, что фильмов с Прагой в главной роли не так уж и много.
«Звездный десант» (Starship Troopers, 1997)
Режиссер: Пол Верховен
В ролях: Каспер Ван Дин, Дениз Ричардс, Нил Патрик Харрис, Дина Мейер
О чем: о том, что оставаться человеком надо всегда, даже если вокруг — одни тараканы.
Оттуда: как и все фильмы Пола Верховена, «Звездный десант» — история о том, как кто-то куда-то пришел, обнаружил проблему и успешно ее решил.
Почему: режиссер не так часто радовал фанатов своими картинами, и «Звездный десант», как и «Вспомнить все», и «Основной инстинкт» можно смело называть фильмами нашего детства, которые формировали восприимчивые умы. Признайте, вы до сих пор помните, что главного героя зовут Рико!
«Гостья из будущего» (1984)
Режиссер: Павел Арсенов
В ролях: Наталья Гусева (Мурашкевич), Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов
О чем: Алиса Селезнёва, три Коли из «шестого-В», миелофон, космические пираты и машина времени. Нет, ну правда, вам нужно рассказывать, о чём «Гостья из будущего»?
Оттуда: из того самого прекрасного далёка, которое уже никогда не наступит.
Почему: «Гостья из будущего» была снята в один год с первым «Терминатором» (1984), а вышла на советские телеэкраны в том же году, когда за океаном состоялась премьера первой части «Назад в будущее» (1985), но именно телефильму Павла Арсенова по книге Кира Булычева суждено навсегда остаться в наших сердцах самой любимой, самой романтичной и самой родной историей про путешествия во времени. Несмотря на запредельную наивность и ужасное качество съемок (особенно в сравнении с вышеназванными голливудскими ровесниками), щемящее чувство ностальгии заставляет пересматривать этот мини-сериал снова и снова. А Алиса Селезнёва в исполнении Наташи Гусевой до сих пор остаётся главной девушкой-героиней за всю историю советского и российского кинематографа.
«Бриллиантовая рука» (1968)
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная
О чем: Семён Семёнович Горбунков возвращается из заграничной туристической поездки с загипсованной рукой, но гипс не простой, а бриллиантовый — с контрабандными драгоценностями. Но вы ведь и сами всё знаете…
Оттуда: именно оттуда, то есть из практически недоступной тогда «заграницы», Семён Семёныч возвращается совсем другим человеком.
Почему: современному зрителю, конечно, уже не так понятны советские реалии, но гайдаевский юмор универсален, поэтому «Бриллиантовая рука» не устареет никогда. А в наши непростые времена вся эта история становится снова всё более актуальной.
— Твоё? — Моё!.. — Откуда? — Оттуда!..
Выбор Владислава Пастернака
«Красная жара» (Red Heat, 1988)
Режиссер: Уолтер Хилл
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Джеймс Белуши, Эд О'Росс, Лоренс Фишбёрн, Джина Гершон
О чем: доблестный советский милиционер Иван Данко отправляется в командировку в Чикаго, чтобы остановить главу наркомафии. В этом ему поможет местный полицейский.
Оттуда: всё и вся тут откуда-то «оттуда», и уж точно, не отсюда. Иван Данко прибывает «оттуда» — из волшебного, выдуманного, клюквенно-красного USSR, с фантастическим пистолетом, невероятной прической, восхитительными репликами (ставшее мемом «кокаинум» — это тоже оттуда, из «Красной жары»). И «там» — все откуда-то не отсюда, Чикаго середины восьмидесятых, советско-грузинская мафия, трудноразличимый мат с американским акцентом. «Какие ваши доказательства?» Сегодня толком и не поймешь, всерьез это все снималось или нет, но откуда-то оттуда, из головы Уолтера Хилла (продюсер и сценарист, в частности, здорово повлиявший на успех «Чужого»), родился странный, ироничный и брутальный экшн-нуар, навсегда ставший культовым в стране, которую нелепее изображали разве что в «Полицейской академии».
Почему: первый голливудский фильм, съемочной группе которого разрешили съемки на Красной площади. Суперзвезды советского кино Олег Видов и Савелий Крамаров, уехавшие «туда» (и добившиеся, увы и конечно, очень скромных результатов). Одна из ключевых ролей Шварценеггера с точки зрения российского зрителя. Музыка Джеймса Хорнера и Прокофьева. Да впрочем, какие вообще могут быть «почему» относительно «Красной жары»? Потому! Это веха. Один из ключевых боевиков восьмидесятых — как минимум, для нас. Таких русских — что плохих, что хороших — на экране больше не было.
«Апокалипсис» (Apocalypto, 2006)
Режиссер: Мэл Гибсон
В ролях: Руди Янгблад, Далия Эрнандез, Джонатан Брюэр, Моррис Бердйеллоухэд, Карлос Эмилио Баэс
О чем: молодой индеец, по имени Лапа Ягуара вместе с несколькими соплеменниками захвачен соседями, которые ведут пленников в город, чтобы совершить обряд жертвоприношения. Ему удается чудом избежать ритуальной смерти, но лишь для того, чтобы превратиться в живую мишень для охотничьих состязаний. Между тем, его любимая беременная жена нуждается в спасении не меньше, чем он сам.
Оттуда: для нас «оттуда» — вся цивилизация майя. Для цивилизации же майя «оттуда» — мы, европейцы, прибывающие под занавес на своих кораблях и везущие на замену их жестоким богам не менее жестоких наших. В фильме нет ничего из нашего мира или времени: быт, обычаи, язык — все из далекой и древней страны и эпохи. Изображение, звук и авторский стиль — прямо из космоса.
Почему: если вам понравились предыдущие фильмы Гибсона «Храброе сердце» и «Страсти Христовы», первобытное безумие «Апокалипсиса» не оставит вас равнодушными. Маниакально-садистский талант великого режиссера раскрывается здесь во всей красе. Диалоги на мертвом языке, потрясающий фактурный каст, невероятные костюмы и грим, насилие, достойное «Ада каннибалов», — и при этом все тот же эпичный режиссерский почерк, за который мы любим Гибсона.
«Кейт и Лео» (Kate & Leopold, 2001)
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В ролях: Хью Джекман, Мэг Райан, Лив Шрайбер
О чем: Лео, герцог Олбанский, попадает из Нью-Йорка 19 века в Нью-Йорк века 20-го. Там он встречает Кейт, деловую женщину, которой не до романтики и сантиментов. Конечно же, Кейт не сможет устоять перед очарованием джентльмена из прошлого…
Оттуда: из Нью-Йорка прошлого. В противовес «Гостье из будущего» мы взяли героя, который, наоборот, в это будущее прибывает, ошеломляет и ошеломляется. Хотя для Кейт «оттуда» — это уже из Нью-Йорка настоящего.
Почему: простейшая история, простейший сюжет, никаких лютых находок — но не оторваться. Как-то так удачно подобраны и актеры, и тон, что все вместе это — магическая комбинация. Мэг Райан здесь еще та самая лучистая любимица Америки, а Хью Джекман еще в начале голливудской карьеры — и они оба такие очаровательные и милые, что мимими. И еще Любовь, ради которой хоть с моста, хоть в прошлое, хоть в будущее. И да: я теперь всегда в лифте ищу надпись OTIS.
Из забавных связей: позже Хью и Лив сыграют братьев в похождениях Росомахи. Снимет все это Джеймс Мэнголд. Ура и виват мелодрамам, которые объединяют людей!
«Матрица» (The Matrix, 1999)
Режиссеры: Энди и Ларри (Лилли и Лана) Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Кэни-Энн Мосс, Лоренс Фишбёрн. Хьюго Уивинг
О чем: Томас Андерсон — обычный клерк, который внезапно узнает, что Землю захватили машины, которые используют людей как батарейки, и специально для них создали Матрицу — виртуальную реальность. Он же — Нео, избранный, которому суждено эту самую Матрицу победить…
Оттуда: добро пожаловать из Матрицы в реальность, мистер Андерсон!
Почему: Культ Культович Культов. С «Матрицы» начался новый этап в мировом кино. «Матрица» дала толчок новому киноязыку. «Матрица» собрала многое из того, что было наработано до нее, и саккумулировала это так, что абсолютно все идеи и приёмы заиграли на каком-то ином уровне. «Матрица» дала нам Хьюго Уивинга и Лоренса Фишбёрна — не говоря уже о втором дыхании для Киану Ривза. И да, братья, а теперь уже сестры Вачовски, наконец-то, поимели Матрицу, выйдя «оттуда», из гендерного плена.
Ложки, в общем, не существует. Ни туда, ни оттуда.