Нью-Йоркский кинофестиваль: «Тринадцатая» и «Женщины XX века»

31 октября 2016

Наш специальный корреспондент посетил несколько пресс-показов и конференций и делится своими впечатлениями.

В общей сложности за фестиваль просмотрено 17 фильмов! Из них три документальных, и три не из основной программы. Пресс-конференций получилось чуть меньше — 9, зато кого только не встретили: Аву ДюВерней, Кристен Стюарт, Аннетт Беннинг, Синтию Никсон, Педро Альмодовара!

Обо всех впечатлениях фестиваля напишу в отдельной статье, а пока два фильма и разговора о них, которые особенно впечатлили.


«Тринадцатая» (13th, 2016)

Режиссёр: Ава ДюВерней

«Тринадцатая» — фильм открытия 54 NYFF. Ещё за два часа до начала показа у кинотеатра уже стояла очередь журналистов. И это — несмотря на дождь! Все понимали, что этот показ нельзя пропустить…
Во время фильма в зале стояла напряженная тишина. Лично я с ужасом вникала в пугающую статистику, которая на протяжении всего фильма отражала рост числа заключённых в американских тюрьмах из года в год. Соединяя архивные кадры и интервью с историками, политиками, активистами и бывшими заключёнными, ДюВерней даёт отрезвляющий взгляд на американскую тюремную систему, особенно в отношении к темнокожим гражданам.

Фильм с самого начала акцентирует внимание на лазейке, существующей в тринадцатой поправке Конституции США: «Ни рабство, ни подневольная работа, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НАКАЗАНИЕМ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, за которое лицо надлежащим образом было осуждено, не должны существовать в Соединенных Штатах…» Но при этом зрителю дают понять, что реальные преступления не всегда имеют место быть. По отношению к чернокожим произошла массовая криминализация, якобы все афроамериканцы по природе своей преступники, насильники и всячески нарушают закон. Началось это в 1915 году, когда в фильме Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» темнокожий мужчина пытался изнасиловать белую женщину, та же предпочла прыгнуть со скалы, лишь бы этого не произошло.
С момента вступления в силу 13 поправки многие политические лидеры лишь усугубляли положение. В фильме среди них упоминаются Ричард Никсон, Рональд Рейган, Билл Клинтон.

Помимо политического влияния, фильм акцентирует внимание на деятельности полиции. И это самая душераздирающая часть. Невозможно было без слез смотреть, как полицейские превышают свои полномочия и наносят смертельные травмы заключённым в тюрьмах и даже простым гражданам на улицах. Кадры любительской съёмки были включены в фильм с разрешения семей погибших, и на конференции Аву спросили, каково было общаться с родственниками тех, кто пострадал от полицейского насилия. Режиссёр ответила, что общаться с семьями ей помогала сестра, и что далеко не все дали согласие на использование видео. ДюВерней с болью заметила, насколько это ужасно, когда короткий ролик запечатлевает последние мгновения жизни близких.
Во время пресс-конференции также звучал вопрос о процессе создания фильма, о монтаже. Режиссёр сказала, что это было кошмарно: «Очень тяжело оставаться сфокусированной на том, что именно хочешь сказать, не удалиться от темы. Стоит слегка отклониться, и можно провалиться в кроличью нору».

Когда Аву спросили о возможности перемен к лучшему, она сказала, что верит в них. «В сердцах и мыслях людей грядут перемены. Даже за последние пять лет атмосфера изменилась. Надеюсь вскоре совсем забудется эта нелепая идея, что чернокожий человек — обязательно преступник».

Несмотря на трагичный тон фильма, в титрах нам демонстрируют моменты радости — улыбку и смех в жизни афроамериканцев. Ава заметила, что это очень важно показать — несмотря на окружающие ужасы, темнокожий народ не отчаивается, люди не разучились видеть светлое и радостное вокруг себя.

В фильме прозвучала важная мысль: чтобы привлечь внимание общественности, нужно её шокировать. Так вот «Тринадцатая» действительно шокирует… После фильма зал стоя аплодировал режиссёру, во время конференции все благодарили Аву за такой сильный фильм и я не раз услышала от других журналистов «теперь ясно, почему именно этот фильм выбрали для открытия».

На пресс-конференции звучал вопрос о выборе локаций для съёмок интервью. Ава ответила, что все мечты по её задумке должны были выглядеть индустриально — много камня, стекла, кирпичей и тому подобного.

Также режиссёр сказала, что самая сильная на её взгляд сцена — это кадры из архивной съёмки, когда темнокожий мужчина роняет шляпу, а вокруг белые мужчины толкают его и кричат. Мужчина поднимает шляпу и пытается уйти, но его опять толкают, шляпа падает, и так снова и снова… ДюВерней сказала, что видеть этот момент для неё крайне болезненно.

«Женщины XX века» (20th Century Women, 2016)

Режиссёр: Майк Миллс

Фильм Майка Миллса («Дурная привычка», «Начинающие») демонстрировался с негласной пометкой «главный фильм фестиваля». На пресс-конференции режиссёр отметил, что по сюжету события происходят в 1979 году в Санта-Барбаре. «Исследовать это время для фильма была крайне интересно», — сказал Майк. Перед создателями стояла непростая задача: сделать атмосферу фильма узнаваемой для поколения, жившего в конце 70-х годов прошлого века. И если взрослые актеры хоть как-то могли опираться на свои воспоминания, то молодым пришлось намного труднее. Эль Фаннинг, исполнительница роли Джули, рассказала, что режиссёр просил их смотреть документальное кино о 70-х, изучать книги о культуре панка, столь актуального музыкального направления в то время, после чего Майк сам проводил беседы с актерами, что-то вроде экзамена или теста, чтобы проверить эффективность подготовки. Когда же вопрос о вживании в роль адресовали Билли Крудапу (исполнителю роли Уильяма), он сказал: «Я просто отрастил усы, и этого было достаточно».

После просмотра журналисты сошлись во мнении, что хоть по сюжету фильм строится на трудностях взросления персонажа Лукаса Джейда Зуманна (Джейми), и остальные герои всячески пытаются помочь подростку справиться с переходным периодом, всё же главную роль в «Женщинах Х Х века» исполнила Аннетт Бенинг. Режиссер, он же по совместительству и сценарист картины, признал, что образ Доротеи писал со своей матери. Аннетт, говоря о своей героине, объяснила, что в ней удалось соединить и характер матери Майка, и свой личный опыт (Аннетт — мать четырех детей). «Это было весело! Не знаю, может слово подобрано неточно, но правда было весело», — заключила актриса.

На личном опыте Майка создавался не только образ Доротеи, но и многое другое в фильме. Например, персонаж Джули и то, что её мать по сюжету психолог, режиссер «списал» с одной из знакомых своей юности, с которой вместе посещал групповые занятия по психологии. А вот историю Джули о том, как она потеряла невинность, Майк позаимствовал из рассказа другой своей подруги. Эль Фаннинг поспешила заметить: «Джули вообще очень сложный и многогранный персонаж. Она постоянно врёт, меняет парней, как перчатки, и в этом есть что-то возбуждающее, что-то грязное. Но при этом настоящая Джули не настолько крута и независима, какой пытается казаться». Аннетт прокомментировала отношения Доротеи и Джули, сказав, что они очень нетипичные. «Взрослая женщина и девочка-подросток, подруга сына, общаются почти на равных. Порой Джули даже лучше понимает мою героиню, чем она сама. В их отношениях нет никакого клише». Также актриса заметила, что сама Эль по характеру очень отличается от сыгранного персонажа.

«Женщины Х Х века» — фильм глубокий и жизненный. И он не столько о женщинах, сколько о целом периоде американской истории, отсылки к которому так искусно вписаны в фильм (это и речь президента Картера, и культура панк-рока, и другие детали). Но пусть действие происходит в конце 70-х, поднятые в кино темы актуальны и сейчас: нелегкая доля матерей-одиночек, взаимоотношения сынов и матерей, сложности взросления, подростковый максимализм, поиск себя в мире. Критики пророчат фильму успешный путь в наградном сезоне, а Аннетт Бенинг — как минимум номинацию на «Оскар» за одну из самых проникновенных ролей в карьере.