«Лунный свет»: как саундтрек Николаса Брителла сочетает в себе поэзию и южный хип-хоп

18 февраля 2017; источник: Indiewire

Синемафия представляет перевод статьи Indiewire о саундтреке фильма «Лунный свет», вышедшего в этот четверг на российские экраны.

Для вдумчивой афроамериканской картины Барри Дженкинса композитор Николас Брителл создал новые звуковые формы с элементами южного хип-хопа.

Композитора Николаса Брителла («Игра на понижение») сразу же привлекла поэтичность сценария Барри Дженкинса «Лунный свет» — интроспективной истории взросления Широна, гея афроамериканца, растущего в атмосфере жесткости квартала площади Свободы на окраине Майами. Привлекла настолько, что Брителл поставил себе задачу привнести дополнительный звуковой лиризм в саундтрек.

«Мои [первичные] музыкальные наброски обладали чувствительностью, нежностью и некой интимностью, — рассказывает Брителл. — И отличным контрастом послужило то, что на раннем этапе работы Барри рассказал мне о своей любви к музыкальной технике чопд-н-скрюд. Она присуща южному хип-хопу и заключается в том, что песни режутся на разные куски, которые затем зацикливаются определённым образом и замедляются. Тогда мелодии становятся завораживающими преобразованными версиями самих себя, более глубокими и насыщенными смыслом». Вот почему Брителл решил применить подобную концепцию к саундтреку.

«Лунный свет» делится на три главы («Малой», «Широн» и «Чёрный»), где роль Широна исполняют три актёра (Алекс Р. Хибберт, Эштон Сандерс и Треванте Родес) в возрасте десяти, шестнадцати и тридцати лет. Мелодии в саундтреке отражают этапы взросления персонажа с последовательной целостностью.

Брителл первоначально стал экспериментировать с «Темой Широна». В ней чередуются мажорные и минорные фортепианные аккорды; их дополняет скрипка, которая добавляет мелодии разнообразия. Изначально Брителл дал этой мелодии название «Поэзия фортепиано и скрипки».

«Это был состоящий из нескольких частей композиционный процесс, — говорит Брителл. — Сначала я должен был написать музыкальные отрывки, которые мы записывали полностью с инструментами, после чего начиналась следующая часть процесса, где мне нужно было замедлять части композиции и преображать некоторые звуки, преломляя и трансформируя их».

«Это стало общей идеей, которую мы реализовывали на протяжении всего фильма. По мере того как музыка развивается и наращивает темп, преломления и трансформации в ней также меняются, — рассказал композитор. — Так что в одних моментах „Тема Широна“ звучит тихо в си мажоре, но позже в течение фильма переходит в более низкую тональность. И тон на самом деле идёт на спад абсолютно безумным образом в сцене драки на школьном дворе, где музыка грохочет в сабвуферах. Но это всё та же мелодия, только на три октавы ниже».

Позже, когда взрослый Широн вновь встречается с другом детства Кевином (Андре Холлэнд), который готовит ему ужин в своей закусочной, «Тема Широна» звучит уже в более романтическом ключе, за счёт добавления ансамбля виолончелей.

Для сравнения, мелодия «Середина мира», впервые звучащая в сцене крещенского плавания с маленьким Широном и наркоторговцем Хуаном (Махершала Али), которого мальчик воспринимает как отца, представляет собой стремительно набирающий обороты звук струнных инструментов (тремоло), и это словно мелодия из потустороннего мира.

«Инструментальный тембр сам по себе изменяется», — замечает Брителл.

Кроме того, когда Широн и Кевин (Джаррель Джером) по-дружески дали пять друг другу, прежде чем трагедия разделила их, композитор использовал звук в качестве элемента для создания ударного полотна.

«Это было увлекательное исследование того, что происходит с отдельными отрывками после вплетения их в звуковой ландшафт», — говорит Брителл.


Картина «Лунный свет» номинирована на «Оскар» в 8 номинациях, в том числе за лучшую музыку.