Концепт. Дизайн. Кино: Этапные фильмы о космосе

4 апреля 2017

На этот раз в рубрике о визуальных эффектах мы рассказываем о важных фильмах, связанных с космосом.

В ближайшие пару месяцев на экраны выйдет несколько космических фильмов. Так, «Живое» уже в прокате, на подходе «Время первых», а потом настанет черед очередного «Чужого». Я решил вспомнить несколько выдающихся фильмов прошлых лет, сыгравших важную роль в становлении как технологий, так и жанра.

Кинематограф начал обращаться к космической тематике на заре своего возникновения до появления монтажа и до момента перехода из разряда ярмарочного аттракциона в большое искусство. Одними из первых экспериментаторов в этом направлении были европейские режиссёры — француз Жорж Мельес и британец Роберт Пол. Французский гений снял десятки фантастических лент, в том числе знаменитую пародийную картину «Путешествие на Луну» (1902) по мотивам романа Жюля Верна. Что касается Роберта Пола, он выступил в качестве продюсера картины «Моторист» (1906), повествующей о гонщике, который разогнавшись на своём автомобиле улетел в космос. Любопытно, что именно Пол в своё время продал съёмочное оборудование Мельесу. Чудесные совпадения на этом не заканчиваются. Оба выдающихся кинематографиста со временем проиграли борьбу за зрителя, не сумев предложить нечто большее чем аттракцион, и неудачно закончили творческую карьеру.

«Моторист» по творческому замыслу и воплощению максимально близок к работам Жоржа Мельеса. Но в то же самое время Пол применил иную технологию съемки. Если Мельес соединял отдельные части изображения многократным экспонированием, то Пол снимал отдельные фрагменты, затем последовательно печатал их на одну пленку, и в результате получался контратип. Возможность свободно соединять фрагменты позволяла избежать пересъемки всего кадра в случае ошибки.

Так что способ Роберта Пола стал предшественником оптической печати — основного способа создания оптических эффектов вплоть до перехода на цифровой постпродакшен.

Смотрите продолжение в видеоэссе.