Разбор визуальных решений в фильме «Лунный свет»

23 марта 2017

Вручение главного «Оскара» 2017 года, безусловно, запомнилось зрителю своей неожиданной развязкой. После всех перипетий награда все-таки досталась фильму «Лунный свет».

«Лучший фильм» — номинация, которая призвана отметить художественные достижения фильма в их совокупности. Но давайте остановимся сегодня на одном из достижений «Лунного света», а именно — на работе Джеймса Лэкстона, оператора картины.

В статье присутствуют спойлеры!

Монументальность образов

В натурных сценах Лэкстон использовал только естественный свет, результатом чего стали резкие тени на лицах героев. На этапе цветокоррекции колорист Алекс Бикель усилил этот эффект, значительно повысив контраст изображения.

Данные манипуляции с кожей придают образам героев картины эффект некой монументальной скульптуры.

Три главы из жизни — три типа пленки

Создателями фильма было принято решение о том, что каждая глава из жизни главного героя будет иметь своё уникальное цветовое настроение.

Фильм снят на цифровую кинокамеру Alexa XT, однако в каждой главе на этапе цветокоррекции сымитирован определенный тип кинопленки.

Детство — пленка Fuji, которая даёт довольно тёплые оттенки.

Юность — пленка Agfa придала легкие зеленовато-голубые оттенки в светлых частях изображения.

Зрелые годы — пленка Kodak. В данном случае изображение менее сдержанно — на коже героев больше блеска, текстура выражена ярче.

Трансформация героя

Отдельного внимания заслуживают сцены в ванной комнате героя. Умываясь в воде со льдом, Широн пытается удовлетворить сразу несколько своих потребностей. Во-первых, смыть с себя позор и унижения, которые преследуют его всю жизнь. Во-вторых, проснуться и понять кто же он на самом деле.

Эти две сцены представлены в разных этапах жизни Широна. Являясь, с одной стороны, копией друг друга, с другой стороны, они подчеркивают трансформацию героя внешнюю и внутреннюю.

Сцена с Широном-подростком выполнена в грязных зеленых тонах. Таким образом, она передает зрителю воспаленные эмоции героя: отвращение, стыд, подавленность, ощущение безнадежности.

Взрослый Широн умывается в ванной комнате, погруженной в голубые тона. Данное цветовое решение, напротив, выражает спокойствие и даже дефицит эмоций. Широн старательно законсервировал свои чувства и надолго похоронил их глубине души.

Простые детали жизни

Безусловно, кинокадр и человеческое сознание по-разному воспринимают окружающий мир. В талантливых руках камера способна фокусироваться на деталях, которые порой ускользают от взгляда человека. Однако, бездарный художник так же не способен транслировать через эти детали дыхание жизни.

Выступая в роли глаз режиссера, Джеймс Лэкстон через свою работу декларирует одну из ключевых мыслей в данном повествовании — жизнь прекрасна в её простых деталях, несмотря ни на что. Мысль не нова, но оттого не менее актуальна. Подтверждением этому является изобилие кадров «случайных» предметов, от колокольчика на двери до воды на плите — простая магия жизни в действии.

Свободное плавание

Своего рода переломной точкой в жизни Широна становится урок плавания от Хуана. Волнующая аллегорическая сцена, где мальчик учится держаться на плаву в беспокойном океане жизни. Хуан, выполняя роль отца, вначале поддерживает Широна руками, затем отпускает его в свободное плавание.

Вся сцена снята под низким углом, максимально близко к поверхности воды. Таким образом, зритель вместе с мальчиком переживает борьбу со стихией, то погружаясь в волны, то выплывая на поверхность.

Интересно, что на съёмки сцены изначально было отведено 6 часов. Однако, надвигающийся шторм сократил съемки сцены до 90 минут. В итоге это стало плюсом для картины. На протяжении сцены мы видим, как бурно меняются узоры туч на небе — символ бушующих эмоций двух героев.


Выдающаяся работа оператора Джеймса Лэкстона — бесспорно, одна из причин, которая сделала «Лунный свет» лучшим фильмом года по версии «Оскара». Имея в своем распоряжении крайне скудный бюджет, Лэкстон продемонстрировал изумительные способности в раскрытии эмоциональных состояний героев через построение кадра, игру со светом. При всём этом, визуальная часть повествования остается аскетичной и не гонится за излишествами, транслируя зрителю с экрана саму жизнь, такую простую в её непостижимости.