«Под маской жиголо»: закрытый показ и встреча с Джоном Туртурро и Ванессой Паради
7 апреля 2014
В Лос-Анджелесе есть профессиональная организация для независимых кинематографистов — Film Independent. Ответственная за LA Film Festival и Independent Spirit Awards, она регулярно балует своих участников закрытыми показами с последующими Q&A (вопрос-ответ).
Большинство мероприятий Film Independent бесплатные, регистрироваться на них нужно в течение первых 10 минут после анонса, иначе билеты не достать. Часть из них сразу отписывается киноклубу New York Times и музею LACMA, где и проводится показ.
Давали долгожданный мною Fading Gigolo («Под Маской Жиголо») — редкий фильм Вуди Аллена, режиссер которого не Вуди Аллен. Режиссер — Джон Туртурро.
Регистрацию в Интернете я прошлепала и пришла на 1,5 часа раньше постоять под дверью с книжкой. Как сказал Элон Маск, основатель компании Tesla: «В Лос Анжелесе 50% дела — это просто прийти». Через 10 минут у меня на руках был билет от писателя хорроров по имени Эдвард. Его жена заболела и не пришла.
«Под масой жиголо» рассказывает о том, как обедневший бывший владелец книжной лавки (Аллен) становится сутенером и сдает в аренду скучающим богатым женщинам (Стоун и Вергара) своего друга (Туртурро) — тоже обедневшего на все руки мастера. Парочка довольно быстро становится известной и успешной, а неприятности начинаются, когда Аллен сводит Туртурро с религиозной еврейской вдовой (Паради).
Сценарий писал Туртурро, первую версию — самостоятельно, а остальные два года под редакцией Аллена. Оба очень любят женщин. Один — из-под лысины и неврозов, а второй — как великан, открыто и прямо в глаза. От этого симбиоза, вероятно, и рождается правильный баланс. Получилось кино как жизнь, или как сказка наравне с Золушкой и Красоткой. Каждая женщина мечтает, чтобы ее открыли и раскрыли. И еще там есть три главных компонента для кино (в моем понимании): смешно, неясно, чем кончится и с глубокой моралью.
После просмотра было отрадно видеть Туртурро и Паради живьем, еще и в сопровождении Элвиса Митчелла — куратора показа, кинокритика и автора, пожалуй, самой известной в Америке радиопрограммы про кино The Treatment.
Джон в сером мешковатом костюме оказался еще выше, чем казался, Паради в джинсах, розовой футболке и блейзере смахивала на подростка, скромная, серьезная и очень красивая.
Снимали на пленку — это было ненамного дороже, чем на цифру. Интро — на 8мм, пустые книжные полки как символ чего-то уходящего. Каждый кадр был заранее и строго выверен. У всех членов группы была movie bible — толстенная книга с источниками вдохновения для каждого кадра, но без рисованной раскадровки, только с расписанными деталями. Туртурро вообще очень большое внимание уделял деталям. Парик Ванессе сам подбирал, потратил на это несколько дней, и правильно сделал. В двух кварталах от моего дома — хасидский квартал. И большинство еврейских мамочек носит совершенно жуткие парики и не менее жуткую одежду. Туртурро удалось упаковать Паради невероятно трогательно и сексуально. Он заботился о таких вещах, как полоски на ее свитере, так как они хорошо смотрелись в отдельном интерьере, колготках, крое пальто, чтобы оно сочеталось с костюмом его героя и даже о брюках Вуди Аллена, так как он хотел, чтобы их силуэт отличался от того, что Вуди обычно носит. Вергара и Шэрон Стоун также были одеты под его неумолимым контролем. Уверена, что кадр с Туртурро во весь рост между ног у Вергары войдет в историю и учебники. Должен войти!
Идея для фильма родилась от любви к женщинам. Туртурро из тех, кто говорит о нас (женщинах), как о сдобном пирожке и с итальянским нескрываемым восхищением. Однажды он вообразил себе такую картину: жила-была женщина, монашка, всю жизнь она читала молитвы, выращивала репку с виноградом, доила коз и никогда не была с мужчиной. А потом вдруг в 80 лет решила попробовать. Попробовала и это оказалось так плохо, что после этого она решила еще и покурить сигарету (тоже первый раз). Потом она подошла к зеркалу и увидела там себя в 25 лет — красивую и белокурую, а затем вернулась в комнату и снова осознала себя старухой. Мораль, по словам Туртурро, состояла в том, что секс, как любое другое занятие, требует практики, чтобы ощутить результаты. А от секса его мысль перетекла в сторону отношений и необходимости мужчины в жизни женщины.
Вуди Аллен поначалу назвал его сценарий «грязноватым» — too dirty. Но его привлекла героиня Паради. За два года по словам Аллена, Джон превратил плохой сценарий в «не очень». Его-то и сняли.
Паради накануне съемок несколько недель плотно общалась с женщиной со схожей с ее героиней жизненной ситуацией и ужасно волновалась, когда первый раз встретилась на площадке с Вуди Алленом. Он каждый раз менял текст, так что ей было не понятно, когда отвечать на реплики. Одновременно в сцене нужно было вычесывать вши у ребенка, и Ванесса боялась поранить его железой острой расческой. Дети в этом фильме — отдельная и очень интересная линия. Четверо чернокожих ребят понятия не имели, кто такой Аллен. На площадке они стыдили его за незнание компьютерных игр, а один из ребят заучивал роль Вуди и наступал ему на ногу всякий раз, когда тот что-то забывал. Картина получалась примерно такая:
Туртурро: Почему ты замолчал?
Аллен: Этот парень снова стоит на моей ноге!!! Я не могу так работать!
Ребенок: Ты забыл сказать «этот фашист».
Во время съемок своих сцен Туртурро в плейбэк не смотрел. Он спрашивал остальных актеров: ну как? И если все чувствовали, что сыграли, то двигались дальше.
По моим ощущениям — это лучший фильм Туртурро-режиссера. В нем даже Вуди Аллен улыбается (где вы еще такое видели?!). Послевкусие как от любимых фильмов Данелии: смешно и трогательно, хочется пересматривать и учиться.
«Под маской жиголо» выходит в российский прокат 24 апреля.