Кино и театр: Весь мир — театр, или какие театральные постановки захватывают зрителя целиком

11 апреля 2017

Стать не просто зрителем, а участником действа, или получить необычный опыт — ищем интересные театральные постановки.

Кино в современном мире является источником трендов, творческих изысканий и новаторства. Многие из этих находок используются и в других сферах искусства. Например, эксперименты с формой, содержанием, разрушением четвёртой стены, которые мы так часто видим в кино, становятся присущи и сцене. И кино, и театр экспериментируют с допуском зрителя к развитию действия и сюжета. Появляются фильмы, в которых зрители могут выбирать то или иное продолжение истории, и появляются театральные постановки, в которых опять же зрители становятся на одну сцену с актёрами. Режиссёры и постановщики не боятся удерживать зрителя у экрана или в театре по полдня.

Чтобы найти конкретные примеры, мы решили пролистать афишу московских театров и найти самые необычные спектакли. Что самое интересное — во многих из них можно выступить активным участником действия.


1. «Вернувшиеся»

О чём: это иммерсивное шоу поставлено по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». В особняке живёт семья Алвингов, но призраки прошлого то и дело приходят к ним, чтобы отразить самые потаённые чувства.

Где: особняк в Дашковом переулке

Кто: продюсерами шоу в России стали Вячеслав Дусмухаметов и Мигель, последний также стал хореографом проекта. За музыку отвечает лидер Therr Maitz Антон Беляев. В ролях задействованы молодые актёры, но некоторых из них вскоре можно будет увидеть и на большом экране: например, Глеб Бочков исполняет главную роль в фантастической сказке «Эбигейл».

Почему: это не просто спектакль, а настоящее погружение в судьбу людей, где зрители становятся свидетелями самых сокровенных сцен, будь то тяжёлый разговор или интимная близость.

2. «До и после»

О чём: это настоящее документальное путешествие в жизнь XX века. Брусникин и его подопечные собрали материалы о жизни звёзд театра прошлого столетия, говорили с ними и буквально становились частью их жизни, чтобы затем переродиться на сцене в этих героев.

Где: Театр Наций

Кто: Дмитрий Брусникин выступил в роли режиссёра-постановщика спектакля, а актёрами стали его ученики из школы-студии МХАТ.

Почему: спектакль играют не так часто, поэтому каждое представление — это событие. Вы буквально попадаете в машину времени и переноситесь на 20−30−40−50 лет назад.

3. «Машина Мюллер»

О чём: «Гамлет-машина» и «Квартет» известного немецкого драматурга Хайнера Мюллера стали основой для новой провокации Кирилла Серебренникова. В главных ролях всего трое, но декорацией им служат 19 актёров. Абсолютно голых.

Где: Гоголь-центр

Кто: в главных ролях — Константин Богомолов, Сати Спивакова и Александр Горчилин. Последнего вы могли видеть в «Ученике» Кирилла Серебренникова.

Почему: постановка, которая пробирает до дрожи. Опыт, который позволяет переступить через собственные принципы, эмоции и понятия открытости и откровенности. Блистательно играющие Богомолов и Спивакова и живущий на сцене Горчилин.

4. «Questioning. Кто ты?»

О чём: в этом спектакле нет актёров и сцены — только группа людей, где каждый отвечает на вопросы анкеты. И, возможно, разговаривает с другими людьми. По свидетельствам участников, невозможно выйти из театра тем же человеком, которым ты в него зашёл.

Где: Гоголь-центр

Кто: зрители и актёры в этом спектакле действуют на равных, точнее это разделение просто отсутствует

Почему: чтобы пойти на этот спектакль, надо обладать достаточной смелостью — узнать ответы на некоторые вопросы бывает достаточно больно. Но для тех, кто хочет познать себя, этот проект действительно необходим.

5. «Чёрный русский»

О чём: чтобы рассмотреть «наше всё» Пушкина именно под таким углом, необходима достаточная смелость. И чтобы принять участие в спектакле — тоже. Здесь принято молчать, ходить в маске и быть скорее тенью, чем человеком.

Где: «Дом Троекурова» в Малом Гнездиковском переулке.

Кто: среди жителей дома есть и молодые актёры, и уже известные имена — Равшана Куркова, Артём Ткаченко, Владимир Кошевой.

Почему: этот спектакль произвёл фурор и среди обычных москвичей, и среди светской публики. Сходить на него стало показателем не только статуса столичного театрала, но и некой сопричастности к чему-то большему и необычному.

6. «Демон. Вид сверху»

О чём: бессмертное произведение Лермонтова, рассмотренное с точки зрения мечты о полёте.

Где: Театр «Школа драматического искусства»

Кто: Дмитрий Крымов — режиссёр спектакля.

Почему: спектакль заслуженно отмечен многими театральными премиями — у него есть и «Хрустальная Турандот», и «Золотая маска». А ещё это возможность открыть театральное пространство заново.

7. «Берег утопии»

О чём: этот спектакль — самый масштабный проект российского театра в настоящее время — 68 актёров, 70 персонажей, целый день театрального действия. А всё для того, чтобы трилогия Тома Стоппарда обрела жизнь на подмостках в рамках единого спектакля в трёх частях. История рассказывает о Михаиле Бакунине и его друзьях и товарищах — Герцене, Тургеневе, Белинском и других.

Где: РАМТ

Кто: в ролях — Денис Шведов, Алексей Весёлкин, Нелли Уварова, Илья Исаев

Почему: спектакль длится почти целый день — три представления по два с лишним часа. Такой эксперимент выдержит не каждый, но смотрели же в прошлом году в Берлине 8-часового Лав Диаса, и ничего. А тут — целая антология русского общества и эмигрантов в конце XIX — начале XX веков.

8. «Прикасаемые»

О чём: это социальный театральный проект, построенный на коммуникации слепоглухих людей и актёров. Здесь не важен сюжет, здесь на первое место выходит коммуникация и сама её возможность. В основе — истории реальных слепоглухих людей и их адаптации к миру. За время проекта в спектакле приняли участие более десятка популярных актёров, поэтому каждое представление было особенным. В апреле спектакль прошёл в последний раз, чтобы через некоторое время предстать в новой форме — уже с участием коллег из Франции и Великобритании.

Где: Театр Наций

Кто: в последнем спектакле приняли участие Ингеборга Дапкунайте и Анатолий Белый

Почему: отдаться полностью иным чувствам, попытаться проникнуть в суть вещей, ощутить себя частью другого мира. И это чувство верно, как для зрителей, так и для всех участников спектакля. Для многих слепоглухих людей проект стал буквально билетом в новую жизнь. Именно об этом преображении и хотят рассказать создатели в переродившемся спектакле, который мы уже с нетерпением ждём.

9. «Remote Moscow»

О чём: спектакль-экскурсия, где декорациями служат улицы Москвы. Remote — международный проект, он существует более чем в десятке мировых столиц. Тут нет актёров, лишь голос в наушниках, но ощущение погружения в иное пространство присутствует на 100%.

Где: по центру Москвы — от Миусского кладбища до Кузнецкого моста.

Почему: заново узнать родной город — в котором прошлое встречается с настоящим, а люди — с неизведанным.