Кинорулетка: День радио

5 мая 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

«Мой знакомый маньяк принимает „Маяк“ и мешает принять мне мышьяк» — или же выпуск кинорулетки, посвященный Дню радио! Этот праздник отмечается ежегодно 7 мая, в годовщину того дня, когда Александр Попов представил своё изобретение и провел первый сеанс радиосвязи.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«День радио» (2008)

Режиссёр: Дмитрий Дьяченко

В ролях: Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов, Максим Виторган, Нонна Гришаева, Дмитрий Марьянов, Алексей Кортнев, Михаил Козырев

О чём: На «Как бы радио» аврал — их идею музыкального марафона украли конкуренты, поэтому надо срочно придумывать что-то новое. Идея возникает из ниоткуда, и маленькое судно с животными превращается в терпящий катастрофу лайнер с редкими животными. Которых надо спасать!

День радио: это самый-самый настоящий фильм про радио. С колебателями колебаний, повелителями волн. И отличной музыкой!

Почему: первый спектакль «Квартета И» в кино стал всего лишь вторым после «Дня выборов», но планку не уронил. Не любить ведущих «Как бы радио» невозможно: они спят друг с другом, травятся пирожками, пьют водку в прямом эфире и вообще все молодцы. Фильм просто разодран на цитаты, которые лично я вставляю в обычной речи при каждом удобном случае.

Саундтрек к фильму стал особенной историей — собрать под своим крылом такое количество культовых исполнителей сможет не каждый. А ещё «День радио» можно пересматривать бесконечно — и смеяться каждый раз, как первый, над подкустовым выползнем, перепончатокрылым серпнем, и, конечно, над североамериканским кроликом-занудой. Так расписала, что вот хочется прямо сейчас идти и смотреть.

«Король-рыбак» (The Fisher King, 1991)

Режиссёр: Терри Гиллиам

В ролях: Джефф Бриджес, Робин Уильямс, Мерседес Рул, Аманда Пламмер

О чём: Джек — циничный радиоведущий. Он успешен, амбициозен, строит карьеру. В один момент к нему обращается молодой человек за помощью, на что Джек даёт странный совет. Как итог — парень убивает людей в кафе и самого себя. Карьера Джека рушится, семья и друзья от него отворачиваются. Спустя три года Джек встречает Пэрри, у которого в той трагедии погибла жена, и после этого он живёт в вымышленной реальности и ищет Священный Грааль. Джек решает ему помочь.

День радио: Джек сначала работает на радиостанции, ведёт собственное ток-шоу.

Почему: кажется, что всё, к чему прикасался Робин Уильямс — это сразу шедевр. Но тут сложилось сразу много факторов: и Терри Гиллиам, и Джефф Бриджес, и Мерседес Рул, которая получила за свою роль «Оскар». Трогательный фильм, который в итоге обладает каким-то целительным эффектом — верой в жизнь и людей.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Пустоголовые» (Airheads, 1994)

Режиссёр: Майкл Леманн

В ролях: Брендан Фрэйзер, Стив Бушеми, Адам Сэндлер, Крис Фарли, Джадд Нельсон, Эрни Хадсон, Эми Локейн

О чём: Трое приятелей, Чез, Рекс и Пип, играют в рок-группе «Одинокие рейнджеры» и пытаются достичь популярности. Отчаявшись, парни решают инсценировать захват радиостанции с единственной целью — заставить ди-джея поставить в эфир кассету с их записью. Но ситуация оборачивается тем, что теперь их всерьез принимают за террористов…

День Радио: Собственно, 90% действия фильма происходит на той самой злосчастной радиостанции.

Почему: Когда тебя просят вспомнить хорошие фильмы о музыкантах, то «Пустоголовые» точно не окажутся среди первых кандидатов на то, чтобы срочно кому-то посоветовать их посмотреть. А зря. Во-первых, этот фильм снят в то время, когда наивные и мало реалистичные повороты сюжета еще не вызывали в зрителях большого отторжения. Творящийся на экране абсурд принимался как допущение и все эти нелепости сейчас, по истечении более двадцати лет, мы вполне можем назвать милыми. Одним словом — это комедия начала 90-х, та самая, «теплая, ламповая»!

Во-вторых, в фильме занята целая россыпь известных актеров, судьба которых впоследствии сложилась по-разному. Еще совсем молодой красавчик Брендан Фрейзер (и у него еще впереди «Мумия» и «Ослепленный желаниями»), начинающий Адам Сэндлер (он здесь на втором плане, но уже скоро утопит зрителей в своих бесконечных комедиях разной степени удачности), а также великолепный Стив Бушеми (который еще успеет стать серьезным характерным актером, а пока просто валяет дурака в роли придурка-музыканта). Плюс камео известных рокеров Роба Зомби и Лемми Килмистера, а также море рок-музыки! На какие-либо премии этот фильм, само собой, не тянет, но как приятный пустячок из прошлого — работает на все сто!

«Неспящие в Сиэттле» (Sleepless in Seattle, 1993)

Режиссёр: Нора Эфрон

В ролях: Том Хэнкс, Мэг Райан, Билл Пуллман, Фрэнсис Конрой, Рита Уилсон, Росс Мэлингер, Рози О'Доннелл

О чём: Журналистка Энни из Балтимора как-то раз включает в машине радио и слышит проникновенный рассказ мальчика Джоны и его отца Сэма из далекого Сиэттла. Сэм рассказывает, как сильно он любил свою умершую жену, а мальчик просит помочь ему найти новую. В импульсивном порыве Энни пишет письмо Сэму, хотя сама, при этом, помолвлена…

День радио: Если бы не радиопередача, то герои бы никогда в жизни не узнали друг о друге.

Почему: Все слова излишни. Одна из известнейших романтических комедий, снятая мастером данного жанра Норой Эфрон. Молодые и прекрасные Том Хэнкс и Мэг Райан играют здесь одни из лучших своих ролей, а сценарий картины получил номинацию на «Оскар». Это один из тех фильмов, которые можно пересматривать бесконечно, даже прекрасно зная сюжет и развязку. Он обладает необъяснимой магией, которая притягивает к экрану и заставляет умиляться различным сценам даже несмотря на некоторые «притянутые за уши» моменты.

Наряду с «Призраком», «Четырьмя свадьбами и одними похоронами» или «Красоткой» это кино является эталоном жанра, который могут смотреть даже иные прожженные циники, в принципе не жалующие подобные «розовые сопли». Безусловный шедевр!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Питер FM» (2006)

Режиссёр: Оксана Бычкова

В ролях: Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Ирина Рахманова, Евгений Кулаков, Татьяна Кравченко, Артём Семакин, Владимир Машков

О чём: Маша работает диджеем на радио и готовится к скорой свадьбе. Максим вот-вот должен уехать в Германию, чтобы получить там должность архитектора. Судьба случайно сводит двух героев, когда Маша теряет свой телефон, а Максим его находит. Общаясь друг с другом посредством звонков, молодые люди начинают сомневаться в правильности принятых решений. Вот только встреча Маши и Максима всё никак не случится из-за нелепых случайностей…

День радио: даже название фильма напрямую связано с радио. Ну и ко всему прочему Маша по сюжету — ведущая радиоэфиров, которая умеет найти подход к слушателям, отчего её программы пользуются популярностью.

Почему: очень лиричный и атмосферный фильм для романтиков и любителей Питера. Город тут, безусловно, отдельный персонаж — здесь вам и питерские крыши, и бесчисленные мосты, и уникальная архитектура, и простые жители (многие, кстати, не знали, что их снимают).

В эпизодических ролях отметились именитые российские артисты, и сцены с ними подчёркивают особую атмосферу, царящую в городе. Екатерина Федулова и на тот момент ещё лишь начинающий Евгений Цыганов прочувствовали характеры своих персонажей и изобразили на экране таких понятых многим героев. Ведь каждый хоть раз задавался вопросом: «Правильно ли я поступаю?». Иногда мы страшимся ответа на него, и случайное стечение обстоятельств вполне может помочь на что-то решиться. Режиссёр Оксана Бычкова своей дебютной лентой сотворила то, что не по силам и многим опытным постановщикам — фильм вышел душевный и очень житейский, его приятно пересматривать спустя много лет, в нём чувствуется что-то родное и близкое. А песня «Вне зоны доступа» из саундтрека картины в своё время была настоящим хитом среди молодёжи!

«Идеальный голос» (Pitch Perfect, 2012)

Режиссёр: Джейсон Мур

В ролях: Анна Кендрик, Скайлар Эстин, Ребел Уилсон, Адам Дивайн, Анна Кэмп, Бриттани Сноу, Джон Майкл Хиггинс, Элизабет Бэнкс, Бен Платт

О чём: Бека мечтает стать диджеем, но её отец настаивает, чтобы девушка получила в колледже приличное образование. Приехав в кампус, Бека знакомится с участницами местной, а капелла группы «Барденские Беллы» и, после некоторых сомнений, соглашается вступить в коллектив. Вот только путь к победе окажется непрост, ведь мужская команда «Триальтины» уже давно не уступала никому пальму первенства.

День радио: чтобы хоть как-то приблизиться к профессии диджея, Бека устраивается на студенческую радиостанцию. Правда, для начала ей приходится лишь раскладывать диски по полкам, но вскоре девушке удастся попасть в эфир.

Почему: пение, а капелла — нечто уникальное и потрясающее, и то, как оно воспевается (немного тавтологии) в фильме, вызывает восхищение. Известные хиты в исполнении актрис и актёров приобретают новую жизнь, уникальное звучание, и потому саундтрек ленты полностью входит в число моих любимых композиций. Больше всего зрителю полюбился номер Анны Кендрик со стаканчиком, ставший необычной изюминкой фильма!

К сожалению, есть в картине пара тошнотворных (буквально) моментов, которые способны подпортить общее восхищение от отличного молодёжного музыкального проекта. И всё же «Идеальный голос» завоевал зрительскую любовь, о чём свидетельствуют сиквел и готовящийся к выходу триквел. И лично мне как киноману ещё очень импонирует цитата:«Ты что, не любишь смотреть фильмы? Вообще никакие? Да что с тобой такое? Как можно не любить фильмы?! Это все равно, что не любить… щенков!».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Радиоволна» (Frequency, 2000)

Режиссёр: Грегори Хоблит

В ролях: Деннис Куэйд, Джеймс Кэвизел, Элизабет Митчелл, Ноа Эммерих, Шон Дойл

О чём: два радиолюбителя по фамилии Салливан устанавливают контакт — и вдруг оказывается, что радиоволна прошла не только сквозь пространство — но и сквозь время. Полицейский Джон Салливан, как выясняется, говорит со своим отцом, Фрэнком, погибшим более тридцати лет назад…

День радио: собственно, главный сюжетный ход с радио связан напрямую. Не будь Джон радиолюбителем, как и его отец Фрэнк — как бы еще они пообщались и попытались изменить прошлое?

Почему: Еще не сыгравший Иисуса и не заматеревший Кэвизел составляет отличный экранный дуэт с еще в расцвете сил находящимся Деннисом Куэйдом, при этом находятся они в двух параллельных сюжетных линиях. И отлично передают основную идею фильма- что несмотря на весь фантастический антураж и детективную завязку, главное — это семья, даже разделенная годами. Сентиментальная фантастика — как такое не любить?

В этом году вышел сериал «Радиоволна» — с той же идеей, но другими героями. Он хороший, бойкий, интригу держит… но ощущение от него — как от фальшивой елочной игрушки: всё на месте, а радости никакой. Пересмотрите лучше старый фильм.

«Сыграй мне «Туманно» (Play Misty for me, 1971)

Режиссёр: Клинт Иствуд

В ролях: Клинт Иствуд, Джессика Уолтер, Донна Миллс, Джон Ларч

О чём: история о том, что не надо связываться с сумасшедшими. Сегодня они просят тебя поставить им джазовую вещицу «Туманно» в эфире, завтра находят твой любимый бар, послезавтра заводят с тобой роман, а потом и убивать начинают. Именно это и случилось с ведущим ночного эфира Дэйвом, на свою голову связавшимся с поклонницей.

День радио: главный герой — диджей на местной радиостанции, ведет ночные эфиры.

Почему: режиссёрский дебют Клинта Иствуда можно отнести к самым удачным дебютам актера в режиссёрском кресле. Во-первых, в кинотеатрах фильм собрал в 10 раз больше собственного бюджета (и это только в США); во-вторых, проложил дорогу доброму десятку назидательных фильмов о том, что не надо связываться со странными тетеньками (и оказался лучшим на фоне даже хороших эпигонов). К тому же Иствуд оказался хорош в планировании: на съемках он сэкономил 50 тысяч из милионного бюджета и 5 съемочных дней.

Иствуд настоял, чтобы съемки были перенесены из Лос-Анджелеса в город Кармел-на-море, в котором он жил; в итоге он с легкостью снимал в местных барах, на радио и в домах у друзей (а 15 лет спустя Клинт станет мэром этого города, кстати).

Но это, конечно, сугубо энциклопедические причины смотреть фильм; главная же — это отличный триллер, до сих пор не потерявший своей актуальности. Смените диджея на стримера — и ничего по сути не изменится, сталкер — это всё еще страшно.

Фильм известен у нас также под названием «Сыграй мне перед смертью» (более завлекательным, но слишком уж прямолинейно-глупым).

«Доброе утро, Вьетнам» (Good Morning, Vietnam, 1987)

Режиссёр: Барри Левинсон

В ролях: Робин Уильямс, Форест Уитакер, Бруно Кёрби, Дж.Т. Уолш, Роберт Вул, Ричард Портноу, Тунг Тхань Чан

О чём: в 1965 году Эдриан Кронауэр прибывает в Сайгон для работы на вещающем для американских военных радио. Для сторонников сторогого следования уставу и правилам Кронауэр — бельмо на глазу, но слушателям приходится по нраву его смесь шуток и рок-н-ролла в эфире.

День радио: собственно, все уже сказано — главный герой работает на радио, а название фильма — его фирменное приветствие, которое непременно надо прокричать в эфире.

Почему: У нас в рубрике — первый случай, когда два автора сговорились и вдвоем написали о фильме!

Алексей КуртышевОдин из тех фильмов, в которых актеры играют, будто живут, где события происходят не по воле сюжета, хоть, возможно, и запутанного, но все же предсказуемого. Начиная просмотр фильма, готовьтесь отправится в Сайгон образца 1965 года под аккомпанемент невероятной Рок-н-ролльной музыки. Музыка в фильме играет особую роль — часто радостная она противопоставляется тому, что происходит на экране. Это не веселая картина, которая романтизирует войну во Вьетнаме, совсем нет, она о людях, причем с обеих сторон конфликта, о человеческих чувствах и обычной жизни, насколько жизнь может быть обычной в демилитаризованной зоне. Мастерский сценарий, воплощенный отличной работой актеров, где очень хочется отметить Фореста Уитакера, который сейчас и не собирается уходить из большого популярного кино. Вне всякого сомнения неподражаемый Робин Уильмс, такая безумная энергетика от его персонажа не может не впечатлять.

Ольга Володина«Доброе утро, Вьетнам» был одним из первых относительно свежих американских фильмов, показанных по центральному российскому ТВ в самом начале 90-х — была такая рубрика на второй кнопке (тогда еще называвшейся «РТР»), когда по воскресеньям вечером показывали один новый (ну, практически) американский фильм в неделю. Как тогда он казался каким-то откровением и окном в новый мир — а что, на радио можно и вот так?! — так и сейчас это чувство не отпускает, и главная заслуга в этом, конечно — неповторимого Уильямса.

У Робина Уильямса был дар — создавать ярких, неординарных персонажей с золотым сердцем. И его Кронауэр такой же — человек-праздник для окружающих, человек с добрыми намеренями и разбитым сердцем внутри.

Нам тебя очень не хватает, Робин.