Синемафия посмотрела: «Призрак в доспехах»

3 апреля 2017

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Призрак в доспехах».

В полной ли мере удалась голливудская полнометражная версия культовой манги и не менее культового аниме Ghost in the Shell? Попробуем разобраться.

Алексей КуртышевРуперт Сандерс, ответственный за фильм «Белоснежка и охотник», вновь выдает очень красивый проект, только на этот раз в оболочке киберпанка. «Призрак в доспехах» получился не столько о внутреннем, сколько о внешнем, не о призраке, но о доспехах. По своей сути это история-ориджин о героине Йоханссон, и, если быть честным, я бы с удовольствием посмотрел следующие части о ее похождениях или проследил за историями других персонажей этого мира. Потому как мир этот безумно красив. Рассматривать его детали увлекательно, тут постарались. Чего не сказать о сценарии, поскольку он прост и надежен, нового ждать ничего не стоит. «Призрак в доспехах» — самый технологичный и красивый киберпанк. С этим трудно спорить и, надеюсь, не будут.

Плюсом картины является и её каст, что бы ни говорили о Йоханссон — она на своем месте, Пилу Асбек харизматичен, а Майкл Питт… Ох, этот Майкл! Кто-нибудь после «I Origins» вообще сомневался в нем? Невероятный. Хоть и появляется в весьма клишированном образе (в плане сценария, а во внешнем виде вновь находки).

Сложно собраться с мыслями, потому что хочется рассказать сразу о многом, чтобы оправдать фильм за простой сценарий, за «не канон», за все те вещи, что могут отпугнуть от просмотра. Он хорош визуально, хорош в саундтреке, хорош, в конце концов, в своей атмосфере — абсолютно киберпанковской. И будет действительно жаль, если такой фильм пропустят.

Анна НеустроеваКак человек очень далёкий от аниме и манги я волновалась, что ничего не пойму, что мне нужна какая-то подготовка перед просмотром. Оказалось, что я зря переживала. «Призрак в доспехах» оказался настолько же красивым, насколько пустым. Крайне простой сюжет не изобилует неожиданными поворотами, но в этом есть своя прелесть. Можно отключить голову и полюбоваться созданным миром будущего. Он невероятно прекрасен, в нем азиатская экзотика соседствует с киберпанковскими канонами, такое сочетание завораживает. Сложно сказать как отреагируют преданные фанаты японского первоисточника, но фильм вышел достойный, хоть и не без упущений.

Татьяна Кислякова Предыдущие экранизации «Призрака в доспехах» я не смотрела, так что для меня фильм Сандерса стал знакомством с этой историей. Интересный мир, запоминающиеся персонажи, было бы вполне любопытно увидеть продолжение. Но всё же сюжет пустоват и предсказуем, нет в нём интриги. Зато есть красивая визуальная составляющая, атмосфера фильма цепляет, именно благодаря ей хочется досмотреть до конца. Роботы, голограммы, новые технологии, универсальное оружие, красиво поставленные драки и многие другие моменты радовали глаз. Как и исполнительница главной роли — Йоханссон определённо идёт образ воинственной девы, что она уже не раз в своей карьере продемонстрировала. Правда, сильнее я прониклась симпатией к персонажу Пилу Асбека, потому что увидела в нём больше жизни, больше эмоций, больше искренности. От фильма было много ожиданий, и оправдались они лишь отчасти. Ощущения после просмотра я бы описала фразой: «И это всё?». Не хватило мне смысла и глубины.

Ксения РудичЯ вот что думаю — когда ты хочешь сделать машину, надо самому быть машиной. Ну то есть героиня Жюльет Бинош совсем не злой гений, а почему-то до самого конца пытается изображать из себя такового. Вот глава «Отдела 9» (ни много ни мало — Такеши Китано) — он идеальный начальник для Майора. В его поведении уже, казалось, не осталось ничего человеческого, ан нет, и он может нас удивить. К чему это я — оболочка и содержание часто не совпадают. И не должны, когда ты мало того, что живёшь в таком будущем, а более того — работаешь в специальном отряде.

Почему я говорю именно об этом, а не о логике и структуре фильма? Потому что в этом фильме две важных составляющих — визуальная и философская. Все остальные — та самая оболочка, которая не так важна. Визуально получилось очень красиво, реалистично (то есть представить себе такой мир лет уже через десять вполне возможно). Ну и в таком фильме могла быть только Скарлетт Йоханссон. Только ей удаётся каким-то волшебным образом действовать своим актёрским тумблером — отключать сексуальность будучи полностью обнажённой, включать в электрических глазах нежность и тепло, двигаться как робот, но поступать, как человек. В дополнение ей — Пилу Асбек. Очень очаровательный у них дуэт (немного напомнили мне Леона и Матильду).

Про философию я уже начала писать. Так вот, самое главное — нельзя соединить несоединимое. И тут не только технологии и разум, а вообще всё — разные культуры, цивилизации, эпохи.

Максим Девяткин Мало того, что жанр аниме ограничивается для меня картинами Миядзаки, так я и про Ghost in the Shell узнал лишь когда на главную роль взяли Скарлетт Йоханссон. Голливуд умело трансформирует любой проект для международного, универсального зрителя, и здесь «Призрак в доспехах» не подкачал. Простая, понятная людям история о майоре-киборге в подразделении полиции Токио. Девушку спасли из беды и дали ей искусственное тело, чтобы она спасала других, но не всё так просто. И это «просто» мы все видели уже много раз.

Потрясающий киберпанковский мир будущего Токио, атмосфера и визуальный ряд фильма поражают и пугают одновременно. Дивное будущее с технологиями, искусственным интеллектом, роботами и интернетом в каждой человеческой голове. Новый мир, где любое увечье можно исправить, а граница между киборгом и человеком стирается на глазах у зрителя. Всё это призвано не столько пугать или вызывать бурные восхищения, а лишний раз напомнить — всё это возможно и всё это неизбежно. В той или иной степени, конечно. Все же помнят бумажные газеты в «Бегущем по лезвию»? Может не через десять лет, но лет через пятьдесят мы определённо будем жить в мире, отдалённо напоминающем нам о Токио в картине Руперта Сандерса. Остаётся надеяться, что Токио и через пятьдесят лет будет отличаться от остального мира.

Не знаю, рады ли поклонники оригинального аниме и манги подбором актёров, ведь одна из претензий к фильму была именно в этом. Одним из посылов фильма стал мультикультурализм, отразившийся на актёрском составе. Тема эта призрачно ускользает от зрителя, потому как акцент на ней не делается во всеуслышание. В мире «Призрака в доспехах» человек любой национальности может запросто гулять по улицам, и это не воспринимается, как что-то необычное (да что уж там, киборги на улицах — норма!), что даёт определённую надежду на такой интересный, пугающий, манящий и неизбежный мир будущего.

Последние минуты фильма смотрелись как набор не очень связных сцен, хотя, может, виной тому лёгкая паранойя от размышлений о киборгах или эффект «человеку банально», который был вызван сюжетом — о нём выше уже не раз написали. «Призрак в доспехах» лет на десять опоздал, и это надо признать.

Удивил Такеши Китано. Сам Клинт Иствуд не обращается с револьвером лучше. Интересно, советовался ли Сандерс с Китано во время съёмок.

Ольга Володина

В фильме Ghost in the Shell красивейший shell и никакого почти ghost; иными словами — очень яркая (пусть и переработанная) обертка и совершенно никакая история.

Фильм Руперта Сандерса совершает ровно две ошибки; если каждую из них поодиночке можно было и простить, то их сочетание — убийственное для картины комбо. Двухчасовой фильм пытается вместить в себя огромнейший мир уже существующей франшизы — и при этом рассказать какую-то новую историю, собрав ее из обломков старых. Если какие-то элементы в новом фильме и стали находкой (к примеру — говорящий только по-японски Арамаки-Китано), то большая часть — увы. Фильм отражает метания создателей картины от желания показать «мы все смотрели-читали!» до убежденности, что большая часть зрителей мангу не читала, аниме не смотрела, и потому им надо все разжевать, как младенцам. В итоге и фанатам (кроме отдельных приветиков) ничего не осталось, и думающему зрителю на сеансе делать нечего. Да даже не думающему нечего — уж больно простеньким вышел сюжет. Герои даже не двумерные (объяснения уровня «вот это глава корпорации, он злодей, потому что глава корпорации» достойны разве что детсадовского утренника), а визуальные решения уже успели утащить тогда-еще-братья Вачовски.

Знаете, чтобы рассказать историю «мамонтенок ищет маму», не надо трогать куда более сложный и многоуровневый мир. Пришли гайдзины и опять начали гвозди микроскопом забивать, ну что ты будешь делать.

Владислав Пастернак

Неудачные ремейки и сиквелы живой классики — не повод считать саму идею ремейков и сиквелов гиблой. На каждую «Красавицу и чудовище» приходится свой «Безумный Макс». Идя на «Призрак в доспехах», я был совершенно открыт новому взгляду, белой актрисе в роли японки и предполагал развитие сюжета куда-нибудь туда, куда и предположить нельзя. И получил удовольствие.

Что имеем на практике?

Визуальный ряд фееричен. Киберпанковское завтра будет выглядить именно так. Люди с имплантированной электроникой, всякими глазами, нейроинтерфейсами и так далее, дикое количество неоновой и голографической рекламы — достаточно хотя бы раз побывать в азиатском мегаполисе, чтобы увидеть все предпосылки к этому. Скарлетт Йоханссон органична — впрочем, Такеши Китано её, конечно, переигрывает, точнее, «пересуществовывает»: паралич лицевого нерва сыграть невозможно, и здесь эта особенность пришлась как нельзя кстати. Костюмы, интерьеры, натура заставляют вспомнить «Бегущего по лезвию», «Пятый элемент» и особенно фильм Энки Билала «Бессмертные: Война миров».

Сценарий до определенного момента тоже фееричен, точнее, тщательно соблюдает традиции жанра. Мегаполис, расследование, одиночество, компьютерные сети — всё, как в книгах Уильяма Гибсона. Но в какой-то момент кто-то как будто решил не рисковать и не делать полноценный киберпанк, а добавить в прекрасный фильм мерзкой подростковой бурды: стандартные вопросы «Кто я?» и особенно «В чем мое предназначение?» — и наличие этих вопросов немедленно испортило фильм. Могло бы быть что-то уровня верховеновского «Робокопа» (ключевой конфликт похож: человека переделали в машину и отправили на задание; а еще есть мордобой в огромной луже и масса других сознательных или случайных цитат). Но получилось ближе к «Кредо убийцы» — и даже непременный кадр с центральным персонажем, сидящим на корточках на крыше и взирающим на «этот город», в наличии.

Проблема «в чем разница между человеком и машиной» мне не очень интересна. А вот пугающая перспектива в один прекрасный день купить у Илона Маска нейроинтерфейс (недавно как раз говорили, что он финансирует разработку), а через пару лет выяснить, что по этому нейроинтерфейсу ко мне в мозг пробрался хакер, стер личность, записал поверх нее другую и отправил убивать, или объединил мои мозги в ботнет с чьими-нибудь ещё — это жутко и любопытно.

Итого: желание понравиться всем подряд не позволило фильму стать настоящим произведением искусства, но ряд любопытных тем картина всё же затрагивает, да и мир демонстрирует весьма убедительный (хотя я до сих пор не понимаю, что за удовольствие ходить в юго-восточно-азиатской парилке в полиэтиленовых накидках). А сравнивать её с аниме 20-летней давности и еще более древней мангой не вижу смысла, моё любимое произведение Мамору Осии — «Авалон».

Ольга Белик

«Призрак в доспехах» — очень красивый и трогательный фильм, но без вау-эффекта. То есть все вроде клево, местами даже круто — но вроде как чего-то не хватает. Коллеги пишут, что слишком просто и поверхностно — скорее всего, это оно, да. То есть люди так заморочились со всем этим мегаполисом будущего и киборгами — а историю и реакции героев выдали предсказуемые. И вроде смотришь, и все завораживает, и немножко даже переживаешь — но стопроцентно знаешь, чем все закончится и даже как именно. И вот это жалко. Интересно, запусти студия производство, когда уже рейтинг R прорвался в блокбастеры — удалось бы снять другое, более дерзкое и жесткое кино? Единственная дерзость, которую они там себе позволили — это объяснение европейских лиц героев. Вот здесь такая хорошая пощечина почти всем получилась.

И тем не менее — Скарлетт хороша, когда играет именно что робота: эта ее угловатая походка — знаю, что не как в аниме, но у нее тут и персонаж немножко другой. Такеши Китано монументален и с забавной прической. Майкла Уинкотта зачем взяли, я не поняла: колоритный актер с колоритным голосом — а сцена на пять копеек. Жюльет Бинош просто Жюльет Бинош. Отличные Майкл Питт и Пилу Асбек, причем про последнего хочется прямо отдельное кино!

Наш вердикт: