Кинорулетка: Гений
23 сентября 2016
Играем в нашу игру, придуманную нами же: выбираем слово и рекомендуем подходящие по ассоциациям ему фильмы.
Наши правила: с помощью генератора выбираем слово и вспоминаем фильмы, которые этому слову, по нашему мнению, подходят и которые мы хотим порекомендовать. Все, что не выдерживает трехлетнего срока давности, не берем!
Кнопка Случайности на этот раз предложила слово ГЕНИЙ. Ну, что ж.
«Каллас навсегда» (Callas Forever, 2002)
Режиссёр: Франко Дзеффирелли
В ролях: Фанни Ардан, Джереми Айронс, Джоан Плоурайт, Джей Родан
О чём: 1977 год. Мария Каллас (Ардан) живет затворницей в своей парижской квартире; с тех пор, как голос стал уже не тот, перфекционистка Каллас не выступает, не записывается и даже на люди не показывается. Но вот в Париж приезжает когда-то работавший с ней импрессарио Ларри (Айронс) — и у него, променявшего оперу на рок-музыку, появляется идея, как вернуть Каллас зрителям.
Гений: Мария Каллас — легенда; почти сорок лет уже прошло с её смерти, но именно она остается главной оперной дивой мира, именно её записи продаются лучше всего. И фильм гениального же постановщика (в том числе и оперного) Дзеффирелли — как раз о том, что случается с утратившим свой дар гением.
Почему: полуреальная-полувыдуманная история последнего года жизни великой оперной певицы, скорее, похожа не на байопик, а на размышление о природе таланта и о том, как же жить, когда он по каким-то причинам уже не тот — а ты-то остаешься тем самым. Героиня буквально оживает, когда получает шанс опять оказаться в оперной постановке, пусть и на экране, пусть и при условии использования старых записей — и Ардан передает тот внутренний огонь, который заживо сжигает героиню.
Знать, что самая значительная часть твоей жизни осталась в прошлом, как и любовь всей твоей жизни, — истории Каллас и Онассиса посвящено всего несколько реплик, но какие это реплики! — что может быть труднее для всегда ищущей и ожидающей совершенства Каллас? И каким испытанием оказывается этот шанс — шанс всё начать заново, когда все тебя обожают и все знают, что ты — лучшая?
А еще послушайте саму Каллас, её голос объяснит, почему она гений, лучше, чем тысячи слов.
«Доказательство» (Proof, 2004)
Режиссёр: Джон Мэдден
В ролях: Гвинет Пэлтроу, Джейк Джилленхол, Энтони Хопкинс, Хоуп Дэвис
О чём: после смерти гениального математика Роберта Луэллина (Хопкинс) остаются целые горы записных книжек, которые разбирает его бывший ученик Хэл (Джилленхол). А еще у математика было две дочери — рациональная старшая, Клэр (Дэвис), и погруженная в себя, немного заторможенная младшая, Кэтрин (Пэлтроу). Старшая-то жила себе в Нью-Йорке, а Кэтрин последние годы ухаживала за постепенно терявшим рассудок отцом: была вынуждена уйти из университета, где изучала математику, и сидела с ним дома.
И тут выясняется интересное — в записных книжках отца есть математическое доказательство, которое может оказаться едва ли не важнейшим за последние годы. Только вот Кэтрин уверяет, что именно она это доказательство вывела…
Гений: постепенно теряющий самого себя гений Луэллин в исполнении Хопкинса — и тихая, едва не похоронившая себя в служении ему дочь Кэтрин, возможно — не меньший гений, чем отец. Героев фильма интересует и природа гениальности — насколько она связана с безумием и связана ли вообще?
Почему: фильм о математике вообще, кажется, не интересует математика — кроме исписанных досок и страниц ничего мы не увидим, и даже не узнаем, что именно доказала — или не доказала — Кэтрин (или всё-таки её отец?). Нет, написавшего пьесу «Доказательство» драматурга Обёрна и работавшую над сценарием фильма Ребекку Миллер интересовали человеческие отношения прежде всего: театральное представление на четырех актёров и на киноэкране выглядит вполне камерным. Игравшая роль Кэтрин на лондонских подмостках Пэлтроу в киноверсию приходит подготовленной — но и её коллеги по экрану играют чудесно; причем самые сильные сцены, на удивление, приходятся не на более известных Хопкинса и Джилленхола, а на отличную Хоуп Дэвис, которая во всём этом безумии академического мира остается голосом разума и рацио.
«Области тьмы» (Limitless, 2011)
Режиссёр: Нил Бёргер
В ролях: Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Эндрю Ховард, Анна Фрил
О чём: если бы можно было принять таблетку, которая сделает тебя гением — ты бы это сделал? Эдди Морра (Купер) принял такую таблетку. И стал-таки гением. Только цена за это слишком высока.
Гений: гениальность в этом фильме — дар не природный, но химический. Таблетки NZT позволяют кому угодно задействовать сразу 100% своего мозга, и на фоне остальных людей быть гением.
Почему: экранизация романа Алана Глинна «Области тьмы» (откуда российская прокатная версия и получила свое название) вышла в марте 2011 года как «тёмная лошадка» — снятый за сравнительно небольшие деньги фильм мог как провалиться в прокате, так и оказаться успешным. События пошли по второму варианту: более 150 миллионов долларов сборов в мире, отличные рецензии, несколько отраслевых премий.
И не напрасно — помимо любопытной попытки разобраться, что же делает человека гением (химия или всё-таки он сам?), фильм может похвастаться закрученным сюжетом, хорошими актерскими работами и отличными экшн-сценами.
В прошлом году на канале CBS вышел сериал по мотивам фильма; к сожалению, дебютный сезон стал и последним. Очень жаль, правда — потенциал у шоу был.
«Авиатор» (The Aviator, 2004)
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Бланшетт, Джуд Лоу, Кейт Бекинсейл, Джон С. Райли
О чём: Говард Хьюз — настоящий Тони Старк начала XX века: миллиардер, изобретатель, режиссёр, плейбой. Он строит самолёты, снимает фильмы с огромным бюджетом, крутит романы с Кэтрин Хёпберн и Авой Гарднер, а во время второй мировой войны подписывает контракт с Министерством обороны США на поставку самолётов. Война закончилась, самолётов так никто и не увидел, поэтому в отношении Хьюза начинается расследование, которое будет стоить ему немалых сил.
Гений: Говарда точно можно назвать гением — современники говорили, что он виртуозно раскусывал людей, знал, куда вложить деньги, хотя и тратил сверх меры. Гений, что с него взять.
Почему: Если вам мало имен Мартина Скорсезе и Леонардо ДиКаприо в титрах, 11 номинаций на «Оскар» и 5 полученных золотых статуэток, то я знаю, чем вас замотивировать. Это невероятно красивый фильм! Если вы поклонник эстетической стороны кино, а «Неоновый демон» для вас — это слишком, то бегом смотреть/пересматривать «Авиатора». Во время полётов у вас будет кружиться голова, во время танцев вы будете видеть каждый блик света, отражённый от пайеток на платье, во время сцен суда — каждый мускул на лице ДиКаприо. А ещё там есть потрясающие платья Кейт Бланшетт и Кейт Бекинсейл (спасибо Сэнди Пауэлл за это).
Мартин Скорсезе говорил, что они пытались максимально точно отразить личность Говарда, лишь слегка романтизировав его и сделав более положительным и привлекательным героем. «Слегка», конечно, не превратилось в полный пересмотр личности, но многие острые углы Мартин точно обошёл. Хотя некоторые и подчеркнул — например, ДиКаприо точно играет человека с обсессивно-компульсивным расстройством, когда у самого Хьюза этот диагноз подтверждён не был.
«Солист» (The Soloist, 2009)
Режиссёр: Джо Райт
В ролях: Роберт Дауни мл., Джейми Фокс, Том Холландер
О чём: и снова реальная история. На этот раз перед нами музыкант Натаниэл Эйрс. Молодой виртуоз-виолончелист перестаёт заниматься музыкой из-за развивающейся шизофрении. Много лет спустя бездомного музыканта находит журналист «Лос-Анджелес Таймс» Стив Лопес. Им предстоит пройти путь возрождения таланта и зарождения дружбы.
Гений: Джейми Фокс в роли гениального музыканта, которого, к сожалению, ломает болезнь.
Почему: я впервые узнала о фильме полгода назад, представляете? А ведь Джо Райт! Роберт Дауни мл. И какой же дуэт у Роберта с Джейми (я хоть второго и не очень люблю, но не отметить не могу). Драма у Джо Райта удаётся отлично — оба героя вынуждены преодолевать обстоятельства и трудности, расти над ними. Но, как говорит один отзыв, и я с ним полностью согласна, «фильм Райта — это паззл из историй, в котором не хватает нескольких основополагающих деталей». Так что фильм советую, но с оговорками. В конце концов, главное тут — Роберт в роли не Железного человека. А это многого стоит.
«Блеск» (Shine, 1996)
Режиссёр: Скотт Хинкс
В ролях: Джеффри Раш, Ноа Тейлор, Армин Мюллер-Шталь
О чём: основано на реальных событиях. Перед нами — становление великого пианиста Дэвида Хельфготта. Отец начал учить его играть на фортепиано с пяти лет — но это безрадостная история. Помимо любви к музыке папа отличался страстью к порядку, дисциплине и был, честно говоря, настоящим деспотом. Несмотря ни на что, Дэвид сохранил любовь к музыке и жизни. Ах, да — виртуозно играя на пианино, Дэвид при этом был немного не в себе: ещё с детства он страдал психическим расстройством из-за своей исключительности.
Гений: он самый — Дэвид Хельгоффт. Был гением, отчего и помутился рассудком. Немножко.
Почему: Джеффри Раш получил «Оскар» за роль Дэвида — и за свою актёрскую игру, и за свой подвиг с пианино, на котором сам играл. Мы же благодаря «Блеску» и «Оскару» получили отличного артиста в голливудских фильмах, капитана Барбоссу, маркиза де Сада и много кого еще.
Фильм не то чтобы величайший и гениальный — он атмосферный. О том, как тяжко быть этим самым гением — особенно когда у тебя злобный отец с ремнём в руках. И о том, как при таких изначальных мрачных данных не сломаться, не возненавидеть мир и людей, не сгубить свой талант. Засиять, в общем, вопреки всему.
«Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can, 2002)
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Хэнкс, Эми Адамс, Кристофер Уокен
О чём: основано на реальных событиях. Фрэнк Эбегнейл — гениальный мошенник. В 16 лет он начал подделывать и обналичивать чеки, при этом долгие годы умело скрывался от правосудия. По следам Фрэнка неутомимо следует агент ФБР Карл Хэнрэтти — и до поры до времени Фрэнк всегда на шаг впереди агента.
Гений: Фрэнк Эбегнейл — действительно гений обмана. И не потому, что злой, а потому, что умеет. За свою жизнь он изображал врачей, пожарных, летчиков и самих агентов ФБР. Обналичка чеков принесла ему миллионы. Позже Фрэнк начал сотрудничать с органами и ловить тех, кем был когда-то сам.
Почему: Спилберг, ДиКаприо, Хэнкс. Вся троица — тоже гении, которые пока что никогда не подводили. Для Лео его герой, конечно, подарок: за один фильм переиграть стольких персонажей — счастье! При этом есть и любимые метания, и раздираемость на части — все, что ДиКаприо так мастерски проделывает в кадре. Его дуэт-дуэль с Хэнксом — отдельный праздник. Ну, и потом: следить за ловкостью ума — всегда захватывающее зрелище!
«Фрида» (Frida, 2002)
Режиссёр: Джули Тэймор
В ролях: Сальма Хайек, Альфред Молина, Антонио Бандерас, Джеффри Раш, Эшли Джадд
О чём: история мексиканской художницы Фриды Кало, которая в юности попала в страшную аварию, перенесла множество операций — и все это не помешало ей крутить романы, быть женой легендарного художника Диего Риверы и стать национальным достоянием Мексики.
Гений: здесь их два — Диего и Фрида. В центре сюжета — история их отношений, но акцент все-таки на Фриде, её таланте, её душе и страсти.
Почему: эротичное, сочное, музыкально-художественное пособие-лайт для тех, кто хотел бы ознакомиться с жизнью Кало. Понятно, что рассказали не всё, но что рассказали — сделали качественно. Прекрасный актерский состав, отличный дуэт Хайек-Молина. Фильм получил «Оскар» за лучший грим и лучший саундтрек — и действительно, музыка в картине пронзает не хуже того автобусного поручня, который разрушил позвоночник и жизнь Фриды.
Ну, и танго Сальмы и Эшли Джадд — одно из лучших!