Каннский фестиваль: Хорошие времена для двуличных любовников — основано на реальных событиях

27 мая 2017

Обзор последних фильмов фестиваля: предрекаем, что среди них точно найдутся обладатели пальмовых ветвей

Финальный рывок: последние фильмы программы, последние кандидаты на призы фестиваля, последний шанс для жюри Альмодовара принять устраивающее всех решение (хотя это, конечно, нереально).

«Хорошее время» братьев Сэфди

Сэфди, должно быть, просто любимчики судьбы — с самого их дебютного проекта о них говорят как о новаторах, революционерах, экспериментаторах. И в каждом их проекте присутствует звезда мировой величины. В этот раз им безумно повезло с Робертом Паттинсоном. Это прекрасный актер, которого незаслуженно преследует «слава» «Сумерек» (как и его партнершу по фильму), но который — раз за разом! — доказывает нам, как далеко он от этого ушел.

Команда фильма перед премьерой. Фото Надежды Вознесенской.

Что мне понравилось у Сэфди — историю они начинают сразу, мы не знаем бэкграунда героев, не знаем, что движет ими, но сразу влюбляемся в них. Героя два: Кони (Роберт Паттинсон) и его умственно отсталый брат Ник (Бен Сэфди). Когда я только начала смотреть фильм, думала сравнить с «Человеком дождя», но дальнейшие события начали развиваться совсем в другую сторону. Кони спасает Ника от психолога, и вот в следующей сцене они уже грабят банк. Кони протягивает кассирше записку, в которой просит дать 65 000 $, она дает ему меньше, отвечая ему в этой же записке. Кони это явно не устраивает и он просит еще, пользуясь местной ручкой банка. В это время ему еще надо успокаивать нервничающего брата. Но ограбление, начавшись так удачно, идет не так: кассирша подложила специальную краску, и героев быстро вычисляет полиция. Кони сбегает, но Ник оказывается в тюрьме. Брата необходимо выручать. Но нет, это не «Побег». Кони узнает, что Ник попал в больницу, и крадет его оттуда, всего перемотанного бинтами. Лишь спустя некоторое время выясняется, что похищенный — далеко не Ник. Вот тут и начинается самое интересное.

Фильм, который смотрится в Каннской программе очень нелепо, меж тем очень приличный. Любители грайндхауса обязательно оценят непрекращающееся мелькание кадров, нелепостей, глупостей. Любители Паттинсона — его игру на высочайшем уровне и преображение прямо в фильме (в том числе визуальное — из жгучего брюнета тот становится блондином). Любители музыки — треки от Игги Попа. Кажется, фильм может понравиться всем, главное — как к нему отнесутся члены жюри. Пока мы прочим Робу награду как лучшему актеру.

Роберт Паттинсон на премьере фильма. Фото Надежды Вознесенской

«Двуличный любовник» Франсуа Озона

Рассказывать об этом психологическом-эротическом триллере без спойлеров очень сложно. Франсуа Озон вновь оседлал любимого конька: исследование женской сексуальности, напряженный сюжет, тайные знаки. Критики сравнивают его с де Пальмой и Кроненбергом. Но даже при всей похожести Озон создает свой мир, в котором много зеркал, отражений и котов.

Марина Вакт после пресс-конференции. Фото Надежды Вознесенской

Это история 25-летней девушки Хлои, у которой постоянные боли в животе. Все врачи говорят, что с ее организмом все в порядке, и дело, видимо, в психологии. Тогда она идет на прием к терапевту Полу. Ее откровенные монологи помогают ей не только понять причину этих болей, но и приводят к тому, что терапевт влюбляется в нее. Вскоре они начинают жить вместе, но тут Хлоя находит вещи из прошлого Пола, которые скрывают его не самые приятные тайны.

Запутавшись в отношениях, в своих страхах, старых тайнах, Хлоя постепенно сходит с ума. «Двуличный любовник» проводит нас через метания молодой девушки, которая оказалась в мужской ловушке.

Жереми Ренье на премьере фильма. Фото Надежды Вознесенской

Прекрасный визуальный ряд: откровенная открывающая сцена, постоянные съемки через зеркала, двойные кадры — все усиливает и нагнетает обстановку.

Критиков фильм разделил, но мне кажется, он совершенно прекрасный в своем жанре, времени, картинке, персонажах.

«Основано на реальных событиях» Романа Полански

Культовый режиссер продолжает исследовать жизнь писателя после «Призрака». Дельфин (Эмманюэль Сенье) — известная писательница, которая только что выпустила новую книгу. К ней на встречу приходит загадочная Элль (Ева Грин). Вскоре Элль все чаще появляется в жизни Дельфин — они ходят в кафе, разговаривают, делятся сокровенным, и в какой-то момент начинают жить вместе. Элль пытается вдохновить Дельфин написать откровенную книгу, в которой она раскроет себя читателям. Дельфин не хочет делать этого: новые подруги постоянно ссорятся, а Элль занимает все больше и больше места в ее жизни. Однажды Элль даже предлагает заменить Дельфин на встрече с поклонниками.

Роман Полански на выходе с пресс-конференции. Фото Надежды Вознесенской

Раскрывать сюжет далее не имеет смысла — не то чтобы было много спойлеров, просто у Полански история стоит на втором месте после самого ощущения от нее. Непрекращающийся саспенс, когда ты каждую секунду ждешь кульминации или какого-то поворотного момента — в этом Полански мастер. Самое интересное, что кульминации как таковой так и не наступает: история девушек остается незаконченной. Но в этом и прелесть фильма, в этом его вкус: ты понимаешь, что все происходящее — это и есть кульминация. Точнее — в реальной жизни их вообще нет, она просто идет и идет, и ты не замечаешь, в какой именно момент все рушится. В этом мастерство Полански.

Ева Грин на выходе с пресс-конференции. Фото Надежды Вознесенской

Но кроме этого, фильм — настоящая визуальная сказка. Евой Грин можно любоваться всегда, везде, но тут она прямо выдает какой-то необыкновенный уровень. Не знаю, важен ли для этого шлейф ее предыдущих ролей, но каждое появление Евы в кадре — это мистика и мурашки. Она — демон в этом мире у такой жертвенной Эмманюэль Сенье. Они как будто змея и кролик: персонаж Евы просто гипнотизирует писательницу, и та не в силах противостоять чарам. Как и все мы.