Кинорулетка: Эй, моряк, ты слишком долго плавал!

2 июня 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

В первое воскресенье июня в Исландии отмечает день моряка — логично, что для островной Исландии без моряков никуда. Мы же постарались вспомнить моряков не только исландских, причем разных — военных, гражданских, даже отправившихся в путешествие поневоле.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Моя морячка» (1990)

Режиссёр: Анатолий Эйрамджан

В ролях: Людмила Гурченко, Михаил Державин, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Георгий Мартиросян

О чём: в парке культуры и отдыха одного из крымских курортов массовик-затейник Людмила Пашкова ежедневно проводит конкурс «Где вы, таланты?», победителя в котором определяет самостоятельно. Но вот однажды участник конкурса Михаил Гудков в поисках справедливости пытается оспорить решение Людмилы. Он день за днём исполняет свою песню, чем завоёвывает любовь зрителя. Только ведущую конкурса покорить не так уж просто…

Моряк: хоть сам Гудков вовсе не моряк, но поёт песню под названием «Моя морячка». Причём незатейливый мотив и простой текст после просмотра фильма долго не получится выкинуть из головы — до того душевно звучит песенка.

Почему: лёгкая советская кинокомедия с прекрасными артистами. Весь сюжет строится на ежедневных конкурсах талантов, персонажи весьма схематичные, но зато как харизматичны исполняющие роли актеры! Гурченко не только блестяще демонстрирует на экране образ гордой независимой женщины, она ещё и выступила композитором фильма. У Васильевой здесь персонаж второго плана, но как хлёстко звучат её ироничные «Ну, неужели». Полищук появляется буквально в эпизоде, но с каким задором и упоением она танцует свою ламбаду — комедийный талант сразу видно. И Державин вовсе не теряется на фоне прекрасных женщин, чудесно раз за разом исполняя одну и ту же «Морячку», которая советскому зрителю и слушателю точно уж должна была прийтись по вкусу. Фильм добрый и простой, но за этой простотой всё же кроется призыв к справедливости, а также воспеваются упорство и талант.

«Жизнь Пи» (Life of Pi, 2012)

Режиссёр: Энг Ли

В ролях: Сурадж Шарма, Ирфан Кхан, Рейф Сполл, Адиль Хуссэйн, Жерар Депардье

О чём: история индийского мальчика по имени Пи, чья жизнь с самого детства была весьма необычной. Однажды семье Пи приходится эмигрировать из родной страны. Корабль, перевозивший их через океан вместе с животными из зоопарка, в котором отец Пи был директором, потерпел крушение. Пи удалось спастись, а вместе с ним на шлюпке посреди Тихого океана очутились гиена, зебра, орангутанг и бенгальский тигр.

Моряк: где корабль и кораблекрушение, там без моряков никак. Да и самому главному герою пришлось освоиться в нелёгком ремесле моряка, чтобы выжить в океане.

Почему: фильм снят по роману канадского писателя Янна Мартела, за который ему вручили Букеровскую премию. И в книге, и в кино находят отражение вечные темы: семья, религия, добро и зло, человек и природа. То, как Энг Ли отразил все эти темы в своей картине, действительно заслуживает не только зрительского внимания, но и тех многочисленных наград, которые вручили фильму. Потрясающей красоты визуальные эффекты поражают воображение, особенно при просмотре на большом экране. Удивительной глубины история простого мальчугана Пи затягивает с самого начала повествования, а с каждым новым эпизодом судьба героя волнует зрителя всё больше.

И хотя сразу понятно, что после длительного пребывания в океане Пи всё-таки доберётся до суши (ведь о своём нелёгком приключении он рассказывает сам уже в зрелом возрасте), всё равно за него переживаешь, боишься вместе с ним. Но вся эта история о кораблекрушении и выживании с красивыми закатами, необычными островами, ярким звёздным небом, величественным тигром и удивительными обитателями морских глубин не была бы так прекрасна без финала-откровения. Концовка заставляет иначе взглянуть на всё происходящее. Говоря словами из фильма: «А какую историю предпочтёте вы?».


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Идеальный шторм» (The Perfect Storm, 2000)

Режиссёр: Вольфганг Петерсен

В ролях: Джордж Клуни, Марк Уолберг, Дайан Лейн, Джон С. Рейли, Уильям Фихтнер, Джон Хоукс

О чём: Реальная история об экипаже рыболовного судна «Андреа Гейл», которое попало в ужасающий шторм у берегов Атлантики в 1991 году.

Моряк: Фильм хоть и о рыбаках, но чем они не моряки?

Почему: Снимать фильмы на морскую тематику — дело интересное, но рискованное: многие фильмы подобного жанра проваливались в прокате. Тем не менее, кто, как не Вольфганг Петерсен, автор культовой «Подводной лодки», должен был снять, наконец, такой фильм, который бы смог порвать бокс-офис? Драматический блокбастер заработал в прокате более 300 миллионов долларов и вошел в десятку самых кассовых кинокартин 2000 года. Есть определенная уверенность в том, что такой успех пришел к фильму далеко не только из-за потрясающих съемок и спецэффектов.

История простых людей, которые волей случая оказываются втянутыми в борьбу с неукротимой стихией, была рассказана очень искренне и трогательно, чем и зацепила зрителя. Когда герои на экране выглядят живыми людьми, а не картонными персонажами, то им уже невозможно не сопереживать… Вспоминая эту картину, также хочется отметить работу Марка Уолберга, для которого «Шторм» стал, по сути, первым блокбастером в его карьере. Марк не затерялся в тени маститого Джорджа Клуни и тем самым еще раз подчеркнул свой статус одного из самых перспективных молодых актеров Голливуда на тот момент. Как показало время — у него все получилось!

«Убрать перископ» (Down Periscope, 1996)

Режиссёр: Дэвид Уорд

В ролях: Келси Грэммер, Лорен Холли, Роб Шнайдер, Гарри Дин Стэнтон, Брюс Дерн, Уильям Х. Мэйси

О чём: Неудачливому лейтенанту-коммандеру Томасу Доджу дают последний шанс: его назначают командиром устаревшей подводной лодки с целью участия в военных играх в качестве «врага». Заведомо провальная миссия, да еще и экипаж у подлодки подбирается аховый. Но Додж не так то прост, к тому же даже к такому дрянному, на первый взгляд, экипажу можно найти подход…

Моряк: Все главные персонажи — моряки. Кто же еще может служить на подлодке?

Почему: Навряд ли стоит представлять это кино всем тем, кто еще застал эру видеомагнитофонов. Данная комедия считалась культовой наряду с «Эйсом Вентурой» или «Чокнутым профессором» — хитами российского видеопроката 90-х!

Для более юных читателей добавлю: это типичная комедия двадцатилетней давности, с хорошими известными актерами (в частности здесь есть еще довольно молодые Шнайдер и Мэйси) и набором комических ситуаций разной степени безумия (например, здесь есть сцена, где бортовой электрик Нитро помогает наладить связь… пропуская ток через свое тело). В любом случае, данное кино продолжает славные традиции американских военных комедий 50−60-х годов типа «Русские идут! Русские идут!» или «Операция «Нижняя юбка». Если вы принимаете подобный юмор — то кино вам определенно понравится! Добро пожаловать на борт!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Последний наряд» (The Last Detail, 1973)

Режиссёр: Хэл Эшби

В ролях: Отис Янг, Джек Николсон, Рэнди Куэйд

О чём: Два офицера военно-морского флота должны доставить в тюрьму курсанта, пойманного на мелком воровстве. По пути выясняется, что этот мальчик никогда не жил по-настоящему, и у них есть один день, чтобы это исправить.

Моряк: ВМФ, бушлаты, белые пилотки, I am the motherfucking shore patrol — все как по заказу.

Почему: Здесь есть все основные темы «Нового Голливуда» 1970-х — реализм, разочарование, потерянное поколение, и многое другое, присущее сценаристу «Китайского квартала» Роберту Тауну. Еще здесь есть замечательная сцена истерики персонажа с говорящей фамилией Бадасски (та, что в парке, ближе к концу), за которую, по большей части, Джек Николсон и получил номинацию на «Оскар». Зима, рефлексии, хорошие актеры — что еще нужно?

«Ифигения» (Ifigeneia, 1977)

Режиссёр: Михалис Какояннис

В ролях: Татьяна Папамоску, Ирен Папас, Костас Казакос

О чём: О том, на что может пойти военачальник ради попутного ветра, и почему нельзя убивать священных оленей.

Моряк: Весь фильм греческие воины честно сидят на берегу и ждут, когда же, наконец, подует ветер, и они смогут отплыть в Трою. Без сухопутной армии там точно не обошлось, но, раз были корабли, без моряков никуда.

Почему: Михалис Какояннис наиболее известен своим англоязычным фильмом «Грек Зорба» с Энтони Куинном, Аланом Бейтсом и Лилей Кедровой, но его главное произведение — экранизации трагедий Еврипида. В «Ифигении», с одной стороны, почти нет высокого трагизма «Электры». Что-то подобное начинается во второй части фильма, но в целом персонажи воспринимаются самыми обычными людьми, а не героями античных легенд, притом, что у шлема Ахилла плюмаж все еще больше шлема, забрало шлема Менелая все еще стилизовано под человеческое лицо, а Одиссей все еще в шапочке. С другой — учитывая, что Еврипид отличался как раз концентрацией на психологических моментах и сведением к минимуму deus ex machina (а в большинстве трагедий он и вовсе избегал этого приема), в «Ифигении» его несколько больше. И, как всегда у Какоянниса, здесь прекрасный актерский состав, в котором каждый получает огромное удовольствие от самого материала, и хвалить хочется каждого, но в первую очередь любимую актрису режиссера Ирен Папас. На фоне этой Клитемнестры немного теряется играющая заглавную роль Татьяна Папамоску, но и ее финальный проход к алтарю вы нескоро забудете.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Не угаснет надежда» (All Is Lost, 2013)

Режиссёр: Джей Си Чендор

В главной роли: Роберт Редфорд

О чём: Пожилой яхтсмен в одиночку совершает длительное плавание, но в его судне образуется пробоина и он вынужден сражаться со стихией за свою жизнь.

Моряк: Герой Роберта Редфорда плывёт в одиночку на огромной яхте, а затем бросает вызов морю, мол — выживу и всё тут. Если и есть в кинематографе достойные моряки, то бессловесный капитан в «Не угаснет надежда» — один из них.

Почему: Фильм оставил о себе хорошую память на Каннском кинофестивале, многие даже считали, что это лучшая роль ветерана Голливуда Роберта Редфорда. Аллюзии на бессмертное произведение Хемингуэя, отличный саундтрек, почти немой Редфорд и море. Если такая формула для вас работает, то смотрите быстрее!

«Мичман Хорнблауэр: Равные шансы» (Hornblower: The Even Chance, 1998)

Режиссёр: Эндрю Грив

В ролях: Йоан Гриффит, Роберт Линдсей, Дориан Хили, Дункан Белл

О чём: Молодой мичман Горацио Хорнблауэр отправляется в море на корабле «Юстиниан». Юному моряку предстоит многое пережить: морскую болезнь, дедовщину, войну и другие приключения, проверяющие на прочность его характер и стойкость.

Моряк: «Равные шансы» — первый фильм из цикла экранизаций по книгам Сесила Скотта Форестера о Горацио Хорнблауэре. Молодой Мичман впоследствии сделал неплохую карьеру и пережил немало приключений на просторах морей, но об этом зрителям расскажут многочисленные продолжения (всего восемь фильмов, в роли Горацио Хорнблауэра — Йоан Гриффит).

Почему: Прежде всего, это сокровище для любителей морских приключений. Телефильм настолько качественно сделан, что даже слишком хорош для ТВ. Для Йоана Гриффита эта роль стала знаковой — Хорнблауэр дал ему билет в большие проекты, вроде «Короля Артура» или «Фантастической четвёрки», вот только о последних лучше забыть. Серия фильмов о Хорнблауэре смотрится куда лучше. Плюс: вполне легально на YouTube выложены все серии.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Хозяин морей: На краю земли» (Master and Commander: the Far Side of the World, 2003)

Режиссёр: Питер Уир

В ролях: Рассел Кроу, Пол Беттани, Джеймс д'Арси, Билли Бойд

О чём: капитан корабля королевского британского флота «Внезапный», Джек Обри по прозвищу «Счастливчик», получает приказ захватить, потопить или сжечь французское судно «Ахерон» — но не дать пройти ему из Аталнтики в Тихий океан. От северного побережья Бразилии до Галапагосских островов будет проходить погоня за неуловимым приватиром — но команда «Внезапного» не сдастся.

Моряк: собственно, все персонажи фильма — моряки.

Почему: если уж у нас в рулетке есть экранизация Форестера — то без самый известной книжной серии морских приключений не обойтись никак. В цикл Патрика О'Брайена о капитане Обри и судовом враче Мэтьюрине входят 20 романов — и фильм Уира, заимствуя название одного из них, напрямую не берет сюжет ни из одной книги, ограничиваясь персонажами и общим сеттингом. Эпоха наполеоновских войн, Британия собирается править морями еще долго, а французы никак не хотят это понять — и вот капитану Обри с экипажем и приходится это доносить до противника.

Фильм получил 10 номинаций на «Оскар» и взял две статуэтки — за операторскую работу (фантатсические совершенно съемки Рассела Бойда) и лучший монтаж звука. К сожалению, в прокате фильм с огромным бюджетом не собрал достаточно для того, чтобы получить сиквел — и так и остается одиноко стоящим великолепным примером того, как надо снимать исторические военные фильмы на море. Эпический фильм с большим сердцем — это редко бывает. Если не видели раньше — посмотрите.

«Пучина» (Djúpið, 2012)

Режиссёр: Бальтасар Кормакур

В ролях: Оулавюр Дарри Оулафссон, Джои Йоханнссон, Стефан Халлур Стефанссон, Тростур Лео Гуннарссон, Бьёрн Торс

О чём: основанная на реальных событиях история исландского моряка по имени Гулли, который единственный выживет в крушении рыболовецкого судна, а потом непросто, преодолевая устроенные ему природой препятствия, попробует добраться домой.

Моряк: главный герой — не просто моряк; он исландский моряк, что идеально подходит к теме нашей сегодняшней рулетки!

Почему: было бы странно поводом выбрать день исландских моряков — и не найти ни одного фильма про исландцев и море! Вот, собственно, один из фильмов отличного исландского режиссёра Кормакура («101 Рейкьявик», «Контрабанда», «Эверест») нам на радость. Он не только про то, как в Исландии трудно — но и про то, что гвозди бы делать из этих людей.

Фильм был выдвинут национальным оскаровским комитетом на соискание премии в категории «лучший фильм на иностранном языке»; в шорт-лист вошел, а вот в итоговую номинацию — увы.