«Лавстори» Петра Тодоровского, или Дороги, которые мы выбираем

22 сентября 2016

Синемафия вновь побывала на съёмках российского фильма. «Лавстори» — это история двух влюблённых: они встречаются спустя много лет, чтобы отправиться в дорогу, которая изменит их жизнь.

На днях съёмочная группа во главе с Петром Тодоровским завершила съёмки романтического фильма «Лавстори» с Александром Петровым и Вильмой Кутавичюте в Ростове-на-Дону и отправилась в Сочи. Синемафии удалось увидеть площадку ещё в Москве, а заодно поговорить с авторами и актёрами фильма.


Тот момент, когда ты так сильно любишь свою работу, что практически прямо из аэропорта отправляешься на съёмки нового фильма Петра Тодоровского «Лавстори». Прилетела я из Сочи, кстати говоря, и это очень символично, потому что герои фильма в исполнении Александра Петрова и Вильмы Кутавичюте направляются туда же. Сюжет одновременно прост и необычен: она боится летать, поэтому на свадьбу в Сочи жених заказывает для неё машину; он — актёр-неудачник, который теперь работает в такси. Так они и встречаются, но не в первый раз: когда-то они уже любили друг друга, но так и не смогли быть вместе. Теперь же есть только они, 4 дня бесконечной русской дороги и попытка понять — а что же всё-таки делать им с самими собой и с их жизнями.

Пётр Тодоровский: Герои движутся к взрослению, к внутренней цельности. Они вроде бы созданы друг для друга, им хорошо вместе, но у них ничего не получается. И происходит это не из-за каких-то внешних обстоятельств, а из-за внутренних проблем. И ключ к их решению — повзрослеть. Правда, никто не знает и не понимает, что это значит. Именно поэтому движение это очень медленное. Взросление — это утопия, мечта: что когда-нибудь мы станем свободны от внутренних демонов, от внутренних страхов и сможем смело смотреть на жизнь. Быть свободными, не бояться жить. Наверное, мало кому удается прийти в эту конечную точку, но ведь важны именно стремление, дорога, поэтому мне и хотелось, чтобы она была в фильме.

Съёмочная площадка отражает видение режиссёра — это дорога. Асфальтовая лента, которая вьётся не так далеко от Каширского шоссе. Рядом Горки Ленинские, а у нас — почти пустая трасса, русское поле с травой по пояс и длинный белый лимузин. Когда приезжаю на место, он как раз медленно проезжает мимо меня, и я успеваю заметить Сашу Петрова, крутящего баранку. Они с Вильмой оживлённо о чём-то спорят.

Александр Петров: Меня всегда увлекает дорога, она завораживает, гипнотизирует, в ней есть непростая романтика. Несомненно, каждый человек в дороге испытывает какие-то новые чувства. Дорога — неважно, на чём ты передвигаешься — это всегда движении: движение вперёд. И на самом деле в фильме это очень крутая аллегория, ведь главные герои движутся вперед по дороге, но в то же самое время они движутся назад, в ту самую точку, из которой когда-то ушли.

Фото: Надежда Вознесенская

Для Петра Тодоровского этот проект очень важен — он здесь не только автор сценария, но еще и дебютирует как режиссер. Поэтому я не могла не задать вопрос, как этим двум ипостасям приходится ладить между собой.

Они не помогают и не мешают друг другу, но работать всё же сложнее. Просто потому, что у меня маленький опыт, мне сложно судить. Но у меня есть ощущение, которое сложно интерпретировать, скорее, оно описывается так: проще находиться со стороны. Мне было бы, возможно, даже проще, если бы кто-то написал историю, а я её снял. Потому что было бы время на чисто режиссёрские вещи, а так приходится постоянно что-то переосмыслять, переписывать, прямо во время съёмок. Мне было бы легче, если бы рядом был опытный сценарист (смеётся).

Мы всей съёмочной группой наблюдаем, как белый лимузин проезжает мимо — уже раз пятый. Снимать на одном месте удобнее и выгоднее — это маленькие секреты съёмочного процесса. Дожидаюсь очередного разворота и делаю пару кадров: Саша и Вильма теперь просто разговаривают. Уже потом ко мне подошла помощник режиссёра и сказала, что они снимали именно ту сторону дороги, и, скорее всего, я попала в кадр. Вот и не знаю — то ли я невольно запорола дубль, то ли снялась у Тодоровского.

Фото: Надежда Вознесенская

Наконец-то странная конструкция останавливается. Странная потому, что состоит из двух машин, которые стянуты железными прутами, между которыми находится несколько камер. Прямо «Безумный Макс»! Актёры быстро выходят из лимузина — съёмки этой части затянулись, обед должен был начаться ещё 40 минут назад.

Мы общаемся с Петром во время перерыва. Он очень живой, искренний, «свой». Уже не первый раз жалею, что нет пока технической возможности записывать качественные видео-интервью — Петра надо смотреть и слышать вживую. И эти его качества, несомненно, отражены и в фильме.

Самым главным для меня было, есть и остается пробовать показать живых людей, показать живые реакции, живые эмоции, меньше фальшивить. Чтобы какой бы жанр вы ни смотрели (допустим, романтическую комедию или роуд-муви), было ощущение, что эту историю проживают живые люди, эмоции и поступки которых близки и нам с вами.

Кстати, жанр фильма так и остаётся под вопросом — для Петра это не принципиально. Но всё же: «Лавстори» — это про любовь или нет?

Про любовь. Просто никто не знает, что такое любовь. Скорее, про мечту какую-то, утопию, связанную с тем, что есть люди, которые подходят друг другу, которым классно вместе. А чтобы было интереснее, естественно, они сопротивляются этой тяге. Как говорил Платон: «Любовь — это жажда целостности и стремление к ней». А вот само путешествие, на самом деле, не очень романтичное. Я считаю, что если показываешь в кино какие-то романтические отношения, надо как можно меньше романтики.

При этом Пётр признаётся, что сам маршрут романтизировал — ведь он не раз путешествовал этой дорогой и знает, о чём говорит. Но вот так сорваться, как герои, не смог бы.

Мне абсолютно не свойственно такое. Я трусливый в этом смысле. Путешествую редко. Наверное, поэтому я и написал такую историю. Как известно, мы больше всего боимся того, чего нам хочется. И это тоже хотелось отразить в фильме. Хотя чтобы поехать в дорожное путешествие, не нужно преодолевать страх. Чтобы преодолеть страх, необходимо сделать то, что нельзя. А что именно нельзя, об этом предстоит подумать ещё не раз.

Проблема страха и освобождения от него, да и вообще освобождения от чего-то постоянно всплывала в нашем разговоре. Хочет ли Пётр освободиться от той ответственности, которой наделяет его такая фамилия — вот вопрос. Помогает ли принадлежность к семье Тодоровских или мешает?

Разумеется, мешает (смеется). В том смысле, что не вырасти я в такой семье, вполне вероятно, не хотел бы снимать кино, писать сценарии. У меня была счастливая возможность, правда, короткая, поработать с отцом на его студии — уникальная возможность многому научиться. И освободиться от этого довольно сложно. Не обращать внимания на это, не думать об этом довольно сложно. Эта часть моей жизни, которую мне предстоит в полной мере принять.

После разговора с Петром отправилась в актёрские вагончики — разговаривать с главными героями картины. Их, кстати, отбирал лично режиссёр.

С Вильмой всё просто. Я увидел её и понял, что это именно она. Было какое-то ощущение мистики, потому что она была первая, кто проходил пробы. И у меня возникло странное ощущение: может, я что-то не понимаю, но мне Вильма сразу же дико понравилась. И я был уверен, что у неё будет получаться и дальше. Она очень подходит на эту роль, и я счастлив, что мы вместе работаем. А Саша Петров появился гораздо позже. И когда я его увидел, у меня сразу же было ощущение — герой. Вот Герой. Если хочешь Героя в фильме, надо брать его. Мне безумно повезло на самом деле: когда все только начиналось, а начиналось довольно давно, я, честно говоря, не мог надеяться, что такие замечательные артисты будут у меня сниматься.

Фото: Надежда Вознесенская

По пути не могу не удовлетворить своё любопытство. Пока конструкция из машин пуста, обхожу её со всех сторон и понимаю, что лимузин был выбран не случайно. Если вы думаете, что герои отправляются в путешествие одни, то ошибаетесь: на задних креслах расположились мониторы и аппаратура. Естественно, тут сидят и режиссёр, и оператор, и, думаю, ещё человек пять. Лимузин резко перестаёт быть самой просторной машиной.

Наконец, дана отмашка, что актёры поели, отдохнули и готовы общаться. Я вся в предвкушении от встречи с замечательными артистами. Саша — совершенно обычный. Я встречала его уже не раз — и на спектакле в театре Ермоловой, когда мы обсуждали Гамлета, и на Кузнецком мосту, где он читал стихи. Первый Саша был уставший — после такого спектакля это было не удивительно, на чтении же отдавал себя полностью! А на съёмках он совсем другой — собранный, сконцентрированный. В нём много от простого парня, но с другой стороны, та энергетика, которой он делится, вряд ли свойственна каждому. Разговор с ним — это маленькое путешествие по глубинам человеческой души.

Начинаем с разговора о кино, привожу слова Петра о том, что это фильм о взрослении.

О взрослении, конечно, точно, но, мне кажется, ещё о таком… Как это сказать… Вот есть человек, у которого есть ещё один человек, и они связаны друг с другом сильными чувствами, и ничто не может им помешать. Тема простая, она, так или иначе, присутствует в каждом фильме. Об этом и снимаем: вряд ли что-то может помешать им быть вместе, несмотря на все трудности, которые они переживают. Так что для меня кино в большей степени о любви. А ещё о том, что мой герой с помощью предложенной судьбой истории не только взрослеет, он становится сильнее, честнее с собой, хотя все равно потом дико себя обманывает. Но через обман и через еще больший обман себя же приходит к тому, что он себя обманывать перестает. Самое трудное в жизни — это себя не обманывать. Честно ответить себе на какие-то вопросы очень и очень непросто. Мой герой в конце истории старается ответить себе честно. И ответы эти оказываются очень просты, их легко понять и пережить, но для него (как и любого человека), это крайне сложно. Вообще малому количеству людей, как мне кажется, удается в жизни испытать и перебороть что-то подобное. Чтобы потом посмотреть на себя в зеркало и сказать: «Старик, да, ты честен с собой».

Саша как будто проникает в самую глубину фильма, чувствует его. Так что тандем Тодоровский-Петров работает очень слаженно и чутко.

Это не просто роуд-муви с очень простой романтической историей, насаженной на невероятные обстоятельства жизни. В фильме есть философия, которую Петя туда закладывает. У меня нет сомнений, что человек с фамилией Тодоровский не может снимать просто романтическое кино. Там присутствует и второй, и третий пласт, о чём он писал и о чём он снял кино. Копать глубже там можно и нужно, но с точки зрения оболочки кино будет выглядеть просто, понятно, романтично. Как мне кажется, Петя хотел, чтобы это была образная история, рассказанная достаточно простым языком. Чтобы человек, выходя из зала, подумал о схожих вещах в его жизни, при этом, безусловно, попал в некий аттракцион, ехал вместе с героями по этой дороге и попадал в приключения.

Кстати, герой Саши — тоже актёр, правда, актёр-неудачник. Есть ли тут схожесть с реальным Александром Петровым? Нет. Он — борец и готов идти до конца.

Когда я поступал в театральный институт, у меня не было варианта, что я не поступлю. Но, думаю, нашёл бы, чем заняться. Я учился несколько лет на экономиста в Переславле, и мне нравился бизнес. Я уже в 15−16 лет начинал заниматься каким-то бизнесом с друзьями, зарабатывал деньги на печати на футболках. У меня всегда к этому был склад, и впоследствии мне это помогло в институте и в актерской профессии: легче организовать себя, думать наперед.

Что-что, а думать наперёд у Александра получается — его проекты расписаны один за другим. Так что на вопрос, а если бы у Саши Петрова было 4 свободных дня, куда бы он поехал, актёр ответил сразу: «Хрен его знает»! А потом уже продолжил.

Во-первых, у меня нет 4 дней. Во-вторых, у меня не такого места, куда я хотел бы поехать. Можно поехать на машине в Европу, наверное. Но для этого надо больше, чем 4 дня. Мне хотелось бы, чтобы зрители, когда выйдут из кинотеатра, сели бы в машину и куда-то поехали. Для того, чтобы что-то для себя осознать, либо просто поехать кайфовать. Потому что в дороге всегда очень многое выясняется, проверяется, мысли освежаются, и человек становится каким-то немножко другим, задумывается о чем-то.

Представляете, с каким ощущением я выходила из его вагончика? За 10 минут разговора поднять столько важных тем, но обсудить всё просто нет времени — актёров уже зовут обратно на площадку. Поэтому с Вильмой разговариваем быстрее. А жаль, она очень милая актриса и девушка. Для неё фильм, конечно же, о любви. Но не только.

Фото: Надежда Вознесенская

Вильма Кутавичюте: Он, скорее, о тех людях, к которым ты возвращаешься. К тому дорогому, что для тебя всегда было правдой. Наверное, от этого никуда не денешься. Моя героиня бежит от героя, но потом снова встречает. И она не может устоять, потому что это правда, любовь, искренность, наивность.

Но, в отличие от мужской части съёмочной группы, Вильма дорогу не романтизирует — для неё это свобода и полёт со скоростью 120 км/ч.

Я дорогу очень люблю, люблю путешествовать. Это вообще какое-то освобождение от рутинной жизни, ежедневного ритма. У меня когда-то был большой мопед, и это было классно — ты можешь выехать на набережную на большой скорости и ни о чем не думать, это вообще очень классное ощущение. К сожалению, сейчас из-за изменений в ПДД я не могу его себе купить.

Неудивительно, что героиня Вильмы тоже неуютно чувствует себя в пассажирском кресле. Но, оказывается, вовсе не из-за этого…

Когда она видит героя Саши, у неё сразу шок: «Почему сейчас? Почему? Нет, только не это!» Она, конечно, всегда мечтала встретить его и много раз это себе представляла — что бы она сделала, что сказала. Но всегда такие встречи происходят в тот момент, когда их не ждешь. И вряд ли она думает, что едет на свадьбу, скорее: «Чёрт возьми, что сейчас происходит, почему он сейчас рядом со мной?!»

Можно было подумать, что Вильме свойственна ностальгия её героини — ведь она много лет назад решилась переехать из родного Вильнюса в Москву. И в своих интервью актриса говорила, что Москва действительно стала для неё родной. Но все мы со временем меняемся, и всё не так просто…

Я беру свои слова обратно, ностальгия появляется. Но эта ностальгия по какому-то эмоциональному состоянию, а не по месту. Кстати, и у моей героини примерно такие же чувства — она хочет вернуться к тем эмоциям. Сейчас, когда я приезжаю домой, у меня двоякое чувство — вроде бы родная страна, но ты уже не чувствуешь себя как дома. Вильнюс — очень классный город, но там слишком спокойно.

А вот в путешествие актриса, наоборот, отправилась в место поспокойнее.

В Перу бы поехала. Или Новую Зеландию. Это я сейчас пытаюсь представить самые незагрязненные цивилизацией страны. Хочется уйти от суеты и шума. Вообще не люблю путешествовать по Европе. Хочется поехать туда, где люди не знают, что такое кино.

Шипит рация — актёров просят пройти на грим. Несколько минут ожидания, и из вагончиков появляются уже не Саша и Вильма, а Сева и Маша. На Саше/Севе — смешная таксистская кепка, а Вильма/Маша укутана в плед. Ей помогают забраться на пассажирское сидение. Во время первого обзора машины я как-то упустила из виду, что пассажирская дверь перекрыта креплением, а потому Вильме приходится преодолевать водительскую часть машины. Начинает заполняться и задняя часть автомобиля — и мне кажется, там находится гораздо больше, чем 5 человек. Не знаю, как они там умещаются. Саша зажигает сигарету и садится за руль, Вильма повторяет слова.

Фото: Надежда Вознесенская

Герои в кадре только вдвоём, постоянно говорят, так что текста немало. Вижу в бумагах много правок — как раз то, о чём говорил Пётр: коррективы прямо на площадке. Из разговоров режиссёра с операторами понимаю, что решили снимать больше, чем было задумано изначально, потому что дорога хорошая, и не надо будет переезжать лишний раз. Помня о словах помрежа, делаю последние кадры и удаляюсь с пути следования гибрида.

Думаю, что мне, в отличие от Вильмы, хочется продолжать своё путешествие по тем местам, где люди знают и любят кино, и, конечно, где они его снимают. Так что, покидая эту съёмочную площадку и махая рукой вслед удаляющемуся белому лимузину, я уверена: скоро я отправлюсь в новое путешествие.


«Лавстори» Петра Тодоровского выйдет в прокат уже в феврале 2017 года. Мы будем держать вас в курсе интересных событий со съёмок.