«Пассажиры»: 11 вопросов к фильму

23 декабря 2016

Вчера в прокат вышла научно-фантастическая драма «Пассажиры» о том, как герои Криса Пратта и Дженнифер Лоуренс неожиданно просыпаются в космосе. Мы посмотрели фильм и задали много глупых вопросов специалисту по ракетно-космической технике.

Мы уже не раз обращались за помощью к специалистам: обсуждали с биологом яды, а с психологами — драму о потере близкого человека. Настало время серьёзных вопросов от лириков физикам. Тем более «Пассажиры» заставляют подумать не просто о героях и их сложных взаимоотношениях, но и о месте действия картины. Всё же у нас научная фантастика, небывалый космический корабль и бескрайний космос.

Все вопросы (а их получилось 11) мы адресовали специалисту по испытаниям и эксплуатации ракетно-космической техники. Из-за грифа секретности мы не можем разглашать его имя и показывать фотографию — за него у нас на картинке будет прекрасный Майкл Шин. Но это совсем не помешало нам наконец-то узнать: а выжили бы в космосе герои в реальной жизни?

Сразу оговоримся (об этом нас попросил наш гость), фильм — научная фантастика, а потому в своих вопросах и ответах мы опирались на существующую реальность и только теоретически на то, что будет через сотни лет. Неизвестно, как повернёт прогресс.

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!!!


1.

Во время движения космический корабль попадает в пояс астероидов, для защиты корабля автопилот принимает решение перебросить энергию на усиление защитного поля.

Вопрос: Возможен ли в рамках единой системы корабля (электрическая сеть, единый компьютерный центр) такой переброс энергии?

Ответ: Как я понимаю, речь идет о неком новом корабле. Не тех, которые летают сейчас. Отсюда можно сделать заключение — нет ничего невозможного. На практике у корабля есть несколько систем жизнеобеспечения и его работоспособности. Они могут работать как отдельно, так и вместе. Когда некоторые системы на время отключаются или уменьшается их активность, то вся энергия задействуется для какой-то одной цели.

2.

Во время прохождения пояса астероидов что-то идёт не так, в сети происходит замыкание, и одна из гибернетических капсул выходит из строя — человек просыпается.

Вопрос: Возможно ли, что сбой в общей сети характеризуется неполадками какой-то одной системы? Возможно ли в рамках одного космического корабля изолировать некоторые электрические сети, чтобы они не подвергались такой атаке?

Ответ: Как я уже сказал, на корабле функционируют несколько систем. В принципе все они зачастую действительно управляются единым блоком системы управления (правда, с тройной защитой). Возможно, что выйдет из строя какая-то одна из систем в общей схеме. Тогда, если она не является основной, такая система может исключиться из общей схемы, и корабль будет функционировать дальше.

Изолировать сети возможно. Ведь общая сеть и состоит из различных систем, которые эту сеть образуют. И как я уже написал выше, возможно эту систему изолировать. Причем это может происходить как с Земли, так и в автоматическом режиме с корабля.

3.

Главный герой живёт на корабле один. Он пытается получить доступ в закрытую кабину с автопилотом и капсулами команды корабля, в том числе ломая дверь молотом и работая со сваркой.

Вопрос: Можно ли пользоваться сваркой внутри космического корабля?

Ответ: Сваркой абсолютно точно можно пользоваться в открытом космосе. Ещё в Советском Союзе были подобные эксперименты, которые увенчались успехом. А сейчас, я думаю, и подавно. А если говорить про корабль, внутри его помещений — вполне возможен и такой вариант. При соблюдении техники безопасности.

4.

Герой пытается связаться с Землёй — расчёт компьютера говорит, что сообщение до Земли дойдёт за 30 лет, а обратно за 45.

Вопрос: Это реальные цифры? Как вообще передаётся информация в космосе?

Ответ: Взаимосвязь между расстоянием и связью, а, следовательно, задержкой связи очень проста. Связь в космосе стандартно распространяется по радиоволнам определенной частоты. Скорость распространения радиоволн ограничивается скоростью света. То есть, считаем, что сигнал распространяется со скоростью света. Чем дальше объекты друг от друга, тем дольше этот сигнал идет. С Земли до МКС относительно всего космоса задержки почти не заметны. А если несколько десятков световых лет, то сигнал туда-обратно может идти столетиями. Причем качество сигнала может зависеть от расстояния, антенн, условий приема и передачи.

5.

Для того, чтобы взломать капсулу гибернации особого труда не надо — герой находит инструкцию для всех механизмов корабля в свободном доступе.

Вопрос: Кто составляет инструкции, и кто на космодроме или на корабле может получить доступ к ним?

Ответ: Инструкции составляют разработчики систем. Чтобы пользоваться кораблем или его отдельными системами, надо знать как это делать. Разработчик (конструктор) отдельной системы или корабля в целом при разработке «железа» и во время его отработки пишет эти самые инструкции. Как хранить, как обслуживать, как эксплуатировать, необходимые действия при возникновении нештатных ситуаций и т. д.

Про доступ — сложный вопрос. Если ты попал на космодром или корабль, то это уже означает, что у тебя есть доступ. Ты уже имеешь право. Единственное, наверное, что может служить преградой, так это форма допуска к секретным сведениям. Если у инструкции гриф «СС», а у тебя допуск только к «С», получить такую инструкцию просто так невозможно.

А на корабле простому пассажиру, не члену экипажа, получить инструкцию невозможно — они должны храниться в закрытом доступе: в специальной комнате, доступ к которой имеет только экипаж. Значит и в фильме инструкции, по идее, должны были храниться за такими же закрытыми дверьми, как и сами члены экипажа.

Отсюда начинаются прямо СПОЙЛЕРЫ-СПОЙЛЕРЫ! Мы вас предупредили!


6.

Герою удаётся взломать компьютер капсулы гибернации и разбудить девушку.

Вопрос: Как одновременно у капсулы может быть свои компьютерные и электрические сети (когда он будил её — больше никто не проснулся), и они при этом связаны воедино с бортовым компьютером?

Ответ: Я думаю, такое возможно. На данный момент у большинства систем зачастую несколько способов управления. Варианты могут быть такие: 1. с местной панели, 2. с пульта дистанционного управления, 3. с пульта управления, не входящего в состав нашей системы. Единственно, что стандартно, — управление ведётся только с одного места, и, чтобы перейти с одного на другое, надо снять определенные блокировки, получить разрешения и т. д. Таким образом, система защищена от возможных ошибок в управлении.

Так что есть вероятность, что на каждой капсуле есть свой компьютер и что он связан с общим бортовым компьютером, тогда при снятии ряда блокировок возможно перейти на управление только с местного компа и открыть капсулу.

7.

В какой-то момент кораблю становится «хуже» — выходят из строя одна за другой системы, роботы «сходят с ума», просыпается ещё один человек — член экипажа.

Вопрос: Может ли единовременный сбой в системе привести к последующим системным ошибкам, которые могут затронуть все системы корабля?

Ответ: Конечно, может. Тут два варианта: выход из строя одной из систем не приведет к поломке остальных или запустится цепная реакция, которая повлечёт за собой выход из строя всех систем. Конечно же, надо учитывать масштаб проблемы, как она влияет на работоспособность. Очень важно, какой блок или модуль системы управления затронут.

8.

Во время поиска причины поломки корабля герои обнаруживают изолированную комнату, в которой пробита дыра, и есть выход в открытый космос. Они пытаются закрыть эту дыру планшетом.

Вопрос: Если бы в корабле реально была «пробоина», может ли он лететь дальше? С какой скоростью (теоретически) героев может затягивать в эту дыру? И можно ли её закрыть планшетом?

Ответ: В принципе, может. Происходит герметизация данного отсека, и корабль летит дальше. Но это может привести к проблемам в управлении с кораблем, он может начать отклонятся от курса, терять скорость. Системы корабля должны, по идее, пытаться это компенсировать. Отсюда новые проблемы в расходе топлива и энергии.

По поводу дыры. Если дыра в отсеке, который герметизирован от всего корабля, то считаем, что в отсеке уже вакуум, как и в открытом космосе. Но если есть перепад давления (происходит разгерметизация комнаты при открытии двери), то они должны вылететь через эту дыру как пробки.

Планшет вряд ли может обеспечить требуемую герметизацию отсека и выравнивание давления в нём.

9.

Астероид, который сделал эту пробоину, также пробил основной компьютер, что и приводит к системным ошибкам. Основной компьютер почему-то размещён в соседней комнате от реактора корабля.

Вопрос: Как вообще такие важные вещи могут стоять рядом, при том, что компьютер должен быть в охлаждённом состоянии, а реактор горячий. Или это неважно?

Возможен ли вообще запуск космического корабля на атомной энергии?

Ответ: В условиях маленьких размеров и ограниченного пространства, а так обычно на корабле и бывает, возможно все. Но желательно, чтобы разработчик при проектировании корабля продумывал все нюансы: взаимное влияние систем и оборудования друг на друга и т. д. Возможно, у проектировщиков «Авалона» не было других вариантов, а, может быть, так и было задумано. Сложно комментировать такое.

По поводу запуска корабля на атомной энергии — мне кажется, я где-то слышал, что уже велись и ведутся подобные разработки в России. А уж за границей, мне кажется, и подавно. Ведь одна из проблем при дальних перелетах в космосе — это запас энергии, источники её получения. Чем больше корабль, чем больше у него систем, тем больше энергии для его обеспечения требуется. И не всегда это можно решить солнечной энергией. Поэтому корабль на атомном реакторе возможен. Я бы даже сказал, что для подобных целей (перелёт на другую планету) без него не обойтись.

10.

Потом герои понимают, что системная ошибка довела до того, что реактор не может выбросить энергию, охладиться. Для его охлаждения необходимо воздействие снаружи корабля — причём, когда герой добирается до места, он понимает, что это можно сделать только вручную. В итоге он оказывается прямо в центре выброса энергии из реактора.

Вопрос: Реально ли выжить после такого?

Ответ: Ну если это ядерный реактор, как я понимаю, скопившееся пары и прочие отходы работы реатора обладают высокой радиоактивностью. Это как Чернобыль. Не знаю, как он мог выжить. Он должен был отхватить большую дозу радиации. Хотя не знаю, что у них за реакторы в будущем.

11.

У корабля очень красивый двигатель — светящийся круг.

Вопрос: Как связаны реактор и двигатель? Почему он тоже светится? Радиоактивный?

Ответ: Неизвестно, какое конкретно взаимодействие реактора и двигателя там применено, но двигатель точно работает за счёт энергии, вырабатываемой реактором. Свечение у двигателя можно трактовать как угодно. Начиная от вырывающихся реактивных газов, нагретых в реакторе, и заканчивая банальной подсветкой, всего лишь показывающей, что в данный момент корабль двигается.