Кинорулетка: Немощный

21 октября 2016

Сами придумали и неустанно играем: редакция Синемафии советует фильмы на определённую тему.

Наша обычная пятничная забава: случайным образом выбранное слово — и те фильмы, которые у нас с ним ассоциируются (и которые мы бы всем рекомендовали посмотреть).

Правил немного: не менее чем трехлетней давности фильмы, которые к тому же не были названы в предыдущих тридцати (подумать только!) выпусках нашей кинорулетки.

Выпавшее слово — «НЕМОЩНЫЙ». Поехали!


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Море внутри» (Mar adentro, 2004)

Режиссёр: Алехандро Аменабар

В ролях: Хавьер Бардем, Белен Руэда, Лола Дуэньяс

О чём: Рамон Сампедро в молодости повредил позвоночник и стал полностью парализованным. Около 30 лет он боролся за право уйти из жизни. Его подруга Роза пытается убедить Рамона, что жить — стоит, адвокат Хулия пытается подготовиться к уходу Рамона, сам же Рамон продолжает борьбу и утешает близких. В основе фильма — реальная история, и Рамон, в коне концов, добился своего.

Немощный: Рамон не может двигаться, он только лежит, моргает и разговаривает. Такое состояние невыносимо, и он борется за эвтаназию со всеми силами, которые у него остались.

Почему: прекрасное, тонкое, душераздирающее испанское кино о том, что смысл жизни можно раскрыть по-разному. И что ценить эту жизнь можно и нужно всегда (но желательно начать как можно раньше).

Алехандро Аменабар прославился мистикой, а тут вдруг выдал биографическую драму с Бардемом, которого расхваливать нет надобности — вот уж кто восхитителен везде и всюду. В 2005 году картина получила «Золотой Глобус» и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке — не говоря уже о призах на многочисленных фестивалях и почти полном собрании наград национальной премии «Гойя».

«1+1» (Intouchables, 2011)

Режиссёр: Оливье Накаш, Эрик Толедано

В ролях: Омар Си, Франсуа Клюзе

О чём: богатый аристократ Филипп прикован к инвалидному креслу. Ему нужна сиделка, но всех сиделок он ненавидит и выживает из дома. В это время чернокожий бедняк Филипп выходит из тюрьмы и ищет работу. Никто не хочет брать его с судимостью — но вот Филипп внезапно соглашается, чтобы его сиделкой стал именно такой раздолбай…

Немощный: аристократ-инвалид, который поначалу слаб не только телом, но и душой — однако дружба, отсутствие жалости и нормальные человеческие отношения творят с ним чудеса.

Почему: один из самых грустных и смешных французских фильмов последних лет, покоривший мировой прокат — при бюджете в 9,5 млн евро картина собрала в мире 426 с половиной миллиона долларов! Здесь очаровательный дуэт героев и актеров: «1+1» открыл нам Омара Си, который за эту роль получил премию «Сезар» и нынче — голливудская звезда. У фильма — простой сюжет: есть больной, есть человек, которому на больного плевать — и между ними постепенно зарождается дружба, потому что они изначально ждали друг от друга не слишком многого. Французы, как никто, умеют снимать вот такие простые жизненные истории со смехом сквозь слезы. Американцы тщательно потом снимают ремейки — вот и у этой картины грядет версия с Брайаном Крэнстоном и Кевином Хартом. Будет ли она такой же пронзительной — посмотрим.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Ключ от всех дверей» (The Skeleton Key, 2005)

Режиссёр: Иэн Софтли

В ролях: Кейт Хадсон, Джон Хёрт, Джина Роулендс, Питер Сарсгаард

О чём: уверившаяся в бесчеловечном отношении к больным в хосписах Кэри (Хадсон) хочет заработать на учебу и потому нанимается сиделкой к разбитому ударом Бену Деверо (Джон Хёрт). За тысячу долларов в неделю можно потерпеть и жизнь в новоорлеанской разрушающейся плантации на болотах, и полусумасшедшую жену инвалида (Роулендс), но вот постоянные шорохи в доме и непонятные тени вынуждают Кэри использовать выданный хозяйкой дома ключ от всех дверей и поискать на чердаке. Плохая, очень плохая идея!

Немощный: инвалид Бен Деверо, который даже говорить не может, только смотреть на Кэри умоляюще — и пытаться спастись из дома хоть ползком. Бен знал, что делал.

Почему: атмосферная до жути картина Софтли использует всю мифологию Нового Орлеана — родную для этих мест магию худу (это не вуду, это другое!), заболоченные реки-байу, разрушающиеся вековые плантации, — и медленно затягивает как героиню, так и зрителя в ситуацию, когда хочешь не хочешь, а начинаешь верить в происходящее. Именно это-то худу и нужно.

Медленно нарастающее напряжение кажется порой слишком тягучим, чтобы всерьёз напугать что сильную и независимую сиделку из Нью-Джерси, что зрителя — но в конце оборачивается изящным и всё объясняющим твистом, который долго зрителя не отпустит.

«Извините, ошиблись номером» (Sorry, Wrong Number, 1948)

Режиссёр: Анатоль Литвак

В ролях: Барбара Стэнвик, Берт Ланкастер, Энн Ричардс, Эд Бегли

О чём: прикованная к постели Леона (Стэнвик) случайно по телефону слышит чужой разговор — двоё планируют убийство женщины. Постепенно она начинает догадываться, что жертвой этого убийства предстоит стать именно ей.

Немощный: уже год не встающая с кровати героиня может только говорить по телефону, слушать и ждать, когда её придут убивать.

Почему: экранизация успешной радиопостановки вышла почти эталонным фильмом нуар: действие развивается в реальном времени (за исключением многочисленных флэшбеков), основное место действия — полутёмная спальня с видом на вечерний Манхэттен, а героиня, растерявшая силы femme fatale, мечется от летаргии к истерике и обратно.

Фильм удивительным образом не выглядит устаревшим: замени проводной телефон на мобильный — и ничего в истории другим не станет. И Барбара Стэнвик, конечно, абсолютно прекрасна.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Начало» (Inception, 2010)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Майкл Кейн, Кен Ватанабе, Киллиан Мёрфи, Эллен Пейдж, Марион Котийяр

О чём: о том, что идеи рождаются в голове, куда их можно внедрить. А как и чего это стоит, и рассказывает Нолан в потрясающей компании актёров.

Немощный: герой Кена Ватанабе во время погружения в сон оказывается в лимбе, где ждёт пришедшего к нему на помощь ДиКаприо уже немощным стариком.

Почему: мне кажется, объяснять, почему стоит смотреть один из лучших фильмов (а это признано и критиками, и зрителями), вряд ли очень удачная попытка. У каждого человека есть своё видение, почему стоит любить «Начало». Но главное — Нолан сам для себя открыл возможность метафизических загадок, которые затем успешно продолжил воплощать в «Интерстелларе». А нам режиссёр подарил одну из главных загадок кинематографа — упадёт волчок или нет…

«Пока не сыграл в ящик» (The Bucket List, 2007)

Режиссёр: Роб Райнер

В ролях: Джек Николсон, Морган Фриман

О чём: два смертельно больных раком старика, один из которых миллионер, а второй — автомеханик, решают прожить оставшиеся деньки на полную катушку и исполнить все желания, которые они почему-то не выполнили за всю свою долгую жизнь.

Немощный: ещё раз — два смертельно больных раком старика. В палате они были действительно немощными стариками, но как преобразились потом.

Почему: фильм напоминает нам о простой истине — как важно любить жизнь, ценить каждый её момент и не откладывать всё на последний день. А ещё в фильме — просто потрясающий актёрский дуэт Джека Николсона и Моргана Фримана, которые постоянно подкалывают друг друга. Их напряжение в кадре, шуточное перетягивание одеяла на себя, держит развитие сюжета. Ну, и конечно, в фильме просто потрясающие кадры со всего мира — ведь герои отправляются в кругосветное путешествие.


Выбор Алисы Пономаревой
Алиса Пономарёва

«Судья Дредд» (Judge Dredd, 1995)

Режиссёр: Дэнни Кэннон

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Арманд Ассанте, Дайан Лэйн, Макс фон Сюдов, Роб Шнайдер

О чём: в недалеком будущем герой Сталлоне вместе с героем Роба Шнайдера пытаются восстановить справедливость в полицейском государстве. И Дайан Лэйн.

Немощный: судья Дредд — самый успешный и эффективный полицейский своего времени, в какой-то момент окажется оклеветан собственным другом и списан в утиль. Сделать он на тот момент мало что сможет — потому и немощный. Как хорошо, что рядом всегда есть находчивый коротышка и симпатичная подружка.

Почему: судья Дредд — культовый парень, повлиявший на наше с вами детство. Факт, и бессмысленно его отрицать. Фразы вроде «Я не нарушал закон, я сам — закон» и «Бросайте оружие, это последнее предупреждение» — это все он, милый сердцу парень в шлеме. Если ремейк с Карлом Урбаном удовольствия не принес (хотя и там достаточно немощных), всегда можно пересмотреть оригинального «Судью Дредда» и помечтать о пицце с проклятых земель.

«Разрушитель» (Demolition Man, 1993)

Режиссёр: Марко Брамбилла

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Уэсли Снайпс, Сандра Буллок, Найджел Хоторн, Бенджамин Брэтт

О чём: в недалеком будущем герой Сталлоне вместе с героем Роба Шнайдера пытается восстановить справедливость в полицейском государстве. В этом случае парням помогает Сандра Буллок.

Немощный: и снова герой Сталлоне! Его зовут Джон Спартан, и тридцать пять лет назад его заморозили в наказание за гибель нескольких десятков заложников. Джон, конечно, не виноват, но разбираться в этом нет времени — нужно срочно вязать опасного преступника, чью роль исполняет Уэсли Снайпс.

Если по-честному, то немощные тут оба — и персонаж Сталлоне, и персонаж Снайпса. Шутка ли, быть и суперзлодеем, и суперкопом, когда ты даже не знаешь, как пользоваться туалетом в этом вашем будущем.

Почему: с каждым разом становится все сложнее доказывать необходимость пересмотра боевиков из нашего детства. Главным аргументом «за» я по-прежнему считаю то, что у каждого из нас есть триггеры, возвращающие нас к себе беззаботным и довольным жизнью, когда мы еще не жаловались на каждый пост в фейсбуке, умели радоваться мелочам и были уверены в собственном будущем. Потому что в нем всегда есть Разрушитель.


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Господин Никто» (Mr. Nobody, 2009)

Режиссёр: Жако ван Дормель

В ролях: Джаред Лето, Сара Полли, Дайан Крюгер, Лин Дэн Пэм, Рис Иванс

О чём: в далёком будущем человечество обрело бессмертие. Дряхлый старик Немо — последний смертный человек на планете — вспоминает свою жизнь, какой она была или могла быть…

Немощный: немощный старик — ключевой из множества образов Джареда Лето в этой картине.

Почему: «Господин Никто» — один из самых странных, удивительных и интересных фильмов двухтысячных. Независимая фантастическая и философская драма Жако ван Дормеля снята в Бельгии на английском языке и является одним из самых дорогих не только бельгийских, но европейских фильмов. Сложная древовидная структура повествования сначала запутывает зрителя, но затем замысел режиссёра раскрывается и поражает своей задумкой. Мы наблюдаем не одну жизнь Немо, а множество разных вариантов его жизни, включая даже временную линию, в которой он никогда не появлялся на свет.

Ван Дормель снял кино о том, что самое главное в жизни человека — возможность выбора, и что не существует выбора правильного или неправильного. Если воспользоваться набившим оскомину штампом, то это как раз то кино, которое «заставляет задуматься». К просмотру строго обязательно, особенно для тех, кто до сих пор не убедился в том, что Джаред Лето — один из великих актёров современности.

«Марафон» (2013)

Режиссёр: Карен Оганесян

В ролях: Михаил Пореченков, Екатерина Васильева

О чём: Толик — тренер-неудачник, лишившийся жены, работы и смысла в жизни. Анна Ильинична — странная бабуля, решившая сбежать из дома престарелых, чтобы поехать в Америку для участия в марафоне и выиграть миллион долларов. Толик сначала принимает её за сумасшедшую, но затем берётся тренировать…

Немощный: на первый взгляд немощная Анна Ильинична доказывает, что если есть цель и воля к победе, то возраст — не помеха.

Почему: «Марафон» Оганесяна прошел почти незамеченным в прокате, но тем не менее — это очень душевное и доброе кино с прекрасными актерскими работами. Екатерина Васильева редко появляется на большом экране, так что не стоит упускать возможность лишний раз насладиться её талантом. Да и Пореченков, как бы негативно к нему многие ни относились, в этой картине оказался на своём месте и прекрасно справился с ролью непутёвого тренера. В ролях второго плана — сплошь звёзды российского кино с большими именами. Конечно, это не шедевр и не блокбастер, но очень достойная картина о людях и о силе воли.