Синемафия посмотрела: «Живое»

27 марта 2017

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Живое».

На этот раз большинство авторов сошлось во мнении, но, тем не менее, не всё столь однозначно. Разбираемся, чем хорошо «Живое», и что же в нём все-таки может не понравиться. Постарались обойтись без явных спойлеров.

Максим Девяткин Сказ о том, как русская, британцы, американцы и японец марсианскую жизнь исследовали. Дело было на МКС. Шесть человек были направлены на станцию, чтобы «поймать» капсулу с образцами грунта, пущенную марсоходом с красной планеты. Героическими усилиями местного бортинженера (Рейнольдс) удаётся-таки заполучить вожделенную посылку и обрадовать весь мир — на Марсе есть жизнь. Некий живой организм, с виду похожий на белёсый цветочек, по словам биолога на борту МКС, представляет собой «мышцы, мозг и глаза» в одном флаконе. Пока биолог самозабвенно играется с неизвестным организмом, на Земле так радуются, что даже дают зверушке имя — Кэлвин. Далее происходит то, чего следовало ожидать — Кэлвин оказывается не очень-то дружелюбным существом и начинает пошагово и весьма изобретательно губить экипаж МКС.

Сказать, мол, сюжет не новый — ничего не сказать. Эспиноса, словно умелый диджей, создал микс из «Чужого», «Гравитации» и других фильмов о космосе. От этого «дискотека» не стала хуже, можно воспринять картину как вольную интерпретацию, вариацию на тему.

Яркой особенностью фильма является то, что герои фильма пребывают в невесомости на протяжении всего действа. Никаких кнопок «вкл. притяжение», крутящихся вокруг своей оси станций — суровая реальность МКС. Но на этом суровая реальность заканчивается, увы. Если вы «эксперт», ранимый физик (был у меня такой на сеансе…) или вам не хватило одного балла на вступительных в NASA — не смотрите этот фильм.

Многообещающее авангардное трио актёрского состава (Джилленхол, Фергюсон, Рейнольдс) справилось со своей основной задачей — завлечь зрителя в кинотеатр.
Герои же здесь — совершенно отдельная тема. Как, по-вашему, подслеповатый биолог-инвалид годен к работам на Международной Космической Станции? Нет, будь он хоть семи пядей во лбу, ему предпочтут другого кандидата. Но в фильме он есть, видимо, как попытка привнести ещё одну линию (инвалид в невесомости — это и правда сильно с социальной точки зрения). Герой Джилленхола — это человек-ностальгия. То об Ираке вспомнит (на самом деле, в оригинале была Сирия — скажите «спасибо» русскому дубляжу), то о тяжёлой жизни на Земле, то признается в ненависти ко всему человечеству. (ВНИМАНИЕ, далее СПОЙЛЕР) Дальше — больше. Лишившись Кэт, капитана МКС в исполнении Ольги Дыховичной, герои фильма дружно полили слёзы, однако это не мешает им использовать тело того самого биолога-инвалида в качестве приманки для Кэлвина. И хоть бы поморщились, жуть. Хотя до чего не дойдёт любой живой организм, чтобы выжить? Эта тема то и дело проскальзывает в диалогах астронавтов. Да и пришелец убивает не из злых побуждений, а руководствуясь лишь инстинктом выживания.

Несмотря на явные минусы, «Живое» лишний раз задаёт вопрос: а нужно ли искать инопланетную жизнь? Сможет ли человек совладать с собой, своим высокомерием и глупостью? Видимо, надежда исключительно на божественное, намекает песня на титрах в исполнении Нормана Гринбаума «Spirit In The Sky» (для финала не самая удачная — слишком весёлая).

Ждём нового «Чужого» от Ридли Скотта.

Ирина РомановаНаконец-то вышел приличный фильм, который можно с удовольствием посмотреть (после «Сплита», конечно). «Живое» сделано в лучших традициях жанров научной фантастики и космического триллера. Фильм совершенно не претендует на то, чтобы быть первооткрывателем или изобретателем драматургического прорыва в этой области. Создатели взяли и грамотно отработали все приёмы, клише и характеристики этого жанра. Некоторые зрители начинают проводить параллели между этим фильмом и «Чужим» с «Гравитацией». Зачем?! «Живое» — самостоятельное произведение. Фильм держится не только на актёрской игре и визуальных эффектах, но и создаёт интерес — «а что же будет дальше и чем всё закончится?». Меня фильм держал в предельном внимании. Конечно, жаль, что некоторые герои как-то быстро покинули кинематографическое действие, но быстроразвивающийся внеземной крошка-мегамозг не дремлет, он настроен решительно всех истребить. И ему очень многое удастся сделать. Отдельное спасибо за финал, потому что я обманулась. То, что можно было предвидеть, я не увидела — так была вовлечена в происходящее.

Татьяна Кислякова Интересно ли смотреть «Живое»? Да. Захочется ли его когда-нибудь пересмотреть? Не думаю. Фильм оставляет после себя вполне приятное впечатление, но не привносит чего-то нового в сюжеты о космосе. Зрелище красивое и эффектное, вот только всё это мы раньше уже где-то видели: в уже упомянутых «Чужом» и «Гравитации», есть что-то от «Армагеддона» и даже «Титаника» (да, он не про космос, но замерзающие люди в безвыходном положении там присутствовали), а шутки героя Рейнольдса будто взяты из не вошедшего в «Дэдпул» материала. Но всё равно за персонажей переживаешь и вовсе не желаешь им той участи, что их ждёт. Придуманный для фильма инопланетяшка — это вызывающее умиление, абсолютно очаровательное существо на стадии зародыша, которое по мере роста превращается в невероятно жуткую тварь. За такого Кэлвина создатели однозначно заслуживают похвалы. Финал картины по-своему неожиданный, хотя предположить подобный исход всё-таки можно, если внимательно смотреть на экран. И получается, что концовка будоражит и вызывает мурашки больше из-за потрясающе сильного музыкального сопровождения, чем от самого сюжетного поворота. В итоге мы имеем аккуратно снятый по всем законам жанра фильм о космосе и внеземной форме жизни, которая настроена к людям вовсе не дружелюбно. Это качественный развлекательный продукт, но не более того.

Ольга Володина

Сценаристы Риз и Верник, уже порадовавшие «Зомбилендом» и «Дэдпулом», опять возвращаются к своему любимому развлечению — строить не истории как таковые, а мета-истории, где главное — найти все те отсылки, которые авторы запихали в сюжет. Именно поэтому «Живое» как простой боевичок про неведомую тварь из космоса работает не очень хорошо (потому что это выходит борьба неземной силы с неземной же глупостью), а вот как сборник референсов — прекрасно. И в самом деле, после «Чужого» снять что-то новое в жанре истории про чудище на космическом корабле — невозможно, а вот рассказать эту же историю с фигой в кармане, немного издеваясь над жанром — дело куда более простое.

Наконец, чтобы в 2017 году использовать снятый как по учебнику географический эксперимент Кулешова в большом кино, нужно обладать так нужной любому режиссеру наглостью. И ведь — смотри отзывы выше — работает! Поверить невозможно, что такой трюк еще может с кем-то сработать, но сработал же!

Если вам нужен второй «Чужой» — то давайте дождемся все-таки новой картины Ридли Скотта; а «Живое» — оно не такое. Но по-своему ужасно обаятельное.

Алексей КуртышевВ космосе никто не услышит их крик.

Примерно с такими ожиданиями шел на сеанс, получив в итоге крепко поставленный фильм с интересно написанным сценарием. Сценаристы Ретт Риз и Пол Верник, уже хорошо показавшие себя, деконструировав жанры супергеройского экшена и экшена о зомби, в этот раз принялись за космос.

И вот что получается, когда за дело берутся люди, которым не все равно. Смотря даже многобюджетные фильмы, понимаешь и видишь, старались ли люди, работая над проектом, или все же где-то махали рукой, думая, что и так сойдет. Техническая часть фильма безупречна, операторская работа запоминается (особенно начальная сцена в стиле «Гравитации», что снята одним дублем). Действие на протяжении всего фильма происходит в невесомости, это добавляло сложности к съемке, но зато появлялась возможность для нового, интересного и не заезженного способа показать быт космической станции (не Любецки, но тоже очень и очень красиво). В конце концов — это космос! Не так часто нам выпадает шанс им полюбоваться.

Если говорить об актерах — они тут не нужны. Главная звезда фильма — марсианин (над дизайном которого поработали на славу), и место на постере стоило отдать лишь ему, потому как персонажи получились весьма простыми, суть которых разгадываешь сразу. Не персонажи, а функции, но большего от них и не требуется.

Земляне пытаются выжить. Марсианин пытается выжить. Хироюки Санада устал от опасного космоса. Победит сильнейший, и тут ничего не изменить.

Петр ЗайцевВ принципе, всё главное о «Живом» уже сказано выше. Штампов много, но реализованы они довольно умело и оригинально. Цитат много, и они постоянно радуют в момент узнавания. Герои совершают идиотские поступки, но это не мешает переживать за их судьбу. Финальный твист предсказуем, но всё равно работает. Визуальные эффекты на высоте, дизайн «живого» удивляет и пугает новизной. Ольга Дыховичная прекрасна в роли русского командира экипажа, причем русские в космосе наконец-то показаны с лучшей стороны — времена космонавтов в ушанках, хочется надеяться, давно миновали. Трогательные косяки вроде перевода имени Miranda North как «Миранда Север» на нашивке скафандра не бесят, а лишь забавляют. И самое главное — это умело создаваемый и поддерживаемый саспенс, заставляющий до последнего момента вжиматься в кресло, волноваться, пугаться и получать настоящее удовольствие от просмотра. Да, это не культовый «Чужой», и вряд ли «Живое» запомнится надолго и сможет стать чем-то большим, чем просто хороший качественный хоррор. Но в чем-то эта картина оказалась страшнее бессмертного шедевра Ридли Скотта. Потому что Чужой был где-то очень далеко, не здесь и не сейчас. А вот «живой» Кэлвин — он почти рядом с нами, на орбите Земли, на реально существующей МКС. Поверить в него намного легче, и именно этим загадочная марсианская форма жизни пугает сильнее всего.

Ольга Белик

Про плюсы и минусы все уже написали — хочу отдельно отметить русских в космосе и Ольгу Дыховичную. В кои-то веки в голливудском блокбастере показана нормальная российская космическая станция с космонавтами, которые утирают всем нос не гаечным ключом по трубе, а самым настоящим подвигом. Командир корабля — наша Екатерина Головкина: россиянка и девочка к тому же. Она выходит в открытый космос и умеет чинить космический корабль не хуже героя Рейнольдса. И именно она совершает единственный осмысленный поступок на всех членов экипажа. Виват! Что касается Дыховичной — актриса максимально вписалась в команду и выдает отличную актерскую игру — уж всяко лучше Ребекки Фергюсон.

А так-то да: марсианская зверюшка попала на космическую станцию землян и вела себя тихо-смирно, пока ее не напугали первый раз — случайно. Зверюшка вообще затихарилась, но земляне решили потыкать в неё палочками (а чо перестала шевелиться!) — и тут-то она возмутилась. Тут же эволюционировала и разнесла всю эту халабуду к чертям. Нет, ну, а вы бы как поступили, попади на марсианский корабль?! Серьезно? Вас бы раздели, стали тыкать током, заглядывать в рот и ковыряться в органах — вот ЧТО бы вы сделали? Мораль басни, в общем, такова: не надо тыкать палочками в чужаков. Тема эта вечная, но стоило ли ее так лобово транслировать — вопрос.

Владислав Пастернак

Фильм небезосновательно сравнивают с «Чужим», но я бы сказал, что он больше всего напоминает этакий микс «Нечто» и «Гравитации» (хотя, если угодно, это «Чужой» в невесомости). Картина не удивила какими-то драматургическими открытиями, но режиссура, операторская работа, визуальные эффекты, звук и актёрский состав просто поразительные.

Если говорить о содержании, то лента полностью состоит из достаточно стандартных жанровых клише, но как же великолепно эти клише используются! Можно сгрызть ногти по локоть от волнения.

Актёры — как на подбор. Конечно, всегда приятно видеть и Джейка Джилленхола, и Райана Рейнольдса, но все же Ребекка Фергюсон мне милее. А самое прекрасное — это Ольга Дыховичная в роли героической женщины-капитана МКС. Это самый интересный персонаж картины, ей же достался и самый оригинальный и драматичный эпизод, сравнимый с «Бездной» Джеймса Кэмерона.

Есть в фильме и странные моменты — местами монтаж очень невнятный, отчего как минимум две сцены понять трудновато. Но зацикливаться на этом не стал бы, плюсы перевешивают все минусы.

Какой-то особой глубиной фильм не отличается, но он на неё и не претендует. Это отличное развлечение, которое заставляет здорово поволноваться.

Наш вердикт: