«Рассказ служанки»: Девушка и тоталитаризм
26 апреля 2017
Перед выходом сериала «Рассказ служанки» Синемафия рассказывает, почему его никак нельзя пропускать.
26 апреля канал Hulu запускает свой самый амбициозный на сегодняшний день проект — экранизацию романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». Сериал, состоящий из десяти эпизодов, рискует затеряться где-то между «Твин Пиксом», третьим сезоном «Лучше звоните Солу», третьим же сезоном «Фарго» и первым — «Американских богов», но все же пропускать его никак нельзя.
Канадка Маргарет Этвуд опубликовала свой роман «Рассказ служанки» (название, отсылающее к «Кентерберийским рассказам» Джеффри Чосера) в 1985 году. Это антиутопия, действие которой происходит в республике Гилеад, которая когда-то была Америкой. Главная героиня книги, от лица которой ведется повествование, когда-то имела собственное имя, но теперь ее зовут Оффред — «принадлежащая Фреду», так же, как других Служанок зовут Офглен и Офуоррен. У нее был муж и ребенок, но семьи тоже больше нет, так как теперь вторые браки считаются прелюбодеянием. Служанки — каста женщин, используемых исключительно для того, чтобы рожать детей для бездетных представителей высших слоев. Если за три месяца это не удалось осуществить с одним хозяином, то Служанка переходит к другому и, соответственно, меняет имя. Если же у нее родился здоровый ребенок, то она также переходит к другому хозяину. Они одеты в одинаковые красные платья и плащи, а на головах капоры, «белые крылышки», не позволяющие им смотреть по сторонам и не позволяющие прохожим видеть их лица. Косметика, модная одежда, нижнее белье, колготки — все это признано греховным и неподобающим. При этом им повезло намного больше, чем Неженщинам, отправленным трудиться в колонии. Кроме них, существуют Тетки, обучающие Служанок в Красном центре, Марфы, выполняющие функции домработниц, Эконожены, которым повезло оказаться в первом законном браке, и Иезавели, представительницы древнейшей профессии. Последние раньше были учительницами и юристами, но когда перед ними встал выбор между колонией и борделем — предпочли последнее. Более привилегированную позицию занимают Жены Командоров, но и они, как и все женщины, не имеют права ни на что, кроме как заниматься домом. Мужчины делятся на Командоров, представляющих правящий класс, и солдат, следящих за соблюдением порядка. Командор, в семью которого попала Оффред (в русском переводе Фредова, но переводить на русский имена, пусть даже и символические, кажется не совсем корректным), казалось бы, имеет совершенно все, но его тайным желанием оказывается игра в скраббл — ведь книги теперь тоже запрещены.
Каждый из персонажей в той или иной степени несчастен, и каждого из них жаль, даже тех, кому сочувствовать довольно проблематично — как и при любом крупном перевороте, победителей здесь нет, только проигравшие. Одним из главных достоинств книги, помимо того, что она крайне легко и быстро читается, является то, что Этвуд не придумывает ничего особо фантастического. Например, в современном мире, когда все больше людей предпочитают расплачиваться кредитными картами, ситуация, в которой группа религиозных фанатиков оставляет определенные слои общества без денег за три секунды, просто заблокировав счета на кредитках, очень и очень реальна. Многие ставят роман в один ряд с «Дивным новым миром» Олдоса Хаксли, и его идеи до сих пор имеют сильный резонанс.
Фильм Фолькера Шлендорфа по сценарию Гарольда Пинтера, к сожалению, нельзя назвать полноценной экранизацией. Утрачено много важных деталей, например, белые капоры Служанок, сюжет и характеры переиначены, а атмосфера скорее напоминает футуристические боевики 80-х, вошедшие в моду после «Терминатора». Наташа Ричардсон слишком красива и раскрепощена для своей роли, а персонажи общаются слишком свободно для тех, кто уже давно живет под гнетом. Кроме этого фильма существуют только радиопостановки, аудиокнига, начитанная Клэр Дейнс, балет и моноспектакль, так что роман Этвуд ждет адекватного воплощения на экране уже давно. Промо материалы сериала выглядят весьма обнадеживающе — по крайней мере, ничего принципиально важного не изменено, и не покидавшее во время чтения книги ощущение загнанности не только сохранено, но даже усилено.
Рид Морано, режиссировавшая три первых эпизода, более известна как оператор независимого кино. На ее счету «Замерзшая река» с Мелиссой Лео, «Убей своих любимых» с Дэниэлом Рэдклиффом и Дэйном ДеХааном и «Близнецы» с Кристен Уиг, также она снимала «Винил» и «В поиске» для HBO. В силу того, что в режиссерском кресле оператор, визуальная составляющая становится важнее, чем когда-либо, и прямую речь из книги заменяют не только войсовер, но и сверхкрупные планы. Актерский состав весьма обнадеживающий — вряд ли сейчас на роль Оффред кто-то подходит больше, чем Элизабет Мосс, за несколько лет прошедшая путь от известной телевизионной актрисы до любимицы всех заметных инди-режиссеров. То же можно сказать и про Энн Дауд, которая внешне идеально подходит под то описание, которое Этвуд давала для Тетки Лидии. Джозеф Файнс моложе Командора из книги, как и Ивонн Страховски очень сильно моложе Серены Джой, но в данном случае возраст персонажей не имеет принципиального значения, а бездетными можно быть по разным причинам. На стадии кастинга больше всего критики получил выбор Самиры Уайли на роль Мойры, подруги Оффред из ее прошлой жизни, и дело даже не в том, что когда роль европейки получает темнокожая актриса, это автоматически кажется данью политкорректности. По книге, в Галааде все афроамериканцы объявлены Сынами Хама и перемещены в резервации, то есть Служанка никак не могла быть темнокожей. Исполнительные продюсеры сериала заверили, что это было обусловлено тем, что сериал, все актеры которого являются европейцами, может быть обвинен в расизме. Кроме того, это решение было вынесено совместно с Этвуд, собственноручно адаптировавшей свое произведение для телевидения. В целом сериал не будет сильно завязан на литературном источнике, много внимания уделено событиям, вынесенным за скобки, например, судьбе семьи Оффред, о которой она могла только предполагать. Благодаря этому, созданное писательницей тоталитарное государство показано более детально и правдоподобно.
Журналистам уже продемонстрированы три первых серии (которые выйдут единовременно), и реакция пока колеблется от положительной до восторженной. Если верить им, сериал пока оправдывает высокие ожидания, и если так будет на протяжении всех десяти серий, то он может стать одним из лучших в этом уже сильном телесезоне. Грамотная экранизация сложного литературного произведения — большая редкость на сегодняшний день, и очень хочется, чтобы здесь все получилось, потому что книга определенно этого стоит, причем не только в силу своей актуальности.