Кинорулетка: Ирландия

17 марта 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

17 марта — день святого Патрика, святого покровителя Ирландии (то, что РПЦ будет отмечать день святого Патрика 30 марта — примем за прекрасный повод отметить один и тот же праздник по новому и старому стилю). Зеленый цвет, трилистник, виски и «Гиннесс», барды и террористы, в общем, много у нас ассоциаций с темой этой недели — словом ИРЛАНДИЯ. Вспомним же про Ирландию в кино!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Законы привлекательности» (Laws of Attraction, 2004)

Режиссёр: Питер Хауит

В ролях: Пирс Броснан, Джулианна Мур, Майкл Шин, Паркер Поузи, Фрэнсис Фишер

О чём: лучшие адвокаты по бракоразводным делам Дэниел Рафферти и Одри Вудс соперничают в зале суда, но за его пределами героев неудержимо влечёт друг к другу. Как понять — это любовь, или же просто игра? И смогут ли построить отношения люди, на глазах которых так часто распадаются браки?

Ирландия: главные герои вынуждены совершить поездку в Ирландию, чтобы опросить свидетелей по очередному бракоразводному процессу, в котором они представляют интересы весьма экстравагантной пары. Нам продемонстрируют ирландское гостеприимство, некоторые местные обычаи и, конечно, природные красоты.

Почему: лёгкая комедийная мелодрама, под которую приятно скоротать одинокий вечер. Ещё довольно юная Джулианна Мур мило смотрится в роли успешного адвоката-перфекционистки, которая на самом деле очень одинока, но перспектива вступить в отношения её пугает. Пирс Броснан после роли Бонда остался в амплуа харизматичного обольстителя, разве что в жанре мелодрамы нет необходимости мир спасать. А вот девушку спасти придется, причём в первую очередь от самой себя. В Одри Вудс многие современные женщины смогут узнать себя: с одной стороны, в ней присутствует стремление к самостоятельности, ну, а с другой — она всё же мечтает проявить слабость и незащищенность в крепких объятиях надёжного мужчины.

Простая идея, незамысловатый сюжет, уместный юмор, и всё это на фоне сумасшедшего и прекрасного Нью-Йорка и не менее прекрасных пейзажей Ирландии.

«Фрэнк» (Frank, 2013)

Режиссёр: Леонард Абрахамсон

В ролях: Донал Глисон, Майкл Фассбендер, Мэгги Джилленхол

О чём: фильм о поп-группе, лидер которой прячет своё лицо под огромной головой из папье-маше. Клавишник Джон становится новым участником группы, и ему только предстоит познать все странности данного коллектива и её фронтмена…

Ирландия: ирландский режиссёр, две главные мужские роли у актёров-ирландцев, съёмки проходили в городе Уиклоу в Ирландии — тут вроде всё очевидно.

Почему: фильм точно не для массового зрителя. «Фрэнк» — очень специфичный и самобытный проект, который по достоинству смогут оценить немногие, но представители творческих профессий точно проникнутся этой историей. Это кино о желании самореализоваться, вот только два главных героя по-разному видят итоговый результат. Для Фрэнка сочинять песни — уже победа! Он находит вдохновение в любых мелочах, и у него рождаются по-своему прекрасные тексты и мелодии. А вот Джон мечтает о популярности, он хочет показать публике творения Фрэнка, не задумываясь о том, к чему это может привести.

Это глубокая картина об уникальных личностях, которым не так-то просто найти место в современном обществе. Майкл Фассбендер даже со скрытым под огромной картонной головой лицом показывает высочайший уровень актёрской игры! И он, также как сам Фрэнк, играет не ради наград и признания публики. Всё в этом фильме — признание в любви искусству и творчеству.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Капитан Филлипс» (Captain Phillips, 2013)

Режиссёр: Пол Гринграсс

В ролях: Том Хэнкс, Бархад Абди, Фэйзал Ахмед, Кэтрин Кинер, Кори Джонсон.

О чём: в апреле 2009-го года контейнеровоз под командованием капитана Ричарда Филлипса следует из Омана в Момбасу. Казалось бы, обычный рейс, но внезапно корабль захватывают сомалийские пираты…

Ирландия: главный герой — ирландец по происхождению. И именно так его постоянно называет главарь пиратов. «Все будет хорошо, ирландец!» — самая запоминающаяся фраза из фильма.

Почему: с одной стороны можно было бы назвать этот фильм «Пираты XXI века». С другой — он и близко не напоминает классический приключенческий фильм из СССР. Ореол романтичности остался в прошлом, сейчас в почете прагматичность и безопасность. Никаких геройств, только успокаивающие разговоры и попытки сгладить ситуацию, дотянув до того момента, пока не придет помощь. Да и пираты нынче пошли другие. «Не мы такие, жизнь такая», как говорилось в одном известном фильме. Скучно звучит? Пожалуй.

А вот смотрится, на удивление, интересно и напряженно. За это следует поблагодарить режиссера эпопеи про Джейсона Борна Пола Гринграсса и исполнившего главную роль Тома Хэнкса, который едва получил за «Филлипса» очередную номинацию на «Оскар» (не получил, зато Академия оценила игру Бархада Абди и номинировала его в категории «лучшая роль второго плана»). Что же касается достоверности картины — тут все не так однозначно. Поговаривают, что сам Филлипс практически ничего не сделал для освобождения корабля и команды, хотя и написал затем об этом книгу, сильно приукрасив в ней свою роль. Но, как говорится, проехали. Ибо фильм это ничуть не портит!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Дочь Райана» (Ryan’s Daughter, 1970)

Режиссёр: Дэвид Лин

В ролях: Сара Майлз, Роберт Митчум, Кристофер Джонс, Лео Маккерн

О чём: девушка, скучающая в маленькой деревушке, выходит замуж за школьного учителя. Семейная жизнь оказывается несколько не такой, как описывали в ее любимых романах, но на горизонте появляется молодой солдат, и, вместе с ним, еще одна возможность добавить в свое однообразное существование немного романтики. Вот только деревушка ирландская, а солдат английский.

Ирландия: Действие фильма развивается в Ирландии, в Ирландии же проходили съемки. Существует легенда, что для постройки декораций использовалась бесплатная рабочая сила из числа жителей деревни, но подтверждений этому нет. Сценарий изначально задумывался как переложение «Мадам Бовари», что особенно заметно в трех центральных образах, но постепенно история свернула ближе к конфликту англичан и ирландцев.

Почему: это классическая масштабная трехчасовая мелодрама в историческом сеттинге, которые так любил снимать Дэвид Лин. Как всегда у него, здесь все очень красиво и немного тяжеловесно, с искренним интересом к тематике. Красиво до такой степени, что не хочется обращать никакого внимания на то, что сюжетные повороты иногда слишком уж наивны, а Сара Майлз старовата для своей роли. Роберт Митчум, несмотря на конфликт с режиссером во время съемок, впоследствии неоднократно называл роль Чарльза Шонесси в числе своих самых любимых и лучших, и с ним сложно не согласиться.

«Жестокая игра» (The Crying Game, 1992)

Режиссёр: Нил Джордан

В ролях: Стивен Ри, Джей Дэвидсон, Миранда Ричардсон, Форест Уитакер

О чём: боевая ячейка ИРА захватывает в заложники английского солдата. Один из террористов проникается к заложнику симпатией, и между ними завязываются дружеские отношения. Солдата по стечению обстоятельств убивают свои же, а террорист, окончательно разочаровавшийся в своих идеалах, едет в Лондон исполнять его последнюю волю — отыскать подругу, работающую в парикмахерской, и выпить с ней пару коктейлей. Как принято в криминальных мелодрамах, он влюбляется, но у девушки есть очень нестандартный секрет.

Ирландия: если «Дочь Райана» — своеобразное освещение начала ирландского освободительного движения, то «Жестокая игра» — взгляд самих ирландцев на то, к чему оно привело. Ни к чему хорошему, на самом-то деле.

Почему: хороших фильмов об ИРА много — это и «Долгая страстная пятница», и «Во имя отца», и «Дневник террориста» — но здесь очень редкий случай, когда режиссер вместо того, чтобы открыто высказывать свою симпатию этим людям, спокойно и без надрыва говорит: «Хватит». Не нужно делить людей на англичан и ирландцев, католиков и протестантов, геев и натуралов, в конце концов, важна не национальность или ориентация, а личные качества. И политика, как и любовь иногда — очень жестокая игра, в которую лучше не влезать. Эта мысль, высказанная доступно и своевременно, принесла Джордану «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

Кроме того, фильм хорош и просто как криминальная мелодрама с замечательными актерами, также номинированными на «Оскар» в тот год.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Песнь моря» (Song of the Sea, 2014)

Режиссёр: Томм Мур

Роли озвучивали: Дэвид Роул, Брендан Глисон, Лиза Ханниган, Финола Флэнаган

О чём: мальчик по имени Бен недолюбливает свою немую сестру Сиршу, так как винит её в исчезновении своей матери. Бен и не догадывается, что его мать и сестра — часть древнего народа Селки, обитающего в море в тюленьем обличии.

Непростые семейные отношения встают на второй план, когда Сиршу похищает злая колдунья. Бен вынужден спасать сестру и заодно всех волшебных существ Ирландии, в чём ему поможет верный пёс Ку.

Ирландия: сюжет мультфильма основан на фольклоре Ирландии, а саундтрек наполнен кельтскими мотивами. Сравнительно небольшой проект скромной ирландской студии произвёл фурор в мире анимации. Отказавшись от привычного глазу современного зрителя 3D, Мур создал картину великолепной красоты, где акварельные пейзажи идеально сочетаются с компьютерной графикой.

Почему: неспешный и приятнейший глазу мультфильм немногие смогли увидеть на большом экране в России, а между тем это потрясающей красоты и мудрости лента способна заставить увлечённо смотреть в экран всю семью. Если вы смотрите фильмы в оригинальной озвучке, то в «Песне моря» вы услышите Брендана Глисона, который является чуть ли не символом кино Ирландии.

«Голгофа» (Calvary, 2013)

Режиссёр: Джон Майкл МакДона

В ролях: Брендан Глисон, Крис О’Дауд, Келли Рейлли, Эйдан Гиллен, Дилан Моран

О чём: отцу Джеймсу не повезло — на одной из исповедей он услышал покаяние прихожанина, в котором тот сообщил ему, что намеревается его убить. Отцу Джеймсу дана лишь неделя, чтобы привести в порядок свой приход и подвести итоги жизни.

Ирландия: Брендан Глисон. Я бы с удовольствием так и оставил. Серьёзно, первая ассоциация (и, думаю, я в этом не одинок) с ирландским кино. Помимо Глисона-старшего, в фильме также мелькнёт и Глисон-младший (а именно — Донал), который к нынешнему дню стал достойным сменщиком и продолжателем славных дел отца.

Почему: католическая церковь (как и любая другая) — тема отдельная. Попыткой переосмысления, поиска миссии и роли церкви стала «Голгофа». Вечные, «проклятые» вопросы настигнут зрителя при просмотре. Фильм от режиссёра культовой ирландской ленты «Однажды в Ирландии», с главным ирландским актёром в авангарде. Что может быть лучше?


Выбор Алексея Куртышева
Алексей Куртышев

«Бойфренд из будущего» (About Time, 2013)

Режиссёр: Ричард Кёртис

В ролях: Донал Глисон, Рэйчел МакАдамс, Билл Найи, Том Холландер, Марго Робби, Лидия Уилсон, Линдси Дункан, Ричард Кордери, Джош МакГуайр, Уилл Меррик

О чём: Тим Лейк (Донал Глисон) узнает от отца, что умеет перемещаться во времени, и решает использовать эту способность для того, чтобы добиться внимания девушки. Внезапно это приводит к осмыслению жизни.

Ирландия: Донал Глисон — невероятный ирландец и прекрасный актер, достойно продолжающий дело своего отца. Чем не повод гордиться?

Почему: Ричард Кёртис снимает не часто, но все три его фильма обаятельны и добры, с непередаваемой атмосферой присутствия в мире персонажей. Если «About time» сравнить с чем-то, то нужно представить приятный вечер, камин и милый плед, которым вы укрываетесь, чтобы было теплее.

Прекрасный актерский состав, из которого каждый успеет отметиться. В фильме молодое поколение смотрится очень здорово даже на фоне маститых актёров, и хотелось бы хвалить всех по отдельности, но на это, боюсь, может уйти времени больше, чем идёт сам фильм. Удивительно, как Кёртис умеет обращаться с большим количеством персонажей и ни про кого не забывать. Но не актерами едиными. Саундтрек и сюжет — то, что воспоминаниями осядет в ваших сердцах и будет согревать вас изнутри. А ведь этого мы и ждём?


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Майкл Коллинз» (Michael Collins, 1996)

Режиссёр: Нил Джордан

В ролях: Лиам Нисон, Алан Рикман, Джулия Робертс, Эйдан Куинн, Стивен Ри, Иэн Харт

О чём: история ирландского национального героя, революционера Майкла Коллинза, от Пасхального восстания в 1916 году до убийства Коллинза в 1922 (упс, спойлер). Конечно, с обязательными дружбой, предательством и любовным треугольником.

Ирландия: Лиам Нисон (ирландец) играет в фильме Нила Джордана (ирландца) про главные события в ирландской истории XX века и главного же национального героя Ирландии в прошлом веке.

Почему: в прошлом году на фестивале ирландского кино в Москве «Майкла Коллинза» в честь столетия Пасхального восстания показывали на большом экране. И фильм за двадцать лет не стал хуже, наоборот — что-то, что тогда казалось, возможно, излишней сентиментальностью, сейчас воспринимается как отличительная особенность истории; революция это не только кровь, по крайней мере — в этом конкретном сюжете.

Для тех, кто отчаянно скучает по Алану Рикману на экране -в этом фильме он исполняет роль будущего президента Ирландии де Валера; к сожалению, это очень недооцененная его актерская работа, но при этом — отчаянно прекрасная.

Ну и, к тому же, «Золотой лев» на фестивале в Венеции — это вам не таракан начихал.

71 (2014)

Режиссёр: Ян Деманж

В ролях: Джек О’Коннелл, Ричард Дормер, Чарли Мерфи, Дэвид Уилмот, Шон Харрис, Сэм Рид, Пол Андерсон

О чём: Гэри Хук, британский новобранец, вместе со своим взводом отправляется в Белфаст в 1971 году. Быть британским солдатом в Белфасте — наверное, худшее, что может случиться с стобой в Белфасте; так что неудивительно, что сначала в солдат летят камни, потом британцы отступают перед разъяренной толпой, сослуживца Гэри убивают, и парень остается совсем один во враждебном городе. А Гэри ведь просто хочет вернуться домой, где его ждет младший брат.

Ирландия: взгляд «с другой стороны» на ИРА и беспорядки в Северной Ирландии в семидесятых. Не самый приятный и без излишнего романтического флёра «борцов за свободу», однако рассматривающий всех в первую очередь как людей, а уж потом — как их позиции.

Почему: жестокий и жесткий фильм новичка Деманжа, к сожалению, не попал в российский прокат; впрочем, дело тут явно было не в художественный достоинствах фильма. А жаль — это отличное сочетание совершенно документальной стилистики с очень четкой жанровой структурой; фильм, в которым ты все полтора часа живешь.

И давайте дружно следить за карьерой Джека О'Коннелла: он и в «Молокососах"-то был едва ли не круче всех (а там собрался весь британский молодняк, сейчас активно делющий карьеру), а уж что он в кино делает — это вообще ни в сказке сказать, ни пером описать. Помяните мое слово, мы еще увидим, как парню вручат «Оскар».

«Остров сокровищ» (1937)

Режиссёр: Владимир Вайншток

В ролях: Клавдия Пугачева, Осип Абдулов, Михаил Климов, Николай Черкасов, Михаил Царёв, Иона Бий-Бродский, Анатолий Быков, Петр Галаджев, Анастасия Левшина

О чём: сюжет Роберта Льюиса Стивенсона немного пострадал от революционной советской перекройки, однако главные герои и сюжетные линии остались теми же. Ну, почти теми же…

Ирландия: интрига завязывается на ирландских берегах, где Дженни, дочь владелицы гостиницы, вместе с ирландским революционером доктором Лайвеси находит карту сокровищ. Найдя эти сокровища, можно будет купить много оружия для ирландских повстанцев!

Почему: потому что все ваши «Охотницы за привидениями» и «Восемь подруг Оушена» — это ничего нового в сравнении с тем, что уже в 1937 году гендерные инверсии были в советском кино. Да-да, Джим Хокинс (или Гокинс, как говорят в фильме) — это девочка, Дженни Хокинс, влюбленная в доктора и потому отправившаяся юнгой на поиски сокровищ.

И песни, конечно, отличные.