Разрушение Джейка Джилленхола: идём с героем на приём к психологу

22 августа 2016

22 августа «Разрушение» выходит на DVD и Blu-ray. Мы не только решили пересмотреть фильм, который произвёл на нас неизгладимое впечатление, а сделали это вместе с психологами.

Синемафия продолжает обсуждать фильмы со специалистами: например, мы уже травили врагов, спрашивая о ядах у биолога. А сейчас решили детально обсудить один фильм и одного героя: под прицел попал Дэвис Митчелл в исполнении Джейка Джилленхола. Джейк за последний год сыграл немало разнообразных персонажей: от журналиста-стрингера до проводника на Эверест. Но именно «Разрушение» может принести ему номинацию на «Оскар».

Кроме того, именно этот герой Джейка привлёк внимание критиков: проблема белого мужчины смотрится вызывающе на фоне других фильмов и афроамериканского гейта на «Оскарах». Но мы убеждены: потеря близкого — касается всех. Это всегда эмоциональный надрыв, а потому помощь специалиста просто необходима. Проанализировать действия Дэвиса мы попросили двух специалистов: Ольгу Губочкину и Таисию Аверину. Получилось интересно, а главное — познавательно.

Смотрели с нами фильм и отвечали на вопросы:

Таисия АверинаАверина Таисия
Психолог Международного Центра Репродуктивной Медицины (Санкт-Петербург)
Член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (Россия)
Член Международного Роршах Сообщества (ISR, Швейцария)

Ольга ГубочкинаГубочкина Ольга
Психолог Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (Санкт-Петербург)
Гештальт-терапевт с частной практикой более 10 лет (краткосрочное индивидуальное и парное консультирование, длительная индивидуальная и парная терапия)


Сразу предупреждаем: СПОЙЛЕРЫ!


В самом начале фильма Дэвис и его жена Джулия попадают в аварию. Это случается во время спора о сломанном холодильнике. В больнице Дэвиса будит свёкр, чтобы сообщить, что Джулия умерла. Сам Дэвис в полном порядке. На его лице не дрогнул ни один мускул. Он заходит в операционную, медленно ходит по коридору. Аккуратно смывает кровь с ботинка. Пытается купить M&M’s в автомате.

Вопрос: Отсутствие проявления эмоций при смерти близкого человека — это частое явление? Насколько при этом человек становится восприимчив к деталям, которые отвлекают его от этого факта?

Ольга ГубочкинаДа, частое. Оцепенение, которое демонстрирует Дэвис, это одно из проявлений шока, защищающего психику при известии о смерти от сильной боли сразу во всем объеме. Он дает возможность буквально выжить в первое время, не сойти с ума.

Восприимчивость к деталям встречается, это часть отвлекающего маневра шока. Человек фокусируется на незначительных процессах, никак не связанных со смертью близкого, охраняя себя от опасного напряжения.

Таисия АверинаНевозможно общими словами говорить о переживании потери. Этот процесс всегда индивидуален, и то, как человек с ним справляется, будет зависеть от многих других факторов формирования его личности. Видимо, большую часть своей жизни Дэвис подавлял свои чувства, и это было «спасательным кругом» в водовороте событий. И теперь при встрече с потерей он защищается от боли привычным способом, а детали — это всего лишь связь с реальностью, которую необходимо сохранять.


Дэвис не проявляет эмоции впоследствии дома и на похоронах жены.

Вопрос: «Уход в раковину» — защитная реакция? Почему она происходит?

Таисия АверинаУ каждого человека формируется свой набор психологических защит с течением жизни. То, что происходит с Дэвисом, это не совсем уход в раковину, хотя она очень символично появляется в кадре первого утра без жены. Скорее, это похоже на отрицание. В семейной жизни он прекрасно функционировал, как винтик в хорошо отлаженной машине, а когда машина дала сбой, сдвинулось и что-то внутри.

Ольга ГубочкинаОбычно утрата происходит внезапно, и ресурсов у человека для того, чтобы качественно с этим справиться, недостаточно.

Комплекс шоковых реакций — эмоциональная анестезия, онемение, оглушенность и другие — вызван включением механизмов психологической защиты: «неприсутствие» в событии произошедшей смерти предохраняет от полноценного, читай непереносимого столкновения с ужасом случившегося.


Начиная письмо, Дэвис пишет «…меня это расстроило, потому что я был голоден, к тому же 10 минут назад умерла моя жена. Я не пытаюсь драматизировать, просто говорю, как это было».

Вопрос: Откровение незнакомому человеку — почему это происходит? Смерть жены для Дэвиса на втором месте — не является ли это признаком отрицания?

Ольга ГубочкинаНаписать письмо, поговорить с незнакомым человеком — субъективно переживается как более безопасный способ для самопредъявления, поэтому люди его используют.

Обратите внимание, Дэвис откровенничает не с живым человеком, он пишет письмо — фактически он перерабатывает произошедшее с самим собой. Выводя из внутреннего мира во внешний, например, на бумагу, пугающие мысли и чувства, человек преобразует их в нечто более ясное и менее угрожающее. Это хорошее средство поиска решений в сложных ситуациях вообще, и для продвижения процесса работы горя, в частности. На мой взгляд, как раз то, что Дэвис вообще упоминает в письме факт смерти жены, говорит о том, что герой начал легализовывать для себя грустное событие, встраивать потерю супруги в свою систему субъективных образов реальности.

Таисия АверинаПисьмо Дэвиса не является откровением, для него это не более чем констатация факта. Но бессознательно он чувствует, что после пересказа своей жизни он начинает чувствовать облегчение. Обычно это то, что происходит на первых консультациях в кабинете психолога.


Дэвис продолжает свою обыденную жизнь — встает по расписанию, идёт на работу, хотя его там не ждут.

Вопрос: Что лучше в такой ситуации — продолжать жить как ни в чём не бывало или дать себе время на траур?

Таисия АверинаЕдинственная возможность пережить травму — разрешить себе её прожить, обратившись за помощью к специалисту в области психического здоровья.

Ольга ГубочкинаКонечно, второе. Продолжать жить также как до утраты — значит продолжать отрицать реальность, блокировать работу горя на самом раннем этапе, и отодвигать по времени стадию возвращения к нормальной жизни с учетом потери.


Дэвис откровенничает с попутчиком, с которым до этого не говорил 5 лет. Признается, что не любит свою жену. «Это печально, а я не чувствую ни боли, ни грусти, ни обиды». На его вопрос: «А что ты чувствуешь?» тянет стоп-кран.

Вопрос: Свойственны ли такие признания и резкие действия персонажу?

Таисия АверинаСимвол стоп-крана — это сигнал «стоп» чувствам, запрет на осознание внутренней пустоты. Разговор Дэвиса с попутчиком — это безликий монолог, где нет места и значения попутчику. Так же было и с женой, она «как бы» существовала для него.

Ольга ГубочкинаТакие слова часты, опять же, при первичной реакции на смерть — отрицание значимости утраты охраняет человека от резкого столкновения с ужасом потери. В этой ситуации наблюдается дефицит рациональности, и тогда включаются защитные механизмы. Они имеют большой смысл — дать человеку время на переосмысление себя и окружающего мира.

Сцену со стоп-краном можно трактовать как поиск Дэвисом того пути, который выведет его из оцепенения, запустит горевание. Кстати, следующая сцена с полицейскими, в которой герой ослабляет узел галстука и начинает дышать глубже, показывает нам, что проявления утраты на физическом уровне (нехватка воздуха, поверхностное дыхание, удушье) сменилось следующим этапом.


Дэвис рад, что он был честен. Наконец-то. «Честность — моя фишка».

Вопрос: Открытость и честность героя — это отражение утраты или освобождение от нее? Это признак стойкости или слабости?

Ольга ГубочкинаЯ бы сказала, что это некоторое новое действие, с помощью которого герой адаптируется к изменившейся реальности. По всей видимости, для прежнего Дэвиса честность считалась довольно радикальным действием, и тогда предположу, что готовность прибегнуть к ней говорит о степени серьезности и тяжести переживаемого героем, и, как следствие, необходимости справляться с этим столь необычным для себя образом.

Таисия АверинаЧестность Дэвиса очень жестокая, он не берет в расчет чувства других. Только-только он начинает получать доступ к своим эмоциям. Честность на грани с хамством, честность без ответственности за произнесенное чем-то похоже на жестокость.


«Я начинаю замечать вещи, которые не замечал раньше. Может, видел, но не обращал внимание. Все превратилось в метафору. Я дерево, вырванное с корнями. Я ураган, который вырвал это дерево. Я холодный фронт, образовавшийся в области низкого давления. Нет, это перебор».

Вопрос: Есть какие-то интересные психологически описания подобного? В фильме это кажется одним из драматургических пиков. Так ли это в психологическом состоянии героя?

Таисия АверинаРаньше Дэвис «жил на автомате», и вдруг смерть жены включает его в осознанную жизнь. Холодный фронт как эмоционально пустой и ледяной муж.

Ольга ГубочкинаЭто очень похоже на стадию поиска новой идентичности. Кто я теперь? Каким я стал после смерти жены? Как и что изменилось во мне? Дэвис замечает, в первую очередь, самого себя, и придает этому значение именно потому, что находится в эпицентре существенных собственных трансформаций.

При утрате перед человеком обязательно встает вопрос об идентичности, и нормальный ход работы горя предполагает обучение новому взгляду на самого себя. Дэвис, к примеру, явно проживает переоценку осуществления супружеской роли и ему необходимо для этого и время, и отношения с другими людьми (здесь здорово вписали Карен как живого человека).

И да, психологически это тоже один из пиков работы горя.


Дэвис начинает разбирать вещи. Это делает его счастливым. Но собирать обратно он их не хочет.

Вопрос: Разбор вещей — это метафора его состояния?

Ольга Губочкина Да, мне нравится ваша идея о том, что это метафора состояния Дэвиса. Разобрать своими руками — исследовать, увидеть, как устроена его жизнь. Разложить рядом, в аккуратном порядке, рассмотреть, наконец, из чего она состоит, как работает. Собирать обратно, если хотите, чинить, пока просто не время по процессу горевания, потому что собрать свою жизнь необходимо по-новому, а понимания «как по-новому» на этом этапе еще быть не может.

Таисия АверинаРазбор вещей больше похож на разрушение. Он пытается разобраться в том, как все утроено снаружи, символически перебирая то, что есть внутри его души.


«Я выпустил пар» — ответ на вопрос зачем писал письма.

Вопрос: Это осознанное призанание или следование клише?

Таисия АверинаПока его осознание больше похоже на едва уловимые ощущения. Ведь, когда он пишет письма, он и не догадывается, что это вызовет чувства у того, кто их прочитает. Он делает это для себя. Так случается, когда в детстве мы не получаем достаточного эмоционального отклика, и это умение «слышать» другого не развивается.

Ольга Губочкина Именно это он сам же и заявляет. Возможно, в момент написания Дэвис этого не осознавал, но позже — да.


Признается, что ненавидит работу. Это все мишура.

Вопрос: Был ли Дэвис несчастлив и до смерти жены?

Таисия АверинаПонятие счастья и не счастья очень сопряжено с понятиями комфорт-не комфорт для Дэвиса. Счастье в его системе координат — это то, что можно пощупать, подсчитать и обрести.

Ольга Губочкина Несчастлив — не знаю. Скорее всего, жизнь его было несколько автоматизирванной, запрограммированной, не сильно осознанной. И работа (т.е. благосостояние и социальный статус — ведь герой родом из небогатой, средней семьи) как смысл жизни, возможно, перестала быть ведущей потребностью. А новая пока не очевидна, но процесс ее опознавания идет. Слова о мишуре — обесценивание, которое помогает Дэвису отсоединиться от прежнего отношения к работе. Способ не очень корректный в иных обстоятельствах, но при трауре вполне уместный.


Приходит к доктору с проблемой онемения груди. Видение, что половины сердца нет.

Вопрос: Перенос психологических проблем на физические — осознанная или естественная реакция организма?

Ольга ГубочкинаНет, обычно, это бессознательный акт. И очень распространенный, к сожалению. Честно говоря, сцена с сердцем для меня — чистый художественный прием, метафора потери части сердца, принадлежавшей Джулии. В реальности мне сложно представить как такой физический недостаток, так и то, что его обнаружили через много лет.

Интересно, что Дэвис озвучивает количество лет, с тех пор как он начал чувствовать онемение, но что случилось тогда — остается за кадром. Это было бы интересно узнать.

Таисия АверинаТело Дэвиса становится компромиссом для выражения неосознаваемых чувств. В реальности на подобные движения души понадобилось бы несколько лет интенсивной психоаналитической психотерапии.


Воспоминания о детстве, как он клал голову к матери на колени.

Вопрос: Так ли важно это здесь?

Ольга ГубочкинаДумаю, да. Это признак проявления чувствительности, ее возвращения. А значит, окончания этапа эмоциональной анастезии.

Таисия АверинаОпыт отношений с миром формируется через отношения с матерью, как первичным источником такого опыта.


Когда крушит стену — вспоминает жену.

Вопрос: Вообще видения с ней появляются и в моменты созидания, и разрушения. С чем это связано?

Таисия АверинаВидения жены — как сигналы о внутренней работе, вехи в его душевном осознании.

Ольга ГубочкинаДэвис крушит стену именно в связи с гибелью жены. Если рассматривать это, опять же, как метафору, то в частном случае эти сцены хорошо воплощают переживание агрессии по отношению к умершему — как ты мог меня оставить, зачем изменил мою жизнь? В более общем — происходит разрушение всей прежней жизни героя, в которой ему больше не бывать, она навсегда в прошлом.

Это вообще одна из важнейших задач, с которой должен справиться горюющий — организация окружения, в котором больше нет умершего. Ведь исчезает не только человек, но и весь прежний уклад жизни. Ушедший как-то влиял на него, ждал исполнения договоренностей, брал на себя часть обязанностей, чего-то требовал, участвовал в быту — всего этого тоже больше нет. Жизнь горюющего нуждается в организации на новый лад.

То, что Дэвис видит жену и в моменты созидания, также обосновано. Для того, чтобы продолжить жить, вступать в новые, живые, эмоциональные отношения, ему необходимо выстроить и новое отношение к супруге, несмотря на то, что ее больше нет в материальном мире. Причем, сделать это, не предав забвению их союз, а на основании пересмотра своих чувств.


Строит замок из дивана.

Вопрос: Дэнис инфантилен? Пытается укрыться от внешнего мира?

Ольга Губочкина Строит его вместе с Карен, предварительно выкурив сигарету с марихуаной. Регресс, который обеспечивает употребление наркотических веществ, здесь вполне уместен. Он обеспечивает возможность погрузиться в детское состояние, ощутить относительную безмятежность и безопасность.

Таисия АверинаКаждый ребенок проходит этап отделения и строительства «своего дома», таким образом он может отделяться от мира или прятаться от него, когда что-то становится невыносимо.


Дэвис позволяет Крису в себя стрелять. Испытывает кайф от боли.

Вопрос: Болью физической пытается перекрыть душевную?

Таисия АверинаПочувствовать боль — единственный способ чувствовать хоть что-то.

Ольга ГубочкинаДа, именно так. Также возможен как способ «оживить» себя через телесное ощущение боли.


После общения с Крисом танцует у гаража, записывает музыку. На следующий день по дороге на работу танцует в городе.

Вопрос: Это свобода от привычек или что?

Таисия АверинаТанец — это возможность выразить телесно свои чувства, ощутить свободу.

Ольга ГубочкинаЯ бы сказала, что это часть уникального способа Дэвиса принять новую реальность. Сделать нечто новое или по-новому — такой вариант интуитивно выбрал герой для прохождения трудного процесса отделения от умершей жены и прошлой жизни. Это событие протекает исключительно в субъективном мире утратившего, поэтому внешне оно может не соотноситься с какими-то привычными формами поведения.


«У меня ощущение, что все это не то. Я хочу сделать что-то во имя нее, но это все не то».

Вопрос: Нет ли в этих словах чувства вины? Если нет, то что это тогда?

Ольга Губочкина Вина как компонент переживания горя присутствует почти всегда. Более того, это часть этапа горевания.

Конечно, для Дэвиса это не то. Ведь это не его идея, а сторонняя, чужая. Чуждая тому, что составляет суть его работы по завершению отношений с супругой. Он в поиске того, что может выразить лично его скорбь, того, что выразит самую сердцевину его чувств к ней.

Таисия АверинаВозможность ощутить себя нужным и значимым — важный элемент в картине мира главного героя, именно это может быть мотивом, который прячется за чувством вины.


«Разрушая дом — мы будем разносить на кусочки мой брак».

Вопрос: Зачем он это делает — ведь брака уже нет и фактически не было?

Таисия АверинаКогда внутри все невыносимо и неупорядоченно, то вынесение конфликта вовне помогает разобраться с тем, что внутри. Проще разрушить дом, чем встретиться с тем, что уже давно разрушено внутри.

Ольга ГубочкинаНе соглашусь. Брак был и продолжает быть константой в жизни героя, пока работа горя не проделана до конца. Разрушение, которое мы видим на протяжении всего фильма — это тот процесс, который скорбящий должен пережить в своей психической реальности, чтобы отделиться от прошлой жизни.


Дэвис на званом ужине во всеуслышание резко объявляет о беременности жены.

Вопрос: Зачем он это делает при всех? Вызов?

Таисия АверинаКрик, вопль, как младенец кричит, призывая мать, так и Дэвис кричит в надежде призвать утешение.

Ольга ГубочкинаДумаю, это связано с тем, что феноменология окружающей жизни больше не является феноменологией Дэвиса.

Также в привычном нам здесь уже формате метафоры можно рассматривать такое действие как попытку корректировки прошлых идей о жене. Горевание считается когнитивным процессом, включающим в себя изменение привычного образа мыслей об ушедшем, и действия по отстранению от него.


Переживает за сына Карен, которого избили, как не переживал после смерти жены.

Вопрос: Почему?

Таисия АверинаЧто-то в сыне Карен напоминает ему о том, каким он мог быть, о том, каким он мог стать, как далекое и искаженное эхо его подросткового Я.

Ольга Губочкина Я бы сказала, потому, что только в контексте человеческих отношений может выработаться новая концепция собственной жизни. Крис — тот, кто нуждается в участии близкого в некотором смысле даже больше, чем Дэвис. И герой отзывается на это, использует эту потребность мальчика как способ переосмыслить собственную идентичность.


Приходит на кладбище. После этого находит записку от жены и плачет. Видит хорошие моменты с женой.

Вопрос: Почему только сейчас до него «доходят» эмоции?

Ольга ГубочкинаПотому что работа горя сделана, и персонаж выполнил задачи по принятию потери. Собственно, это этап, который завершает цикл горевания, человек может переструктурировать свою жизнь в соответствии с учетом смерти и необратимой трансформации реальности.

Таисия АверинаДля чувств нет времени, так бывает, что осознание и переживание могут быть отложены и многие годы. Для каждого чувства есть свое время, нужно быть терпеливым и чутким по отношению к себе.


Признается, что разрушил брак. «Мы любили друг друга. И я не сберег нашу любовь».

Вопрос: Так любил Дэвис свою жену или нет?

Таисия АверинаЛюбовь Дэвиса странная, изломанная лучина, которая то горит, то гаснет, то еле дымится. Эталона любви не существует. Мы научаемся любить еще в утробе матери и каждый узор любви неповторим.

Ольга Губочкина Мой ответ — да, любил. Все поведение Дэвиса — об этом. Если бы это были незначимые отношения, герою не понадобились бы такие серьезные переживания и действия для принятия потери и налаживания жизни.


Строит в честь жены карусель. Счастлив.

Приходит на причал и видит разрушение дома. Счастлив.

Сцена с бегом наперегонки с мальчишками. Снова счастлив.

Вопрос: Созидание/разрушение/созидание (победа). Это специально? Есть ли в этом режиссерский прием?

Таисия АверинаКарусель как колесо жизни, в которой есть место всему. Очень тяжело представить взросление человека без кризиса и потерь, так же, как и мудреца без печального опыта.

Ольга ГубочкинаКарусель (как и фонд имени Джулии, который учредили ее родители) — зримый, материальный эквивалент памяти об ушедшем человеке. Это — знак, что работа скорби завершена, произошла адаптация к реальности утраты, душевная боль уменьшилась, выработался ресурс для дальнейшей жизни.

Радость от наблюдения разрушения дома на причале я бы приписала не дому, а отношениям с Крисом. То, что мальчик помнит о специфическом интересе Дэвиса к таким зрелищам, и присылает тому приглашение, показывает, что между ними создана связь, они близки душевно, а это всегда радостное переживание.

Забег — красивый конец истории, возвращение в детство, из которого есть силы и возможности выстраивать почти любое будущее. Дэвис явно готов к этому.


Вопрос: Общие впечатления от фильма и советы людям, попавшим в схожую ситуацию?

Таисия Аверина Главный герой — некий собирательный образ, фантазия автора о том как это могло бы быть. В реальности, человек, который живет с закрытым сердцем, в условиях травмы выберет путь «обесчувствования», усилит свои защиты и закроется еще глубже в себе. Время притупляет травму, со временем можно научиться жить с ней. Очень важно в ситуации психологической травмы, переживании потери обратиться за помощью к специалисту. Профессионально оказанная психологическая помощь — путь к возможности сохранить себя и и свое здоровье. Очень важна поддержка семьи и возможность говорить и разделять с кем-то горевание, не торопиться и не «убегать в отрицание».

Ольга ГубочкинаЭмоции, мысли, ощущения понесших потерю индивидуальны, поэтому способы горевания у всех уникальны. Ведь объективность потери перерабатыается субъективно, и развитие работы горя зависит и от объема напряжения (смерь супруги и смерть одноклассника, с которым не общались со школы, вызовут разное напряжение), и от того, какими механизмами приспособления к изменениям оснащен человек. Поэтому поведение Дэвиса кажется мне вполне реальным. Вот такой он выбрал способ. Если уж придираться, то удивительным можно назвать то, что он нашел их очень быстро и качественно, но ведь это кино. :)

Тому, кто горюет — позаботиться о себе и дать возможность себе пройти через весь спектр чувств. Реагировать, запрашивать поддержку, уделить время, придать значение потере. Реакция на утрату — специфический психический процесс, который движется по своей логике. Это очень важный отрезок жизни, которому сопутствуют разнообразные траурные ритуалы, и он необходим. Без него не происходит адаптации человека к изменившейся жизни, в которой больше нет ушедшего. Весь процесс горевания необходим для интеграции умершего из физического мира во внутренний мир, что влечет за собой модификацию идентичности горюющего.