Ксения Рудич: «Я люблю ходить в кино одна»

4 января 2017

Мы продолжаем нашу серию «Интервью с редакцией». Кто, как и почему делает Синемафию тем, что она есть — читайте в наших интервью!

Синемафия продолжает серию новогодних публикаций, посвященных участникам проекта. В сегодняшнем выпуске продюсер Владислав Пастернак берет интервью у одного из самых активных авторов сайта — Ксении Рудич.


— Большая честь брать интервью у человека, который задумал этот проект Синемафии: интервью всех авторов со всеми авторами. И вот первый вопрос: как ты попала на Синемафию?

— Очень — не знаю, как правильно ответить — сложно или просто. Я жила в Шотландии. Подходило к концу мое обучение. Я поняла, что надо задумываться о будущем, что-то менять в своей жизни. Я давно читала Синемафию, лет пять как голосовала на премии «Жорж», которую проводят в том числе сотрудники Синемафии. Я написала Юле Бойцовой, с которой уже была знакома, она отправила мое сообщение Оле Белик, мы пообщались, и 3 или 4 марта 2015 вышел мой первый материал.

— А потом ты переехала из Шотландии в Москву, и всё заверте…

— Совершенно верно, в России получалось уже как-то больше писать, и о том, что мне нравится, в том числе.

— В Соединенном Королевстве ты даром времени не теряла — посещала Лондонский фестиваль, в Москве тоже интенсивно везде ходишь — в чем главное отличие российской киноиндустрии от британской?

— Слушай, на самом деле — не знаю: косяки организации бывают везде, так что не стоит ругать наших. Но, я бы сказала, что самое главное отличие — это не в тех, кто организует, а в тех, кто приходит. Западные звезды понимают, что общаться с прессой, журналистами, фанатами — это часть их работы, и делают её так же на сто процентов хорошо, как и снимаются в кино. Это было очень приятно узнать. Моя первая же пресс-конференция была с Мэрил Стрип, и меня подняли, чтобы я задала вопрос. У меня дрожали коленки: блин — я, Мэрил Стрип, мой первый вопрос! — и она так тепло отреагировала… Так что, спасибо Мэрил, что она вселила в меня уверенность, и я поняла, что это все не так страшно, а на самом деле круто. Я начала делать первые шаги там, где действительно очень хорошо относятся к журналистам. После этого я поняла, что на пресс-конференциях нечего стесняться — ведь очень многие сидят, тушуются (и там, и здесь). Теперь я всегда тяну руку и, если получается, всегда задаю вопрос.

— В России существует негласное bullshit-bingo среди специалистов, которых бесят журналисты отдельных изданий, которые непременно задают иностранным звездам вопросы «Как вам Москва/Петербург/тот город, в котором вы находитесь» и «Расскажите про смешные случаи на съемочной площадке». В Шотландии тоже так? Как вам Эдинбург, как вам Лондон?

— Да! Такие вопросы задают везде. И тупых вопросов очень много! На Берлинском фестивале тоже спрашивают какие-то вещи из разряда facepalm, и ты думаешь: как вам вообще пришло в голову такое спросить, и почему вы тратите всё наше время вместо того, чтобы кто-то задал вопрос действительно по теме — а вы сейчас спрашиваете «как вам Лондон». Ну, действительно… Этим грешат не только наши журналисты.

— Как ты вообще стала заниматься тем, чем занимаешься, ведь в Шотландии ты не журналистику изучала?

— Вообще я историк. В Шотландии у меня была магистерская программа Creative and Cultural Business. Туда я уже ехала с целью получать образование, с которым смогу прийти в кино. А вообще история моего прихода в киножурналистику очень странная. Я росла в 90-е в провинции, где девочке были доступны только два вида фильмов — мультики и боевики 90-х. Соответственно, я выросла на диснеевских мультиках. Но потом — у нас была очень хорошая школа, и преподаватель, которая решила организовать киноклуб. Именно там я познакомилась с шедеврами кинематографа, написала свою первую рецензию на фильм «Вавилон», и, хотя это было уже лет 10 назад, отлично помню, что именно тогда поняла: это именно то, что мне нравится. Правда, прошло много времени, и мне сейчас меньше нравится писать рецензии, а больше нравится общаться с людьми, в том числе брать у них интервью.

— Мне этот вопрос уже задали, и он, видимо, будет в моём интервью, но это, видимо, неизбежно, раз мы друг о друге в контексте кинематографа говорим: как ты поняла, что именно кино — это то, что ты любишь? Может, был какой-то фильм, который тебя изменил?

— Наверное, тот самый «Вавилон». На тот момент для меня это был фильм, который выбивался из ряда остальных. Но я смотрю кино не с точки зрения профессионала, как выстроена камера, какой сценарий, а какие эмоции он вызывает.

— Когда ты их испытываешь, ты начинаешь анализировать, какими средствами это было сделано, или ты их просто получаешь, а дальше тебе интересно рассказать о тех людях, которые этого добились?

— Знаешь, раньше я об этом не задумывалась. А сейчас, когда общаюсь с людьми, которые создают фильмы, в том числе с тобой, например, о сценариях — я замечаю за собой, что даже не во время просмотра, но потом я начинаю задумываться, почему этот фильм так работает: за счет картинки, актёров, музыки или еще чего-то, или почему он у меня не вызывает эмоций, хотя там есть и картинка, и актёры, и музыка. Например, «Интерстеллар», с которого я вышла и подумала, что зря потратила два с половиной часа — он мне эмоционально ничего не принес.

— Любопытно, что меня «Интерстеллар» абсолютно раздавил эмоционально и интеллектуально, и мне даже звонили и писали друзья и говорили, мол, ой как мы плакали. Но ладно… Вот ты теперь уже человек насмотренный — ты как-то выбираешь для себя фильмы или просто смотришь сплошным потоком всё, что идет?

— Нет, я выбираю.

— А есть какой-то принцип подбора?

— Во-первых, мы ходим на пресс-показы. А если о том, что идет в кино без пресс-показов, то — интересная или неинтересная тема, любимые или нелюбимые актеры и так далее. Если же дома — то чаще всего закрываю пробелы в классике кинематографа, которых еще немало, или по настроению ищу фильмы, смотрю фильмы по рекомендациям друзей, критиков и так далее. Просто смотреть всё подряд не получается, и это выливается в проблему: когда мы подводим итоги года, и надо написать десять плохих фильмов — у меня их нет, потому что я их просто не смотрела.

— То есть, ты смотришь только хорошее кино!

— Наверное, 95% того что я смотрю, мне нравится. Иногда попадается, что ты ждёшь фильм, а он не оправдывает ожидания — те же «Союзники», которые меня глубоко разочаровали — но в последние годы таких фэйлов становится меньше, т. к. уже заранее чувствуешь, что это будет за кино.

— Что ты в таком случае думаешь о российском кино?

— Я, наверное, тот человек, который не очень любит термин «российское кино». Я понимаю, что оно есть и что оно особенное, но я предпочитаю говорить о «хорошем» и «плохом» кино. Хорошее есть как среди российского, так и среди зарубежного. И плохое тоже. У меня нет предубеждения, мол, это российский фильм, поэтому я его смотреть не буду. Нет и наоборот, мол, фильм российский, поэтому я его обязательно посмотрю. Точно так же, как с любым другим — если мне интересна тема, я пойду, если не понравилось — буду ругать независимо от того, российское оно или нет.

— Бывали случаи, что ты, исходя из своего метода подбора кинорациона что-то пропустила, а потом пожалела, поняв, что это надо было смотреть еще тогда, в кинотеатре, а не теперь дома?

— Я не успела сходить на «Сноудена» и потом посмотрела его дома. Но что-то, что «блин, я не посмотрела» — наверное, нет. У меня было очень предубежденное отношение к «Титанику». Я была из тех девочек, которые не любили ДиКаприо в 1997 году — собственно, потому что его любили все. Но лет пять назад, когда его выпускали к юбилею на большой экран — сходила и осталась в абсолютнейшем восторге. Не знаю, правильный ли это пример по твоему вопросу, но вот так.

— Именно это я и имел в виду. Тогда вопрос такой, вытекающий из предыдущего. Кинотеатр или домашний просмотр? Или без разницы?

— Кинотеатр! Почему я еще люблю кино — потому что абсолютно обожаю этот тёмный зал, кресла. Я люблю ходить в кино одна — для меня это абсолютно не проблема, сходить в кино одной. Некоторые фильмы я смотрела так, что вообще была одна во всем кинозале, и это было очень круто. Так что да… Экран, качественный звук. В атмосфере кинотеатра, когда ты приходишь, смотришь в первый раз, большая картинка — тебе проще погрузиться в фильм. А дома — какие-то домашние дела, заботы, сходил на кухню, сделал себе чай и так далее. Дома редкий фильм захватывает тебя так, что ты забываешь обо всём. В кинотеатре проще отрешиться от чего-то.

— Очень приятно слышать такое мнение. А что ты как журналист, который видит тенденции и аудиторию, думаешь насчёт разговоров о том, что «кинотеатр умирает», что скоро будет одно сплошное VOD, Netflix и прочее?

— Я не против смотреть и некоторые сериалы на большом экране, как мы смотрели в Берлине «Ночного администратора». Это было офигенски. Когда у тебя красивая картинка, почему бы не посмотреть ее на большом экране. «Доктора Кто», «Игру престолов» так показывали. Индустрии не то чтобы перехватывают друг друга, они сосуществуют. Не думаю, что кинотеатр умрёт, потому что есть люди, которым нравится смотреть фильмы в кинозалах, и они готовы платить за это, наверное, любые деньги. Если в онлайне это будет стоить сто рублей, а в кинотеатре через дорогу — двести, я пойду в кинотеатр. Единственное, что есть всякие разные пиратства, торренты — ты можешь скачать с торрента на флэшку, и есть даже специальные залы, где могут включить этот фильм, и ты будешь смотреть его на большом экране. Не знаю, насколько это правильно по отношению к создателям — ты скачал, они не получили деньги, а ты получил полный кайф. С другой стороны, к сожалению, иногда не бывает другой возможности. Я бы с удовольствием покупала фестивальные фильмы для онлайн-просмотра, но их зачастую невозможно нигде найти, только на торрентах. Поэтому у тебя нет выбора. Если бы создатели выкладывали их в сеть за какую-то цену… Ведь понятно, что рано или поздно фильм сольют в сеть. Премии, скринеры — кто-то так или иначе выложит это в интернет. Если бы была возможность скачать «Midnight Special» Николса и заплатить за это двести рублей — я скачаю, потому что я хочу смотреть Николса. Прошёл уже почти год, и скорее всего в прокате мы его так и не увидим.

— То есть, так сказать, несвоевременность релизов ведет к тому, что люди вынуждены потом качать. Хорошо. У тебя сложился какой-то личный топ фильмов? Я на такой вопрос всегда затрудняюсь отвечать, но многие могут.

— Очень сложно! Каждый год пересматриваю, например, «Неадекватных людей». Российский фильм, кстати.

— Обязательно передам моим друзьям, которые его делали, что…

— …что есть зритель, который смотрит его каждый год. «Ла-Ла Лэнд» точно войдет в мой топ. Всегда трудно ответить на такой вопрос, потому что есть фильмы под определённое настроение, и когда ты находишься в нём, ты их смотришь. А есть моменты, когда тебе не хочется такое смотреть. Я люблю «Властелин Колец». Спасибо, кстати, «ИНОЕКИНО», что перевыпустили его на большом экране, с удовольствием пересмотрела — но каждый год его пересматривать не буду, потому что и так уже наизусть знаю. Есть фильмы, которые ты один раз посмотрел — и он уже любимый, но пересматривать желания как-то нет. «Список Шиндлера», например: это же надо собраться с силами, чтобы пересмотреть — но это очень крутой фильм.

— Хоть это и интервью, а не дискуссия, но я не могу с тобой согласиться, потому что мне кажется, что никаких усилий для того, чтобы посмотреть фильм, предпринимать не надо. Просто смотришь и всё. А есть фильм, который ты ненавидишь? Чтобы вот посмотрела — и ненавидишь, и тебя приводит в ярость упоминание и фильма, и тех кто его делал, и тех, кто его любит?

— «Интерстеллар» (смеется). Вообще я редко ненавижу фильмы. Но «Интерстеллар» вызывает у меня какое-то такое отторжение. Может быть, я пересмотрю его лет через пять, и он мне понравится, но сейчас почему-то… Хотя я люблю Нолана и его другие работы.

— Какое главное событие 2016 в кино ты бы выделила?

— Не знаю. Я пишу об этом статью сейчас, у меня их там больше десятка. Понятно, когда выйдет интервью, она уже будет написана. Для меня, наверное, главное событие — это приход больших звезд в телесериалы. Это, скорее, уже давняя тенденция, причем звёзд — не только актёров, но и режиссёров, например, Соррентино снял сериал «Молодой Папа». Энтони Хопкинс сыграл в «Мире Дикого Запада». Если раньше, лет десять-пятнадцать назад, сериалы у многих еще ассоциировались с мыльными операми, то сегодня это абсолютно равноправный формат кино, которое все любят. Это круто, что наконец-то небожители до них тоже спустились.

— А вот, кстати, о сериалах. Многие говорят, что какие-нибудь «Трансформеры» им длинные, Кристофер Нолан им длинный, «Титаник» длинный — при этом готовы смотреть взахлеб по пять сезонов подряд и не считают, что это длинно, хотя речь о горизонтальных сериалах, где единые сплошные истории. Как такое возможно?

— Я тоже раньше смотрела все сериалы взахлёб. Ждёшь, когда выйдет весь сезон и смотришь его. Но в последнее время те сериалы, которые я смотрю, как будто начали изживать себя. У меня осень прошла под эгидой буквально пары: «Мир Дикого Запада», «Молодой Папа» и почти всё. А что-то я забросила — «Теорию большого взрыва», например. Потому что эта гонка за количеством уже превышает… «Страшные сказки», «Больница Никербокер» отличные примеры того, что надо уметь вовремя закончить. Да, я буду реветь, что больше не увижу того или иного персонажа, но будет хуже, если надоест: а так, поймала кайф от этих двух-трёх сезонов — и хватит.

— Это как бесконечные сиквелы в кино, так и сезоны сериалов. Скажи пожалуйста, в следующем году ты ждешь чего-нибудь? (То ли мы крадем друг у друга вопросы, то ли придумали одно и то же). Какое у тебя ожидаемое кино?

— «Стражи Галактики 2», «Красавица и чудовище», «Кредо убийцы», что там еще выходит… На самом деле, много чего. Вот эти три сейчас вспомнила.

— А есть какие-то пожелания или планы относительно Синемафии?

— Вау. Мне было бы интересно расширить Синемафию, чтобы больше людей писало о том, что им нравится. Хочется больше интерактива, как-то общаться со зрителями, делать какие-то встречи-проекты, не только в рамках национальных недель в Питере, которые уже существуют — может быть, в Москве что-то, какие-то просмотры, лекции, обсуждения. Хочется встречаться с людьми и с ними говорить.


И мы, в самом деле, объявляем набор новых авторов. Если вы любите не просто смотреть кино, а интересно (и познавательно) о нём писать — мы рады будем видеть вас в наших рядах. Пишите на editor@cinemafia.ru с пометкой «Хочу стать автором Синемафии», проходите наши тестовые задания, а потом закидывайте друзей ссылками на свои статьи. И да — вам не обязательно жить в Москве или Петербурге!