Ольга Белик: «Синемафия — отдушина и способ самовыражения»

5 января 2017

Мы продолжаем нашу серию «Интервью с редакцией». Кто, как и почему делает Синемафию тем, что она есть — читайте в наших интервью!

Синемафия продолжает серию новогодних публикаций, посвященных участникам проекта. Сегодня Ксении Рудич выпала честь взять интервью у основателя нашего сайта Ольги Белик.


— Начнём со стандартного — как ты пришла в журналистику и в кино-журналистику в частности?

— Быть журналистом я решила в 14 лет. Тогда же поступила в лицей в класс журналистики, позже — на факультет журналистики: сначала в Томский государственный университет, а затем — в СПбГУ. Работала во всех видах СМИ, потом на какое-то время уходила в рекламу и пиар, позже вернулась в журналистику уже окончательно. Забавно, что после университета я работала на первом, практически, развлекательном портале Петербурга. Тогда еще компьютеры были не у всех, не говоря уже об интернете — но я уже осваивала эту нишу! Помню, как брали интервью у певцов и актёров в 3 часа ночи в клубах — а куда было деваться, график у всех был напряженный.

Киножурналистика началась с Живого Журнала. Я всегда любила кино, мои родители играли в театре — я с детства, так сказать, была близка миру искусства, и в лицее один из любимых предметов был — искусство кино. Когда Живой Журнал только разворачивал плечи, в нем было много умных интересных и прекрасно пишущих людей. Пользователи Ж Ж любили авторов, а не вбросы. Тогда-то постепенно сформировалась некая община авторов, пишущих о кино: рецензии, обзоры, новости, светскую хронику. Я была одним из таких авторов. Параллельно начала работать на портале Starslife, развила бурную деятельность по организации народной кинопремии «Жорж» — общалась с прокатчиками, кинодеятелями, блогерами. Вот так и вошла в эту киноводу.

— Ты участвовала и организовала столько проектов — Starslife.ru, Синемафия, народная кинопремия «Жорж». У тебя успешный блог в ЖЖ. Что ты можешь выделить как самое значимое для тебя в плане становления как личности и как профессионала? Какой опыт ты никогда не забудешь?

— Все эти опыты незабываемы. Каждый из них дал мне очень многое: как достижения, так и ошибки, которые сделали лишь сильнее и мудрее. Благодаря Starslife я в принципе научилась работать в ежечасном режиме: когда у тебя онлайн-портал — это практически как телевидение, только еще мощнее. Строжайшая дисциплина, дедлайны, ответственность. На Старсе же я познакомилась со многими замечательными людьми — как авторами, так и кинопрокатчиками и артистами. «Жорж» — отдельный космос: это абсолютно независимая кинопремия, поднятая руками и силами отдельных людей, а не какой-то организации. Мы совершили невозможное: благодаря исключительно своей упертости и заинтересованности сделали проект, который вроде бы любительский, но по уровню не уступает многим профессиональным. Увы, сегодня наших скромных сил уже не хватает, чтобы делать премию на том реально крутом уровне, на котором она была. Думаем, как быть. И это тоже опыт: как сделать что-то хорошее и заставить всех вокруг в это поверить.

Синемафия — авторский портал о кино, и это важно: мы здесь можем писать не столько о том, что нужно, а о том, что нам самим хочется. Рассматриваю его как отдушину и способ самовыражения для многих творческих личностей.

— Я уверена, все будут спрашивать про любимый фильм. А ты можешь сказать, какой у тебя был любимый фильм в 15? В 20? В 25? Почему меняется/не меняется твоё мнение?

— Сложно вспомнить — все-таки прошло уже прилично времени с тех пор, как мне было 15. Могу сказать, что в 15 меня потряс «Пролетая над гнездом кукушки» — отличный фильм для бунтарского подросткового периода. В то же время началась эпоха кабельного ТВ и видеосалонов — поэтому мы запоем смотрели все американское кино (наверное, вот с этого-то момента и можно отсчитывать начало моей киножурналистики). И мои потрясения — это кунг-фу фильмы вроде «Пути дракона» и «Кровавого спорта», а также «Терминатор 2: Судный день». И эта любовь не ржавеет. Также я как обожала, так и обожаю все фильмы по пьесам Григория Горина, поскольку они вечные: их можно смотреть и в 15, и в 115 — актуальность не пропадет. «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа… Улыбайтесь…». И как тут не вспомнить недавнее «Why so serious?».

— Что ты любишь читать из киножурналистики сама? Есть ли любимый журналист, критик?

— Мне нравится, как пишет Антон Долин. Я так не умею, поскольку не кинокритик — для этого все-таки необходимо профессиональное образование, которое выражается не только в насмотренности, но и в базовом подходе к предмету, владению речью и письмом, а также мастерстве анализа — это, пожалуй, главное. Когда-то мне нравился Михаил Трофименков и Татьяна Москвина. Но сейчас, увы, старые кумиры сдают позиции, а новых пока что не появилось. Хотя я стараюсь следить за всеми коллегами просто из желания быть в курсе.

— Ты в том числе поездила по фестивалям. Что тебе больше всего понравилось и не понравилось в таком режиме просмотра кино (по несколько в день, с очередями, пресс-конференциями и бессонными ночами).

— На фестивале самое главное — чувство ритма и драйва. Они сумасшедшие там. Ощущение, что ты в эпицентре всего самого важного, что происходит в кино. Что ты самый первый все увидел и узнал. Конечно же, то, что ты ничего при этом не успеваешь, не радует. Встаешь в 6 утра, бежишь в очередь на фильм, зачастую не досматриваешь его и бежишь на пресс-конференцию, потому как нужно успеть занять себе место. Потом стремительно пишешь текст в свободные три часа, скрючившись где-то под столом, ибо там — розетка! После снова бежишь в кино, потом — домой, писать-писать-писать. Ложишься в три часа ночи — чтобы встать в шесть. Этот ритм и драйв — как счастье, так и проклятье. Очень устаёшь — но потом вспоминаешь как одно из самых если не счастливых, то уж веселых времен точно.

— Когда ты придумала Синемафию — что для тебя было важно? Удалось ли это воплотить в жизнь?

— Было важно сделать площадку для самовыражения. Чтобы можно было писать «неправильно» — более живо, более свободно. Чтобы это не было стандартным СМИ. Чтобы у нас были материалы, написанные не потому, что надо, а с любовью — потому, что автор знает и любит тему, о которой пишет. Этот момент, мне кажется, у нас получился. Хотелось бы, конечно, стать мегакрутыми и если не номером один, то хотя бы в десятке важных ресурсов о кино. Так что есть, к чему стремиться.

— Ты когда-нибудь видела себя внутри процесса кинопроизводства? Актриса, режиссёр, продюсер?

— В детстве я мечтала быть актрисой, так как росла за кулисами. Но потом побоялась поступать — испугалась провала и того, что меня все время будут сравнивать с родителями, пусть они и не профессиональные актеры. Поступить на журналистику лично для меня было гораздо проще и легче — я всегда умела писать. Как любой журналист, раздумываю о том, чтобы начать писать сценарии, но для этого нужны две вещи: а) время б) тема — тебе должно быть, что сказать. Мне пока сказать особо нечего, я вполне высказываюсь в своих материалах. Как только созрею на большее высказывание — возможно, появится сценарий.

— Ты работала в театре. Скажи, вот это слияние театра с кино (кинохроника в «Вишнёвом саду» Додина или «Анна Каренина» Джо Райта) — оно тебе нравится, или ты за то, чтобы они не пересекались.

— Мне очень нравится комбинация искусств. Думаю, что это всегда даёт театру толчок, развитие, движение вперёд. Даже если режиссёры начинают заигрываться с формой, использовать её плохо и неталантливо, ради галочки — всё равно как процесс это очень важно. Это обогащает и кино, и театр — та же «Анна Каренина» отличный тому пример.

— Питер или Москва?

— Питер. И Барселона. Но Москва стала лучше за последнее время — питерцу в ней не так больно.

— Ты проводишь недели кино в Питере. А какое твоё любимое «национальное» кино?

— Мне кажется, британское. Ещё мне интересно польское и венгерское кино. Хотя каждая наша кинонеделя открывает нам совершенно уникальные и интересные фильмы из разных стран, про которые ты бы и не подумал, что они умеют так снимать.

— У кого бы ты хотела взять интервью (ныне живущие и умершие)?

— У Фредди Меркьюри. Но вообще я перестала хотеть взять интервью — это формальный процесс, и люди с обеих сторон вынуждены притворяться и врать, и быть удобными. Я бы просто хотела пообщаться по-человечески. В этом плане было бы любопытно поговорить с Джеймсом Кэмероном, Гэри Олдманом и Дэвидом Боуи.

— Помнишь самое разочаровавшее тебя кино?

— Из последних — «Пассажиры»: очень сомнительную историю безысходности нам выдали за романтическую.

— Ты — фанат? Собирала когда-нибудь мерч фильма, читала о нём литературу, фан-сайты?

— Я не большой фанат — знаю, есть люди более одержимые в этом вопросе. Да, я увлекалась фильмом или актером, собирала всю информацию, до которой могла дотянуться. У меня есть мерч — но в основном это подарки от киностудий. Совсем немногие вещи я покупала специально сама. Но обычно меня останавливают пресловутая «жаба» и отсутствие места в квартире.

— Ты любишь котов. А есть любимое кино с этими животными?

— С котиками нет совсем уж феерических фильмов, на мой взгляд — что несправедливо! Есть крутые второстепенные персонажи вроде кота в «Чужом». А вот фильмы с котами-главными героями какие-то неудачные — вспомним те же «Девять жизней».

— Как видишь будущее Синемафии? Что хочется ещё сделать?

— Хочется сделать многое. Я обычно предпочитаю делать, а не рассуждать — поэтому тут промолчу. Получится — сделаем. Хорошо бы у Синемафии было будущее как факт, и совсем уж прекрасно, если оно будет светлым и сытым.

— Что посоветуешь начинающим журналистам?

— Не лениться и не делать ничего на «от****сь». Если уж взялись за что-то — копайтесь глубже в теме и поисках фактов, идите дальше сделанного. Никогда не будьте довольны собой. Самодовольство — это путь к гибели. Многие считают, что писать — это удовольствие. В итоге, конечно, оно так и есть — но чтобы это удовольствие получилось, нужно проделать монотонную рутинную работу мозга и рук. Зачастую — через «не хочу». Поэтому не сдавайтесь при первых же «неудовольствиях» и всегда делайте больше, чем можете.


Если вы ещё не видели — мы объявляем набор новых авторов. Если вы любите не просто смотреть кино, а интересно (и познавательно) о нём писать — мы рады будем видеть вас в наших рядах. Пишите на editor@cinemafia.ru с пометкой «Хочу стать автором Синемафии», проходите наши тестовые задания, а потом закидывайте друзей ссылками на свои статьи. И да — вам не обязательно жить в Москве или Петербурге!