«Коллектор»: Один на один со зрителем

14 октября 2016

Надеемся, что за выходные многие из вас уже посмотрели новый фильм Алексея Красовского — второй из многих значимых российских проектов этой осени. Расскажем о нём подробнее.

Фильм заинтересует многих — и поклонников современного российского независимого кино, и поклонников Константина Хабенского (а у талантливого актёра их немало), и любителей камерных историй (вы же смотрели «Погребённого заживо» и «Лока»?).

Первым фильм увидели журналисты — и уже тогда он вызвал немало споров о самом герое, сюжете, финальной развязке. С прошлого четверга к этим спорам присоединились и обычные зрители. Вопроса «Почему стоит смотреть этот фильм?» мы перед собой не ставим — ответ на него очевиден. А вот изменится ли что-то в российском кино с выходом подобных фильмов — вот это вопрос. Начнём, как обычно, с истории.

О фильме рассказывают: режиссёр Алексей Красовский, продюсер Дмитрий Руженцев, исполнители главных ролей Константин Хабенский и Ксения Буравская.


История создания

Алексей Красовский: «Момент [создания фильма с одним героем в кадре — прим. автора] наступил, когда я написал уже много сценариев, ни один из которых не получил финансирование. Тогда я понял, что не хочу ни от кого не зависеть: ни от Фонда Кино, ни от больших продюсеров, ни от министра культуры. Когда я не буду нуждаться ни в ком, кроме хорошей творческой группы».

Режиссёр не сразу видел в роли главного героя именно Константина Хабенского. Герой создавался независимо от актёра, которому предстояло исполнить эту роль. Но, конечно, уже в ходе съёмок менялись фразы, некоторые нюансы, которые привнёс на площадку Константин. Однако стержень героя, его характер, мотивация, поступки остались те же.

Константин Хабенский: Были абсолютные тирания и диктат по отношению к тексту. Я пытался повернуть стилистику речи — но удалось это в паре моментов. И это понятно, ведь текст и ситуация предложены сценаристом и режиссёром в одном лице.

Алексей рассказывает очень интересную историю об идее фильма. Насколько она правдива — вопрос…

Я проходил гастроскопию, и в тот момент, когда противная камера добралась до моего желудка, доктору кто-то позвонил. Эти несколько секунд — пока врач разговаривал — показались мне вечностью. Тогда я подумал, что врачу мог позвонить не его знакомый, а мой, которому я задолжал, и он таким образом решил намекнуть, что пора рассчитаться. Так появился коллектор Артур, мастер уговоров. Первый вариант сценария был написан буквально за три дня.

Фильм сняли за семь съёмочных дней (точнее — ночей) в бизнес-центре. На площадке из актёров были только Константин Хабенский и Ксения Буравская, которая первоночально озвучила всех собеседников героя. Лишь затем было принято решение позвать на переозвучку других актёров — Ксении осталась лишь роль главной противницы Константина.

Бюджет картины не раскрывается, но в основном это частные инвестиции — слово «коллектор» отпугивало многих потенциальных инвесторов даже из среды, которая так или иначе сотрудничает с представителями этой профессии.

Дмитрий Руженцев: Бюджет был ограничен, но мы изначально приняли определенную финансовую модель. В проекте нет денег Министерства культуры или Фонда кино — только частные вложения. Хотелось бы частично окупить эти инвестиции, и показать, что финансовая модель независимого кино дееспособна. Доказать, что можно снимать интересное форматное жанровое кино.

Главный герой — кто он?

Проект изначально был не о профессии — коллектор стал просто функцией в развитии истории человеческой драмы. Разумеется, когда мы начинали, в обществе ещё не обсуждали проблему коллекторов. На тот момент тема не была конъюнктурой, как это выглядит сейчас, мы не следим за этими новостями, но, вероятно, какую-то роль этот закон сыграет по отношению к нашему фильму.

И всё-таки: положительный или отрицательный герой предстаёт перед нами?

Мой герой, однозначно талантливый в том, что он делает, получает по заслугам. Просто потому, что заигрался. Во многих других профессиях, когда ты чувствуешь себя богом и виртуозом, но это приносит другим людям несчастье, рано или поздно ты получишь по заслугам. Даже если ты Моцарт в этой истории. Вот и всё.

Почему он именно такой и в какой момент происходит трансформация героя?

Скорее, в тот момент, когда от него начинают отказываться друзья. Это тот самый правильный и необходимый многим людям момент в жизни, когда нужно остановиться и подумать, кто рядом с тобой, для чего это тебе всё нужно, и надо ли идти дальше или подождать и пойти другой дорогой. Это очень правильный момент в жизни, но он не для всех. Многие избегают этих вопросов, стараются не замечать подобные моменты в жизни и идут дальше на автомате. Наш герой, мне кажется, уже накопил такое количество «положительных» эмоций со стороны других, что, конечно, получает рикошет. Нам важен сам факт того, что он нашёл в себе силы подумать об этом и сделать выводы. Он явно уходит с рабочего места, забрав всё самое необходимое. Куда он уходит это мы уже дальше решим. В Коллектор 2, правильно?

Один на один: Константин Хабенский

Алексей говорит, что писал героя не под актёра, а потому стоит узнать, что именно заинтересовало Константина Хабенского в его герое.

У меня было ощущение, что это достаточно дерзкое предложение. То самое время, когда можно проверить свои собственные силы: и провалиться, или продержаться. Я с удовольствием пошёл на эту авантюру.

Энтузиазм Константина отмечал не только режиссёр — но и коллеги по съёмочной площадке.

Ксения Буравская: На меня произвела огромное впечатление рабочая этика Константина. Я была очень впечатлена концентрацией и постоянным его нахождением в рабочем состоянии, что большая редкость для российских актёров.

Константину не в первой держать на себе весь удар — вот уже несколько лет он очень успешно играет моноспектакль «Контрабас» в МХТ им. Чехова. Помог ли ему этот опыт на съёмках — был наш вопрос.

Помог опыт в заучивании текста — и там, и там желательно текст знать наизусть и делать вид как будто он рождается у тебя. А всё остальное нет — просто в моноспектаклях в театре у тебя есть партнёр — это зритель. На киноплощадке партнёра практически нет, поэтому нет реакций, поэтому ты работаешь в каком-то непонятном пространстве.


«Коллектор» в кинотеатрах страны уже с 6 октября, а сейчас, как и перед началом фильма на сайте newauction.ru идёт розыгрыш вещей с площадки и другой продукции. Напомним, что все собранные средства пойдут в Благотворительный фонд Константина Хабенского для помощи детям.