Кристен Стюарт: «Люди всегда стремятся туда, где всё блестит»

4 марта 2017; источник: TheUpcoming

2 марта на российские экраны вышла картина «Персональный покупатель» с Кристен Стюарт в главной роли. Синемафия предлагает вашему вниманию перевод интервью с актрисой.

Осенью на Нью-Йоркском кинофестивале мне уже удалось посмотреть фильм Оливье Ассайаса «Персональный покупатель» и даже побывать на пресс-конференции с участием режиссёра и исполнительницы главной роли Кристен Стюарт. Мои впечатления от картины и обзор пресс-конференции можно прочесть в уже вышедшем материале. В связи же с выходом картины в российский прокат Синемафия предлагает вам ознакомиться с интервью Кристен Стюарт для портала The Upcoming.


— Вы думали, что снова поработаете с Ассайасом так скоро, спустя всего два года после выхода фильма «Зильс-Мария»?

— Нет. Но я знала, что Оливье любит работать с одними и теми же актёрами и операторами. Так что в глубине души я надеялась опять сняться у него. Мы явно сработались на съёмках «Зильс-Марии», и я понимала, что рано или поздно мы снова займёмся вместе неким творческим проектом. Но понятия не имела, что это случится так скоро! Продюсер Оливье, Шарль Жилибер — мой хороший друг. Именно он рассказал мне, что Оливье работает над новым сценарием. Вроде бы, это было в Каннах, когда мы представляли «Зильс-Марию». Честно говоря, я впервые встретила такой сплочённый коллектив, настоящую команду. Мне не хотелось от них уходить. Мы словно были созданы друг для друга! Я чувствовала себя настоящим везунчиком. И когда Оливье предложил мне сняться в «Персональном покупателе», признаюсь, я была взволнована, но не удивлена. Мы действительно хотели продолжить совместную работу в том же составе.

— Складывается ощущение, что в вашем лице Ассайас нашёл не только актрису, но и человека, идеально способного воплотить тот образ современной девушки, который он мечтал показать в своих фильмах. Можете ли вы сказать то же самое о нём? Что он режиссер, которого вы всегда искали?

— Да, несомненно. Мы оба успели поработать со многими людьми. Но нам двоим удаётся понимать друг друга без слов, что идеально для нашей профессии. Мы не так уж много говорим, но действительно слышим друг друга и разделяем общие интересы, мы одинаково любопытны. Работать с Оливье очень весело.

— Как Ассайас предложил вам роль в «Персональном покупателе»?

— Он сказал мне, что пишет очень простой сценарий, и что пишет его для меня, в надежде, что мне захочется принять участие в проекте. Когда я получила текст, мне было очень страшно, я боялась даже представить себе, что придётся звонить Шарлю или Оливье и говорить им, что такая роль не для меня! К счастью, всё оказалось совсем иначе. После прочтения сценария я была впечатлена. Он настолько отличался от «Зильс-Марии». Особенно для меня! Мне казалось, я знаю Оливье, но в тот момент я не могла понять, как он придумал подобную историю. Она открыла мне глаза на скрытые аспекты его личности. Это очень созерцательный фильм. В «Персональном покупателе» Оливье смог описать невидимые миры, при этом не называя их. Я думаю, это более личный фильм, чем «Зильс-Мария». Он не аналитический, а чувственный и глубоко человечный. Оливье — рассудительный и интеллектуальный режиссёр, но он смог выразить очень личные эмоции в этом фильме. И это действительно здорово. Я не чувствовала подобного в нём на съёмках «Зильс-Марии».

— «Персональный покупатель» обращается к нетипичным для французского кино темам, например, призракам или спиритизму, но при этом ему удаётся довольно сильно отличаться от американских триллеров, связанных со сверхъестественным.

— Да. В «Зильс-Марии» героиня Жюльет Бинош (Мария) и мой персонаж (Валентина) ведут беседу о фильмах. Они расходятся во мнениях о фильме, который только что посмотрели — про мутантов в космосе. Валентина считает, что фэнтези и научная фантастика несут в себе не меньше правды, чем многие так называемые «более серьёзные» фильмы. Использование символов и метафор в подобном кино не делает его более поверхностным. Такие картины, в конечном итоге, говорят о тех же проблемах и исследуют те же вопросы, которые изучают фильмы, позиционирующие себя как психологические. Забавно осознавать, что Оливье создал новый фильм буквально на основе строчки из диалога в «Зильс-Марии». Кроме того, «Персональный покупатель» — это жанровое кино, и потому стоит особняком среди большинства авторских французских фильмов. Фильм жанровый, но он не пытается напугать призраками, а вместо этого предлагает поразмышлять о реальности. Также, на мой взгляд, в картине ставится самый страшный вопрос в жизни: «Я совсем в одиночестве или же могу войти в контакт с кем-то ещё?«

— Что было самым трудным в работе над «Персональным покупателем»?

— Я играю одинокую, нелюдимую и крайне грустную девушку. Всё время воспроизводить подобный образ было очень изматывающе. Даже когда мы снимали сцены с другими актёрами, я никогда не могла действительно быть среди них. Будто бы все они были призраками. В тот момент я не считала себя человеком в полном смысле этого слова. Между мной и другими не могло быть никакого взаимодействия, потому что я на самом деле не чувствовала, что существую. Из-за этого я погружалась в крайне неприятное болезненное состояние. К счастью, меня окружали люди, которых я люблю, поэтому мне никогда не приходилось чувствовать себя одинокой. Мне очень повезло. Если бы атмосфера на съемочной площадке не была такой позитивной и дружелюбной, я точно осталась бы без сил и ощутила бы, как вокруг всё рушится. В фильме я вечно мчусь из одного места в другое. Я нахожусь в постоянном движении. Во время съёмок я очень похудела. Это был изматывающий процесс.

— Морин ненавидит и свою работу в качестве персонального покупателя, и свою богатую и знаменитую клиентку. Но она не может устоять перед соблазном примерить её модную одежду, нарушая тем самым различные запреты — и от этого получает удовольствие.

— Морин привлекает то же самое, что она ненавидит. Она переживает личностный кризис. Мне очень нравится, что её не сделали феминисткой, критикующей поверхностность потребительского общества. Она борется сама с собой: Морин очень привлекает тот мир, где начинает складываться её карьера, но она одновременно стыдится этого влечения. Порой и я чувствую нечто похожее, как и мы все в той или иной степени. События фильма связаны с миром современной моды, но это могло произойти и в 1930-е годы в Голливуде. Я точно не знаю, лучше или хуже тогда обстояли дела. Но люди всегда стремятся туда, где всё блестит. Словно крохотные мотыльки.

— «Персональный покупатель» поднимает тему скорби. Но это также и история освобождения, девушка пытается обрести свободу, выбрав для этого очень странный путь.

— Да. Лучшим периодам моей жизни всегда предшествовали несчастья. Моменты покоя и блаженства часто наступают после тревожных событий. Вы чувствуете себя более живым, если столкнулись со смертью. В конце фильма, даже когда она не нашла того, что искала, Морин всё же смогла начать всё сначала.

— Как вы готовились к роли Морин? Насколько для вас важен внешний вид ваших персонажей?

— Очень важен. Я хотела, чтобы люди прочувствовали, что Морин — близнец, ищущий тот самый симбиоз, который она потеряла после смерти брата. Поэтому я придумала для неё очень простой, в какой-то степени андрогинный внешний вид. Её внешность также отражает отношения любви/ненависти между Морин и миром моды. Поэтому выбор одежды был очень важен. А насчёт подготовки к фильму — я всегда читаю сценарий один раз, но затем отказываюсь в него смотреть. Таким образом, я узнаю о новой сцене непосредственно на съёмочной площадке. Мне не нужно заучивать что-то определённое к фильму. Оливье хотел начать снимать чуть раньше, чтобы потом я могла приступить к съёмкам в фильме Вуди Аллена, где у меня роль молодой, очаровательной, женственной и счастливой девушки. Но я понимала, что буду не в состоянии сниматься в двух этих фильмах именно в таком порядке. Я осознавала, что после всего, через что мне придётся пройти для роли в «Персональном покупателе», я буду опустошенной и совсем не симпатичной! Мне не пришлось готовиться, но я знала, где искать то, что мне было нужно. Я знала, где найти необходимый спусковой крючок, и всё, что мне оставалось сделать — нажать на него. И я была готова это сделать для фильма.

— Вы со съёмочной группой «Персонального покупателя» работали на улицах Парижа за 48 часов до терактов 13 ноября. Трудно не думать об этом во время просмотра, фильм кажется полным напряжения и тревожной специфики наших дней.

— Когда я смотрю фильм, то говорю себе, что все мы живём в нашем собственном мире, полностью поглощённые вещами, которые заботят нас, и только нас. Внимание Морин настолько сосредоточено на её навязчивых идеях, что она почти не замечает людей вокруг и окружающие предметы. Она на самом деле не в Париже, и не где-нибудь ещё, если уж на то пошло. Мне больно смотреть фильм, в котором персонаж бегает туда сюда по Парижу — городу, который вот-вот так ужасно пострадает, — и при этом не испытывает и капли наслаждения. Это очень горько и мучительно. Мне неприятно так говорить, но нам действительно повезло. На следующий день после тринадцатого ноября должен был начаться новый съемочный день, но работать было невозможно. Всё казалось таким фальшивым. Словно мы снимали в студии…

— До того как вы снялись в двух фильмах у Ассайаса, что вы знали о французском кино?

— Я видела несколько культовых картин, вроде «На последнем дыхании» (1960) и «Жюль и Джим» (1962). Шарль, Оливье и вся съёмочная группа открыли для меня новый мир просмотра кинофильмов и иное проявление любви к кинематографу. Я нашла множество французских фильмов на DVD. Это поистине уникальный опыт для американской актрисы — вдруг оказаться частью подобной вселенной. И это так круто! В Голливуде все разделяют одинаковые ценности. Здесь, во Франции, всё такое непохожее и взбудораженное. В Соединённых Штатах фильмы создают для развлечения и заработка денег. Авторские или некоммерческие фильмы занимают лишь очень небольшую часть отрасли. В конечном итоге, в США мне больше всего нравятся именно те режиссёры, которые разделяют близкий европейским и французским постановщикам подход к созданию фильмов. Во Франции этот подход вовсе не такой же самый, что и в Голливуде. Французы всегда готовы рискнуть, в то время как крупнобюджетные американские фильмы используют уже готовые и проверенные сюжеты.