Кинорулетка: Ненадолго

18 ноября 2016

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии советует посмотреть фильмы по ассоциации со случайным словом.

Подумать только, это уже тридцать пятый выпуск кинорулетки! Тридцать пять пятниц мы советуем посмотреть разные фильмы, выбранные в редакционной игре.

Правила просты: кто-то нажимает кнопку генератора случайных слов, и вот уже вся редакция вспоминает, какие фильмы (или, в редких случаях, сериалы) ассоциируются с выбранным словом.

Правил всего два:

  • трёхлетний срок давности (то есть сейчас водораздел проходит по 31 декабря 2013 года);
  • нельзя брать фильмы, которые рекомендовали в предыдущих выпусках.

В этот раз нам выпало слово «НЕНАДОЛГО». Дружно промурлыкав под носы «я прошу, хоть ненадолго…», мы отправились думать (кто-то совсем ненадолго) — и вот что вышло.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«17 мгновений весны» (1973)

Режиссёр: Татьяна Лиознова

В ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев

О чём: полковник Исаев, — простите, штандартенфюрер (представляете, с первого раза правильно написала) Штирлиц, — в последние годы войны работает в разведке СД. Его задача — сорвать мирные переговоры Третьего Рейха с США и Великобританией.

Ненадолго: «Я прошу, хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня…». Главная песня фильма авторства Роберта Рождественского и Микаэла Таривердиева прочно вошла в нашу жизнь.

Почему: ох, и как же трудно писать о герое, который стал поистине народным — такое количество анекдотов есть разве что о Чапаеве и Ржевском. И дело даже не в этом: Штирлиц — это олицетворение внутренней победы Советского Союза над отношением к Гитлеровской Германии. Это одна из первых попыток взглянуть на тот мир изнутри, пусть и глазами советского разведчика. И хотя в фильме огромное количество исторических неточностей, и, по мнению многих историков и критиков, мир в фильме больше напоминает СССР, чем Третий Рейх, для многих зрителей это был первый шаг, чтобы начать задумываться о той, другой стороне. И в этом его сила.

«Достучаться до небес» (Knockin’ On The Heaven Door, 1997)

Режиссёр: Томас Ян

В ролях: Тиль Швайгер, Ян Йозеф Лиферс, Рутгер Хауэр

О чём: о том, что на небе только и разговоров, что о море (лизнуть соль, выпить текилу, закусить лимончиком). А если серьёзно — о двух смертельно больных раком молодых людях, которые отправляются в последнее путешествие к морю…

Ненадолго: дословно название фильма (которое относит нас к одноимённой песне Боба Дилана) означает «находиться на пороге смерти». Так что да, у героев есть немного времени, чтобы сделать то, что не успели сделать за всю жизнь. Недолго пожить.

Почему: не знаю, почему, но фильм в России мгновенно стал культовым. То ли Германия так напоминала Россию 90-х, то ли у всех было то же ощущение «стука в дверь». Но если вы сейчас скажете, что не смотрели «Достучаться до небес», то будьте уверены — на небесах вас назовут лохом. Срочно исправлять!


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Мисс Петтигрю» (Miss Pettigrew Lives for a Day, 2007)

Режиссёр: Бхарат Наллури

В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Эми Адамс, Киран Хайндс, Марк Стронг, Ли Пейс

О чём: Гиневра Петтигрю (МакДорманд), средних лет дочь викария — очень неудачливая гувернантка. Она ожидает ото всех своих нанимателей идеальной морали — и потому логично, что в один не такой уж прекрасный день она оказывается на улице без денег и с одним чемоданчиком. Чемодан из ее рук выбивает какой-то заросший щетиной детина едва из тюрьмы, мисс Петтигрю ужинает в столовой для бедняков и ночует на вокзале.

Но на следующий день она окажется «светским секретарем» американской актрисы и певички Делисии ЛаФосс (Эми Адамс), которая очень, очень хочет славы и красивой жизни. Делисия запуталась между тремя мужчинами: сыном театрального продюсера, который может ей дать главную роль в мюзикле, владельцем клуба (где она поет сейчас) Ником (Стронг), в чьей квартире она живет, и бедным, но искренне любящим её пианистом Майклом (Пейс). И именно мисс Петтигрю придется помогать Делисии в её крайне запутанной и очень светской жизни на протяжении одного дня.

Ненадолго: мисс Петтигрю получает работу у Делисии обманом — и понимает прекрасно, что в этой яркой блестящей жизни она точно ненадолго.

Почему: кино милое, уютное и слегка старомодное — не в том смысле, что действие происходит накануне Второй Мировой, а в том, что снято оно, скорее, в стиле старого Голливуда. Легкомысленная красавица, настоящие чувства против расчета, мишура и блёстки, даже морали место нашлось.

Ну и, конечно, музыке.

Тот самый фильм, который надо смотреть в отвратительную погоду — как патентованное лекарство от хандры.

«Исходный код» (Source Code, 2011)

Режиссёр: Дункан Джонс

В ролях: Джейк Джилленхол, Мишель Монахэн, Вера Фармига, Джеффри Райт

О чём: капитан Колтер Стивенс (Джилленхол), пилот вертолета, приходит в себя в поезде, что идет в Чикаго. Он не понимает, как тут оказался и кто все эти люди, милая девушка напротив (Монахэн) называет его Шоном, в зеркале он видит чужое лицо, ему чудится какой-то голос, а через восемь минут поезд вообще взрывается со всеми пассажирами. И это — только начало истории.

Ненадолго: у капитана Колтера Стивенса, застрявшего в исходном коде, ровно 8 минут, чтобы предотвратить катастрофу. Восемь минут, повторяющихся снова. И снова. И снова. Вопрос, застрял ли он в этих восьми минутах (и чужом теле) ненадолго или навсегда?

Почему: чем меньше знать о фильме до — тем лучше. Несмотря на то, что первый сюжетный твист выдает даже самое простое описание фильма, остальное лучше пусть будет сюрпризом. Да, тут есть достаточно предсказуемые повороты сюжета (к примеру, террориста вычислить можно в первой, максимум второй попытке капитана Стивенса); да, основной твист выдают задолго до конца фильма — но это, с другой стороны, фильм не про неожиданности в сюжете. Это про то, как человек борется с неожиданностями в сюжете — как и «Луна» того же режиссера.
И это очень, очень круто.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«50 первых поцелуев» (50 First Dates, 2004)

Режиссёр: Питер Сигал

В ролях: Адам Сэндлер, Дрю Бэрримор, Роб Шнайдер

О чём: Генри встречает в кафе очаровательную Люси и влюбляется в нее с первого взгляда. Генри удалось привлечь внимание Люси, познакомиться и провести ужасно романтический вечер. Увы, счастье невозможно: оказывается, после аварии у Люси плохо работает память. Наутро она не помнит ничего из того, что произошло вчера — включая встречу с Генри. Тот, однако, решает не сдаваться…

Ненадолго: любовь Генри и Люси длится ровно сутки, увы и ах.

Почему: несмотря на наличие известного пошляка Адама Сэндлера, его любимца Роба Шнайдера в команде фильма и режиссера Питера Сигала, мастера юмора на грани — это невероятно светлый, романтичный и вдохновляющий фильм. Упрямство, изобретательность и настрой героя Сэндлера взбесят разве что прожженного циника — остальным смотреть и воодушевляться!

«Дневник памяти» (The Notebook, 2004)

Режиссёр: Ник Кассаветис

В ролях: Райан Гослинг, Рэйчел МакАдамс, Джеймс Марсден

О чём: Южная Каролина до Второй Мировой. Ной бедный, Элли богатая, они любят друг друга — но не могут быть вместе. Сначала против родители, потом вмешивается война. Ной возвращается и живет одиночкой в родительском доме, Элли готовится к свадьбе с богатым бизнесменом. Незадолго до свадьбы она приезжает увидеться с Ноем, чтобы раз и навсегда покончить с прошлым.

Ненадолго: эту историю по дневникам читает один старик в доме престарелых — вслух, другой пожилой даме. Та, увы, как и героиня прошлого фильма, помнит все даже не сутки, а еще меньше…

Почему: романтический хит всех времен и народов по роману Николаса Спаркса (тоже тот еще слезовыжиматель). Тонны бумажных платочков изводятся при просмотре. Фильм, на котором Райан Гослинг и Рэйчел МакАдамс встретились и полюбили друг друга. Фильм, в котором есть простая история любви простых людей, которые почти сдались и потеряли друг друга, но сумели себя отстоять. Феерическая операторская работа Робера Фресса: поцелуй под дождем, лебеди на озере — сердце замирает! У кого не замирает — нет у вас сердца!


Выбор Алисы Пономаревой

Алиса Пономарёва

«Обманутый» (The Beguiled, 1971)

Режиссёр: Дон Сигел

В ролях: Клинт Иствуд, Джеральдин Пейдж, Элизабет Хартман, Джо Энн Харрис.

О чём: Гражданская война в Америке. Раненый солдат-северянин находит приют в пансионате для девушек-южанок. Один мужчина, семь женщин — война полов может оказаться куда страшнее войны обычной.

Ненадолго: благородная цель помочь врагу в итоге в кратчайшие сроки оборачивается настоящим кошмаром для всех участников событий: женщины строят козни, мужчина пытается усидеть на двух стульях, умирает безвинная черепаха. Страсти кипят!

Почему: почти полувековой давности фильм прямо сейчас переснимает София Коппола. Клинта Иствуда в ремейке заменит Колин Фаррелл, а Джо Энн Харрис — Эль Фаннинг. Страшно даже подумать, кто заменит черепаху.

«Геркулес» (Hercules, 1997)

Режиссёры: Рон Клементс, Джон Маркес

Роли озвучивали: Тейт Донован, Денни ДеВито, Джеймс Вудс

О чём: сын Зевса, воспитанный простыми смертными, ищет свое место в жизни, ворочает горы, борется с чудовищами, плавает в Стиксе, влюбляется в девушку со слабыми лодыжками и противостоит мрачному (но обаятельному) Аиду. История подвигов Геракла, только по-диснеевски.

Ненадолго: даже если ты сын всемогущего бога, в твоей жизни нет ничего вечного. Положиться нельзя ни на друзей, ни на семью, ни на девушку, ни даже не верного коня. Утешает лишь то, что всегда можно взобраться на гору и спеть.

Почему: мультфильм детства, дурацкие фразы и песни из которого приходят на ум каждый раз, когда кажется, что твоя жизнь не имеет ничего общего с рисованным мюзиклом. Имеет. И вспомнить об этом никогда не будет лишним — достаточно пересмотреть.


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Ты у меня одна» (1993)

Режиссёр: Дмитрий Астрахан

В ролях: Александр Збруев, Марина Неёлова, Светлана Рябова, Марк Горонок, Мария Лобачева

О чём: Евгений Тимошин — простой инженер, который еле сводит концы с концами и живет в однокомнатной квартире с женой и дочерью. Неожиданно из Америки приезжает Аня — младшая сестра друга детства, до сих пор влюбленная в Тимошина. Ставшая богатой и успешной бизнес-леди Аня зовёт «дядю Женю» с собой в Штаты…

Ненадолго: Аня лишь ненадолго врывается в опостылевшее будничное существование Тимошина, но переворачивает жизнь его семьи с ног на голову и заставляет переосмыслить своё отношение к любимой женщине…

Почему: это второй фильм Дмитрия Астрахана по сценарию Олега Данилова, про который я решил рассказать. Как и «Всё будет хорошо», «Ты у меня одна» — это знаковое для девяностых кино, очень точный срез эпохи и по-настоящему любимая в народе история. Этакая «анти-Золушка», современная русская народная сказка с предсказуемым финалом, в котором герой остаётся счастлив у родного разбитого корыта. А еще это рассказ о том, как опасно быть влюбленным в образ, а не в человека. Если не видели — обязательно погрузитесь ненадолго в атмосферу девяностых и проживите эту пронзительную историю, блестяще написанную Даниловым и не менее блестяще сыгранную Збруевым, Неёловой и Рябовой под музыку Александра Пантыкина и песню Юрия Визбора. «Ты у меня одна» — на мой взгляд, один из лучших фильмов Астрахана.

«2 дня» (2011)

Режиссёр: Авдотья Смирнова

В ролях: Фёдор Бондарчук, Ксения Раппопорт

О чём: высокопоставленный чиновник из Москвы Петр Дроздов приезжает в провинциальный музей, чтобы отобрать у него часть земельных владений для постройки новой резиденции местного губернатора, но знакомство с литературоведом Машей заставляет Дроздова пересмотреть не только это решение, но и всю свою жизнь…

Ненадолго: Дроздов лишь ненадолго оказывается в глубинке, но за эти два дня он практически становится другим человеком.

Почему: потому что это фильм, в котором великолепно всё — тонкий и ироничный сценарий Дуни Смирновой и Анны Пармас, шикарный актерский дуэт Бондарчука и Раппопорт, а также изумительной красоты картинка от оператора Максима Осадчего. Конечно, это тоже сказка, как и фильмы Астрахана, но сказка более современная и слишком актуальная. Бездонная пропасть между чиновниками и деятелями культуры разрастается с каждым годом, а история, рассказанная в «Двух днях», кажется всё менее реальной, но очень уж хочется заставить товарищей из Минкульта регулярно пересматривать «2 дня» — глядишь, что-то и изменилось бы к лучшему. А пока пересмотрите его вы, ведь фильм этого более чем достоин.