Оскар: Промежуточные итоги и прогнозы

20 января 2017

24 января объявят номинации на премию «Оскар» этого года. Мы с интересом пытаемся предсказать, кто окажется в этих списках.

Наградной сезон близится к концу, DVD-скрины всех фильмов, участвующих в гонке доставлены по адресатам, примерные списки номинантов составлены — и дело осталось за малым. Гильдии, чьи решения напрямую влияют на итоговый выбор киноакадемиков, уже определились со своими претендентами, «Золотой Глобус» раздал свои призы, БАФТА объявила своих номинантов.

На очереди — «Оскар».

Самое время подвести промежуточные итоги и сделать свой прогноз на номинантов и победителей главной премии американской киноакадемии.

Лучший фильм

Начнем с главного «Оскара» — с категории «Лучший фильм». В эту номинацию последние годы стабильно попадают восемь фильмов, думаю, в этот раз будет так же. По итогам наградного сезона примерный список этих фильмов выглядит так:

  • «Ла-Ла Ленд»
  • «Лунный свет»
  • «Манчестер у моря»
  • «Прибытие»
  • «Лев»
  • «Любой ценой»
  • «По соображениям совести»
  • «Ограды»

Уже ни для кого не секрет, что основная борьба будет идти между первыми тремя фильмами. Могут быть и сюрпризы, вроде появления в этом списке «Скрытых фигур» и «Дэдпула», которых включила в свою номинацию Гильдия продюсеров. У «Фигур» хорошая пресса, а «Дэдпул» может протиснуться в номинацию только для того, чтобы привлечь молодую аудиторию. Ведь, как мы знаем, рейтинг церемоний с каждым годом все падает и падает.

Безусловный фаворит здесь, без сомнения, «Ла-Ла Ленд». Мюзикл Дэмьена Шазелла поставил рекорд на «Золотом глобусе» (7 наград), выиграл фестиваль в Торонто (там, где начинается «Оскар») и пошумел в Венеции. Картину любят критики и обожают простые зрители, добавим сюда историческую любовь академиков к мюзиклам и вуаля — победитель предстоящей церемонии ясен.

Есть только одно «но»: фильм не получил номинацию за «Лучший актерский ансамбль» у Гильдии киноактеров (самая большая гильдия). А без этой номинации в последние годы выиграть главный приз почти невозможно. Последний раз такое было 20 лет тому назад, когда «Храброе сердце» Мэла Гибсона стало лучшим фильмом года, не имея номинации от Гильдии за лучший актерский ансамбль.

Второй в очереди «Лунный свет» — любимец критиков. Картина Барри Дженкинса своим прохождением по сезону сильно напоминает путь «Отрочества» Ричарда Линклейтера. «Свет» так же отмечают почти все сообщества критиков, включают во всевозможные списки лучших фильмов прошлого года, но на «Глобусе» он ограничился лишь одной наградой (зато какой — «Лучшая драма»). Есть предположения, что и на «Оскаре» будет также.

«Лунный свет» поднимает сложную тему, и в целом слишком нетипичный для киноакадемии, которая любит простые и понятные истории. Еще это черная социальная гей-драма, а в последний раз фильм про гомосексуалистов брал главный приз в далеком 1970 году («Полуночный ковбой»). Плюс — фильм является фаворитом лишь в одной номинации, «Лучшая мужская роль второго плана». Хотя недавно академики решили перенести сценарий фильма из оригинальной в адаптацию, объяснив это тем, что картина снята по пьесе, которую нигде не ставили. И теперь нет никаких сомнений, что номинация «Лучший адаптированный сценарий» у них в кармане, а это уже на шаг ближе к главной награде. Ведь, как мы знаем, без сценария не бывает лучшего фильма, что особо ярко показала прошлогодняя победа «В центре внимания».

«Манчестер у моря» — теневой фаворит всего сезона; берет то, что плохо лежит. Это семейная драма, а академики когда-то очень любили награждать такие фильмы. У него есть один 100% «Оскар» — Кейси Аффлек за лучшую мужскую роль. Также «Манчестер» фаворит в сценарной номинации, даже несмотря на то, что на «Глобусе» в этой категории выиграл «Ла-Ла Ленд». А про связь сценария с лучшим фильмом мы уже говорили.

Лучший режиссёр

Идем дальше — «Лучший режиссер». Тут без вопросов выиграет Дэмьен Шазелл, за последние два года буквально покоривший сердца академиков своими фильмами. В номинацию попадут: Барри Дженкинс («Лунный свет»), Кеннет Лонерган («Манчестер у моря»), Гарт Дэвис («Лев») и Дени Вильнев («Прибытие»). Именно их и выбрала Гильдия режиссеров.

Лучшие роли

«Лучшая мужская роль»: 100% победа Кейси Аффлека («Манчестер у моря»). В номинацию попадут: Райан Гослинг («Ла-Ла Ленд»), Дэнзел Вашингтон («Ограды»), Эндрю Гарфилд («По соображениям совести») и Вигго Мортенсен («Капитан Фантастик»).

«Лучшая женская роль»: самая интересная актерская номинация, где идет нешуточная борьба между Эммой Стоун («Ла-Ла Ленд») и Натали Портман («Джеки»). У Стоун — «Глобус» и Кубок Вольпи, а Портман отмечают в основном критики. Недавно к ним присоединилась и Изабель Юппер («Она»), но в её шансы все-таки верится с трудом. Кроме них в этой номинации будут Эми Адамс («Прибытие») и Мэрил Стрип («Флоренс Фостер Дженкинс»). В последний момент в борьбу вклинилась и Эмили Блант («Девушка в поезде») — её отметили Гильдия и БАФТА, так что она может подвинуть кого-то из последних троих.

«Лучшая мужская роль второго плана»: фаворит — Махершала Али («Лунный свет»), которого отмечают почти все критики США.

Но, внезапно, к концу сезона, в полный голос о себе заявляет Аарон Тейлор-Джонсон («Под покровом ночи»). Это интересно, если учитывать тот факт, что в начале гонки все ставили на его коллегу по фильму Майкла Шеннона. Но Тейлор-Джонсон внезапно пробился на «Глобус», а потом еще и выиграл его. Теперь вот идёт и на БАФТУ и скорее всего, будет и на «Оскаре», хотя Гильдия его в свой список не включила, отдав предпочтение Лукасу Хеджесу («Манчестер у моря»). Другие претенденты — Джефф Бриджес («Любой ценой»), Дев Патель («Лев») и Хью Грант («Флоренс Фостер Дженкинс»).

«Лучшая женская роль второго плана»: Виола Дэвис («Ограды»), которая стабильно собирает награды по ходу всего сезона. Единственная, кто может составить ей конкуренцию — это Наоми Харрис («Лунный свет»). Остальная тройка также идет без изменений весь год: Мишель Уильямс («Манчестер у моря»), Николь Кидман («Лев») и Октавия Спенсер («Скрытые фигуры»).

Лучшие сценарии

«Лучший оригинальный сценарий»: основная борьба между «Манчестером у моря» и «Ла Ла Ленд». Кто выиграет, тот и станет главным фильмом года. Кроме них, будут еще «Любой ценой», «Лобстер» и «Капитан Фантастик». Может проскочить и «Джеки», у которого приз за лучший сценарий Венецианского кинофестиваля.

«Лучший адаптированный сценарий»: с недавних пор фаворит «Лунный свет». В номинации с ним будут «Прибытие», «Под покровом ночи», «Ограды» и «Лев». Тут же могут побороться «Скрытые фигуры», и «По соображениям совести» и сюрприз в виде «Дэдпула».

Остальные номинации

«Лучшая песня» и «Лучший саундтрек» уходят к «Ла-Ла Ленду», тут без вопросов.

«Лучшая операторская работа»: явный фаворит — «Ла-Ла Ленд». Бороться с ним будут «Лунный свет», «Молчание», «Прибытие» и «Лев». Возможно, свою очередную номинацию получит и Роджер Дикинс («Да здравствует Цезарь!»).

«Лучший анимационный фильм»: «Зверополис». Остальная четвёрка выглядит так: «Моана», «Красная черепаха», «Кубо. Легенда о самурае» и «Жизнь кабачка».

«Лучший фильм на иностранном языке»: «Тони Эрдманн». Картину Марен Адэ прокатили на «Глобусе», тогда как академики, наоборот, проигнорировали картину «Она» Пола Верховена, которая и выиграла приз ассоциации иностранной прессы. Хорошие шансы попасть в число номинантов имеют «Рай», «Моя земля», «Вторая жизнь Уве» и «Это всего лишь конец света».

«Лучший звук» и «Лучший монтаж звука», возможно, уйдут к «Глубоководному горизонту» и «По соображениям совести». Плюс — это единственные номинации, где, скорее всего, будет представлен «Чудо на Гудзоне». Из основных фаворитов только «Ла-Ла Ленд» может побороться в этих номинациях.

«Лучший монтаж»: «Ла-Ла Ленд». Вести с ним борьбу будут вести «По соображениям совести», «Прибытие», «Лунный свет» и «Манчестер у моря».

«Лучшая работа художника-постановщика» — опять же «Ла-Ла Ленд». Хотя шансы фильмов «Джеки» и «Прибытие» тоже неплохие. Ну и будут «Фантастические твари и где они обитают» и «Да здравствует Цезарь».

«Лучшие костюмы» — тут тоже «Ла-Ла Ленд», вместе с ним все те же — «Джеки», «Фантастические твари и где они обитают» и «Флоренс Фостер Дженкинс». Неплохие шансы попасть в пятерку у «Мести от кутюр».

«Лучший грим» — «Флоренс Фостер Дженкинс», «Дэдпул» и «Стартрек: Бесконечность». Тут как бы все очевидно.

«Лучшие спецэффекты» — «Книга джунглей», «Доктор Стрэндж», «Прибытие», «Глубоководный горизонт» и «Изгой-Один: Звездные войны. Истории». По визуальным эффектам пока ничего не ясно, а прошлогодняя победа «Из машины» над «Безумным Максом» говорит о том, что здесь может выиграть любой. Есть слухи, что на презентациях претендентов все были восторге от нарезки «Глубоководного горизонта». Посмотрим…

«Лучший документальный фильм» — «О Джей: сделано в Америке», «Море в огне», «Я не твой негр», «Анимированная жизнь» и «Винер». «О Джей» весь год триумфально собирает награды, но никто не удивится, если академики выберут «Винер» или «Море в огне».

А теперь фильмы, на которых ставили в начале года все эксперты:

Выстреливший на Санденсе и сразу же записанный в фавориты предстоящего «Оскара» фильм Нэйта Паркера «Рождение нации» был с позором вычеркнут из гонки. Всему виной скандал, связанный с режиссером фильма: Паркер много лет назад был обвинен в изнасиловании, но чудом избежал наказания. Впоследствии выяснилось, что та самая жертва изнасилования покончила собой четыре года назад. Из-за этой шумихи многие академики заявили, что бойкотируют его картину и все закончилось тем, что в конце года о «Рождении нации» никто и не вспоминает.

«Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» Энга Ли тоже не прошла проверку и на деле оказалась слабой картиной. Революционные новшества при съемке не помогли режиссеру «Жизни Пи», и его новую картину критики похоронили сразу же.

Совсем по-другому обстоят дела у Мартина Скорсезе. Кажется, его «Молчание» попросту не успели посмотреть (картина вышла в прокат в самом конце года). Иначе не объяснить, почему новую работу прославленного мэтра проигнорировали как на «Глобусе», так и на БАФТЕ. К тому же говорят, что у Скорсезе получилось сложное, отталкивающее, трехчасовое кино, а это академикам не всегда нравится.

В общем, это действительно уникальный год, ведь если главный «Оскар» получит «Ла Ла Ленд», то он станет первым оригинальным мюзиклом за 60 лет, выигравшим номинацию «лучший фильм». А если выиграет «Лунный свет», то это будет первая победа гей-фильма после триумфа «Полуночного ковбоя». А если выиграет «Манчестер у моря», то это будет первый признанный академией фильм, продвигавшийся стрим-сервисом. Что бы ни было, осталось совсем немного — до объявления номинаций остались считанные дни, а уже 26-го февраля мы узнаем имя нового победителя.

Следите за «Оскаром» и смотрите хорошее кино.