Концепт. Дизайн. Кино: «Экипаж»

8 июня 2016

Мы продолжаем публикацию цикла материалов о создании визуальных эффектов в современном кино в текстовом и видеоформате — на этот раз разговор пойдет об «Экипаже» Николая Лебедева.

Друзья, привет! Посмотрел отечественный фильм «Экипаж», вышедший на крутой эшелон кассовых сборов для российских кинокартин. Лента произвела на меня исключительное положительное впечатление. Картина снята и поставлена на достаточно высоком уровне и смотрится существенно дороже своего производственного бюджета, что, согласитесь, происходит нечасто. К тому же у ленты крепкий сценарий со штампами в рамках жанра, но которые при этом срабатывают в нужный создателям момент. Так что в общем и целом «Экипаж» удался, а теперь поговорим о частностях.

Оммаж

«Экипаж» Николая Лебедева — не ремейк знаменитого одноименного советского фильма, вышедшего на экраны в 1979, а скорее картина, сделанная, по мотивам и с большим уважением к оригиналу. Но сам Александр Наумович Митта, режиссер советского «Экипажа», собственной персоной появился в эпизодической сцене в новом фильме.

Как и в классической советской картине в фильме Лебедева первая половина фильма знакомит зрителя с героями. А собственно катастрофа — то ради чего зритель идет в кинотеатр на подобные фильмы, происходит ближе к третьему акту. Но ожидание стоит того, к тому же наблюдать за героями даже в привычных обстоятельствах ничуть не скучно. Машков, Козловский и Шакуров вытянут любую сцену. Ну почти…

Съемки

Основная часть съемок проходила в Москве и Подмосковье, а также в Крыму. Кинематографисты уложились в 76 смен. Сцены в московском аэропорте снималась во Внуково, зрелищные же кадры катастрофы группа запечатлела на территории летно-исследовательского института имени Громова. Именно там под руководством художника-постановщика Константина Мельникова были выстроены декорации аэровокзала. Помимо этого кинематографисты пригнали действующие и списанные самолеты. И два самолета — пассажирский ТУ-154 и грузовой АН-12 взорвали по-настоящему, предварительно выдрав авионику и сняв двигатели. Интерьер аэровокзала, обрушавшийся из-за землетрясения, выстраивался, как в павильоне, так и на натурной площадке. В фасадах зданий аэровокзала кинематографисты намеренно использовали много зеркального стекла, чтобы получить эффектные отражения огня и взрывов.

Зрелищные сцены на земле снимались одновременно на 5−10 камер крупными блоками без частых перестановок. Ну и о каких перестановках может идти речь, когда самолет выгорает за 15 минут. В подобной работе ключевую роль играет тщательное планирование, качественный подготовительный период. По словам специалиста по спецэффектам Игоря Титова, у них было полгода подготовки. Они даже присутствовали на читках сценария. Неслыханная щедрость со стороны продюсеров для нашего кино. От того и результат близкий к голливудскому.

На площадке все тщательно просчитывалось и проговаривалось. Каждый пиротехник отвечал за конкретный участок, определенных актеров и участников массовки. Ошибиться было смерти подобно. Во-первых, люди, во-вторых действующие самолеты, которые нельзя портить.

Гидравлика

Кадры внутри салона и кабине пилотов снимались в декорациях, которые устанавливали на гидравлические кардановы подвесы или гимбалы. Экипаж — не первый российский проект, где используются гидравлические гимбалы. Тем не менее Экипаж — это фильм с самой масштабной подобной установкой в отечественном кино. Гимбал грузоподъемностью 40 тонн и с пятикратным запасом прочности достигал 25 метров в длину и 6,5 в ширину. У заокеанского Экипажа с Дензелом Вашингтоном в главной роли был схожий агрегат для имитации полета, который управлялся с компьютера. Помимо кардановых подвесов специалисты собрали мощную поливальную установку способную накрывать водой полноразмерный самолет.

Визуальные эффекты

В фильме 1500 планов с визуальными эффектами, которые создавались в студии CG Factory под руководством Александра Горохова и Сергея Невшупова. На все про все у студии было около пяти месяцев. Для такого объема — это очень сжатые сроки даже по голливудским меркам, где есть возможность рекрутировать лучших из лучших пачками.

Тем не менее, GF Factory справились. Пайплайн студии выстроен вокруг Houdini. Из интересностей внимания заслуживает система виртуализации ViewGA для выстраивания полностью компьютерных планов. Впервые она была опробована на картине «Он-Дракон». После на «Экипаже», в настоящий момент на картине «Время первых».

ViewGA представляет собой аналог системы simulcam. Она совмещает виртуальные декорации и актеров в одном кадре с последующим выводом полученного изображения на плейбэк. Отслеживание камеры относительно маркеров происходит в режиме реального времени благодаря программно-аппаратному трекингу. В процессе участвуют дополнительные камеры. Собранная информация обрабатывается в режиме реального времени в трехмерном редакторе и передается виртуальной камере с заранее подготовленными ассетами сцены. в конечном итоге режиссер видит на экране нечто вроде поствиза. Очень удобно, когда требуется выстроить кадр и определиться с движением камеры в плане с графикой, которая будет создаваться месяцы спустя.

В Голливуде инструмент активно используется с 2004 года. В свое время прототип был создан Робом Легато для фильма «Авиатор». Звездный же час пробил несколько позднее с выходом «Аватара». Сейчас ни один блокбастер не обходится без подобной технологии.

Помимо очевидных планов с графикой, таких как лава, стекающая по склонам горы, горный пейзаж острова или ночные кадры с дозаправкой в воздухе. Студия меняла фоны и небо, вычищало лишнее оборудование из кадров. Одним слово проделывала гигантский объем неочевидных эффектов, без которых кино также не получилось бы.

Видеообзор

Смотрите полную версию обзора в видеосюжете: