Концепт. Дизайн. Кино: Фильм без склейки

3 июля 2016

Мы продолжаем рассказывать о секретах создания визуальных эффектов, на этот раз речь пойдет о сценах, снятых одним планом.

Кино — это искусство, в котором изображение играет ключевую роль при построении кинопроизведения. Современные кинорежиссеры обладают широчайшим набором художественно-выразительных средств. И сегодня я расскажу об одном из наиболее ярких, эффектных и технически непростых приемов, на который публика и специалисты всегда обращают внимание.

Да, речь пойдет о съемке продолжительным планом со свободным перемещением камеры без видимых монтажных склеек. Что может быть круче и азартнее для оператора и режиссера? Особенно для молодого, которому так хочется удивить? Предлагаю вспомнить ряд фильмов, где этот прием использован с умом, талантом и пониманием ремесла. Но начнем с истоков и двинем в хронологической последовательности. Так что никаких топов.

Первым фильмом в истории мирового кино с продолжительным беспрерывным проездом камеры стал наш «Веселые ребята» (1934). Стыки между проездами маскировались темными предметами на переднем плане, которые в конце проезда полностью перекрывали кадр. Ну и следующий проезд камера начинала с темного предмета. При этом один из участков проезда снимался дважды — сначала камера, развернутая под углом 90 градусов, двигалась в одном направлении, а после перекрытия предметом разворачивалась и двигалась в обратном. Отмечу, что камеру перемещали по деревянным рельсам, а ее горизонтальное положение обеспечивал маятниковый штатив. Прием стал популярным и был подхвачен другими советскими кинематографистами, но настолько длинного проезда никто из них не повторил.

Продолжение — в видеообзоре.