Кинорулетка: Угол

29 апреля 2016

Игра продолжается: редакция выбирает случайное слово и советует фильмы на заданную словом тему.

Как всегда, начнем с правил: с помощью генератора выбираем случайное слово, и каждый из нас вспоминает соответсвующие ему фильмы, которые он любит и мог бы посоветовать посмотреть. Ограничение по времени — 3 года: то есть позднее 2013 года не считается! На кнопочку нажимала Ольга Белик — выпало слово «угол». Ну… эээ… что ж… Ваши варианты ждем в комментариях!


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Блондинка за углом» (1984)

Режиссер: Владимир Бортко

В ролях: Андрей Миронов, Татьяна Догилева, Елена Соловей

О чем: бывший ученый-астрофизик Николай Порываев устраивается грузчиком в ленинградском универсаме, где встречает продавщицу Надю. Николай — человек не от мира сего, Надя же, наоборот — женщина практичная, которая умеет крутиться и действовать по принципу «ты мне — я тебе». Эти двое влюбляются друг в друга — но «два мира, два Де Ниро» не могут сойтись в одной точке надолго…

Угол: капитан Очевидность указывает на название фильма — которое здесь еще и метафора того самого «счастья за поворотом», синей птицы, поймав которую, ты внезапно видишь, что не такая она и красивая, и нужная тебе.

Почему: классика советского кино, разодранная на цитаты. «Главный по тарелочкам» Николай и хваткая королева дефицита Надя — одни из любимых народом работ Андрея Миронова и Татьяны Догилевой. На Миронова можно бесконечно смотреть в любой роли, но тут его недотепистый Николенька очарователен в своей простоте и одновременно пронзительности образа то ли непутевого, то ли никчемного, то ли человека-гения. Сыграй Николеньку кто другой — образ получился бы плоским, но здесь у нас — гамма эмоций (и, пожалуй, даже немножко аванс любви герою).

Сегодня, возможно, моральные ценности фильма покажутся многим смешными, а его акценты сместятся, но кино на самом-то деле не про мораль. Оно — очень яркая иллюстрация типичной проблемы столкновения двух миров, и необязательно даже духовного с материальным, а просто двух людских вселенных.

«Вне поля зрения» (Out of Sight, 1998)

Режиссер: Стивен Содерберг

В ролях: Джордж Клуни, Дженнифер Лопес, Винг Реймз, Дон Чидл

О чем: Джек Фоули сел за ограбления банков. Джеку устроили побег, свидетельницей которого становится федеральный маршал Карен Сиско. Чтобы побег не сорвался, Карен засовывают в багажник машины вместе с Джеком, и во время пути из тюрьмы до финальной точки свободы Карен и Джек успевают очень близко узнать друг друга.

Угол: в прямом и переносном смысле — угол зрения на героев. Помимо отвлекающих внимание маневров, которыми обмениваются Джек и Карен, им приходится знакомиться буквально под углом — скрюченными в багажнике. Возможно, из такого угла грабители, действительно, кажутся лучше. Особенно с внешностью Джорджа Клуни.

Почему: молодые Лопес и Клуни в кадре, камон! Первая — еще не певица, второй — еще не Оушен. Фильм номинировался на «Оскар» за лучший монтаж и адаптированный сценарий (автор книги, по которой снято кино — Элмор Леонард, автор «Джеки Браун» и «Поезда на Юму»). 10 лет спустя фильм признали самым сексуальным в истории кино, назвав «киноафродизиаком»: сцены в багажнике создают максимальное эротическое напряжение у зрителя — а ведь герои там даже не целуются.


Выбор Владислава Пастернака
Владислав Пастернак

«Американская история Х» (American History X, 1998)

Режиссер: Тони Кэй

В ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Фёрлонг, Эйвери Брукс, Файруза Балк, Стейси Кич

О чём: неонацист Дерек Виньярд выходит из тюрьмы после срока за убийство. За время отсидки он разочаровался в идеях расового превосходства. Но пока старший брат сидел, младший пошёл по его стопам, связавшись с той же группировкой, и парня надо вытаскивать из беды.

Угол: эпизод, где Дерек убивает черного гангстера при помощи угла поребрика (для не-петербуржцев — бордюра — прим. ред.), занимает одно из первых мест в моем личном рейтинге самых устрашающих сцен насилия. «Put your fuckin' mouth on the curb». Притом, что всё самое кровавое остается за кадром, фактуру бордюрного камня и силу удара ощущаешь всем существом.

Почему: пожалуй, «Американская история Х» была и остается лучшим фильмом, снятым на данную тему. Многогранный сценарий, убедительно доказывающий, что мир не делится на черное и белое. Потрясающая операторская работа (снимал фильм сам режиссёр) и музыка Энн Дадли. Убийственно харизматичный Эдвард Нортон, вторая и пока последняя удачная работа в кино Эдварда Фёрлонга (первая — «Терминатор 2»). Что любопытно, фильм именно в таком виде любим киноманами, но Тони Кэй не хотел снимать Нортона и согласился лишь потому, что студия выделяла бюджет только под него. В результате финальный монтаж сам Нортон и делал, а Тони Кэй скандалил и пытался снять свое имя с титров.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Магазинчик за углом» (The Shop Around the Corner, 1940)

Режиссер: Эрнст Любич

В ролях: Маргарет Саллаван, Джеймс Стюарт, Фрэнк Морган

О чем: продавец будапештского магазина подарков постоянно спорит и ссорится с продавщицей этого же магазина — и оба не догадываются, что именно друг с другом ведут анонимную переписку по объявлению о знакомстве в газете…

Угол: символ, с одной стороны, близости и понятности ситуации (даром что место действия Будапешт — такое могло произойти где угодно), и, с другой стороны, простоты истории — это не высокая мелодрама, это про обычных людей.

Почему: это то самое миленькое маленькое кино, которое нельзя не любить. 100% положительных отзывов на Гнилых Помидорах — это вам не кот начихал.

Умная, тонкая, хорошая романтическая комедия, причем вообще не стареющая. Потому что люди-то одинаковые — что до войны в Будапеште, что сейчас; только фасоны шляпок меняются.

Для Любича это был важный фильм: фильм-признание в любви и посвящение его отцу, в магазине которого Эрнст работал в юности.

Фильм удостоился не одного ремейка: от радиопьесы с теми же Саллаван и Стюартом до мюзикла «Старым добрым летом» с Джуди Гарланд. Фильм же «Вам письмо» с Томом Хэнксом и Мэг Райан не ремейк фильма, но поставлен по той же пьесе, что и фильм Любича.

«Воин» (The Warrior, 2011)

Режиссер: Гэвин О'Коннор

В ролях: Джоэл Эдгертон, Том Харди, Ник Нолти, Дженнифер Моррисон, Фэнк Грилло

О чем: два брата, не видевшие друг друга много лет, участвуют в турнире по смешанным единоборствам.

Угол: на ринге — или, что здесь будет правильнее, в клетке, в которой происходит поединок — хватает углов. Или вторая трактовка: оба главных героя загнаны в угол, и обоим надо умереть, но выиграть турнир.

Почему: тот самый случай, когда нужно не промахнуться и не посмотреть случайно отечественный не-ремейк (ага, конечно) фильма. Но не будем о грустном.

Очень тяжелый фильм о том, как нас всех может покорежить в детстве — и что во взрослой жизни не факт, что оно само как-то исправится. Фильм по всем лекалам фильма про спорт — но при этом вообще не про спорт; сыгранный так, что сердце надо иметь каменное, чтобы не расплакаться.

Потому что Том Харди, в конце концов.


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Брестская крепость» (2010)

Режиссер: Александр Котт

В ролях: Алексей Копашов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Александр Коршунов, Евгений Цыганов

О чем: история героической обороны Брестской крепости, с нападения на которую фашистов для Советского Союза началась Великая отечественная война.

Угол: продюсер фильма — Игорь Угольников, чьё имя до сих пор ассоциируется с легендарной юмористической программой «Оба-на! Угол-шоу», выходившей на экраны советского и российского телевидения с 1990 по 1995 год.

Почему: «Брестская крепость» остаётся одним из лучших военных фильмов, снятых в современной России. А до выхода «Битвы за Севастополь», по сути, равных «Брестской крепости» не было. Впрочем, оба проекта — копродукция. «Брестскую крепость» снимали совместно с Республикой Беларусь (где, собственно, и находится Брест), а «Битва за Севастополь» вообще почти полностью была произведена на Украине (где до недавнего времени находился Севастополь). Удивительно, но чисто российские фильмы о Великой отечественной оказываются менее удачными, чем картины совместного производства. Так или иначе, «Брестская крепость» — отличное кино, не очень успешно прошедшее в прокате, зато получившее признание зрителей позднее: фильм завоевал две награды народной кинопремии «Жорж» — за лучшую драму и лучший экшн года.


Выбор Алисы Пономаревой
Алиса Пономарёва

«Пипец» (Kick-Ass, 2010)

Режиссер: Мэттью Вон

В ролях: Аарон Тейлор-Джонсон, Хлоя Морец, Марк Стронг, Николас Кейдж

О чем: неказистый очкарик однажды решает стать супергероем. Покупает дурацкий костюм, идет на улицу и в конце концов становится тем, кем хотел, когда видео с его участием попадает на youtube.

Угол: в данном случае угол — это точка зрения одного человека. Помимо главного героя, в фильме есть другие люди, которые считают, что живут в комиксах. И ведь живут! Главное — придумать себе историю, поверить в нее и действовать соответственно образу. Остальное — дело техники, отточенных навыков и популярности в соцсетях.

Почему: потому что режиссер картины — Мэттью Вон, человек, который еще ни разу не промахнулся и не снял чего-то скучного и бессмысленного. Все его фильмы — от «Слоеного торта» до «Пипца» и «Kingsman. Секретная служба» — о людях, которые верят в собственные силы и знают, что могут подчинить себе любые обстоятельства. Откуда бы ты ни пришел, кем бы тебя ни считали окружающие, ты — тот, кем считаешь себя сам.

Kick-Ass к тому же — отличная пародия на все фильмы о супергероях, чистейший фарс и насмешка над самими собой и всей индустрией, квинтэссенция поп-культуры и чудный Аарон Тейлор-Джонсон.

«Мои черничные ночи» (My Blueberry Nights, 2007)

Режиссер: Вонг Кар-Вай

В ролях: Джуд Лоу, Нора Джонс, Натали Портман, Рэйчел Вайс

О чем: меланхоличная и неторопливая (экшн привносит только эпизод с Натали Портман) история о том, как Джуд Лоу ждет любовь всей своей жизни, а Нора Джонс делает то, что ей заблагорассудится. Пока разворачивается действие, на черничном пироге медленно тает мороженое.

Угол: крошечное кафе с русским названием «Ключ» — единственное место, где главный герой чувствует себя дома, где он обретает смысл жизни, где с ним происходят важные вещи и где он, как герой той дурацкой книжки, понимает, что за счастьем далеко ходить не надо, достаточно сидеть на месте и ждать.

Почему: Красивые, неторопливые фильмы, которые можно бросать на середине и возвращаться к ним через месяц — вещь редкая и приятная. Смотреть «Мои черничные ночи» — как смотреть в окно на дождь или наблюдать за тем, как тает мороженое на горячей выпечке. Медитативное, неспешное и красивое действо завораживает своей медлительностью и необязательностью. Тем и прекрасно.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Красный угол» (Red Corner, 1997)

Режиссёр: Джон Эвнет

В главных ролях: Ричард Гир, Бай Лин

О чём: Джек Мур — крутой американский бизнесмен. Он только что закрыл миллионную сделку с китайскими партнерами и, естественно, пускается во все тяжкие. Но на утро он просыпается в окружении полицейских и трупа молодой девушки и обвиняется в убийстве. Девушка оказалась дочкой высокопоставленного генерала, а потому героя ждет смертная казнь. Молодая адвокат, предоставленная ему больше для проформы, настроена против и не верит в невиновность своего подзащитного. Но Муру удается убедить ее в обратном. Дело доходит до суда, на котором решится судьба многих людей.

Угол: красный угол не имеет ничего общего со священным местом в доме. Red corner notice — термин международной юрисдикции, который чаще всего используется Интерполом для разрешения на арест гражданина одного государства в другом.

Почему: несмотря на низкий рейтинг и нерадостные отзывы критиков, фильм интересен с точки зрения значимости кинематографа и на политической арене. Режиссёр Джон Эвнет пошёл на риск и не только незаконно снял несколько сцен прямо в Пекине (да ещё и на 35-мм плёнку): для него были нелегально вывезены из страны видеоматериалы с записями судов и смертных казней. Понятно, что фильм был запрещен для проката в Китае. Любителям процедуралов и хороших судебных боевиков будет интересно наконец-то посмотреть что-то неамериканское. Да и как учебное пособие по международному праву фильм вполне можно включать в учебные программы.

«Мир велик, а спасение поджидает за углом» (Svetat e golyam i spasenie debne otvsyakade, 2008)

Режиссёр: Стефан Командарев

В главных ролях: Мики Манойлович, Карло Льюбек

О чём: история одной семьи со своими взлетами и падениями. Алекс — болгарский подросток. У него есть родители — Васко и Яне. Отец Васко — Бай Дэн опасен для политического режима своими диссидентскими настроениями. Но Васко отказывается шпионить за отцом, а потому вынужден вместе с семьей переехать в Германию. Много лет спустя, после падения коммунистического режима, семья решает навестить дедушку на Родине. Но по дороге в аэропорт они попадают в аварию, Алекс единственный выживает, но теряет память. Бай Дэну придется отправиться к внуку, чтобы не только восстановить его память, но и научить жить и любить каждое мгновение.

Угол: в названии фильма. Спасение за углом — обещание близкого счастья, достаточно лишь дойти до него. Но этот путь не так прост, как кажется.

Почему: это единственный болгарский фильм, вошедший в шорт-лист премии «Оскар» за лучший иностранный фильм. До номинации он так и не добрался, зато победил на многих других киносмотрах в Болгарии, странах СНГ и даже Италии. Трогательный, простой в своих идеях, фильм именно этим и хорош. Он соединяет в себе несколько жанров: и драму, и комедию, и роад-муви, которые довольно искусно переплетены между собой. Некоторые клише, от которых невозможно убежать, не смотрятся, по словам зрителей, чем-то неудачным и неумелым. Поэтому — почему бы и нет?