Каннский фестиваль: Большие свиньи, ветреная река, Элвис и Годар

21 мая 2017

Продолжаем наш обзор фильмов проходящего сейчас Каннского кинофестиваля.

Второй рассказ о фильмах получился разнообразным: тут и долгожданная «Окча», и документальный фильм про США, и наши личные фавориты -«Молодой Годар» и «Ветреная река». Каннский фестиваль набирает обороты, очереди увеличиваются, охрана ужесточается, уровень звезд все выше и выше.

«Окча», Пон Чжун-Хо

Корейский режиссер, известный российскому зрителю по фильму-антиутопии «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон, приехал в Канны с необычной картиной об огромных свиньях. Актерский состав, как и в прошлый раз, исключительно звездный: Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол, Пол Дано, Лили Коллинз и корейские актеры Ан Со-хен и Стивен Ян. «Окча» уже разделила критиков: кому-то фильм показался слишком детским и неуместным для такого серьезного фестиваля, кто-то отмечал заметное превосходство прошлой антиутопии, Screen Jury Grid оценивает фильм в 2.3 балла из 4 — для Канн это такой середнячок. Но я нахожусь среди тех, кому фильм понравился, и во многом потому, что в конце не воздает плохим по заслугам, а наоборот, устраивает их жизнь лучшим способом. Хорошим остается довольствоваться пирровой победой.

Пон Чжун-Хо на Каннском фестивале. Фото Надежды Вознесенской

Итак, сюжет (постараемся без спойлеров). Новая глава огромной агрикультурной корпорации Люси Мирандо (Тильда Суинтон) объявляет о смене ценностей компании и о новом долговременном конкурсе, который должен изменить не только имидж фирмы в глазах потребителей, но и мир. Основой проекта стала необычная большая свинья, найденная в деревушке в Чили и ее 26 искусственно выведенных потомков: эти поросята отправились к фермерам в разные страны, чтобы они на основе своих традиций вырастили самую лучшую свинью. Выбирать победителя будет эксцентричный телеведущий в исполнении Джейка Джилленхола. После этого фильм переносится на 10 лет вперед: в южнокорейских лесах живет девочка и Окча — выросшая до невероятных размеров и прирученная свинья. Настало время отправить Окчу на конкурс в Нью-Йорк, но девочка и хозяйка свиньи, Моджи, не хочет с ней расставаться. Во время перевозки Окчи она пытается вернуть питомца себе, и в этом ей неожиданно помогают таинственные лица в масках (тут надо отметить, какие же у Пола Дано выразительные глаза, когда из-за маски видно только их). Это — эко-организация, уже более 40 лет спасающая животных от эксплуатации. Дальше начинаются спойлеры, поэтому предлагаем вам насладиться фильмом самостоятельно: о российском кинопрокате пока ничего не известно, но на Netflix он выходит уже 28 июня.

Тильда Суинтон раздает аатографы. Фото — Надежды Вознесенской

Кстати, на фильмы от Netflix в Каннах реагируют не очень приятно — фильмы могут не допустить в следующем году до участия в фестивале, если картины производства Netflix не пойдут в широком прокате во Франции. Чего, конечно же, не случится, поэтому ситуация неоднозначная и подвешенная в воздухе. Но вернемся к фильму.

Главным достоинством фильма являются его актеры. Тильда вновь играет сестер-близнецов, которые борются за управление компанией; Джейк Джилленхол неожиданно стал не то Эйсом Вентурой, не то Николаем Дроздовым, только с негативным оттенком; Ан Со-хен достойна отдельных аплодисментов за сцены в сеульском офисе компании «Мирандо». Неожиданным приятным дополнением стал саундтрек — в какой-то момент подумалось, что его писали Брегович в паре с Кустурицей: те же мотивы, тот же задор. «Окча», как и «Сквозь снег», не пытается отвечать на вопросы о том, что происходит сейчас: тут необходимо заглянуть в прошлое, чтобы понять, как мы до этого дошли, а потом уже задуматься о будущем, и что делать, чтобы не допустить подобного. Режиссер явно не поддерживает радикализм некоторых эко-фанатиков: в фильме они выглядят запутавшимися, карикатурными, готовыми на многое ради благой цели, но в итоге проигрывающими. Наоборот, для Пона важна личность одного человека, который отважится рискнуть и пойти против целой корпорации. Для азиатской культуры это определенный вызов — у них в менталитете заложено преимущество общественного над личным. Такая смена ценностей скорее говорит не о возможности перейти на западный образ мысли, но о желании становиться лучше в рамках своей культуры. Раскрывать смыслы в «Окче» — определенное удовольствие, но уже после просмотра фильма, а в зале кинотеатра (или точнее, у экрана ТВ или компьютера) рациональному началу стоит уступить эмоциям — они будут разные, меняющиеся, но в любом случае удивляющие.

Джейк Джилленхол в Каннах. Фото — Надежды Вознесенской

«Земля обетованная», Юджин Джареки

Документальный фильм американского режиссера об Элвисе Пресли и современной Америке. На первый взгляд, между этими двумя нет ничего общего, но режиссер так не считает. Для американской культуры Элвис — не просто культовая фигура, он стал почти что культурным героем, изменившим сознание многих американцев и перевернувшим историю США. Элвис стал воплощением американской мечты — подняться из низов до самой вершины. При этом же Элвис стал лицом права на счастье — того, о котором говорили еще отцы-основатели в Декларации независимости. Режиссер на роллс-ройсе короля рок-н-ролла проезжает по самым главным точкам в жизни Элвиса — Тупело, Мемфис, Голливуд, Лас-Вегас. Он разговаривает с людьми, которые знали Элвиса, он приглашает в свой роллс-ройс разных музыкантов, его собеседниками становятся известные актеры: Эштон Кутчер, Алек Болдуин, Итан Хоук. Последний, кстати, выступил не только продюсером фильма, но и высказал, кажется, главную мысль картины: Элвис всегда гнался за деньгами, он выбирал не свободу, не творчество, а именно деньги. И нам предлагается, наверное, понять: предал ли Пресли свой образ американской мечты или же он изменил ее? Из-за него ли современные США ассоциируются с капитализмом, а не с демократией или свободой? Нам предлагается пройти путем Элвиса — от жизни в афроамериканском квартале и переезде в Мемфис, который стал центром смешения различных культур и который и сделал из Пресли короля рок-н-ролла, до мировой славы, а затем резкого падения и смерти. Движется ли Америка этим же путем, и что станет ее ахиллесовой пятой? Судя по частоте мелькания в кадре Дональда Трампа — камень в его огород.

«Молодой Годар», Мишель Хазанавичус

Нового фильма французского режиссера в Каннах ждали с некоторым опасением — все же после удачного «Артиста» у него вышел не очень хорошо принятый критиками «Поиск». Но, видимо, у Хазанавичуса нашлась своя «специализация» — фильмы о кино. В роли легендарного Жан-Люка Годара — любимец французской публики Луи Гаррель. Его перевоплощение из молодого красавца в уставшего режиссера просто превосходно. Даже меня он не смог оставить равнодушной (хотя до этого я к Гареллю относилась вполне спокойно). В дуэте с ним Стейси Мартин — молодая 19-летняя супруга режиссера в исполнении звезды «Нимфоманки» получилась настоящей молодой актрисой, которая смогла сразить мужчину, но не смогла его удержать (но пока мы об этом не будем).

История начинается с выпуска фильма «Китаянка» — Годар задумал тур по Китаю в поддержку фильма вместе со своей молодой женой, исполнительницей главной роли в фильме, Анной Вяземски. Параллельно в Париже набирают обороты студенческие волнения: по улицам прокатываются волны протеста, в которых принимают участие и наши герои.

Луи Гаррель (исполнитель роли Годара). Фото — Надежда Вознесенская

Годара охватывает кризис: он считает все свои предыдущие фильмы никчемными, задумывается о роли кино в политике и политики в кино, переживает из-за ревности, ссорится со студентами, едет на Каннский фестиваль, чтобы отменить его (об этом факте мы писали в пред-каннском выпуске), ищет новые формы. Если вы думаете, что получилась трагедия, то глубоко ошибаетесь, я лично давно так не смеялась в кино. Шутки у Хазанавичуса тонкие, для знатоков, но от того еще более удачные. Например, в одной из сцен абсолютно голый Луи Гаррель говорит о бессмысленности съемок голых актеров, если этого не требует сценарий. Или новый друг Годара, просто участник забастовок, смеется над другим режиссером, решившим отправить свой фильм на Каннский кинофестиваль.

Хазанавичус экспериментирует не только с языком, но и с визуальной составляющей фильма: цветные кадры сменяются то черно-белыми, то негативными. Отдельным приемом являются постоянно разбивающиеся очки Годара, даром что они хотя бы не розовые физически.

Стейси Мартин в Каннах. Фото — Надежда Вознесенская

В конце фильма у тебя постоянно крутится в голове вопрос: узнаю ли я что-то новое о Годаре? Но одновременно есть чувство, что ты смотришь фильм о старом знакомом, и просто заново узнаешь его привычки, мысли, идеи. За почти два часа фильма Годар несколько раз умирает идейно (по словам самого персонажа), и один раз чуть не умирает физически. Но мы-то знаем: Годар будет жить всегда!

«Ветреная река», Тейлор Шеридан

Фильм из программы «Особого взгляда» мог вполне оказаться и в основном конкурсе и смотреться там более чем органично. История забытой Америки — индейцы, резервации, далекие и снежные горы Вайоминга. Звездные имена в титрах: Элизабет Олсен и Джереми Реннер, — кажется фильму совсем не нужны, в том смысле, что тебя так затягивает сюжет, что наличие голливудских звезд уже становится неважным.

Герой Реннера связал свою жизнь с индейцами: он был женат на одной из них и работает охотником на своего свекра. У него в семье случилась трагедия, о которой мы узнаем сначала только по небольшим намекам. Однажды на охоте он находит труп замерзшей босоногой девушки. Чтобы расследовать убийство, в резервацию приезжает агент ФБР — Элизабет Олсен. Она молода и неподготовлена к местному климату, но настроена более чем решительно. Герой Реннера решает помочь ей, и потом мы узнаем почему — у него три года назад дочь также нашли посреди снежного поля, вдали от людей, уже почти разорванную койотами. Клубок расследования выводит к неожиданным находкам: кажущийся размеренным фильм несколько раз буквально взрывается, и ты буквально подпрыгиваешь в кресле от неожиданности.

Создатели картины представляют фильм на фестивале. Фото Надежды Вознесенской

Это абсолютно гениальный фильм с точки зрения композиции и ритма: с налетом скандинавских детективов, но абсолютно самобытный, и не позволяющий отрываться от него ни на секунду — два часа пролетают мгновенно, и хочется смотреть еще и еще. Лишь один раз линейное повествование прерывается флешбэком — неожиданным, жестоким, так что кровь стынет в жилах. Мы уже смотрели жестокие фильмы на этом фестивале — «Нелюбовь» или «Окчу», но «Ветреная река» показывает другой уровень жестокости. Человек, который привык жить в современном обществе, наедине с природой буквально сходит с ума и становится животным. При этом, есть и другой тип людей, вроде героя Реннера, которые растворяются в бесконечных снегах, которые уважают законы природы, и которые способны на милосердие.

Финальные кадры фильма оставляют тебя прибитым к креслу — женщины в резервациях фактически не имеют прав, о их исчезновениях, насилии над ними практически нет статистики, и она не учитывается в общих цифрах по стране, а меж тем это огромные цифры.

Тейлор Шеридан, Джереми Реннер, Элизабет Олсен и Джулия Джонс. Фото Надежды Вознесенской

У Шеридана получился медленный триллер, насыщенный, полный, красивый и пугающий, который хочется смотреть снова и снова. Действительно, если бы сразу был второй сеанс, я бы с удовольствием пошла еще раз. Ах да, чуть не забыла, еще один аргумент для просмотра — одну из ролей исполняет Джон Бернтал.


В следующий раз расскажем о «Истории семьи Майровиц» и многих других интересных фильмах, а пока читайте наши ежедневные выпуски в социальных сетях.