Кинорулетка: Равные

14 октября 2016

Сами придумали и неустанно играем: редакция Синемафии советует фильмы на определённую тему.

Итак, традиционная пятничная забава: берём слово и вспоминаем те фильмы, которые ассоциируются с ним. Ограничения: фильмы не «моложе» трёх лет; фильмы, которых пока не было в нашей рулетке.

Нажатие на Большую Красную Кнопку Генератора Случайностей привело к тому, что в этот раз нам судьбой готовано придумавать ассоциации к слову «РАВНЫЕ».

Согласитесь, к юбилею рулетки — это уже тридцатый наш выпуск! — слово более чем достойное!


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Прислуга» (The Help, 2011)

Режиссёр: Тейт Тейлор

В ролях: Виола Дэвис, Брайс Даллас Ховард, Джессика Честейн, Октавия Спенсер, Эмма Стоун

О чём: 60-е года прошлого века на американском Юге. Чернокожая Эйбилин всю жизнь работает прислугой в богатых домах, нянчит чужих детей и оплакивает своих. Однажды к ней приходит белая девушка Скитер с предложением рассказать о жизни прислуги: ей нужно сделать материал для журнала. Сначала Эйбилин отказывается. Но потом начинает рассказывать — и перед нами разворачивается Бездна…

Равные: все люди — черные и белые. Но на Юге так очень долго не считали. В фильме такому раскладу удивляется Скитер (Эмма Стоун), которая не понимает, чем ее чернокожая няня хуже других. Равными чернокожую прислугу считает и Селия (Джессика Честейн) — но у этих двоих мало сторонников.

Почему: это экранизация одноименного романа Кэтрин Стоккетт, и книга, как обычно бывает, пронзительнее и многослойнее благодаря внутренним монологам. Но и фильм получился душераздирающим. В нем нет очевидного надрыва — наоборот, жизнь черных и белых показана очень буднично, и это гораздо страшнее, чем откровенное насилие. Вот Эйбилин и другой служанке Минни запрещают ходить в один туалет вместе с белыми. Вот белокожая во всех смыслах героиня Брайс Даллас Ховард, образец приличной домохозяйки, яростно борется против черных служанок с помощью ненависти и клеветы. Из всех этих мелких ежедневных случаев вырастает объемная страшная картина унижения, несправедливости и скотства.

Октавия Спенсер получила все важные награды, включая «Оскар», за роль Минни, непокорной и своенравной служанки, экзотично отомстившей своей злобной хозяйке. Актерский ансамбль картины также был отмечен разными номинациями и восторженными отзывами. При бюджете в 25 млн долларов «Прислуга» собрала только в США почти 170 миллионов и продержалась 25 дней на первом месте рейтинга кассовых сборов страны.

«Гаттака» (Gattaca, 1997)

Режиссёр: Эндрю Никол

В ролях: Итан Хоук, Джуд Лоу, Ума Турман, Алан Аркин

О чём: далекое совершенное будущее — Гаттака. Люди рождаются в лаборатории, их генетически программируют на силу, здоровье, выносливость. Генетика определяет всю дальнейшую жизнь человека: кем работать, с кем встречаться. Рожденные традиционным способом — почти всегда брак: и характер непредсказуемый, и здоровье шалит. Винсент Фриман — именно такой, и он никогда не сможет осуществить свою мечту: полететь в космос. Однако Винсент не сдается: покупает личность пилота, ставшего инвалидом, и выдает себя за совершенного человека…

Равные: люди Гаттаки. Винсент всячески стремится в их ряды, но, увы — у парня больное сердце.

Почему: космическая сага о воле к победе и о настоящем равенстве. О силе духа, которая побеждает силу тела. О том, как важно идти к своей мечте. О любви, наконец — к космосу и к женщине. Фигура Винсента, несмотря на физическое тщедушие, вырастает здесь едва ли не в Капитана Америка: он покоряет всех именно своей несокрушимой целеустремленностью.

В «Гаттаке» — прекрасное актерское трио: как по таланту, так и по настоящей красоте. Джуд Лоу здесь молод и ослепителен, но Ума Турман выбрала в жизни не его, а Итана Хоука — они стали встречаться именно на этих съемках.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Объединенная зона безопасности» (Gongdong gyeongbi guyeok JSA, 2000)

Режиссёр: Пак Чхан-ук

В ролях: Ли Ён-э, Ли Бён-хон, Сон Кан-хо

О чём: в 800-метровой демилитаризованной зоне — нейтальной полосе между Северной и Южной Кореей, где есть так называемая «деревня перемирия» — убиты два северокорейских солдата. Третий присутствовавший там, южанин, прорывается на блокпост к своим. Расследовать дело предстоит специалистам из нейтральной контролирующей комиссии — а именно Софи Чан, швейцарке по матери, которая в Корее впервые в жизни.

Равные: северные корейцы, южные корейцы — это только слова, люди-то на самом деле везде одинаковые. Даже идеология — это только идеология, проблемы по южную и северную сторону границы одинаковые, общечеловеческие. И расследование это вскроет.

Почему: «Объединенная зона безопасности» — один из самых громких южнокорейских фильмов начала 2000-х, долгое время державший пальму первенства по сборам в родной стране; да еще один и лучших фильмов за последние двадцать с лишним лет по мнению Квентина Тарантино. Последний, наверное, совсем уж мейнстримовый фильм режиссёра Пака Чхан-ука — после него он ушел в артхаус, сняв нам на радость «Сочувствие господину Месть», «Сочувствие госпоже Месть», «Олдбоя», «Сквозь снег» и «Порочные игры», помимо прочих. Но уже тут понятно, что это хороший фильм большого режиссёра — и уже поэтому фильм стоит смотреть.

Не говоря уж о том, что это отличная детективная история, когда совы не то, чем кажутся.

«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford, 2007)

Режиссёр: Эндрю Доминик

В ролях: Брэд Питт, Кейси Аффлек, Сэм Рокуэлл, Джереми Реннер, Пол Шнайдер, Мэри-Луиз Паркер, Сэм Шепард

О чём: не уникальный, но отличный пример, когда как фильм называется — то в нём и происходит. Сначала Роберт Форд (Аффлек) был в банде бандита Джесси Джеймса (Питт) и им восхищался, потом захотел быть как Джесси, а потом — уже быть лучше его. А тут и до убийства один шаг.

Равные: таланты и поклонники — вечная тема, когда из отношений кумира на пьедестале и восторженного фаната никакого равенства между ними не вырастает. Хочется быть равным кумиру — но увы, близко локоть, да не укусишь.

Почему: когда меня кто-то спрашивает об этом фильме, я всегда советую собраться с силами и как-то пережить первый час, а то и полтора. Просто если вам хочется фильма про приключения — то примерно столько времени у вас займет понять, что австралиец Доминик снял философское размышление, а не экшн-вестерн, как того хотела студия. И зрителю нужно поймать волну этого фильма — и тогда уже он берёт тебя за сердце и не отпускает до самых финальных кадров.

Фантастической красоты съемки Роджера Дикинса, за которые ему почему-то опять не дали «Оскар»; мощнейшая актерская работа Кейси Аффлека, и за неё «Оскар» он тоже не получил. Брэд Питт отхватил на Венецианском кинофестивале Кубок Вольпи — приз лучшему актёру; но достаточно ли это для действительно одного из лучших фильмов десятилетия?


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Эквилибриум» (Equilibrium, 2002)

Режиссёр: Курт Уиммер

В ролях: Кристиан Бэйл, Шон Бин, Эмили Уотсон, Тэй Диггз

О чём: недалёкое будущее. Мир после Третьей Мировой Войны. Человечество выяснило, что виной всему эмоции, которые лишь разрушают, а не созидают. Для их подавления изобретается препарат «Прозиум», который должны принимать все люди, а также уничтожаются все произведения искусства. Как всегда, находятся несогласные с данным режимом, которые начинают сопротивление. Во главе него становится бывший борец с иными, а теперь один из них — Джон Престон.

Равные: перед нами предстаёт антиутопия, в которой в очередной раз показана попытка сделать всех людей равными, что, конечно, далеко от истины…

Почему: «Эквилибриум» является постмодернистким произведением — сам фильм является аллюзией на многие классические книжные антиутопии: «451 градус по Фаренгейту», «Мы», «1984». Кроме того, в самом фильме появляется множество отсылок на фильмы и произведения на эту тему. Именно «Эквилибриум» вновь привлёк внимание зрителя к антиутопиям, хотя многие укоряли фильм за подражание «Матрице». Ну и пусть. Мы всё равно в одинаковой степени любим что Киану, что Кристиана.

«За бортом» (Overboard, 1987)

Режиссёр: Гарри Маршалл

В ролях: Голди Хоун, Курт Рассел

О чём: Она — капризная и избалованная милионерша. Он — простой плотник с четырьмя сыновьями на плечах. И тут она совершенно случайно теряет память, и он решает воспользоваться этой ситуацией. Берёт её к себе домой как свою жену, используя, фактически, как домработницу. Сможет ли она вернуться к старой жизни?

Равные: герои изначально находятся на разных социальных ступенях, но несчастный случай делает их равными. И вот она должна поверить в свой новый статус, а он должен понять, что всё можно изменить…

Почему: это был один из любимых фильмов моего папы — у нас было, наверное, 5 кассет с разными вариантами озвучки. Так что фильм я знаю практически наизусть. И он действительно смешной! Снимались Курт и Голди уже находясь в отношениях, так что следить за их поведением особенно интересно!


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Сыщик» (Sleuth, 2007)

Режиссёр: Кеннет Брана

В ролях: Майкл Кейн, Джуд Лоу

О чём: к 70-летнему автору детективных романов Эндрю Уайку в загородный особняк приезжает 35-летний любовник его жены Майло Тиндл, рассчитывающий уговорить Уайка согласиться на развод…

Равные: весь фильм мы наблюдаем противостояние, казалось бы, абсолютно равных соперников, готовых на любые ухищрения, лишь бы доказать своё превосходство.

Почему: потому что это потрясающий психологический триллер, сыгранный гениальными актёрами и поставленный гениальным режиссёром. Надо заметить, что это своеобразный ремейк — в 1972 году эта же пьеса Э. Шаффера была перенесена на экран Джозефом Л. Манкевичем, но тогда Майло Тиндла играл Майкл Кейн, а Эндрю Уайка — Лоуренс Оливье. Так что Кейн в результате сыграл обоих персонажей — с разницей в 35 лет. Версия 1972 года известна у нас под названием «Игра на вылет», тогда как в оригинале фильмы называются одинаково.

Рекомендую посмотреть обе картины, но лично мне ближе версия Браны хотя бы потому, что в ней звучит совершенно потрясающая музыка Патрика Дойла.