Долларовая трилогия Серджио Леоне

21 апреля 2017

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге компания «ИНОЕКИНО» проводит мини-ретроспективу Серджио Леоне.

На этот раз на большие экраны возвращается «Долларовая трилогия», эпохальные спагетти-вестерны, снятые Серджио Леоне. С 28 по 30 апреля зрители трёх городов смогут увидеть фильмы трилогии, с оригинальной звуковой дорожкой и русскими субтитрами:

  • Санкт-Петербург — кинотеатр «Аврора»

  • Москва — кинотеатр «Формула Кино Горизонт»

  • Екатеринбург — кинотеатр «Колизей»

В 60-ые годы вестерн изжил себя, необходима была реанимация жанра и на выручку пришла спасительная приставка «спагетти». Фильмы стали похожи на немногословные притчи, пожертвовав реализмом в угоду пафосному мифу. Многие вестерны стали сниматься в послевоенной Европе, где на тот момент киноиндустрия испытывала небывалый подъём, а, кроме того, съёмки там были намного дешевле. Впрочем, до американского проката спагетти-вестерны доходили крайне редко. Прошло немного времени и появился человек, породивший каноничное изображение спагетти-вестерна. И имя его — Серджио Леоне.

Итальянец, выросший в трудное для своей страны время, среди насаждаемого в Италии фашизма и искоренения американской культуры, которому было суждено спасти истинно американский жанр. Романтические, идеалистические взгляды Леоне повлияли и на образ США в целом, а не только на его кино. Несмотря на то, что за шестьдесят лет жизни он снял лишь семь картин, многие из режиссёров последующих десятилетий «цитировали» его в своих фильмах, отмечая влияние Леоне на своё творчество. Крупные планы, молчаливые герои, фирменная, едва заметная ироничность — всё это почерк великого мастера, создавшего «Долларовую трилогию».

«За пригоршню долларов» (1964) — 28 апреля

В ролях: Клинт Иствуд, Джан Мария Волонте, Марианна Кох

В небольшой городок на границе с Мексикой приезжает стрелок, Человек без имени. Городок держат под контролем две банды — мексиканцы и американцы. Нанимаясь на работу то к одним, то к другим, стрелок ведёт двойную игру, пытаясь извлечь выгоду из противоборства двух семейств.

Сюжет первой части трилогии отчасти повторяет историю, рассказанную в пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ», однако вовсе не пьеса венецианского драматурга вдохновила Леоне. «За пригоршню долларов» повторяет сюжет вышедшего ранее «Телохранителя» Акиры Куросавы, с той лишь разницей, что самураев заменили на ковбоев, а Японию на Дикий Запад. Нарушение авторских прав и выигранный суд принесли Куросаве 15% от общемировых сборов картины. В дальнейшем было множество попыток обыграть сюжет на новый лад, а уж сколько было аллюзий на образ Человека без имени. Пожалуй, самая известная вышла у Брюса Уиллиса в фильме «Герой-одиночка».

Фильм, возродивший популярность вестернов, снимался в Испании. В главной роли режиссёр видел Чарльза Бронсона или Генри Фонду, однако оба оказались проекту не по карману. Тогда Леоне нашёл актёра, согласившегося поехать на съёмки в Европу и подходившего по амплуа. Им оказался Клинт Иствуд, единственной серьёзной ролью которого был ковбой в вестерн-сериале «Сыромятная кожа».

Кстати, в титрах фамилии Леоне зрители увидеть не смогут. Серджио взял псевдоним Боб Робертс, так как иностранные фильмы не имели успеха у американской публики, а уж фильм снятый итальянским режиссёром и вовсе могли обойти стороной.

«На несколько долларов больше» (1965) — 29 апреля

В ролях: Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф, Джан Мария Волонте

И вновь мы встречаем Человека без имени. На этот раз действо перенесёт зрителя на Дикий Запад времён расцвета охотников за головами. Герой Клинта Иствуда объединяется с полковником Мортимером, и вместе они вступают в нелёгкую борьбу с шайкой безумного преступника Индио.

Во сюжете каждого из фильмов трилогии есть три обязательных элемента: условные молот, наковальня и то, что между. Если в предыдущем фильме Стрелок балансирует между двух банд, то здесь уже преступной шайке приходится несладко, оказавшись на пути сразу у двух охотников за головами.

Пончо Клинта Иствуда перекочевало в картину уже с дырками от пуль, более того — его ни разу не стирали за время съёмок трилогии. Вообще с реквизитом на площадке Леоне были проблемы. Иствуд отмечал, что на съёмках у него был лишь один комплект костюма и одна шляпа, что в случае потери реквизита ставило под угрозу образ центрального персонажа. К слову, классический образ Человека без имени с сигарой во рту, прославивший Иствуда — не более чем художественный вымысел, ибо сам актёр никогда не курил.

Джан Мария Волонте запоминается зрителю сразу же благодаря своему перевоплощению в безумного бандита Индио. Волонте, также как и все основные актёры трилогии, не остался без работы и был востребован на многих проектах.

Музыку к фильму, как и ко всей трилогии, написал одноклассник Серджио Леоне, ныне живая легенда — Эннио Морриконе. Именно с этого сотрудничества началась блистательная карьера итальянского композитора, чествования которого очень мило прошли в 2016 году, когда он вышел на сцену за своим первым «Оскаром». Символично, что премию композитор получил за музыку к вестерну Квентина Тарантино, который не раз отмечал влияние Леоне на свои работы.

«Хороший, плохой, злой» (1966)

В ролях: Клинт Иствуд, Илай Уоллак, Ли Ван Клиф

Главные герои — авантюристы, пробирающиеся через охваченные Гражданской войной руины Дикого Запада, в поисках эфемерного золота Конфедерации.

Здесь трое героев оказываются меж двух армий, на «поле битвы» двух идеологий, но до идей им нет дела, поскольку своей единственной целью они видят обогащение.

Поначалу холодно принятый критиками фильм Леоне пытался показать всю абсурдность и бессмысленность братоубийственной войны. Лучано Винченцони, одному из авторов сценария, пришлось покопаться в архивах библиотеки Конгресса, дабы найти подходящие исторические события и локации, на которых была основана часть истории.

Изначально троица, которую хотел видеть Леоне на экране была другой: Иствуд — Бронсон — Волонте, но Бронсон не смог принять участия из-за других проектов, а Джан Мария Волонте попросту не подходил на комедийную роль, которая досталась Илаю Уоллоку, которого режиссёр утвердил на роль, увидев его работы в «Великолепной семёрке» и «Войне на Диком Западе».

Проект стал для Леоне трудным и конфликтным. Помимо «трудностей перевода» и проблем со сценарием, съёмки продолжались больше трёх месяцев, в самое жаркое время. Клинт Иствуд часто жаловался и критиковал Леоне за затянутый съёмочный процесс, что привело к натянутым отношениям между актёром и режиссёром. Впоследствии вместе они не работали. Гонорар Клинта составил баснословные по тем временам 250 тыс. долларов, что Серджио Леоне считал несопоставимым с вкладом Иствуда в фильм. Также режиссёр поссорился с одним из авторов идеи фильма, Лучано Винценцони.

Сцена взорванного моста тоже далась тяжело. Из-за ошибки он был взорван раньше, чем было нужно, однако быстро восстановлен силами испанской армии, помогавшей на съемках.

Необычный, трёхчасовой, разобранный на цитаты и наполненный жестокостью спагети-вестерн получил признание лишь в 80-ых. В настоящее время «Хороший, плохой, злой» признан лучшим вестерном из всех, по мнению многих тематических сайтов, списков критиков и рекомендаций режиссёров. Бессмертная заглавная тема Эннио Морриконе известна даже тем, кто ни разу не смотрел фильм. Группа «Metallica» открывает каждый свой концерт со вступления «The Good, The Bad, The Ugly». Зрители также не дают Долларовой трилогии пасть в забвение, цитируя героев по поводу и без, иронично насмехаясь над образом Клинта Иствуда.

Такое влияние обещает долгую жизнь творениям итальянского режиссёра.

Вытащив из болота целый жанр, подарив безоблачную карьеру Клинту Иствуду, спустя годы Серджио Леоне снял культовый фильм «Однажды в Америке», где прощался со всеми иллюзиями молодости. 30 апреля 1989 года Леоне умер от инфаркта миокарда, сидя перед телевизором. За всю свою жизнь он так и не выучил английский язык.

Клинт Иствуд продолжил свой путь, иногда вспоминая своего персонажа в фильмах о Грязном Гарри; и несмотря на то, что прошло уже более 50 лет, образ созданный им в фильмах Леоне, фирменный прищур глаз, шляпа и сигары, которые он никогда не курил навсегда останутся обложкой жанра спагетти-вестерн.