«Чужой» Ридли Скотта вновь на большом экране

7 мая 2017

Компания ИНОЕКИНО 12−13 мая покажет в российских городах фильм «Чужой» на большом экране.

В середине мая свершится событие, которое наверняка не пропустит заядлый киноман, фанат франшизы или зритель, хоть раз смотревший картину Ридли Скотта на видеомагнитофоне, но мечтающий увидеть легендарного ксеноморфа на большом экране. Компания «ИНОЕКИНО» вновь предоставит такую возможность, вернув «Чужого» в кинотеатры. Как всегда, показ будет сопровождать оригинальная звуковая дорожка на английском языке и русские субтитры.

12−13 мая показы классики фантастического хоррора озарят своим светом следующие города и кинотеатры (их в этот раз много):

  • Санкт-Петербург («Аврора»)
  • Москва («Формула Кино Горизонт»)
  • Екатеринбург («Колизей»)
  • Новосибирск («Победа»)
  • Омск («Слава»)
  • Пенза («Современник»)
  • Воронеж («Спартак»)

«Чужой» (Alien, 1979)

Режиссёр: Ридли Скотт

В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон, Вероника Картрайт, Яфет Котто

Сюжет «Чужого» весьма прост (на первый взгляд) — грузовой корабль с мирно спящими в анабиозе работягами летит к Земле, однако по пути команду «будит» сигнал бедствия, исходящий с незнакомой планеты. Инструкции предписывают команде обследовать место, откуда исходит S.O.S. На планете они обнаруживают форму жизни, которой вот уже почти сорок лет ужасаются и восхищаются все киноманы планеты Земля.

В ХХ веке, который был вообще богат на события, одни из самых ярких были связаны с космосом. Полёт Гагарина, выход Армстронга на поверхность Луны, всё это повлияло на становление людей в целом, а уж какой простор для вдохновения и фантазии для художника! Казалось бы, снять нечто новое почти сразу после «Звёздных войн» и «Космической одиссеи» — безумие, ан нет — Ридли Скотту удалось.

Тогда ещё мало кому известный режиссёр создал каноничное изображение хоррора в космосе, на которое равняются и нынешние кинематографисты (это про «Живое», да-да). «Чужой» впервые красочно описал опасения закостенелых параноиков, ожидающих от космоса и внеземных цивилизациий примерно того же приёма, который оказал ксеноморф экипажу корабля «Ностромо». Это в известной степени роднит картину Скотта с «Космической Одиссеей» Стэнли Кубрика, с той лишь разницей, что Кубрик всё же опасался угрозы внутренней, а не внешней. С течением времени оказалось, что взгляд в ужасающую перспективу Вселенной актуален до сих пор. Люди продолжают дрожать от страха при мысли о контакте с враждебной внеземной цивилизацией. Своеобразным символом такого страха стал пришелец-ксеноморф, нарисованный Гансом Рудольфом Гигером («Особь»).

Создавая историю, сценаристы Дэн О’Беннон и Рональд Шусетт вдохновлялись фантастическими рассказами первой половины XX века. Сценарий претерпевал бесчисленные изменения, и на определённом этапе появилась главная героиня- женщина, хотя сценаристы подчёркивали, что каждый персонаж универсален и будет он сыгран женщиной или мужчиной — не так уж важно. В новом веке женских персонажей, способных справиться с чем угодно, предостаточно: вспомнить хоть Фуриосу, Сару Коннор, героинь Скарлетт Йоханссон. Так вот — лейтенант Рипли задала всему это соцветию тон и стиль.

Героиня Сигурни Уивер проявляет силу и стойкость характера в ситуации, с которой не справился бы и сам Шварценеггер (справился, но опоздал лет на двадцать). Огромный плотоядный пришелец, с кислотой вместо крови, слоняющийся по кораблю и пожирающий сотоварищей — а Эллен Рипли не растерялась, тем самым войдя во всевозможные списки лучших персонажей, а заодно открыв долгую и успешную карьеру неизвестной актрисе Сигурни Уивер, утверждённой на роль уже в момент монтажа декораций (сделанных за три копейки, чуть ли не из мусора).

За создание, технологию и моделирование образа ксеноморфа «Чужой» получил «Оскара». В следующем фильме Сигурни Уивер получила номинацию за лучшую женскую роль, первая среди актрис фантастических фильмов.

Первый «Чужой» положил начало целой культуре. Фильмы, видеоигры, фестивали — где только не побывала лапа ксеноморфов. В русскоязычном интернете тоже нашлось применение.

Ридли Скотт в дальнейшем снял безумное количество культовых фильмов, среди которых и фантастический фильм «Бегущий по лезвию», в котором режиссёр поднимает проблему ИИ и уже внутренней угрозы человечеству. Спустя столько лет режиссёр вернулся к франшизе о ксеноморфе: мы уже увидели выхолощенный и чересчур расчётливый «Прометей», а в мае выходит пятая часть о враждебном пришельце. Пора пересматривать предыдущие части, снятые именитыми режиссёрами (Кэмерон, Финчер), а начать можно с просмотра первого фильма на большом экране. Главное сильно не кричать — в космосе никто не услышит.