Оскар: «Оскар 2017» — наш выбор

26 февраля 2017

Если бы мы были академиками Американской Киноакадемии, мы бы голосовали именно так.

Мы уже сыграли роль гадалок — и предположили, кто возьмет золотых болванчиков в этом году. А теперь пришло время поведать о своих предпочтениях, о том, за кого мы болеем, держим кулачки, за кого переживаем, и как, наконец, мы бы голосовали, будь мы академиками Американской Киноакадемии.

Поскольку помимо редакции у нас еще есть прекрасные авторы, в этом году предсказания выглядят несколько иначе, чем обычно: голоса членов редакции вы видите в табличке, а вот остальные проголосовавшие представлены только в окончательном подсчете.

Точно так бы и голосовали, честно!

Поехали!


Лучший фильм

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
«Ла-Ла Ленд» Х Х
«Лев»
«Лунный свет»
«Любой ценой» Х
«Манчестер у моря» Х
«Ограды»
«По соображениям совести» Х
«Прибытие» Х
«Скрытые фигуры»

Татьяна Кислякова: это первый за много лет фильм, на который я дважды ходила в кино (пошла бы и в третий раз, будь у меня время)! «Ла-Ла Ленд» — не просто отличная оригинальная картина, это ещё и «мой» фильм. Фильм о кинематографе, фильм о поиске себя, фильм о стремлении воплотить мечту и о том, что путь к мечте всегда не прост — всё это волнует лично меня, поэтому «Ла-Ла Ленд» попал прямо в цель. Вернее даже в самое сердце…

Пётр Зайцев: С «Ла-Ла Лендом» какая история… Это очень хорошее кино. Отлично снятое и придуманное. Не к чему, казалось бы, придраться. И мне сложно сформулировать, почему оно мне категорически не зашло и почему я против того, чтобы ему досталось много «Оскаров» и, тем более, главный «Оскар». За музыку, за костюмы — пожалуйста. Но нельзя давать премию за лучший фильм картине, настолько спекулирующей эмоциями и восприятием зрителей. Да и мораль тут очень спорная. Для девушки — хэппи-энд, а для парня — трагедия жизни: и вместе с любимой он счастлив быть не может, и без неё жизнь не мила, несмотря на казалось бы свершившуюся мечту. Пусть «Ла-Ла Ленд» останется в нашей памяти просто классно сделанным фильмом, без всей этой истерии вокруг него и без кучи наград. А я лучше подожду следующих работ Дэмьена Шазелла и буду рад, если его наградят за что-нибудь другое. А в этот раз, пожалуйста, кто угодно, но не «Ла-Ла Ленд». Это будет слишком предсказуемо, скучно и, на мой взгляд, несправедливо.

Максим Поспелков: Можно полагать, что «Лев» — всего лишь очередной пример социальной и эмоционально спекуляции, в котором ответы на все вопросы лежат на поверхности, и чтобы их найти достаточно, подобно главному герою, задать их Google. Однако я твёрдо убеждён, что этот фильм намного глубже. Не так часто среди номинантов попадаются столь серьёзные, мощные картины, поднимающие острые и злободневные вопросы. Кроме непосредственно самой истории меня глубоко поразил монолог Николь Кидман об усыновлении, достаточно краткий, но такой же мощный, как и весь фильм. Поэтому если бы я принимал участие в голосовании киноакадемии, я бы голосовал за фильм «Лев».

Максим Девяткин: Премия американской киноакадемии вручается не только за искусство, немалую роль играет ещё и актуальность поставленной проблемы (взять хотя бы прошлогодний «В центре внимания»). Номинация «лучший фильм» это всегда акцент, посыл, привлечение внимания. Проблема простого сантехника, переживающего целый ком личных трагедий, (больших и очень больших) не просто «проблема маленького человека» из народа. Это проблема современного человека, вынужденного жить с тем грузом, тем вызовом (а это выдержишь?), который бросает ему сама жизнь. И потому этот шанс «обратить внимание» стоило бы использовать в этом ключе, обратив внимание на простого рабочего человека и его мир. Как бы ни хорош был «Ла-Ла Ленд» (а он потрясающий) — это bitter-sweet эскапизм. «Манчестер у моря» раскачивает зрителя, заставляет то печально улыбнуться, то пустить скупую слезу, а то и попросту рыдать. Безусловно, перефразируя классику, все счастливы одинаково и несчастны по-разному, допускаю, что не всем история сантехника Ли (в исполнении шикарного Кейси Аффлека) будет близка, но уверен — равнодушными не оставит точно.

Победитель редакционных «Оскаров»:

«Ла-Ла Ленд» (9 из 18 голосов)


Лучший режиссёр

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
Дени Вильнёв Х
Мэл Гибсон Х Х Х
Барри Дженкинс
Кеннет Лонерган Х
Дэмьен Шазелл Х

Владислав Пастернак: Тут всё просто: я был бы рад за Шазелла как за молодого режиссера, но «Одержимость» мне нравится гораздо больше «Ла-Ла Ленда», а в «Ла-Ла Ленде» мне не нравится ни главная мысль, ни общий замысел фильма. Разве это хорошо — набрать знаковых моментов из других мюзиклов? Нет бы придумать какие-нибудь свои собственные знаковые моменты. То ли дело Вильнёв. В его картине оригинальная атмосфера, интересный замысел, сложная сценарно-монтажная структура и прекрасная актерская игра, смысл которой становится понятен только в финале. Вильнёв все это сложил воедино, ему и Оскар. Другие фильмы — слишком классические, хотя и классные по-своему.

Юлия Данилина: Жанр разговорной семейной драмы, на первый взгляд, самый простой и классический. Напиши сценарий, правильно подбери актеров, и запуливай, как в театре. Здесь не так. Здесь монтаж, монтаж звука, на удивление продуманная операторская работа и художественное решение. Да и требования к актерам здесь несколько другие — пропускать через себя, проживать, и не играть ничего. Настолько далеко от театра, насколько это возможно, несмотря на то, что Лонерган именно театральный режиссер. На то, что эта форма однажды дождется полного переосмысления, было мало надежды, но вот, произошло. Теперь или снимать так, или не снимать вообще — так, как раньше, уже не прокатит. Хорошо, что это случилось, теперь на очереди любимый индижанр про взросление. Чем он хуже.

Марина Гамбарян: Дэмьен Шазелл — как минимум за преданность своему делу, за подход и погружение в материал. За то важное высказывание, которое Шазелл пытался донести до зрителей.

Победитель редакционных «Оскаров»:

Дэмьен Шазелл, «Ла-Ла Ленд» (9 из 18 голосов)


Лучший актёр

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
Кейси Аффлек Х
Дензел Вашингтон
Эндрю Гарфилд Х Х
Райан Гослинг Х
Вигго Мортенсен Х

Юлия Данилина: Я до упора говорила себе, что не может такого быть, чтобы это был год одной роли, но это так. Это год одной роли. Хоть она изначально и писалась под Деймона. С другой стороны, получи ее Деймон, он вряд ли бы смог столько из нее выжать, а если бы ее не получил Аффлек, он бы не получил за нее все, что он получил на данный момент, так что все к лучшему. Это в любом случае его год, странно, что этого пришлось ждать так долго.

Татьяна Беличева: Можно с уверенностью сказать, что Себастиан в исполнении великолепного Райана Гослинга покорил даже тех, кто не любит мюзиклы. Этот обаятельный музыкант с томным, цепляющим голосом виртуозно играет на пианино (актёр тренировался шесть дней в неделю, чтобы руки выглядели естественно). Элегантный, утончённый, словно сошедший с афиш голливудских мюзиклов 30-х годов. В каждом его движении прослеживается отсылка к великому Фреду Астеру. Как мне кажется, он, как никто другой, заслуживает «Оскар» (да-да, у этого парня до сих пор нет заветной статуэтки) за то, что заставил нас поверить в сказку и испытать эмоции, которые надолго останутся в наших сердцах.

Владислав Пастернак: У Гослинга лучшая, с моей точки зрения, роль — «Драйв». Аффлек уже имеет кучу наград. А у Вигго Мортенсена премии до сих пор нет, и «Капитан Фантастик» — блестящая независимая работа, стартанувшая еще на Каннском фестивале, — заслуживает хотя бы одной маленькой золотой статуэточки. Если уж Мортенсена не наградили раньше, самое время сделать это сейчас.

Алиса Пономарева: не могу определиться!

Победитель редакционных «Оскаров»:

Кейси Аффлек, «Манчестер у моря» (9 из 18)


Лучшая актриса

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
Рут Негга Х Х
Натали Портман Х Х Х
Мерил Стрип
Эмма Стоун Х
Изабель Юппер

Анна Неустроева: Не думаю, что раскрою вселенский заговор, сказав, что Оскар часто присуждают в силу прошлых заслуг. Изабель Юппер более чем достойная кандидатура, обладательница всевозможных премий, которую в этом году заметил и Голливуд. Её потрясающая игра в фильме «Она» стоит не только номинации, но и победы на Оскаре более остальных номинанток. Персонаж Юппер держит на себе весь фильм, и именно актриса делает героиню настолько живой и интригующей.

Татьяна Кислякова: просто для ясности — я считаю Мэрил Стрип богиней актёрского мастерства и отдала бы ей все «Оскары» на свете! Но в этом году образ Эммы Стоун сразил меня наповал: своей непринуждённостью, но при этом глубиной; своими яркостью и жизнерадостностью, за которыми скрыта усталость от разочарований; своей преданностью мечте, хоть порой сил идти к ней уже совсем не остаётся. И Миа, и сама Эмма стали для меня вдохновением, а именно вдохновляющие образы заслуживают «Оскар».

Жанкелди Омиралиев: понятно, что выиграет Эмма Стоун, тут к гадалке не ходи: у неё БАФТА, Глобус и Гильдия. Но я свой голос отдаю за Портман. В «Джеки» она сыграла гениально, и представить другую актрису на её месте попросту невозможно. Это, возможно, её лучшая роль со времён «Леона», и без неё фильм получился бы совсем другим.

Победитель редакционных «Оскаров»:

Эмма Стоун, «Ла-Ла Ленд» (6 из 18)


Лучший актёр второго плана

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
Махершала Али
Джефф Бриджес Х
Дев Пател Х
Лукас Хеджес
Майкл Шеннон Х Х Х Х

Ксения Рудич: Майкл Шеннон — Актёр с большой буквы, а до сих пор не получил свой «Оскар». С одной стороны это кажется таким незначительным, а с другой, прямо хочется, чтобы талант Майкла наконец-то оценили по достоинству. И вручили награду именно за игру в фильме «Под покровом ночи», а не по совокупности заслуг (как кое-кому в прошлом году). Детектив Бобби Андес в его исполнении в чём-то схож с другим героем — рейнджером Маркусом Гамильтоном из «Любой ценой» (за роль которого Джефф Бриджес также получил номинацию). Они оба скоро уйдут в отставку (Маркус по возрасту, Бобби из-за болезни), они оба готовы на всё, чтобы не только поймать, но и наказать преступника. Но вот в чём соль — Бриджеса мы не первый раз видим в такой роли, а вот от игры Майкла по телу бежали мурашки. Так что мой личный «Оскар» уходит ему.

Жанкелди Омиралиев: В этом году весь мужской второй план не слишком яркий, но хороший. Пател, Хеджес, Шеннон и Али органично смотрятся в своих картинах и не выходят на первый план и только Бриджес, время от времени, перетягивал одеяло на себя и затмевал собой своих коллег по фильму Криса Пайна и Бена Фостера. Так что мой голос за него.

Ольга Володина: учитывая явное желание академиков как-то отмыться от прошлогоднего #OscarsSoWhite, они рискуют вместо искомого diversity получить #OscarsSoBlack. Слава богу, в списке есть Дев Пател, который позволил бы одним махом уважить британцев, найти искомое diversity среди получантов и, конечно, просто отметить лучшую из ролей второго плана. К тому же герой Дева — единственный из пятерки! — вызывает подспудное раздражение своими действиями, и при этом все равно нельзя ему не сочувствовать. Отличная работа.

Юлия Данилина: Здесь приходится выбирать между Бриджесом, играющим Бриджеса, Али, которого мало и несколько перехайплено, кашляющим Шенноном, hair-porn performance от Патела и девятнадцатилетним мальчиком, который смог максимально правдоподобно сыграть то, что при всем желании не поймешь, и не передашь, если сам через это не проходил. А ведь он не проходил. Искренне хотелось бы сделать более оригинальный выбор, но выбора несколько нет. Хеджес.

Победитель редакционных «Оскаров»:

Майкл Шеннон, «Под покровом ночи» (9 из 18)


Лучшая актриса второго плана

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
Виола Дэвис Х Х Х
Николь Кидман
Октавия Спенсер
Мишель Уильямс Х
Наоми Харрис Х

Татьяна Кислякова: тут был выбор от обратного. Наоми вроде хороша, но какой-то слишком типичный образ; Октавия прекрасна, но за такую сильную и стойкую героиню у неё уже есть «Оскар»; у Мишель персонаж с непростой судьбой, но мне не хватило её экранного времени, чтобы до конца проникнуться; Виола сыграла блестяще, но её роль всё-таки главная, как бы ни мухлевали с номинациями. А вот Николь Кидман, на мой взгляд, совмещает в себе немного от каждого вышеперечисленного образа, воплощая на экране пример нежной материнской любви, любви вопреки всему.

Жанкелди Омиралиев: У Уильямс не больше шести минут экранного времени, но за это время она переигрывает весь женский второй план этого года одним махом.

Марина Гамбарян: Хоть я думаю, что победу одержит Виола Дэвис (и заслуженно!), я бы хотела, чтобы награда досталась Октавии Спенсер. Такие органичность и естественность, почти монументальность, должны быть оценены.

Ксения Рудич: мне никто не понравился.

Победитель редакционного голосования:

Мишель Уильямс, «Манчестер у моря» (7 из 18)


Лучший оператор

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
Джеймс Лэкстон («Лунный свет»)
Родриго Прието («Молчание») Х Х Х
Линус Сандгрен («Ла-Ла Ленд») Х Х
Грег Фрейзер («Лев»)
Брэдфорд Янг («Прибытие») Х

Жанкелди Омиралиев: «Мунлайт» у нас встретили по-разному, кому-то понравилось, кому-то нет, но вот работу оператора отмечают все до единого. «Лунный свет» получился мягким, интимным и очень красивым во многом благодаря камере Лэкстона.

Максим Поспелков: Награда в этой номинации отмечает не только мастерство формы, но и профессионализм владения техническими навыками. Поэтому я бы отдал статуэтку в номинации «Лучший оператор» Грегу Фрейзеру. Поскольку нужен недюжий профессионализм, чтобы так показать переплетение бедности, материнской и братской привязанности, трагического случая, потерю дороги домой, голод, опасности большого города, ужасы детского приюта, усыновление и жизнь в чужой семье, чтобы зритель ощутил себя не просто сторонним наблюдателем, а полностью в них погружённым.

Ольга Володина: у долголелеемого проекта Скорсезе в итоге — только одна номинация на «Оскар» (и это несправедливо), но зато за самую сильную сторону фильма — визуальную. Родриго Прието убивает из кадра все лишнее и всё равно создает такую красоту, которая сама по себе — куда большее доказательство веры, чем весь сюжет «Молчания».

Владислав Пастернак: Если что-то в «Ла-Ла Ленде» и заслуживает Оскара, так это операторская работа. Художнику, понятно, было на что опереться, он переосмыслял визуальные решения из других фильмов, а вот задачей оператора было заставить эти визуальные решения заиграть по-новому. Достаточно взглянуть на первую сцену, на танец на автостраде, как уже хочется награждать оператора. Очень симпатичное «Прибытие», как недавно выяснилось, почти всё снято на хромакее, поэтому отмечать его — провоцировать новый скандал а-ля «Жизнь Пи».

Алексей Куртышев: В отличие от «Интерстеллара», собрата по жанру, огромного в своих масштабах, «Прибытие» — очень замкнутый фильм. Камера на протяжении большей части фильма хватается за лица персонажей, передавая малейшие изменения их восприятия, отчего возникает эффект зеркала — эмоции зрителя и актера синхронизируются, что несомненно сближает с героями картины. В кадре обычно мелкие детали, камера концентрируется на детских рисунках, скользит по предметам мебели, показывая мельчайшие царапины, укутывается в одеяла, затягивая и зрителей, отчего история становится еще более личной и погружение в фильм срабатывает на все сто процентов.

В номинантах только лучшие операторы, но отличие в том, что они показывают мир фильма, а Брэдфорд Янг в этот мир вовлекает.

Победитель редакционного голосования:

два победителя!

Родриго Прието, «Молчание» (5 из 18)

Брэдфорд Янг, «Прибытие» (5 из 18)


Лучший фильм на иностранном языке

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
«Вторая жизнь Уве» (Швеция) Х
«Коммивояжер» (Иран) Х Х
«Моя земля» (Дания)
«Танна» (Австралия)
«Тони Эрдманн» (Германия) Х Х Х

Юлия Данилина: Сразу хочется отметить, что мне глубоко плевать, какие там цветы, то есть, на все эти бойкоты и прочие принципиальные неприезды на церемонии. К тому же, я держусь мнения, что политические и личностные мотивы не должны влиять на раздачи кинопремий. Я понимаю тех, кто считает, что «Коммивояжер» во многом повторяет «Развод» и во многом же его слабее, но это скорее из-за отсутствия сильного внешнего конфликта. Конфликт там скорее внутренний, психологический, с котором сталкивалось большинство актеров и актрис — перенос игры на сцене в игру в жизни. В ситуации, в которую попали Эмад и Рана, можно было бы обойтись и без этого, и разобраться очень быстро, не накручивая драмы, но без этой драмы они себя не представляют. Этот подтекст сделал «Коммивояжера» лучшей работой Фархади для меня, оставившей куда более сильное впечатление, чем слишком артовый «Тони Эрдманн» и слишком простенькая «Моя земля», так что здесь я выбираю его. И никакой политики.

Марина Гамбарян: Кроме «Коммивояжера» видела еще только «Вторую жизнь Уве» (которая, кстати, прекрасна). Но «Коммивояжер» был как-то тоньше, драматичней.

Победитель редакционного голосования:

«Тони Эрдманн» (8 из 18)


Лучший анимационный фильм

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
«Зверополис» Х Х Х Х
«Кубо: Легенда о самурае» Х
«Красная черепаха»
«Моана»
«Жизнь кабачка» Х

Ольна Белик: Я вообще хотела проголосовать еще и за «Кубо: Легенда о самурае». Потому что это совершенно чудесный оригинальный мультфильм с не менее оригинальными визуальными и музыкальными решениями. В общем, я бы как киноакадемик сильно металась — но в итоге отдала бы свой голос зверюшкам. Потому что великолепная прорисовка. Замечательная фантазия и крутые детали. И сама история многослойная и отвечает едва ли не всем злобам дня. Тут тебе и дружба, и предназначение, и следуй за мечтой, и плюй на стереотипы, и смотри на второй и третий план — а не только на то, что лежит на поверхности. Поэтому мой «Оскар» — зайчихе и лису!

Ольга Володина: А я бы не металась, а сразу выбрала «Кубо» — потому что это самое красивое из всего мной виденного в этом году; потому как очень пронзительно, щемяще и грустно. В конце концов, у диснеевских анимационных лент статуэток столько, что на полку не вмещаются уже; а у студии Laika это четвертый полнометражный фильм и четвертая же номинация — пора, пора.

Максим Девяткин: Увы, исход соперничества со «Зверополисом» и «Моаной» для рисованной картины студии «Гибли» предрешен. Жаль. Проекты Диснея и так привлекут своего зрителя и единогласно будут признаны во всём мире. А вот привлечь внимание к философскому осмыслению человеческой жизни в формате Робизонады стоило бы. Но уже одна номинация на Оскар — неплохая реклама и внимание. Помимо красивейшей рисовки, это простая история об отношениях человека и природы, понятная от мала до велика, где герои не произносят ни слова за полтора часа.

Победитель редакционных «Оскаров»:

«Зверополис» (7 из 18)


Лучшая песня

Ольга Белик Петр Зайцев Ольга Володина Владислав Пастернак Ксения Рудич Алиса Пономарёва
«Audition (The Fools Who Dream») — «Ла-Ла Ленд» Х
«Can't Stop the Feeling» — «Тролли»
«City of Stars» — «Ла-Ла Ленд» Х Х Х
«How Far I’ll Go» — «Моана»
«The Empty Chair» — «Джим: История Джеймса Фоули» Х Х

Ольга Белик: От нее попросту невозможно отделаться. Поёшь и поёшь — для меня это признак успеха, когда музыка и песня залезают в мозг и даже глубже. City of Stars — одновременно и грустная, и полная надежд композиция, за легкостью которой скрывается пронзительная вселенская тоска по мечте и лучшей доле. И Райан Гослинг спел ее прекрасно, как надо — в духе «печаль моя светла». Статуэтку!

Ксения Рудич: Почему из двух песен из «Ла-Ла Ленда» я выбираю именно «Audition»? Мне кажется, что в ней кроется вся суть фильма — ведь в ней поётся о тех мечтателях, которые и двигают нашу жизнь. Она рассказывает о тех, кто не боится ошибаться и начинать заново. Это песня, едва услышав которую в фильме, я тут же разревелась. И до сих пор (после множества раз на повторе) она производит на меня это же впечатление. Жду исполнения на Оскаре.

Татьяна Кислякова: я выбирала между двумя потрясающими песнями из «Ла-Ла Ленда» и «How Far I'll Go» — над каждой из них я прослезилась при просмотре в кинотеатре. И ещё все они близки по тематике, так как посвящены поиску своего места в мире и стремлению исполнить мечту. Но в итоге остановилась на «How Far I’ll Go» — вероятно, сыграла свою роль привитая с детства любовь к песням из мультиков.

Николай Балашов: Лично я всегда хочу, чтобы в номинации «Лучшая песня» побеждала та композиция, за которую «голосует» народ. Что толку от призов тем песням, которые не являются самостоятельным произведением, а лишь звучат где-то на заднем фоне картины и моментально забываются? В истории Оскара было много песен, которые рядовой зритель не вспомнит, даже если ему напомнить их название и подсказать фильм, в котором они звучали. А яркий хит запоминается всегда и поэтому, даже спустя годы, мы все прекрасно помним «My Heart Will Go On» Селин Дион или «I Just Called to Say I Love You» Стиви Уандера. Песня Джастина Тимберлейка, хоть и была формально записана для мультфильма «Тролли», тем не менее, является вполне самодостаточной в отрыве от кино. Она популярна по всему миру, ее знают все. Изначально плохие песни такого успеха не достигают. Именно поэтому я бы отдал приз Джастину и компании за самый позитивный и успешный хит лета! А «Ла-Ла Лэнду» и без него хватит поводов для триумфа.

Владислав Пастернак: Выбираю достойнейшего методом исключения. Алан Менкен? Вот если бы номинировали «Полный расколбас», я бы болел за него, а не за «Моану». «Тролли»? Попса. «Ла-Ла Ленд»? Сразу две песни? Я болею против этой картины, и чем второстепеннее будут ее награды, тем злораднее я буду потирать руки. Остается давно заслуживающий «Оскара» Стинг с песней «The Empty Chair» — достаточно сложной, достаточно стильной, ну и вообще будет хорошо, если «История Джеймса Фоули» получит приз в своей единственной оскаровской номинации.

Победитель редакционных «Оскаров»:

«City of Stars» — «Ла-Ла Ленд» (9 из 18)


Завтра мы узнаем, как проголосовали настоящие академики.

Всю ночь с 26 на 27 февраля мы будем вести традиционную прямую текстовую трансляцию с красной дорожки и с церемонии награждения «Оскара».

Проведите эту ночь в компании «Синемафии» — скучно точно не будет!