Максим Матвеев о шпионах, роковых женщинах и супергероях

10 октября 2016

Мы встретились с Максимом Матвеевым в преддверии премьеры сериала «Мата Хари» в Каннах. Производством проекта занималась компания Star Media в партнерстве с Первым каналом (Россия) и каналом «Интер» (Украина). Съемки проходили в России, Украине, Португалии, так что разговор получился не только о времени, но и о путешествиях.

Встречаемся с Максимом Матвеевым в ТЦ «Цветной». Для Максима здесь всё уже привычно — он был тут недавно на Fashion Night Out, проводил мероприятия своего благотворительного фонда «Доктор Клоун». Максим сидит у самого окна, и я сразу думаю, что там хороший свет для фотографий. Актёр сердечно встречает меня и просит немного подождать — у него ещё не закончилась предыдущая встреча. Когда встреча закончилась, благодарю, что Максим нашёл время на интервью в своём плотном графике — съёмки, театр, озвучка сериала «Мата Хари», о котором и пойдёт сегодня речь, и начинаю разговор.

Фото: Юлия Шиманская

— Премьера сериала «Мата Хари», где вы сыграли одну из главных ролей, состоится уже совсем скоро. Расскажите, пожалуйста, о своём герое — кто он?

— Наверное, надо начать с истории в общем — о ком она, а уже отсюда вычленить линию своего персонажа. В хорошем смысле, это смелый ход и режиссёров, и продюсеров — снять историю о легендарной Мата Хари [актриса Ваина Джоканте — прим. ред.], потому что, по-моему, редко можно встретить настолько загадочную личность и настолько запутанную биографию, в которой до сих пор не могут разобраться спецслужбы — на кого она всё же работала. Поэтому создать историю и высказывать мнение о такой исторической личности — смелое дело. В итоге сценарий основывался на её человеческих качествах, жизненной истории и собственной мотивации. Мата Хари неспроста стала одной из самых известных шпионок и, в принципе, одной из самых известных женщин. Мне понравилось в сценарии, что её история взаимоотношений с кругом спецслужб имела человеческий характер, ведь она была глубоко несчастной женщиной с очень сложной судьбой. Основная мотивация героини была основана на том, чтобы вернуть свою дочь. Она пыталась это сделать всевозможными способами, а поскольку была импульсивным человеком, то хваталась за любые попытки, которые могли ей дать надежду. В итоге — это ее погубило. Но только такой сильной духом, харизматичной, загадочной — с одной стороны, с другой — популярной танцовщице экзотических танцев было по плечу вести двойную жизнь.

— А ваш герой как связан с Матой Хари?

— В её реальной биографии был некий персонаж — Владимир Маслов. В жизни он был немного младше, но у нас это обстоятельство убрано, оно не основополагающее. И он же человек, который в реальности послужил поводом к её смертному приговору. Вольно или невольно, до сих пор тоже непонятно. Естественно, для того, чтобы истории придать художественные рамки, у нас он сделал это невольно. Но я думаю, что в реальности было так же: он был очарован и боготворил, любил ее. Мата Хари повелевала мужскими сердцами, была женщиной притягательной не только из-за неординарного для того времени рода деятельности, в ней был сильный внутренний магнетизм. И мой герой Маслов не стал исключением.

Он — офицер. Живёт в реалиях того времени — Первая мировая война, достаточно нестабильное государство, всё на грани революции, на грани разрушения. Он тоже находится на грани — секретная служба у государства для меня больше напоминает заключение в рабство, потому что работа тяжёлая, требующая сильнейшего эмоционального напряжения.

У него есть еще одна замечательная линия с героиней Златкой Дженич [актриса Светлана Ходченкова — прим. ред.]. Их связывало больше, чем просто партнёрские отношения — полное совпадение темпераментов. Они занимались одним делом, это приносило удовольствие, но когда Маслов теряет Златку, его работа превращается в ад. И после этой трагедии он уходит добровольцем на войну. Но его, конечно, отсылают не просто на фронт. Был момент, когда часть привилегированных войск перебросили в Париж, чтобы создать видимость первоклассной армии, выступить лицом нашего государства. Но там случился военный непредсказуемый ад, в котором они первыми испытали на себе весь ужас химического оружия. И сценаристы все события интересно скомпоновали. К тому же все это происходит параллельно с последним, самым нестабильным и острым периодом в жизни Маты Хари, когда она понимает, что у неё никого не остаётся в жизни, кроме странного русского парня, который вроде как в неё влюблён.

— В реальной жизни они встретились в госпитале, когда она ухаживала за ним, а в сериале?

— Они встретились на приёме, где Мата Хари танцевала для офицеров — русских, французских. И меня привлек в сценарии момент, когда первоначально героиня ему не то, что не понравилась, она вообще вызвала отторжение. Поскольку у него есть свои принципы, своё видение женщины, для него было неприемлемо, что не совсем одетая женщина танцует перед мужчинами. И в какой-то момент он даже на неё не просто с неудовольствием смотрит, а агрессивно. Это интересно было играть с точки зрения актерской работы. Затронуто развитие взаимоотношений от полного отрицания до неимоверного обожания, когда ты готов ради человека умереть.

— Что стало переломным моментом для вашего героя?

— Маслов почувствовал в героине родственный склад личности, авантюризм. Он человек, который сам был шпионом и играл в это всё, надевал маски. А поскольку Мата Хари такая же, это привело к тому, что герой начал к ней тянуться, чувствовать её боль, что в ней не всё так просто, как мы видим на поверхности, что ей руководят мысли, чувства, инстинкты.

Параллельно идет развитие линии с его невестой Верой [актриса Мария Фомина — прим. ред.], которая появляется по приезду в Россию. Он не любит суженую и, скорее, делает одолжение ее отцу — Семихину. Замечательный актёр Александр Михайлов играл моего потенциального тестя. Но Маслов не сопротивлялся до определённого момента, пока ему это не стало совсем невыносимо. А к Мате Хари он действительно идёт по зову чувств.

В итоге получилась история драматически-приключенческая, основанная на реальных действующих лицах и событиях, что вызывает мой неимоверный интерес.

Фото: Юлия Шиманская

— Остались ли какие-то личные воспоминания Владимира, на которые вы могли бы ориентироваться при создании образа?

— К сожалению, вся информация фактическая: был некто, сделал то-то. Документы и литературные источники, говорящие о его внутренней мотивации или его характере, мне не попались. И это дало простор для фантазии. У тебя есть определённые поступки, а характер ты начинаешь додумывать, формировать, основываясь на конкретных мотивациях и на фоне всего произведения.

— Вы уже упомянули Александра Михайлова. Но в фильме вместе с вами играли и мэтры зарубежного кино: Рутгер Хауэр, Кристофер Ламберт, Джон Корбетт. Каково это — играть с ними на одной площадке? Чему научились, а, может быть, научили их?

 — Боже упаси, вы что? (смеётся)

Фото: Юлия Шиманская

Во-первых, должен сказать, что для меня это был первый опыт работы на иностранном языке, и до этого я занимался языком постольку поскольку. Но мне всегда хотелось сделать определённый шаг, чтобы заполнить все пробелы в образовании и уже не думать об этом, быть свободнее. В этом смысле съёмки «Мата Хари» стали первым шагом, тем более это была уникальная возможность не просто поиграть на английском языке, но и контактировать с зарубежными коллегами. (Задумался) Они все такие человечные. Ни в одном артисте я не увидел так называемого «шлейфа предыдущих работ». Настоящие профессионалы на площадке, простые и хорошие люди за кадром. Ты можешь просто спросить человека, как дела, перекинуться парой фраз о погоде, о политике. И при этом нет впечатления, что с тобой общаются свысока. Пожалуй, это самое главное, чему можно научиться у них. Вот этому надо соответствовать.

— И вся команда была у вас также международная, правильно? Связаны были с этим какие-то особенности, трудности?

— Да, Star Media собрала отличную международную команду. На площадке общались на английском, французском, португальском, украинском, русском языках, но это не мешало работе. Люди не то, чтобы об этом не думали, у них не было на это времени. Каждый из них профессионал и делал свою работу, одно интересное дело, выкладываясь по максимуму. У нас были замечательные иностранные режиссеры — Денни Берри и Джулиус Берг, с которыми было интересно поработать. На площадке были переводчики, но, когда ты участвуешь в таком долгом проекте, то волей-неволей начинаешь понимать многих без слов. Это был хороший опыт для меня.

— Кстати, как вам Португалия? Я была просто очарована этой страной.

— Там было здорово. Экспедиция — это всегда что-то новое, тем более экспедиция за рубеж. Причём она получилась достаточно долгая — когда я приехал туда, наша группа уже снимала месяца три. Мы были зимой, но там было тепло и дождливо. Я люблю путешествовать. И для меня любая выездная съёмка — это смена обстановки, новые впечатления, новая культура, новые люди, энергия. Это было любопытно. Я был в Португалии первый раз, и мне понравилось. Это отличная локация с точки зрения кинопроизводства — здесь можно найти даже инопланетный пейзаж.

— Да, ходишь по Лиссабону — мост как в Сан-Франциско, дома как в Нью-Йорке.

— Да-да-да. Абсолютно. Это Париж, это Нью-Йорк. Благостное место для того, чтобы сделать интересный продукт. Там есть много исторических пригородов с узкими улочками, которые могут и Ригу напомнить, а с другой стороны — старый европейский город со своей атмосферой. Там больше средневековья. И в этих домах живут бабушки с дедушками, они поддерживают их, берегут.

— Вы постоянно сталкиваетесь с историей, с другими эпохами: «Контрибуция», «Бесы», «Мата Хари»… Есть какая-то любимая эпоха?

— Дело не в эпохе, дело в материале. Так получается. Ещё «Анна Каренина» скоро будет. Не то, что мне легче играть персонажей того времени, ни в коем случае.

— Я имела в виду — лично для себя. Сразу вспоминаю «Полночь в Париже» Вуди Аллена — у каждого из нас есть эпоха, в которую хотелось бы вернуться.

Фото: Юлия Шиманская

— Знаю, понимаю. Но у меня этого нет. Наверное, потому, что на протяжении определенного времени ты сталкиваешься с предлагаемым тебе материалом и начинаешь в него погружаться, изучать эпоху в книгах, фильмах, интернете… Сейчас мне интересно настоящее время, неспокойное. Наблюдать за ним интересно — куда повернётся история. И в этом прелесть. Есть такой предрассудок, что раньше было как-то иначе, люди думали по-другому, говорили по-другому. Про язык-то понятно, он совершенствуется, развивается. А относительно нравов… Я помню, как для одной работы читал Пушкина, он описывает то общество, и оно абсолютно такое же, как настоящее. Читаешь его и видишь тех же людей, которых ты видишь сейчас, с теми же бесами, любопытствами, нравами. Сейчас объём информации увеличился, появились радио, телевидение, интернет, но люди остались те же. Человеческая природа, к сожалению или к счастью, она стабильна.

— Это же говорил Алексей Мизгирёв о «Дуэлянте»: что это фильм о нас прежде всего.

— Да, правда. Я в этом с ним абсолютно согласен.

— Вы уже посмотрели фильм — какие впечатления?

— Мне понравился. Потому что… как сказать. Мне нравится, когда у меня как зрителя убирают стереотипы, представления, как это было бы в моём мозгу. Когда мне дают новое видение эпохи, новое видение города, знакомого уже давно, и создают из этого мрачную стилистику. Я очень благодарный зритель. Это здорово, когда наши продюсеры дают возможность режиссёру независимого кино сделать его массовым, которое нацелено на то, чтобы собрать зрителя. Это круто. Зрителя нужно заинтересовывать, а это можно сделать только непривычным видением. Он же представляет, какую эпоху идёт смотреть, а тут очень интересное Лёшино видение должно сыграть решающую роль. Могу только порадоваться.

— Часто получается смотреть новинки кино?

— К сожалению, не очень часто, но я стараюсь.

— Раз уж мы заговорили о том, что в наше время жить интереснее. Я видела ваши фото из Сан-Диего с Comic Con-a. В Москве его российский аналог откроется через пару дней. Какие у вас остались впечатления?

— Это невероятно. Я рыдал от счастья, когда там был. Город был выбран случайно, потому что в школе, в которую я поехал учиться, не было русских студентов [Максим проходил обучение в языковой школе — прим. ред.]. Мне необходимо было погрузиться, ухнуть туда, чтобы перестроить свой мозг. Все остальные обстоятельства, связанные с городом Сан-Диего, у меня выпали. Причём я знал о Comic Con, я хотел туда попасть. Я безумно люблю эту тему — люблю комиксы, люблю фэнтези, люблю вселенные DC и Marvel. Это началось с детства. Когда я в 6 лет смотрел «Звёздные войны», это было одним из ярчайших впечатлений детства, до такой степени, что ты ощущаешь себя этим джедаем. May the Force be with you.

Фото из инстаграма Максима Матвеева

— Всё, мы открыли ящик Пандоры. Я это всё тоже очень люблю, так что мы тут надолго.

— Да? (Смеётся). У меня было так — приходишь в школу в Сан-Диего, учителя тебя предупреждают, чтобы ты постарался не опаздывать на следующей неделе. А надо понимать, что город сам по себе очень спокойный, размеренный, там немного жителей, они неторопливы, они не идут на работу, они прогуливаются на работу. И нам говорят, что город будет переполнен людьми. А в чём причина? «У нас Comic Con». И я спрашиваю: «Тот самый Comic Con?». Я сразу нашёл информацию об истории фестиваля. И это невероятно — они привозят памятник Супермену из «Бэтмен против Супермена», они его ставят на улице! Они ставят Бэтмобиль, они ставят памятник Капитану Америка. Там же собираются мегафанатичные люди, они приезжают смотреть на своих кумиров, которые сыграли или будут играть супергероев. И те говорят: «Я ответственен перед вами, потому что вы любите его. И я постараюсь сделать так, чтобы этот персонаж соответствовал вашим ожиданиям».

И когда ты идёшь в школу, то можешь встретить троллейбус, в котором едет Харли Квин с Джокером. Это очень смешно. Нас предупредили, что мы не попадём внутрь, потому что билеты были раскуплены ещё год назад. В домах, рассчитанных на аренду жилья, сдают даже место на полу. Нам посоветовали идти в выходные, чтобы посмотреть на косплееров снаружи этого центра. И я ходил по городу просто вот так (изображает высшую степень удивления и счастья). Ты заходишь в кафе, а за соседним столиком Бэтмен ест картофель фри. Я ходил и улыбался, как ребёнок. Это невероятное количество радости, которое присутствует на улице — с ума можно сойти! И там можно встретить всех!

Фото из инстаграма Максима Матвеева

Я очень люблю TED — и к этому Comic Con Адам Савадж («Разрушители мифов») подготовил лекцию с фантастической темой «My love letter to cosplay», где он рассказывает о природе переодевания, о принципах косплея. Он сам косплеер, ездит постоянно на конвенты, переодевается, и его, конечно, никто не узнаёт.

Честно говоря, я подумываю купить билеты на следующий Comic Сon и ехать в Сан-Диего.

Фото: Юлия Шиманская

— Вечный вопрос: Marvel или DC?

— Не могу ответить. Для меня они самодостаточные и разные. У них огромные ресурсы для развития и коллаборации совместной, почему нет?

Есть же уже соединение Мстителей со Стражами Галактики. И когда ты в конце одного фильма видишь то же, что и у другого — это круто! А там и до Икс-менов недалеко. Ведь есть же комиксы, где они пересекаются. Мне интересно за этим наблюдать.

— А какой ваш любимый персонаж?

— У меня это как-то периодами. Лет до 20 был Человек-паук. Это был период, когда я смотрел мультики, тогда фильмов ещё не было. И это было моё! Я не знаю, они все мне нравятся, и Капитан Америка [я упомянула, что люблю Капитана — прим. автора], и антагонисты — создатели дают им объём, делая их истории неоднозначными, когда ты начинаешь их любить, но понимаешь, что любить, собственно, не за что. Это круто, потому что это похоже на реальную человеческую природу. «Звёздные войны» до сих пор какая-то мания. Я недавно обнаружил, что у меня дома несколько конструкторов из металла. Это очень кропотливая работа, которая, можно сказать, связана с медитацией. И, главное, непонятно зачем они — потому что их сделал и поставил, даже играть нельзя. У меня, например, есть Lego R2D2. Это история о том, как персонажи становятся реальностью.

Фото: Юлия Шиманская

Так что и нам с Максимом пришлось вернуться в реальность — ему бежать на очередные съёмки на «Мосфильм», а мне — расшифровывать интервью. Но договорились встретиться ещё — новые проекты не за горами!


В Каннах (Франция) состоится Международный телерынок MIPCOM. Мировой премьерный показ телесериала «Мата Хари» станет открытием телерынка во Дворце фестивалей Канн. Он запланирован на воскресенье 16 октября.