Кинорулетка: «Оскар»

24 февраля 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

26 февраля в Лос-Анджелесе состоится уже 89-ая церемония вручения премий американской киноакадемии, то есть, говоря проще, вручение «Оскара». Значит, никак нам не обойтись без оскаровской тематики в нашей кинорулетке.

Итак, тема кинорулетки на этой неделе — «ОСКАР»!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Анастасия» (Anastasia, 1997)

Режиссёры: Дон Блут, Гари Голдман

Роли озвучивали: Мег Райан, Джон Кьюсак, Кристофер Ллойд, Хэнк Азария, Келси Грэммер, Бернадетт Питерс, Анджела Лэнсбери, Кирстен Данст

О чём: история Ани — простой девочки из приюта, которая на самом деле является пропавшей великой княжной Анастасией. Девушка не помнит свою семью, но мечтает воссоединиться с родными. Единственной ниточкой к прошлому является Париж. Попасть туда ей помогает мошенник Дмитрий, у которого свои корыстные мотивы в этой истории. Героям многое предстоит пережить вместе, ведь коварный Распутин жаждет смерти Анастасии, а ему подвластны магические силы…

Оскар: в 1998 году мультфильм был удостоен двух номинаций — за лучший саундтрек к музыкальному/комедийному фильму и за лучшую песню. Знатокам истории «Оскара» прекрасно известно, что 1998 год стал триумфальным для «Титаника». Так что «Анастасия» осталась без наград, но это не умаляет достоинств музыкального оформления фильма. Композитор Дэвид Ньюман создал чудесный саундтрек, а номинированная «Journey To The Past», прекрасная «Once upon a December» и другие звучащие в фильме песни после просмотра надолго западают в душу (в моём случае — навсегда!).

Почему: вопреки всем историческим неточностям, из которых фильм состоит больше чем наполовину, «Анастасия» — совершенно прекрасный мультик! И он до сих пор остаётся для меня любимым, даже учитывая ежегодные качественные новинки от студии Disney и других компаний. Яркая картинка, захватывающая история, потрясающей красоты музыкальные номера, интересные персонажи — не удивлюсь, если в ближайшие несколько лет кто-то снимет игровой фильм на базе «Анастасии», есть уж сейчас такая тенденция. А какие актёры озвучивают роли — одни из самых популярных в конце 90-х голливудские звёзды!

В детстве меня влюбили в себя именно песни из мультика (которые, кстати, совершенно прекрасно переведены на русский язык), но, пересматривая его в более сознательном возрасте, я стала отмечать для себя и другие достоинства. Например, меня восхищает образ Ани/Анастасии — сильная, смелая, отчаянная! Не удивительно, что её часто причисляют к диснеевским принцессам, хоть она к ним и не относится. Но характер-то тот же: ничего не боится, не нуждается в помощи, сама без всяких «принцев» способна расправиться со злодеем. Кстати о «принцах» — персонаж Дмитрия, этакий плохой парень с доброй душой, тоже отличный. Можно сказать, моя первая девчачья любовь… И отношения между этими героями мне всегда импонировали: язвительные шутки, ироничные замечания, споры, которые всё-таки переросли в симпатию, уважение и любовь.

Ну, и пара слов о второстепенном, но очаровательном герое — летучая мышь Барток однозначно удался создателям! Он разбавлял своей непосредственностью мрачную и злобную атмосферу вокруг Распутина, за что и полюбился зрителю. В итоге «летучий мышь» даже получил свой отдельный мультфильм. И пусть сейчас этим никого не удивишь, но, как мне кажется, в то время подобное внимание к второстепенному персонажу было ещё в новинку.

«Тёмный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Гари Олдман, Майкл Кейн, Мэгги Джилленхол, Морган Фриман

О чём: вторая часть нолановской трилогии о Бэтмене, где с помощью Джима Гордона и Харви Дента скрытый под маской Брюс Уэйн пытается очистить Готэм от преступности. Но противостоять криминальному гению Джокера оказывается совсем не просто…

Оскар: «Тёмный рыцарь» на сегодняшний день остаётся лидером по числу номинаций среди фильмов по комиксам — у него их восемь. Вот только к награде за «Лучший фильм» картина представлена не была, что подняло вопрос о количестве номинаций в данной категории, и уже в 2010 году академики приняли решение, что на главный приз смогут претендовать до 10 фильмов.

Победных статуэток у «Тёмного рыцаря» две: лучший монтаж звука и лучшая мужская роль второго плана. Всего лишь второй раз в истории премии награда вручалась актёру посмертно — первый случай был в 1977 году, когда Питера Финча признали лучшим актёром за роль в фильме «Телесеть». И вот на церемонии 2009 года родители и сестра Хита Леджера поднялись на сцену, чтобы принять награду от лица Хита. Можно спорить о том, насколько роль Джокера действительно лучшая в карьере Леджера, но «Оскар» был ему вручен совершенно заслужено, ведь невозможно не оценить ту кропотливую работу, которую актёр проделал для создания одного из самых запоминающихся образов в истории кинематографа. И уж точно самого запоминающегося среди персонажей киновселенной DC.

Почему: фильм собрал в мировом прокате более миллиарда долларов, получил восторженные отзывы критиков и зрителей, попал в многочисленные списки самых рекомендуемых к просмотру картин, на данный момент удерживает четвёртую строчку в рейтинге IMDb… Но даже если не брать в расчёт все эти громкие факты, «Тёмный рыцарь» — просто очень глубокий и сильный фильм, который оставляет после себя тяжёлый осадок. Впервые я посмотрела это кино летом 2008 года на одном из ранних сеансов в кинотеатрах. Тогда, выходя из зала, мне сложно было избавиться от ощущения пустоты внутри… Но это чувство было вызвано отнюдь не плохими впечатлениями от просмотра, а теми истинами, философией и идей, которые несёт в себе фильм. Кристофер Нолан — мастер своего дела. На тот момент я уже видела некоторые его картины, но именно после «Тёмного рыцаря» Нолан оказался в списке моих любимейших режиссёров. Ему удалось из сказки про супергероя создать историю о суровой реальности, о добре и зле, о человеческой природе, о ненависти и чести.

Фильм покоряет превосходными экшн-сценами, красивыми погонями, искусно поставленными драками. При всей своей мрачности и безысходности, «Тёмный рыцарь» очень красив визуально. И к тому же приятен на слух, как с точки зрения звуковых эффектов, так и благодаря саундтреку от величайших композиторов — Джеймса Ньютона Ховарда и Ханса Циммера.

Моя любовь к этому фильму во многом связана и с Хитом Леджером — я очень люблю этого актёра, известие о его смерти в своё время стало для меня личной трагедией, так что пропустить фильм, где Хит сыграл свою последнюю законченную роль, я не могла. Очень жаль, что его актёрская карьера оборвалась так рано, ведь Хит смог бы воплотить на экране ещё множество прекрасных и запоминающихся образов.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Умница Уилл Хантинг» (Good Will Hunting, 1997)

Режиссёр: Гас Ван Сент

В ролях: Мэтт Дэймон, Робин Уильямс, Стеллан Скарсгард, Минни Драйвер, Бен Аффлек, Кейси Аффлек

О чём: талантливый парень Уилл Хантинг вечно попадает в истории, одна из которых доводит его до очередного ареста. Судья соглашается отпустить хулигана, но тот должен пройти курсы психотерапии под присмотром профессора математики, первым разглядевшего в Уилле гения. Но кто же увидит в Уилле не хулигана или гения, а простого человека, нуждающегося в дружбе и любви?

Оскар: 1998 год. Несмотря на триумф «Титаника», у картины Гаса Ван Сента — 9 номинаций на премию киноакадемии. Единственная статуэтка в карьере Робина Уильямса и «билет в жизнь» для нынешних суперзвёзд Голливуда — Бена Аффлека и Мэтта Дэймона (парни сами написали сценарий и взяли «Оскар» в соответствующей номинации).

Почему: очень американское кино в хорошем смысле этого слова. Самородок, свернувший не на ту тропинку, не учившийся ни в одном университете, на равных общается с общепризнанным профессором математики. Self Made как он есть. Самая честная работа для Аффлека и Дэймона, снятая по их же сценарию, давшая возможность ещё больше раскрыть талант на тот момент уже признанного Робина Уильямса. Жаль, что картина номинировалась в один год с «Титаником». Жаль, что Робина Уильямса уже нет с нами.

«Гравитация» (Gravity, 2013)

Режиссёр: Альфонсо Куарон

В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис

О чём: Райан Стоун осуществляет свою первую миссию в открытом космосе, под чутким руководством опытного астронавта Мэтта Ковальски. Во время проведения работ случается катастрофа, которой никто не ждал. Станция разрушена, связи с Землёй нет. Райан и Мэтт остаются наедине с чёрной бездной космоса.

Оскар: 7 статуэток взял фильм Альфонсо Куарона в 2014 году. В основном технические номинации, но также были отмечены режиссура и саундтрек. Со времён Кубрика не было столь пугающего космоса, как в «Гравитации».

Почему: гнетущая атмосфера открытого космоса, созданная Куароном, вместе с саундтреком Стивена Прайса творят чудеса. Всех технических решений, которые были использованы для создания космоса не перечислить. Очень жаль, что фильм уже не посмотреть в кинотеатре, ведь находясь в уютном кресле, в полной темноте, лучше всего можно прочувствовать вышеперечисленное.

Несмотря на явные ляпы и пренебрежение к законам физики, за которые часто критикуют фильм, «Гравитация» всё же оставила след в истории, на данный момент оставаясь лучшим изображением космоса в кино.


Выбор Анны Неустроевой
Анна Неустроева

«Крамер против Крамера» (Kramer vs Kramer, 1979)

Режиссёр: Роберт Бентон

В ролях: Дастин Хоффман, Мэрил Стрип, Джастин Генри, Джейн Александр

О чём: Тед на вершине своего карьерного успеха совсем забывает о семье, когда жена Джоанна уходит, оставляя его с маленьким сыном Билли. Проходя через ссоры, сложности и обиды, они постепенно сближаются, когда Джоанна возвращается, чтобы забрать ребёнка к себе.

Оскар: один из тех редких случаев, когда с выбором академии не поспоришь.

Почему: «Крамер против Крамера» как краткий пересказ фильма — сначала Крамер-старший против Крамера-младшего, затем судебное разбирательство родителей. Исторически фильм стал отражением своей эпохи: шёл период второй волны феминизма в США, когда формально права женщин были отражены в законодательстве, но патриархальное устройство общества фактически мешало женщинам воплощать свои права. В «Крамере против Крамера» отношения внутри семьи доводят героиню Мэрил Стрип до отчаяния и глубокой депрессии, она оказывается вынуждена буквально сбегать из своего дома, бросая собственного сына, но при этом ей сложно не сопереживать.

И переживший развод Дастин Хоффман, и Мэрил Стрип активно принимали участие в редактировании сценария, и в итоге картина получилась удивительно жизненной, местами стыдной, страшной, но очень душевной. От себя могу сказать, что «Крамер против Крамера» почему-то отлично смотрится, когда лежишь дома с простудой.

«Энни Холл» (Annie Hall, 1977)

Режиссёр: Вуди Аллен

В ролях: Вуди Аллен, Дайан Китон, Тони Робертс, Шелли Дювалл, Кристофер Уокен

О чём: комику Алви Сингеру немного за сорок, и он иронично и одновременно мучительно пытается понять, почему его бросила девушка — Энни Холл, анализируя свою жизнь с самого начала.

Оскар: противостоять «Звёздным войнам» задача не из простых, а уж выиграть — тем более.

Почему: «Энни Холл» — очаровательная картина, где можно смеяться над тем, что не очень-то принято, а ещё в ней воплощается талант Аллена сразу в трёх ипостасях: как режиссёра, сценариста и актёра. По мнению многих критиков лента являет собой начало новой эпохи американского кино. Не то чтобы я была полностью с этим согласна, но этот нервный фильм не может не покорить своей наивностью, несуразностью; и ведь это настоящая энциклопедия популярных отсылок, которую и сейчас любят пародировать.

Он смешной, он грустный, он уютный и в то же время колючий, и сочетает в себе всё, за что так ценят Вуди Аллена. Намёки на биографичность истории сам создатель отрицал, но слишком уж они часты, в «Энни Холл» роли бывших девушек Алви Сингера сыграли реальные пассии Вуди Аллена, в том числе и главная муза — Дайан Китон.


Выбор Анатолия Ющенко
Анатолий Ющенко

«Малхолланд Драйв» (Mulholland Dr, 2001)

Режиссёр: Дэвид Линч

В главной роли: Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг, Джастин Теру, Джинн Бейтс

О чём: Бетти, наивная блондинка, преисполненная американской мечтой, переезжает в Город Ангелов, чтобы стать актрисой. Расположившись в квартире, любезно предоставленной калифорнийскими родственниками, Бетти неожиданно для себя обнаруживает спрятавшуюся в доме незнакомку — назвавшуюся Ритой загадочную брюнетку, которая ничего не помнит. Единственное воспоминание девушки — Малхолланд Драйв — шоссе, где случилось что-то страшное. Бетти решается помочь новой знакомой вспомнить, кто она на самом деле. Рита тем временем смотрит на Бетти растерянным влюблённым взглядом и теребит в руках сумку, в которой лежит сотня тысяч долларов и таинственный синий ключик.

Оскар: Дэвида Линча номинировали на «Оскар» трижды и каждый раз, разумеется, прокатывали. Живому классику, переросшему масштабы любых голливудских междусобойчиков, «Оскары», кажется, давно уже и не нужны. Обладатель уникального режиссерского почерка и признанный гений для членов Киноакадемии всегда будет слишком безумен. Его режиссура отвергает каноны и правила, его сценарии подчеркнуто отрицают любые драматургические нормы (времени, логики, даже пространства). Номинированный в 2002 году на «Оскар» «Малхолланд Драйв» предсказуемо уступил первенство простодушно-слезоточивым «Играм разума», однако это досадное упущение никак не повлияло на успех картины, которая гремит до сих пор. Совсем недавно «Малхолланд драйв» возглавил списки лучших фильмов десятилетия по версии журнала «Time Out New York» и по версии Ассоциации Кинокритиков Лос-Анджелеса. Более чем 100 критиков с сайта indieWire также выбрали его лучшим фильмом десятилетия, кроме того, в 2016 году фильм возглавил рейтинг лучших кинокартин ХХI века по версии BBC.

Почему: «Малхолланд Драйв» — это квинтэссенция творчества Линча, пожалуй, самый личный его фильм, где переплелись все любимые темы режиссера: кино и реальность, сладкие грезы и ночные кошмары, правда и вымысел. Балансируя на тонкой грани между двумя разверзшимися безднами, Линч ведет нас из ниоткуда в никуда, что само по себе способно многих вывести из себя. Надо признать, я искренне возненавидел этот фильм в день его выхода в прокат. При этом, пожалуй, не выходило еще ни одного голливудского проекта, к которому бы я возвращался столь часто. Пытаясь разгадать тайну «Малхолланд Драйв», ко второму просмотру ты признаешь, что лента как минимум любопытна. К третьему — уже становишься верным фанатом фильма, и вместе с героинями едва сдерживаешь слезы при появлении Ребекки дель Рио в театре «Силенсио», словно видишь ее впервые.

«Призрачный мир» (Ghost World, 2001)

Режиссёр: Терри Цвайгофф

В главной роли: Тора Бёрч, Скарлетт Йоханссон, Стив Бушеми, Брэд Ренфро

О чём: выпускницы старшей школы Энид и Ребекка нехотя начинают свои новые «взрослые жизни». Поступление в колледж обеим кажется довольно дурацкой затеей, потому что книжки и преподаватели вряд ли способны объяснить, отчего окружающий взрослый мир столь убог, сер и неинтересен. Хуже всего справляться с закипающей злобой получается у Энид. Она, впрочем, совсем скоро познакомится с застенчивым продавцом виниловых пластинок Симуром, кажется, единственным на свете человеком, с которым Энид находит общий язык.

Оскары: все в том же триумфальном для «Игр разума» 2002 году в оскаровские номинации за «лучший адаптированный сценарий» затесалось скромное, на первый взгляд, инди «Призрачный мир». Между прочим, событие знаковое. Не только потому, что фильм Цвайгоффа тотчас же породил тренд номинировать на престижную премию санденсовского формата комедии. И даже не потому, что этим безупречным coming-of-age драмеди вдохновлялись авторы большинства лент о проблемах циничных школьниц («Джуно», «Почти семнадцать» и прочие). «Призрачный мир», помимо всего прочего, одна из немногих картин, которая катапультировала понятие «комикс» в высшую лигу. Присутствие на «Оскаре» фильма, основанного на графическом романе Дэниел Клоуз, четко дало понять, что комиксы — это не только супергероические мужчины в трико. Это еще и вполне серьезная литература. Ближайший родственник «Призрачного мира» — это, пожалуй, «Над пропастью во ржи». Холдену Колфилду здешняя Энид составила бы отличную пару.

Почему: это просто хороший фильм. Сейчас, пятнадцать лет спустя премьеры, он смотрится даже еще лучше, чем раньше. Жизнь вообще странная штука. Казалось бы, 2001 год. Слова «хипстер» в лексиконе еще нет, а Цвайгофф уже над хипстерами ядовито подтрунивает. Или вот еще странность, уже причем проецируемая на реальность. Подававшая большие надежды Тора Берч просто взяла и исчезла с голливудского олимпа, изумительный Брэд Ренфро тоже поблистал недолго, а потом вдруг передознулся героином, фатально. И кто бы вообще подумал, что исполняющая тут второстепенную роль серой мышки Йоханссон станет звездой номер один? Ровно про это (помимо считываемой тут истории взросления) Цвайгофф в своем грустном маленьком шедевре, кажется, и рассказывает. Каким бы ты ярким ни был, в этом мире со временем очень легко превратиться в призрака самого себя.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis, 2013)

Режиссёры: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Оскар Айзек, Кэри Маллиган, Джастин Тимберлейк, Адам Драйвер, Гаррет Хедлунд, Джон Гудман

О чём: Льюин — музыкант. Неудачник. Его пластинка не продаётся, у него нет работы и жилья. Но у него есть музыка. И рыжий кот. А всё остальное — неважно.

Оскар: тепло принятый жюри и критиками на Каннском фестивале фильм (Гран-при — это вам не шутки) оказался проигнорирован академиками. У него всего лишь две номинации: за операторскую работу и сведение звука, и ни одной победы.

Почему: хотелось бы сказать, потому что Оскар Айзек (и это действительно так), но в фильме есть ещё и невообразимая магия Нью-Йорка, шестидесятых, фолк-музыки и одиночества. После просмотра фильма мне показалось, что это такой мужской вариант «Завтрака у Тиффани». Вы можете со мной не согласиться, но это личное восприятие.

Братья Коэны с удовольствием возвращаются в ту эпоху, когда можно было ночевать у друзей, перебиваться небольшими заработками, страдать и полностью отдавать себя любимому делу. А, может быть, они хотят сказать нам, что эти времена всё ещё идут.

Ну, и прекрасная песня под конец.

«Операция «Арго» (Argo, 2012)

Режиссёр: Бен Аффлек

В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Алан Аркин, Джон Гудман, Скут МакНэри, Виктор Гарбер

О чём: иранская революция 1979 года. Посольство Соединённых Штатов подверглось атаке, все его сотрудники были взяты в заложники, но нескольким удалось сбежать и скрыться в доме канадского посла. Теперь перед правительствами США и Канады стоит задача вернуть их домой. У спецслужб возникает безумная идея выдать дипломатов за членов съёмочной группы фантастического фильма.

Оскар: это один из немногих случаев, когда режиссёр фильма не был даже номинирован, а фильм при этом назвали лучшим. На церемонии 2013 года победа картины «Операция «Арго» произвела фурор: Бен Аффлек таки получил статуэтку как продюсер и был очень эмоционален. Сначала в эту тёмную лошадку верили немногие, лишь после получения «Золотого Глобуса» чаши весов чуть накренились. В итоге Аффлек победил таких гигантов, как Стивен Спилберг и Кэтрин Бигелоу.

Почему: потому что «Арго» всем в зад! Но оставим шутки и поговорим серьёзно. Лично я люблю фильмы о закулисной жизни съёмочного процесса. А когда кино становится ширмой для спасения людей во время войны — это же просто идеальная история. Искажение реальности пошло в этом случае на пользу: мы смотрим не просто драму, а настоящий триллер. И пусть известна концовка, ты забываешь про неё и по-настоящему переживаешь за героев. Достоверность в данном случае придаётся псевдо-документальными съёмками, которые были мастерски исполнены оператором фильма Родриго Прието. Соединение жанров, блестящая актёрская игра, соответствующая настроению музыка Александра Депла — и если после всего этого вы скажете, что фильм не заслужил свой «Оскар», я сдаюсь.


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Зимняя кость» (Winter's Bone, 2010)

Режиссёр: Дебра Граник

В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джон Хоукс, Гаррет Диллахант

О чём: семнадцатилетняя Ри вынуждена ухаживать за маленьким братом и больной матерью. Отец семейства выходит из тюрьмы, но сразу же исчезает. Если в ближайшее время он не объявится, у семьи Ри отсудят дом. Ри ничего не остаётся, как самой отправиться на поиски отца, которого, вероятно, уже нет в живых…

Оскар: 4 номинации на «Оскар» в 2011 году — лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучшая женская роль (Дженнифер Лоуренс) и лучшая мужская роль второго плана (Джон Хоукс).

Почему: потому что с «Зимней кости» начался взлёт карьеры Дженнифер Лоуренс. Именно за «Зимнюю кость» она получила свою первую номинацию на «Оскар». Кроме того, экранизация романа Дэниела Вудрелла получила два приза на фестивале Sundance и множество других номинаций и наград. В российский прокат «Зимняя кость» не выходила, поэтому, к сожалению, многие зрители эту картину пропустили. И если вы в их числе, то самое время исправляться.

Это шикарное независимое кино, пусть и довольно безрадостное. И если бы не блестящая актерская работа Лоуренс в «Зимней кости», вряд ли бы мы увидели её в «Голодных играх».

«Москва слезам не верит» (1979)

Режиссёр: Владимир Меньшов

В ролях: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Алексей Баталов

О чём: о том, как три девушки из провинции устроили свою судьбу после переезда в столицу, о том, что Москва не сразу строилась и что в сорок лет жизнь только начинается.

Оскар: третий советский «Оскар» за художественное кино — фильм получил награду в номинации за лучший фильм на иностранном языке в 1981 году.

Почему: потому что это один из главных советских фильмов, который оказался к тому же понятен зрителям за океаном. Владимир Меньшов, кажется, сам не ожидал такого успеха — ему вместе со сценаристом Валентином Черных удалось создать совершенно универсальное и невероятно душевное кино. В итоге — второе место по кассовым сборам за всю историю советского кинопроката и «Оскар», который сам Меньшов смог получить лишь спустя семь лет, поскольку не имел возможности поехать на церемонию награждения в Голливуд. Фильм разошелся на цитаты, песни из фильма знает наизусть уже не одно поколение зрителей, и сейчас эта семейная сага стала, в каком-то смысле, настоящим памятником советской эпохи. Я могу пересматривать этот фильм бесконечно, чего и вам желаю.


Выбор Марины Гамбарян
Марина Гамбарян

«Английский пациент» (The English Patient, 1996)

Режиссёр: Энтони Мингелла

В ролях: Рэйф Файнс, Кристин Скотт Томас, Жюльет Бинош, Колин Фёрт, Уиллем Дефо, Навин Эндрюс

О чём: Вторая мировая война почти подошла к концу. На заброшенной вилле медсестра ухаживает за пациентом, который, угасая, вспоминает свой роман с замужней женщиной.

Оскар: 12 номинаций и 9 девять побед, по-моему, вполне понятная связь.

Почему: «Английский пациент» — очень красивое кино, почти поэма. Это переплетение эмоций и мыслей. Череда случайных эпизодов, встреч, обрывки фраз. Цитаты из Геродота и Киплинга. Все слишком личное, чтобы об этом хотелось говорить долго. Когда-то Ондаатже «научил» меня читать. Потом Энтони Мингелла попытался научить «смотреть». До сих пор не могу с уверенностью сказать получилось ли у него. Его кино — как хорошее вино, качество понимаешь с первого глотка, но настоящий вкус раскрывается со временем. Я люблю и фильм, и книгу уже много лет, хотя видела всего лишь раз. Порой мне достаточно просто закрыть глаза, чтобы перенестись в итальянскую усадьбу и снова услышать историю венгерского графа и англичанки.

«Пробуждение» (Awakening, 1990)

Режиссёр: Пенни Маршалл

В ролях: Роберт Де Ниро, Робин Уильямс, Джон Хёрд, Макс фон Сюдов, Джули Кавнер

О чём: история о Докторе Малколме Сэйере, талантливом и немного стеснительном враче, который пытается помочь пациентам с редким заболевание и его пациенте Леонарде. История о том, как, пытаясь спасти другого, можно неожиданно помочь самому себе.

Оскар: фильм номинировался в трех категориях, но к сожалению, так и остался без наград. По крайней мере, осязаемых.

Почему: драма о человеке, которых хотел жить, но не мог, и о человеке, которых мог жить, но боялся. Потрясающий, невероятный, бесподобный фильм — я могу так продолжать очень долго. Один из ярчайших шедевров в биографиях двух великих актеров: Роберта Де Ниро и Робина Уильямса. Это кино не содержит в себе никакой морали, он честен, человечен и безумно печален. Наверно, именно такое кино становится классикой.


Выбор Алексея Куртышева
Алексей Куртышев

«Старикам тут не место» (No Country for Old Men, 2007)

Режиссёры: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Келли Макдоналд, Вуди Харрельсон, Бет Грант, Гаррет Диллахант, Тесс Харпер, Бэрри Корбин, Стивен Рут

О чём: человек находит огромную гору трупов и огромную гору денег; забирает он с собой, естественно, только деньги. Лучше бы этого не происходило, потому что события, последовавшие дальше, порождают столько насилия, сколько Западному Техасу не представлялось и в самых страшных мыслях.

Оскар: у каждого в голове, думаю, есть свой личный «Оскар» и так приятно, когда «Оскар» настоящий и самый настоящий личный совпадают.

Почему: безумно атмосферный фильм без единого изъяна, каждый персонаж на своем месте (как и актеры, играющие их), каждая сцена до мурашек, а Антон Чигур навевает страх сильнее Терминатора и Чужого (только посмотрите этот отрывок).

Отличительной особенностью фильма является полный отказ от оригинального саундтрека: музыка, написанная для картины, играет только в титрах. Отказываться от музыки, столь полезного инструмента для создания атмосферы в сцене? Звучит безумно. Но Коэны знали, на что шли. Именно тишина и резкие, неожиданные действия персонажей рождают то невероятное чувство страха и интереса, которое приковывает глаз к экрану. Даже от постера тянет неотвратимостью.

Почему стоит смотреть «Старикам тут не место»? Ответ прост — братья Коэны. Невероятные мастера сценарного слова, которые еще и снимают по своим сценариям фантастически. Не каждый день встретишь. А чтобы они еще и работали, объединившись с одним из интереснейших писателей (здесь — Кормак Маккарти, известный в сфере кино за фильмы «Дорога», «Кони, кони», «Советник»), такое не грех и оценить по высшему разряду.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«По волчьим законам» (Animal Kingdom, 2010)

Режиссёр: Дэвид Мишо

В ролях: Джеймс Фрешвилл, Джеки Уивер, Джоэл Эдгертон, Бен Мендельсон, Гай Пирс, Салливан Стэплтон

О чём: после смерти матери от передозировки героина подросток «Джей» Коди (Джеймс Фрешвилл) переезжает жить к своей бабушке, Джанин (Джеки Уивер). У Джанин большая и дружная семья: помимо покойной дочери, еще есть три сына. Старший, Эндрю (Бен Мендельсон), занимается вооруженными грабежами; средний, Крейг (Салливан Степлтон), подторговывает наркотой; младший, Даррен (Люк Форд), работает у братьев на подхвате. У старшего брата проблемы с законом, и он прячется от полиции, и близких это несколько раздражает — но что поделать, семья. Но когда База (Джоэл Эдгертон), друга семьи и коллегу по ремеслу, полицейские пристреливают прямо на улице, из забавной и раздражающей ситуация превращается в откровенно опасную…

Оскар: одна номинация на церемонии 2011 года — Джеки Уивер в категории «Лучшая актриса второго плана». Джеки проиграла Мелиссе Лео (фильм «Боец»).

Зато фильм взял 8 призов национальной кинопремии Австралии, Квентин Тарантино назвал его в десятке лучших фильмов года, газета The Guardian — в топ-50 лучших фильмов этого века. Самое главное — картина послужила карьерным трамплином для целой толпы талантливейших австралийских актеров, которых наконец заметили в Америке.

Почему: сюжет фильма дебютанта Дэвида Мишо вдохновлен австралийской действительностью — Кэт Петтенджилл, дама со стеклянным глазом и железной хваткой, начиная с 80-х со своими сыновьями стала крупным игроком в криминальном мире Мельбурна. О её семье вышло несколько как документальных, так и художественных сюжетов, а Мишо стал первым, перенесшим её историю — пусть и с серьезными изменениями — на большой экран. И сделал это так, что всем бы снимать такие дебюты.

В жанре семейной криминальной драмы, где уже, казалось, не осталось не сведенных до уровня клише поворотов сюжета и образов, Мишо ухитряется создать собственный мир — очень опасный, физически ощутимый, неприятный и приятгательный одновременно; тут больше от шекспировской или древнегреческой трагедии, чем-то обычно принято, но оно — работает. Благодаря фантастическим актерам, красивейшим съемках и сюжету, который как берет за горло — так и не отпускает.

По мотивам фильма американский канал TNT сделал сериал — и он, конечно, силый, но оригинальному фильму в подметки не годится.

«Повелитель бури» (The Hurt Locker, 2008)

Режиссёр: Кэтрин Бигелоу

В ролях: Джереми Реннер, Энтони Мэки, Брайан Герати, Гай Пирс, Рэйф Файнс, Дэвид Морс, Эванджелин Лилли

О чём: после гибели сержанта во время разминирования багдадской улицы ему на замену присылают нового сапера, сержанта Уилла Джеймса (Джереми Реннер). В отличие от вдумчивого и аккуратного специалиста, работавшего до него, Джеймс — сорвиголова, у которого работа с взрывчаткой вызывает не ужас, а скорее азарт и удовольствие, и он, кажется, вообще ничего не боится, только все время рискует и шикарно прикуривает. Это приводит к напряженности в отношениях с его коллегами (Энтони Мэки и Брайан Герати) — им осталось 39 дней в Ираке, а с таким товарищем как бы голову не сложить раньше времени…

Оскар: впервые показанный на Венецианском кинофестивале в 2008 году фильм до Американской Киноакадемии добирался долго — но уж как добрался… 9 номинаций на «Оскар» и 6 побед, в том числе — за лучший фильм, лучшего режиссера и лучший оригинальный сценарий. Кэтрин Бигелоу стала первой — и пока единственной! —  женщиной-режиссером с «Оскаром». Ну, а Джереми Реннер получил, благодаря номинации, шанс на большую голливудскую карьеру — чем и воспользовался.

Почему: пример того, как снять фильм о войне с позиции явно антивоенной (так и хочется добавить — учись, Мэл Гибсон). В герои выбрана самая мирная из военных профессий; медийные лица, появляясь в кадре, не живут долго — и гибнут глупо и обидно. Главный герой, к мирной жизни явно не приспособленный (страшнее сцен мирной жизни в фильме нет ничего), на войне прежде всего хочет жизни спасать, а не убивать. Война как работа — грязная, тяжелая, изматывающая. Есть такая профессия — людей защищать.


Выбор Дарьи Мякишевой
Дарья Мякишева

«Поезд» (The Train, 1964)

Режиссёры: Джон Франкенхаймер, Артур Пенн

В ролях: Берт Ланкастер, Пол Скофилд, Жанна Моро, Сюзанн Флон, Мишель Симон, Вольфганг Прайсс, Альбер Реми

О чём: накануне освобождения Парижа летом 1944 года полковник немецкой армии фон Вальдхайм планирует вывезти на поезде в Германию украденные из музеев и частных коллекций полотна Ренуара, Сезана, Тулуз-Лотрека и других. Борцы французского Сопротивления во главе с железнодорожным инспектором Полем Лабишем попытаются этот поезд остановить.

Оскар: «Поезд» был номинирован за лучший оригинальный сценарий в 1966. Проиграл кинофильму «Дорогая» (Darling, 1965) c Джули Кристи.

Почему: фильм, посвященный работникам железных дорог Франции и всем борцам Сопротивления, поражает не столько размахом (съемки во Франции, настоящие поезда, настоящие взрывы, Берт Ланкастер самостоятельно выполнил все трюки), сколько крепкой режиссурой превращающей гудки, свистки, пыхтение двигателей, перевод стрелок, сортировочные станции, подъемные краны, усталые лица работников, в настоящую поэму воле и несгибаемости. А на вопрос, который он задает: «Стоят ли произведения искусства жизни людей?», — каждый сам даст себе ответ.

«Ветер крепчает» (Kaze tachinu, 2013)

Режиссёр: Хаяо Миядзаки

Роли озвучивали: Хидэаки Анно, Хидэтоси Нисидзима, Миори Такимото, Масахико Нисимура, Мансай Номура, Морио Кадзама

О чём: экранизация одноименной манги по мотивам книги Тацио Хори и жизни авиконструктора Джиро Хорикоси, автора знаменитого истребителя Второй мировой войны Mitsubishi A6M Zero.

Оскар: получивший противоречивые отзывы «Ветер крепчает» был номинирован как лучший полнометражный анимационный фильм в 2014. Проиграл «Холодному сердцу» (Frozen, 2013).

Почему: последний фильм Хаяо Миядзаки — грустная, воздушная, почти невесомая, с примесью горечи, личная история о том, что «каким-то образом все мечты человека прокляты», но это не повод сдаваться. Очень советую документальный фильм о том, как создавался «Ветер крепчает» — «The Kingdom of Dreams and Madness» 2013 года. Невероятной силы портрет Хаяо Миядзаки и студии «Ghibli».


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Столкновение» (Crash, 2004)

Режиссёр: Пол Хаггис

В ролях: Дон Чидл, Мэтт Диллон, Сандра Буллок, Брендан Фрэйзер, Райан Филлипп, Терренс Ховард, Тэнди Ньютон

О чём: несколько историй разных людей, так или иначе пересекающихся между собой. Полицейские и преступники, богатые и бедные, белые и черные. У каждого персонажа своя жизнь и свои проблемы, но все они проистекают от одной общей: неприятие друг друга.

Оскар: в 2006-м году фильм заработал шесть номинаций на «Оскар», из которых выиграл три, включая самую неожиданную — фильм года!

Почему: «Столкновение» печально знаменито тем, что выиграло главного «Оскара» у «Горбатой горы» — именно об этом все хорошо помнят, не видя при этом достоинств самой картины. Если привести грубое сравнение, то «Столкновение» — это «Реальная любовь» наоборот. Построение фильма, с его многочисленными сюжетными линиями, очень похоже на культовую комедию из Британии, разве что рассказывает куда менее веселые и романтические истории. Тем не менее, это не значит, что они менее интересные.

Ситуации, разворачивающиеся на экране, могут приковать ваше внимание почище любой экшн-сцены из какого-нибудь боевика. Фильму, правда, на это, порою, и пеняют: мол, количество конфликтов слишком велико, отчего они кажутся искусственными и «заточенными» специально под вкусы академиков. Да только вот учитывая, что мы, по сути, смотрим восемь историй разом, количество драматических моментов должно им соответствовать, что логично. И, в конце концов, когда сценарий прекрасен (тоже получил премию), а на экране россыпь звезд — подобные претензии просто забываются. Потому что смотреть такую картину, в итоге, очень интересно!

«Чтец» (The Reader, 2008)

Режиссёр: Стивен Долдри

В ролях: Кейт Уинслет, Рэйф Файнс, Давид Кросс, Бруно Ганц, Лена Олин

О чём: 15-летний Михаэль случайно знакомится с 36-летней Ханной, которая помогает ему при недомогании. Вскоре у них невообразимым образом завязывается роман, который, правда, основан на одном условии: Михаэль читает Ханне книги вслух. Однажды Ханна уезжает из города, ничего не сказав своему юному любовнику. Но спустя годы они снова встретятся, уже совершенно при других обстоятельствах…

Оскар: в 2009-м году фильм заработал пять номинаций на «Оскар» и выиграл одну из них — долгожданную премию Кейт Уинслет как лучшей актрисе!

Почему: «Чтец» — это не только экранизация романа-бестселлера Бернхарда Шлинка (тем более, если вы его не читали, то фильм будет смотреть еще интереснее!) или бенефис великолепной Кейт Уинслет. Это еще и история о выборе. Причем свой выбор в непростых жизненных ситуациях здесь делают оба героя и далеко не всегда самый очевидный. Как ты поступишь в том или ином случае? Что окажется сильнее — гордость, трусость, сомнения? На эти вопросы Михаэлю и Ханне придется ответить не по одному разу.

Интересно то, что авторы, при этом, не раскрашивают героев в черное и белое, правы они или виноваты — решать зрителям. Таким образом, картина получает новое измерение, вовлекая их в процесс и позволяя поразмышлять — а как бы я поступил в данной ситуации? Фильм этот довольно тонкий, хотя и местами очень эмоциональный. А блестящая игра Уинслет не оставляет ни малейшего сомнения как в выборе академиков, так и в том, что она — достойная наследница величайших актрис эпохи Золотого Голливуда, таких, например, как Ингрид Бергман и Кэтрин Хэпберн!


Выбор Татьяны Беличевой
Татьяна Беличева

«Чикаго» (Chicago, 2002)

Режиссёр: Роб Маршалл

В ролях: Рене Зеллвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир

О чем: судьба играет человеком… Ещё вчера ты блистала на сцене, а сегодня гниёшь в чикагской женской тюрьме. Две главные героини, две звезды, брюнетка и блондинка. История конкуренток, которые, задействовав все свои творческие навыки, пытаются завладеть вниманием обаятельного адвоката и оказаться на свободе. Криминальный мюзикл, который покорил весь мир. А легендарное «Тюремное танго» по праву может считаться визитной карточкой этого фильма.

Оскар: номинирован в 13 категориях, победил в 6 («Лучший фильм», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучший дизайн костюмов», «Лучший монтаж», «Лучший звук»)

Почему: великолепный творческий тандем, блестящие костюмы, зажигательные танцы и завораживающие голоса. Всё это ждёт вас, стоит только включить фильм и услышать: «Five, six, seven, eight…»

«Король говорит!» (The King's Speech, 2010)

Режиссёр: Том Хупер

В ролях: Колин Фёрт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер

О чём: фильм рассказывает о жизни Георга VI — короля Великобритании, который страдал заиканием, недугом, совершенно не совместимым с его «специальностью». Удивительная история волевого пациента и логопеда, который благодаря нестандартным методам добился поставленной цели. Понимая, что речь главы государства должна вдохновлять народ во время войны, правитель нашёл в себе силы научиться говорить без запинки.

Оскар: номинирован в 12 категориях, победил в 4 («Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучший оригинальный сценарий»)

Почему: фильм стоит посмотреть не только из-за хорошо подобранного актерского состава, но и для того, чтобы поверить в собственные силы. Ведь преодолеть себя и достичь успеха может не только король, но и каждый из нас!


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Скорость» (Speed, 1994)

Режиссёр: Ян де Бонт

В ролях: Киану Ривз, Сандра Буллок, Деннис Хоппер, Джо Мортон, Джефф Дэниелс

О чём: Бывший полицейский (Деннис Хоппер), озлобившись на то, как его отправили на пенсию и на то, что он получил за годы своей службы, минирует лифт с пассажирами в небоскребе и требует выкуп. После того, как полицейские антитеррористического подразделения Лос-Анджелеса срывают планы террориста и спасают заложников, он пытается отомстить и устанавливает в рейсовом автобусе новую бомбу. Сообщает об этом полицейским и вместе с суммой нового выкупа ставит условие, что бомба взорвётся, если скорость автобуса упадёт ниже 50 миль в час.

Полицейский антитеррористического подразделения (Киану Ривз) с другой машины на шоссе запрыгивает в этот автобус и вместе со случайной очаровательной помощницей-спутницей (Сандра Буллок) пытается спасти заложников.

Оскар: Безусловно, такой сюжетно простой фильм как «Скорость» вряд ли мог претендовать награды американской киноакадемии как лучший фильм года, но свои 2 золотых статуэтки, за лучший звук и лучший монтаж звука, он получил весьма заслуженно.

Почему: Сюжет «Скорости» может показаться невыносимо простым. Впечатление от этого смягчают разве что некоторые остроумные реплики и диалоги в духе «Смертельного оружия» или «Крепкого орешка», в которых де Бонт принимал участие в качестве оператора. И именно любителям таких фильмов «Скорость» наверняка придётся по душе.

Однако мне же «Скорость» с детства очень нравится за проникновенный саундтрек, созданный Марком Манчина. Он, кстати, недавно работал на музыкой к «Моане», в этом году номинированноё на награду за лучшую песню и как лучший анимационный фильм.

«Невидимая сторона» (The Blind Side, 2009)

Режиссёр: Джон Ли Хэнкок

В ролях: Сандра Буллок, Куинтон Аарон, Тим МакГроу, Джей Хед, Лили Коллинз

О чём: «Невидимая сторона» — спортивная драма, основанная на реальных событиях. Она рассказывает о том, как Майкл Оэр, молодой афроамериканец, лишившись жилья, получил приют в обеспеченной семье, членом которой он со временем становится. Майкл с детства обладает обезоруживающей и одновременно беззащитной добротой, огромным ростом и титанической силой. Горячо поддержанный своей новой семьёй, он начинает играть за школьную команду в американский футбол. Через некоторое время успехи в спорте, а затем и в учёбе позволяют ему получить стипендию спортсмена и поступить в Университет Миссисипи.

Оскар: Фильм «Невидимая сторона» претендовал на 2 оскаровских статуэтки, однако получил лишь одну. Точнее говоря, получила — Сандра Буллок за лучшую женскую роль.

Почему: Зрителям может показаться, что «Невидимая сторона» — это счастливая сказка об американской мечте, социальной пропаганде добрых поступков и благородства. Однако эта картина основана на реальных событиях. В ней нет спецэффектов, как в блокбастерах, но она западает в душу. Западает глубоко и бесповоротно. Во многом благодаря персонажу Сандры Буллок, которая, с одной стороны, достойна подражания как успешная женщина и мать, а с другой — оказывается непростой, глубокой и интересной натурой.

«Но благородство — это настоящая причина поступков. Оно показывает кто ты и, возможно, кем ты хочешь быть…»