Кинорулетка: Оттуда и туда

15 апреля 2016

Наша традиционная игра продолжается: выбираем слово, загадываем фильм и советуем вам его посмотреть.

Напоминаем наши правила: мы выбираем слово совершенно случайным образом, вспоминаем соответствующие ему фильмы, которые хотим вам посоветовать-освежить в памяти. В этот раз на кнопку генератора слов нажимала Ксения Рудич: выпало «оттуда». Из-за многообразия однотипных вариантов пришлось бить себя по рукам и как-то разнообразить нашу палитру. Считаем — получилось!


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Гавр» (Le Havre, 2011)

Режиссер: Аки Каурисмяки

В главных ролях: Андре Вильм, Кати Оутинен, Жан-Пьер Дарруссен

О чем: Гавр — маленький городок на севере Франции. Именно здесь доживает жизнь бывший писатель и представитель богемы, а ныне чистильщик обуви Марсель. У Марселя простая жизнь — любимая жена, скучная работа и бар, но его все устраивает. В его размеренную старость случайно вмешивается мальчик-беженец из Африки. Марселю надо спасти мальчика от бюрократии, между тем его жена заболевает. Удастся ли мальчику попасть в Лондон — мы узнаем только в конце фильма.

Оттуда: оба главных героя попадают под эту характеристику и попадают из своего «оттуда» в Гавр. «Оттуда» Марселя — былая богемная жизнь, «оттуда» мальчика — жестокая Африка. Им вместе надо пройти отрезок пути, чтобы в итоге найти своё «туда».

Почему: это один из первых художественных фильмов, который заговорил о проблеме беженцев. Итог мы с вами знаем — Золотой Берлинский Медведь 2016 у Джанфранко Рози. Фильмы можно противопоставить друг другу: первый форпост Европы для беженцев — Лампедуза против последнего, мальчик беженец в Европейской среде и мальчик итальянец рядом с беженцами. Одно «но» — как два этих мира пересекаются. В «Гавре» режиссеру удалось не только «подружить» главных героев, но и придумать им счастливый конец. Потому что тогда, в далеком 2011, это было еще возможно.

«Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz, 1939)

Режиссер: Виктор Флеминг

В главных ролях: Джуди Гарлэнд, Фрэнк Морган, Рэй Болджер, Берт Лар, Джек Хейли

О чем: мы, слава Богу, а точнее, Волкову, в измененном виде, но знакомы с историей Дороти. Девочка из Канзаса из-за урагана попадает в волшебную страну Оз, где своим появлением убивает злую ведьму. По дороге к Волшебнику она находит новых друзей — Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва. Ну и, конечно, волшебник должен вернуть девочку домой, и выполнить желания друзей.

Оттуда: из Канзаса, откуда же еще. Дороти и Тотошка, сами того не зная, попадают в волшебную страну. И уже оттуда (снова оттуда) им надо вернуться домой. Было бы еще все так просто :)

Почему: послушайте, это же просто классика. Красные башмачки, революция в производстве фильма, участие в Каннском фестивале. Фильм стал самой дорогостоящей постановкой того времени. Съёмки продолжались 136 дней, а до этого 300 дней ушло на изготовление декораций. Ууух! Сейчас столько кино не снимают! Еще мы все любим музыку и песни оттуда (кстати, они получили «Оскара»). А многие творцы до сих пор вдохновляются классическими образами — далеко ходить не надо: Энни Лейбовиц сотворила из Киры Найтли прекрасную Дороти.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Побег из Нью-Йорка» (Escape from New York, 1981)

Режиссер: Джон Карпентер

В ролях: Курт Рассел, Ли Ван Клиф, Эрнест Боргнайн, Дональд Плезенс, Айзек Хейз

О чем: в ближайшем будущем (в 1997 году) Манхэттен стал тюрьмой строгого режима, бежать оттуда не стоит и пытаться. А уж проникать туда — затея полностью безумная; и, конечно, фик найдешь такого отчаянного. Но когда над тюрьмой сбивают президентский самолет, а местный криминалитет требует у правительства выкуп — тут приходится искать самоубийцу, который бы рискнул президента спасти. И вот уже за обещание помилования смертник Змей Плисскен, бывший спецназовец, а ныне неудавшийся грабитель, готов рискнуть. Да и выбора у него нет: чтобы Змей точно вернулся с президентом, в него под кожей — микровзрывчатка, которая меньше чем через сутки оторвет ему голову.

Оттуда: из Нью-Йорка. В 1997 году Нью-Йорк, знаете ли, не то место, в котором хорошо остаться надолго — даже Змею Плисскену.

Почему: во-первых, это культовый фильм. Тот случай, когда не надо объяснять — надо смотреть.

Во-вторых, это один из фантастических фильмов, который за 35 лет не так чтобы плохо постарел — дистопические фильмы вообще лучше переживают годы, чем фильмы о высоких технологиях.

В-третьих, Змей Плисскен.

Правда, посмотрите, пока в Голливуде какой-нибудь римейк с Джастином, прости госсподи, Бибером не сняли.

«Напролом» (Lockout, 2012)

Режиссер: Джеймс Мэтер, Стивен Ст. Леджер

В ролях: Гай Пирс, Мэгги Грейс, Винсент Риган, Джозеф Гилган, Питер Стормаре

О чем: в ближайшем будущем (в 2079 году) преступников будут содержать в частной тюрьме на орбите — в анабиозе, тишине и спокойствии. Только, конечно, стоит дочери президента США отправиться туда с инспекцией на предмет гуманности обращения с заключенными — как немедленно все полетит в тартарары. И вот уже тюрьма захвачена заключенными, и только осужденный преступник — а ранее спецагент — Сноу может её спасти.

Оттуда: из орбитальной тюремной станции MS One — наверное, понятно, почему это не лучшее место для жизни.

Почему: надеюсь, кто-то уже приметил, как «Напролом» похож на «Побег из Нью-Йорка»? Да, похож; они в чем-то практически близнецы. Что, в общем, и заставляет меня любить «Напролом» ничуть не меньше, чем «Побег…» в детстве; я просто люблю, когда крутой (анти)герой откуда-то бежит и кого-то спасает.

И шутит — это очень важно. «Его звали Фак Ю. Китаец, наверное».

«Спасительный рассвет» (Rescue Dawn, 2006)

Режиссер: Вернер Херцог

В ролях: Кристиан Бэйл, Стив Зан, Зак Гренье, Маршалл Белл

О чем: Херцог сделал фильм на основе своего же документального фильма. «Малыш Дитер должен летать» стал полной историей реального Дитера Денглера, немца, который просто хотел быть пилотом. Он служил в ВМФ США во время войны во Вьетнаме, во время первого же своего вылета был сбит над Лаосом, попал в руки боевиков Патет Лао; после отказа подписать документ, который осуждал агрессию США, подвергся пыткам. В лагере военнопленных он узнает, что жить им всем осталось недолго — охране куда проще перебить их всех да вернуться в свою деревню; и Дитер начинает планировать побег.

Оттуда: Денглер, которого играет Кристиан Бэйл, собираетcя бежать из лагеря военнопленных; оттуда правда лучше сбежать как можно быстрее.

Почему: как всегда у Херцога — съемки проходили весело. Исполнители главных ролей голодали и худели (Бэйлу после «Машиниста», впрочем, не привыкать) — а Херцог, солидарности ради, худел вместе с ними. Собственно Бэйл ел живых личинок. Никаких трейлеров или прилично оборудованных жилищ на съемках не было — все приближено к реальности. Херцог после не уставал всем рассказывать, что в сравнении с реальной жизнью и его же документальным фильмом тут — не пытки, а пикник.

Но, собственно, фильм надо смотреть не ради анекдотов со съемок (хотя ради этого стоит послушать аудиокомментарий Херцога к фильму). Фильм надо смотреть потому, что это прекрасная иллюстрация возможностей человека и его же воли; мастерски поставленная, адски тяжелая (документальный фильм еще тяжелее), отлично сыгранная — и просто, знаете ли, хорошее кино с правильным посылом.


Выбор Алисы Пономаревой
Алиса Пономарёва

«Три икса» (xXx, 2002)

Режиссер: Роб Коэн

В ролях: Вин Дизель, Азия Ардженто, Мартон Чокаш, Сэмюэл Л. Джексон

О чем: любитель экстрима Ксандер Кейдж благодаря своему умению летать на машинах с обрыва становится привилегированным шпионом, едет в Прагу и влюбляется в Азию Ардженто.

Оттуда: на то, как неповоротливый тугодум из Америки вписывается в роскошные пражские пейзажи и интерьеры, можно смотреть бесконечно. Как и на то, как роковая европейская красотка пытается сбежать в страну своей мечты. Спору нет, методы достижения целей герои выбирают довольно спорные, да и сюжет картины оригинальностью не отличается, но пока Вин Дизель не вынырнет из Влтавы и не пробурчит что-то о своих заветных Бора Бора, зрителя от экрана не оторвать.

Почему: потому что в следующем году нас ждет возвращение Ксандера Кейджа, потому что никто не носит ботфорты так, как Азия Ардженто, потому, что фильмов с Прагой в главной роли не так уж и много.

«Звездный десант» (Starship Troopers, 1997)

Режиссер: Пол Верховен

В ролях: Каспер Ван Дин, Дениз Ричардс, Нил Патрик Харрис, Дина Мейер

О чем: о том, что оставаться человеком надо всегда, даже если вокруг — одни тараканы.

Оттуда: как и все фильмы Пола Верховена, «Звездный десант» — история о том, как кто-то куда-то пришел, обнаружил проблему и успешно ее решил.

Почему: режиссер не так часто радовал фанатов своими картинами, и «Звездный десант», как и «Вспомнить все», и «Основной инстинкт» можно смело называть фильмами нашего детства, которые формировали восприимчивые умы. Признайте, вы до сих пор помните, что главного героя зовут Рико!


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Гостья из будущего» (1984)

Режиссер: Павел Арсенов

В ролях: Наталья Гусева (Мурашкевич), Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов

О чем: Алиса Селезнёва, три Коли из «шестого-В», миелофон, космические пираты и машина времени. Нет, ну правда, вам нужно рассказывать, о чём «Гостья из будущего»?

Оттуда: из того самого прекрасного далёка, которое уже никогда не наступит.

Почему: «Гостья из будущего» была снята в один год с первым «Терминатором» (1984), а вышла на советские телеэкраны в том же году, когда за океаном состоялась премьера первой части «Назад в будущее» (1985), но именно телефильму Павла Арсенова по книге Кира Булычева суждено навсегда остаться в наших сердцах самой любимой, самой романтичной и самой родной историей про путешествия во времени. Несмотря на запредельную наивность и ужасное качество съемок (особенно в сравнении с вышеназванными голливудскими ровесниками), щемящее чувство ностальгии заставляет пересматривать этот мини-сериал снова и снова. А Алиса Селезнёва в исполнении Наташи Гусевой до сих пор остаётся главной девушкой-героиней за всю историю советского и российского кинематографа.

«Бриллиантовая рука» (1968)

Режиссер: Леонид Гайдай

В ролях: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная

О чем: Семён Семёнович Горбунков возвращается из заграничной туристической поездки с загипсованной рукой, но гипс не простой, а бриллиантовый — с контрабандными драгоценностями. Но вы ведь и сами всё знаете…

Оттуда: именно оттуда, то есть из практически недоступной тогда «заграницы», Семён Семёныч возвращается совсем другим человеком.

Почему: современному зрителю, конечно, уже не так понятны советские реалии, но гайдаевский юмор универсален, поэтому «Бриллиантовая рука» не устареет никогда. А в наши непростые времена вся эта история становится снова всё более актуальной.

— Твоё? — Моё!.. — Откуда? — Оттуда!..


Выбор Владислава Пастернака
Владислав Пастернак

«Красная жара» (Red Heat, 1988)



Режиссер: Уолтер Хилл

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Джеймс Белуши, Эд О'Росс, Лоренс Фишбёрн, Джина Гершон

О чем: доблестный советский милиционер Иван Данко отправляется в командировку в Чикаго, чтобы остановить главу наркомафии. В этом ему поможет местный полицейский.

Оттуда: всё и вся тут откуда-то «оттуда», и уж точно, не отсюда. Иван Данко прибывает «оттуда» — из волшебного, выдуманного, клюквенно-красного USSR, с фантастическим пистолетом, невероятной прической, восхитительными репликами (ставшее мемом «кокаинум» — это тоже оттуда, из «Красной жары»). И «там» — все откуда-то не отсюда, Чикаго середины восьмидесятых, советско-грузинская мафия, трудноразличимый мат с американским акцентом. «Какие ваши доказательства?» Сегодня толком и не поймешь, всерьез это все снималось или нет, но откуда-то оттуда, из головы Уолтера Хилла (продюсер и сценарист, в частности, здорово повлиявший на успех «Чужого»), родился странный, ироничный и брутальный экшн-нуар, навсегда ставший культовым в стране, которую нелепее изображали разве что в «Полицейской академии».

Почему: первый голливудский фильм, съемочной группе которого разрешили съемки на Красной площади. Суперзвезды советского кино Олег Видов и Савелий Крамаров, уехавшие «туда» (и добившиеся, увы и конечно, очень скромных результатов). Одна из ключевых ролей Шварценеггера с точки зрения российского зрителя. Музыка Джеймса Хорнера и Прокофьева. Да впрочем, какие вообще могут быть «почему» относительно «Красной жары»? Потому! Это веха. Один из ключевых боевиков восьмидесятых — как минимум, для нас. Таких русских — что плохих, что хороших — на экране больше не было.

«Апокалипсис» (Apocalypto, 2006)



Режиссер: Мэл Гибсон

В ролях: Руди Янгблад, Далия Эрнандез, Джонатан Брюэр, Моррис Бердйеллоухэд, Карлос Эмилио Баэс

О чем: молодой индеец, по имени Лапа Ягуара вместе с несколькими соплеменниками захвачен соседями, которые ведут пленников в город, чтобы совершить обряд жертвоприношения. Ему удается чудом избежать ритуальной смерти, но лишь для того, чтобы превратиться в живую мишень для охотничьих состязаний. Между тем, его любимая беременная жена нуждается в спасении не меньше, чем он сам.

Оттуда: для нас «оттуда» — вся цивилизация майя. Для цивилизации же майя «оттуда» — мы, европейцы, прибывающие под занавес на своих кораблях и везущие на замену их жестоким богам не менее жестоких наших. В фильме нет ничего из нашего мира или времени: быт, обычаи, язык — все из далекой и древней страны и эпохи. Изображение, звук и авторский стиль — прямо из космоса.

Почему: если вам понравились предыдущие фильмы Гибсона «Храброе сердце» и «Страсти Христовы», первобытное безумие «Апокалипсиса» не оставит вас равнодушными. Маниакально-садистский талант великого режиссера раскрывается здесь во всей красе. Диалоги на мертвом языке, потрясающий фактурный каст, невероятные костюмы и грим, насилие, достойное «Ада каннибалов», — и при этом все тот же эпичный режиссерский почерк, за который мы любим Гибсона.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Кейт и Лео» (Kate & Leopold, 2001)

Режиссер: Джеймс Мэнголд

В ролях: Хью Джекман, Мэг Райан, Лив Шрайбер

О чем: Лео, герцог Олбанский, попадает из Нью-Йорка 19 века в Нью-Йорк века 20-го. Там он встречает Кейт, деловую женщину, которой не до романтики и сантиментов. Конечно же, Кейт не сможет устоять перед очарованием джентльмена из прошлого…

Оттуда: из Нью-Йорка прошлого. В противовес «Гостье из будущего» мы взяли героя, который, наоборот, в это будущее прибывает, ошеломляет и ошеломляется. Хотя для Кейт «оттуда» — это уже из Нью-Йорка настоящего.

Почему: простейшая история, простейший сюжет, никаких лютых находок — но не оторваться. Как-то так удачно подобраны и актеры, и тон, что все вместе это — магическая комбинация. Мэг Райан здесь еще та самая лучистая любимица Америки, а Хью Джекман еще в начале голливудской карьеры — и они оба такие очаровательные и милые, что мимими. И еще Любовь, ради которой хоть с моста, хоть в прошлое, хоть в будущее. И да: я теперь всегда в лифте ищу надпись OTIS.

Из забавных связей: позже Хью и Лив сыграют братьев в похождениях Росомахи. Снимет все это Джеймс Мэнголд. Ура и виват мелодрамам, которые объединяют людей!

«Матрица» (The Matrix, 1999)

Режиссеры: Энди и Ларри (Лилли и Лана) Вачовски

В ролях: Киану Ривз, Кэни-Энн Мосс, Лоренс Фишбёрн. Хьюго Уивинг

О чем: Томас Андерсон — обычный клерк, который внезапно узнает, что Землю захватили машины, которые используют людей как батарейки, и специально для них создали Матрицу — виртуальную реальность. Он же — Нео, избранный, которому суждено эту самую Матрицу победить…

Оттуда: добро пожаловать из Матрицы в реальность, мистер Андерсон!

Почему: Культ Культович Культов. С «Матрицы» начался новый этап в мировом кино. «Матрица» дала толчок новому киноязыку. «Матрица» собрала многое из того, что было наработано до нее, и саккумулировала это так, что абсолютно все идеи и приёмы заиграли на каком-то ином уровне. «Матрица» дала нам Хьюго Уивинга и Лоренса Фишбёрна — не говоря уже о втором дыхании для Киану Ривза. И да, братья, а теперь уже сестры Вачовски, наконец-то, поимели Матрицу, выйдя «оттуда», из гендерного плена.

Ложки, в общем, не существует. Ни туда, ни оттуда.