Из серии фотографий Евгения Халдея, сделанных 2 мая

Кинорулетка: Знамя Победы

28 апреля 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

30 апреля 1945 года, в 22−00 по берлинскому времени (и 1 мая в полночь — по московскому) на крыше здания рейхстага был водружен штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии. Именно ему — Знамени Победы — мы посвящаем наш новый выпуск кинорулетки!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Судьба человека» (1959)

Режиссёр: Сергей Бондарчук

В ролях: Сергей Бондарчук, Зинаида Кириенко, Павел Волков, Юрий Аверин, Павел Полунин

О чём: картина о нелёгкой судьбе Андрея Соколова, у которого война забрала многое, но не лишила его главного — способности оставаться Человеком!

Знамя Победы: экранизация рассказа Михаила Шолохова о судьбе простого человека на войне. Это одно из лучших произведений на тему Великой Отечественной Войны. Я прочитала его впервые в рамках школьной программы, но понравился рассказ настолько, что я ещё не раз возвращалась к этому тексту. Фильм ни в чём не уступает литературному источнику, изображая тягости военного времени, потерю близких, пребывание в плену и то, как человек пытается вернуться к обычной жизни после всего вышеперечисленного.

Почему: режиссёрский дебют Сергея Бондарчука с ним же в главной роли по сей день остаётся одним из лучших советских фильмов о войне. Он не показушно пафосный, а честный и светлый. Наблюдать за стойкостью Андрея Соколова можно с гордостью, ведь в нём сосредоточен собирательный образ русского человека и патриота. В картине мы не увидим кровавых масштабных сражений, но они в этой истории были бы ни к чему — всё-таки главной темой здесь остаётся подвиг отдельно взятого человека на войне.

Через историю конкретной личности нам показаны стойкость и мужество целого народа, причём показаны так, что фильм приятно смотреть даже спустя более чем полвека после его создания. В финале невозможно сдержать слёзы при виде мужчины и мальчика, которые потеряли всё, но нашли друг друга и обрели надежду на счастливое будущее!

«Бесславные ублюдки» (Inglourious Basterds, 2009)

Режиссёры: Квентин Тарантино, Элай Рот (фильм в фильме)

В ролях: Брэд Питт, Кристоф Вальц, Мелани Лоран, Даниэль Брюль, Диана Крюгер, Майкл Фассбендер, Тиль Швайгер, Майк Майерс

О чём: бесславными ублюдками окрестили особый спецотряд американских солдат, которые выступают против немецких войск на территории оккупированной Франции. Члены отряда с врагами не церемонятся — они снимают с них скальпы. Но главной миссией «ублюдков» становится убийство самого Гитлера.

Знамя Победы: совершенно переиначенная версия победы в борьбе с фашизмом, где-то самое Знамя отсутствует — Третий рейх погибает, в буквальном смысле, от кинематографа, а вернее в кинозале от рук мстящей за гибель семьи еврейки. Но, несмотря на вымысел сценариста, в центре сюжета всё-таки Вторая Мировая.

Почему: Тарантино писал сценарий этой картины около 10 лет. В итоге получилась некая смесь европейского кино, спагетти-вестернов и комедий о войне, снятая в соответствии с уникальным видением режиссёра. Тарантино, между прочим, намеренно играет в своей ленте с ожиданиями зрителя, так что предугадать то или иное развитие событий практически невозможно. Фильм вышел многожанровый, а виртуозность сценария заслуживает отдельной похвалы — такими блестяще прописанными диалогами ранее не могли похвастаться ленты Тарантино, хоть в сценарном мастерстве он и настоящий профи!

Актёрская команда уникальная и потрясающая, но Кристоф Вальц недаром получил за свою роль в этом фильме «Оскар» — его персонаж, несмотря на злодейскую сущность, приковывает всё внимание зрителей. Так что благодаря «Бесславным ублюдкам» для Кристофа открылась дверь в большое кино, что тоже несомненный плюс ленты. В своё время после премьеры на Каннском кинофестивале фильм вызвал у критиков полярные мнения, но это не отменят тот факт, что Таратино снимает совершенно незаурядные картины, поражающие зрителя.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«В августе 44-го» (2001)

Режиссёр: Михаил Пташук

В ролях: Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников, Алексей Петренко

О чём: На территории освобождённой Белоруссии орудует диверсионная группа, передающая информацию врагу. На их поиски отправлен отряд разведчиков во главе с героем Евгения Миронова.

Знамя Победы: Действие фильма происходит незадолго до дня Победы. В августе 44-го ещё не знали, что долгожданная, спасительная Победа придёт через считанные месяцы.

Почему: Не считая советских фильмов, «В августе 44-го» — один из самых популярных отечественных фильмов о войне. Герои уже давно знакомы, равно как и финал, но история рпазведчиков, ведущих расследование на белорусской земле каждый раз смотрится с удовольствием. Ну и «бабушка приехала» — бесценно.

«Диверсант. Конец войны» (2007)

Режиссёр: Игорь Зайцев

В ролях: Владислав Галкин, Кирилл Плетнёв, Алексей Бардуков, Владимир Меньшов, Олег Табаков, Михаил Ефремов

О чём: Продолжение повести о трио диверсантов, действующих в тылу врага. На этот раз Калтыгин, Бобриков и Филатов должны обезвредить отряд фрицев в Крыму. На их пути встречается множество преград, но самое главное испытание предстоит им после войны. Каждому судьба приготовила свою дорогу, а вот встретятся ли они вновь — это и предстоит выяснить зрителю мини-сериала.

Знамя Победы: Герои встречают «Конец войны» в Берлине, куда особенно ръяно рвался Бобриков по личным причинам. А что значит конец войны для диверсанта? Больше знают, больше других умеют. Им всегда найдётся применение, даже в мирное время.

Почему: Так совпало, что оба предложенных мною фильма могут похвастаться присутствием в них Владислава Галкина. Харизматичный артист и одна из лучших его ролей. А ещё скоро в прокат выходит фильм с Кириллом Плетнёвым о Блокаде Ленинграда. Хороший повод увидеть его работу десятилетней давности.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Берлин» (1945)

Режиссёр: Юлий Райзман, Елизавета Свилова

О чём: докумантальный фильм (или «историческая хроника», как написано в титрах) о Берлинской операции.

Знамя Победы: не существует кинохроники, запечатлевшей сам процесс водружения знамени над рейхстагом; однако кадры с советским знаменем над рейхстагом (не только тем самым) в фильме есть.

Почему: закадровый текст бравурно ведет зрителя от начала операции к самому её концу — к капитуляции германских вооруженных сил, под аккомпанемент кадров, снятых операторами 1 Белорусского и 1 Украинского фронтов. И ни один художественный фильм не сравнится с документальной хроникой — тут дело даже не в том, что творцы к духу времени и исторической правда подходят креативно (в конце концов, историческая правда, как и красота — подчас в глазах смотрящего).; просто если в любом фильме ты можешь утешать себя тем, что автор преувеличил масштаб и на самом деле такого не было — тут это сделать не получится, и вся мощь истории обрушивается на тебя неотвратимо, как лавина.

«Падение Берлина» (1949)

Режиссёр: Михаил Чиаурели

В ролях: Михаил Геловани, Борис Андреев, Алексей Грибов, Николай Рыжов, Максим Штраух, Марина Ковалёва, Гавриил Белов, Рубен Симонов, Борис Ливанов, Верико Анджапаридзе, Софья Гиацинтова

О чём: двухсерийное эпическое полотно о Великой Отечественной Войне, рассказывающее историю сталевара Алексея Иванова, от его встречи со Сталиным перед войной до встречи с ним же — в освобожденном Берлине.

Знамя Победы: одна из сцен посвящена водружению знамени на рейхстаг; главный герой оказывается одним из тех, кто помогает Егорову и Кантарии.

Почему: снятый в 1949 году фильм получил Сталинскую премию (ну еще бы не), а в 1953 был снят с показа в кинотеатрах, а в 1956 году — запрещен после доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде, включавшей такой пассаж:

Вспомним хотя бы картину «Падение Берлина». Там действует один Сталин: он дает указания в зале с пустыми стульями, и только один человек приходит к нему и что-то доносит — это Поскребышев, неизменный его оруженосец.

А где же военное руководство? Где же Политбюро? Где Правительство? Что они делают и чем занимаются? Этого в картине нет. Сталин один действует за всех, не считаясь и не советуясь ни с кем. В таком извращенном виде все это показано народу.

Уже на излете существования Советского Союза фильм был восстановлен и показан — во всеё своей мессианской красоте; потому что, конечно, это в первую очередь фильм религиозный, о восхвалении божества, а уже потом — что угодно другое, художественный, исторический, вот это всё. Под музыку Шостаковича, к тому же. Великолепный документ эпохи, ни прибавить, ни убавить; если бы такого фильма не было — его бы следовало выдумать.

«Освобождение. Фильм пятый — Последний штурм» (1971)

Режиссёр: Юрий Озеров

В ролях: Михаил Ульянов, Василий Шукшин, Николай Олялин, Лариса Голубкина, Михаил Ножкин

О чём: заключительная часть киноэпопеи Юрия Озерова, посвященная последним дням войны.

Знамя Победы: «быстрей знамя, знамя давай!» генерал-полковника Кузнецова — именно о нем; сцена с водружением знамени дана глазами умирающего.

Почему: самая, наверное, масштабная из лент о Великой Отечественной; если пятый фильм охватывает несколько дней, то вся киноэпопея — 2 года войны, от Курской дуги до Берлина. Удивительным образом за почти 50 лет фильм не устарел — он и сейчас смотрится отлично: поверьте человеку, который смотрел все шесть частей без перерыва, и я такая не одна.

Даже если вы не смотрели фильм — то песню из него вы знаете точно.

Михаил Ульянов, играющий Жукова (и который будет его играть теперь всю жизнь) — состаренный гримом, чтобы играть роль маршала, — смог передать тот самый железный нерв, который только и может сделать человека военачальником, о котором легенды ходить будут; тот самый редкий случай, когда масштаб актера смог справиться с масштабом историчской личности.