Кинорулетка: Лозунг

19 августа 2016

Выдумали игру и продолжаем в нее играть: выбираем слово и рекомендуем подходящие по ассоциациям ему фильмы.

Наши правила: с помощью генератора выбираем слово и вспоминаем фильмы, которые этому слову, по нашему мнению, подходят и которые мы хотим порекомендовать. Все, что не выдерживает трехлетнего срока давности, не берем!

Кнопка Случайности выдала слово ЛОЗУНГ. Даешь хорошие фильмы про лозунги! Память, не подвди! Читатель — читай, «шарь», репости!


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Грязная кампания за честные выборы» (The Campaign, 2012)

Режиссёр: Джей Роуч

В ролях: Уилл Феррелл, Зак Галифианакис, Джейсон Судейкис

О чём: Кэм Брэди и Марти Хаггинс конкурируют за место в Палате представителей от Северной Каролины. И делают это не очень честно, скажем прямо.

Лозунг: политики, они такие — много многообещающих лозунгов, из которых на деле выполняются далеко не все.

Почему: Я не очень люблю Феррела, зато очень люблю Галифианакиса (за «Между двумя папоротниками» в том числе). И я не очень люблю политику, но люблю весёлые фильмы. И, по-моему, главная заслуга создателей — они покусились на святая святых в Америке — демократию и выборы. И сделали это за 4 года до того, как реальная политика стала комедией (спасибо Дональду Трампу).

«Я стреляла в Энди Уорхола» (I Shot Andy Warhol, 1995)

Режиссёр: Мэри Хэррон

В ролях: Лили Тейлор, Джаред Харрис, Марта Плимптон

О чём: реальная история о лесбиянке Валери Соланас, которая действительно пыталась убить Энди Уорхола за то, что тот потерял рукопись её пьесы.

Лозунг: как и всякая феминистка, Валери не обошлась в своей жизни без лозунгов и манифестов. Самый известный — «Манифест Общества полного уничтожения мужчин». Да и само название фильма звучит как лозунг, впрочем, тоже взятый из жизни. После стрельбы в художника Валери сама сдалась регулировщику со словами: «Меня ищет полиция. Я стреляла в Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь».

Почему: я лично очень люблю фильмы про покушения на знаменитостей. Нет, мне нравится не то, что в них стреляют, а то, что нам показывают оборотную сторону славы — а также жизнь людей, которые одержимы. Фильм получился достойным представителем этой истории во многом благодаря актёрским работам. Ну, и сейчас он как нельзя актуален.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now, 1979)

Режиссер: Френсис Форд Коппола

В ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Лоренс Фишбёрн, Роберт Дювалл, Деннис Хоппер, Харрисон Форд

О чем: война во Вьетнаме. Капитану спецназа Уилларду дают задание отправиться в Камбоджу и устранить свихнувшегося полковника Куртца, который отказался подчиняться приказам, ушел в джунгли и основал там культ имени себя. Теперь приспешники Куртца поклоняются ему, как Богу, а убийства узаконены и стали нормой. На пути к полковнику Куртцу Уиллард проходит через массу кровавых событий и по мере приближения к месту назначения окончательно теряет понимание реальности, а уж когда сталкивается с Куртцем, то и вовсе едет крышей.

Лозунг: название картины. У нас его перевели дословно — на самом деле смысл совсем другой. В начале фильма мы видим граффити «Our motto: Apocalypse Now!» Эта же фраза позже появляется на плакате в деревне полковника Куртца. Означает она — «Наш девиз: Даешь апокалипсис! Согласитесь, сразу несколько иные интонации. Ужас, ужас — такими словами заканчивается фильм, такие слова использованы для слогана картины.

Почему: один из самых мощных и жутких фильмов как о войне во Вьетнаме, так и о войне вообще. Это кино о людях и о бесчеловечности, о глубинах безумия на всей планете, от офисов до глухих деревень. «Апокалипсис сегодня» стал скандальным еще до выхода на экраны, а культовым — сразу же после просмотра. Фильм и сейчас поражает смелостью и процессом передачи безумия на экран — что говорить про 1979 год, когда состоялась его премьера. Коппола развернул перед нами настоящий кровавый эпос не просто о Вьетнаме, но о конце света на земле. Не случайно фильм начинается с песни группы Doors «The End».

Помимо всех художественных достоинств это еще и многострадальный фильм, едва не стоившей жизни его участникам. Коппола получил физическое и психическое истощение. Мартин Шин дал Станиславского и специально напивался до смерти и вгонял себя в депрессию — в итоге все дошло до страшного инфаркта. Марлон Брандо вынул все жилы из съемочной группы, наплевав на требования режиссера и не выучив ни строчки сценария. В общем, шедевр, как всегда, рождался в муках. Зато сегодня кино растаскано на цитаты — как словесные («Люблю запах напалма по утрам»), так и визуальные.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«28 дней» (28 Days, 2000)

Режиссёр: Бетти Томас

В ролях: Сандра Буллок, Вигго Мортенсен, Доминик Уэст, Элизабет Перкинс, Стив Бушеми, Алан Тьюдик

О чём: писательница Гвен живет весело. Весело — означает, что она пьет; выпив, она устраивает дебош на свадьбе сестры, угоняет лимузин и врезается в дом по соседству, и тут уже суд перед ней ставит выбор — 28 дней в тюрьме или в санатории. Там лечат всех людей с аддикциями — наркоманов, алкоголиков, сексоголиков, — но Гвен до конца не может поверить, что у нее проблемы. «Брошу, когда и если захочу», — уверенно говорит она. Но постепенно другие пациенты помогают ей понять, что пора взять свою жизнь в свои же руки.

Лозунг: когда одна из подруг Гвен по клинике, 17-летняя Андреа, выписывается из санатория, напоследок для неё устраивают капустник по мотивам её любимого сериала и говорят добрые напутствия. «Не будь чьим-то лозунгом,» — говорит ей Гвен. «Человек — это поэзия».

Почему: фильм, который сейчас в основном знают как «неправильные 28 дней» — то есть не имеющий отношения, несмотря на название, к хоррор-фильмам «28 дней спустя» и «28 недель спустя», — на самом деле заслуживает внимания и сам по себе. Если оставить в стороне морализаторскую часть — то он про то, что мы нужны сами себе, и, пока ты сам не решишь, что делать — то никто за шкирку тебя в счастливое завтра не втянет, увы.

«Экзистенция» (eXistenZ, 1999)

Режиссер: Дэвид Кроненберг

В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу, Иэн Холм, Уиллем Дэфо, Каллум Кит Ренни, Сара Полли

О чём: в ближайшем будущем от компьютерных консолей мир перейдет к биотехнологиям — биопорт в районе поясницы, сплошная органика. Против этого выступают так называемые «реалисты» — террористическая группа, поставившая своей целью предотвратить «изменение» реальности. Аллегра Геллер, дизайнер игр, в результате покушения на свою жизнь вынуждена не только бежать и скрываться вместе со стажером отела маркетинга, но и проверять, не повредил ли выстрел единственную копию новой игры — «Экзистеции».

Лозунг: «Смерть демонице Аллегре Геллер! Смерть «Антенна Рисёрч!». Именно выкрикивая этот лозунг, убийцы (а одним, конечно, дело не ограничится) покушаются на жизнь героини.

Почему: очередное высказывание Кронеберга о взаимодействии человека и технологий принимает не самый традиционный вид — технологии органические (да и живые, кажется), а понять, где заканчивается реальность и начинается игра, не могут ни зрители, ни герои. Органический пистолет, стреляющий зубами; биопорты в позвоночнике, которые можно установить что в торговом центре, что на заправке; гейм-поды, которые Аллегра явно считает одушевленными… Это не радостная реальность ярких видеоигр, это темный и вязкий кошмар, из которого не вырваться.


Выбор Владислава Пастернака
Владислав Пастернак

«Лозунги» (Slogans, Албания, Франция, 2001)

Режиссёр: Гьергь Джувани

В ролях: Марко Битраку, Мирьяна Деди, Артур Горишти

О чём: Албания стонет под гнётом диктатора Энвера Ходжи. Цветёт культ личности. Свободное время школьников (да и не только свободное) расписано по часам: их важная задача — выкладывать на горных склонах лозунги, цитаты «мудрого» главы государства. Учитель Андре выбирает лозунг покороче, чтобы его ученики не тратили слишком много сил и времени на бесполезное занятие, но более длинный придётся выкладывать подопечным его возлюбленной — учительницы французского языка. Тем временем в селе зреет конфликт с местным партийным активистом.

Лозунг: лозунгов тут немало, содержание их бессмысленно, а спустя десятилетия выглядит даже карикатурно. Увы, люди неохотно усваивают ошибки истории…

Почему: о жизни в Албании мы не знаем, строго говоря, ничего. Именно поэтому «олбанским» стали называть сетевой сленг русского языка — что-то непонятное очень удобно считать происходящим из Албании. Так что полезно посмотреть настоящий албанский фильм на настоящем албанском языке. Конечно, по художественному фильму впечатление будет не совсем достоверное, но на безрыбье, как говорится… В любом случае, сценарист Ульет Аличка утверждал в личной беседе со мной, что написанный им сценарий автобиографичен — и нет оснований ему не верить.

«Жизнь других» (Das Leben der Anderen, Германия, 2006)

Режиссёр: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

В ролях: Ульрих Мюэ, Себастиан Кох, Мартина Гедек

О чём: сотрудник восточногерманской охранки «Штази» (один из лучших и преданнейших делу) приставлен следить за писателем-вольнодумцем. Шпик одинок и несчастен, писатель успешен и до поры до времени доволен жизнью. Прослушивая разговоры об искусстве и о жизни, спецслужбист медленно проникается гуманистическими ценностями и начинает различать истинное добро и зло.

Лозунг: «Щит и меч партии» — так звучал девиз Штази. Привычные политические лозунги эпохи здесь, разумеется, присутствуют— обстановка располагает, но мне хотелось бы заострить внимание на послании, появляющемся в финале картины: «посвящается HGW XX/7, с благодарностью». Это лучше любого суконного лозунга.

Почему: один из самых известных современных немецких фильмов, заслуженно объехавший полмира и награждённый, помимо прочего, премией «Оскар». При бюджете в 2 миллиона мировые сборы этого драматического триллера составили 77 миллионов. История, разворачивающаяся на экране, напряженна и эмоциональна, но все-таки несет заряд оптимизма: приступая к просмотру, мы уже знаем — Берлинская стена рухнула, сотрудники Штази подверглись люстрации, а архивы этой зловещей организации, взявшей все «лучшее» от Гестапо и НКВД, были обнародованы.