Оскар: «Оскар 2018» — Кого забыли академики?

4 марта 2018

Перед церемонией вручения «Оскаров» вспоминаем, кто не попал в список номинантов (а жаль!).

Каждый год после объявления номинаций Американской киноакадемии следящие за премией начинают вспоминать, кого в этом году «упустили» (а кого, конечно, зря включили в списки). Второе мы делать не будем, а вот вспомнить, кто не попал в номинации — с удовольствием. И грустью — мы за них болели!


Лучший фильм

«Проект „Флорида“»

Максим Девяткин

Чудовищное недоразумение, что у фильма одна номинация. Дефо вряд ли её возьмёт, так что наград у фильма не будет и это позор. Драма о родителях и детях непарадной Америки бьёт куда сильнее «Леди Бёрд», и уж куда интереснее «Секретного досье».

Если уж и использовать Оскар, как площадку для привлечения внимания, то лучше внимать мессенджу подобных фильмов, чем в который раз выбирать в качестве номинантов слабые картины на заезженные темы.

«Ветреная река»

Евгений Израйлит

Самым большим упущением «Оскаров» в этом году без всякого сомнения является прекрасный фильм Тейлора Шеридана. На поверхности — простая детективная история в сложных условиях: местный охотник с помощью неопытного агента ФБР расследует убийство на горе зимой, — оборачивается глубокой медитацией на, возможно, самую болезненную тему в истории США — взаимоотношения между государством и его коренным населением. При этом, фильм остается очень интимной драмой, для понимания которой надо просто быть человеком.

Лучший режиссёр

Мартин МакДона («Три биллборда у Эббинга, Миссури»)

Максим Девяткин

Мы уже немного ворчали о том, что Мартин МакДона остался без номинации. Что ж, поворчим ещё! Семь номинаций у «Трёх биллбордов», но почему академики обошли британца — загадка. А если взглянуть на итоговую пятёрку, куда по квоте прошли Джордан Пил и Грета Гервиг, то интрига умирает на глазах. Вряд ли Нолан, вряд ли Андерсон. Хоть МакДона поборолся бы с дель Торо за статуэтку, но не судьба.

Тейлор Шеридан («Ветреная река»)

Евгений Израйлит

Фильм Шеридана удивляет прежде всего тем, что несмотря на то, что это всего лишь его второй фильм, он ни на секунду не кажется работой неопытного режиссера. Твердая, но при этом практически незаметная режиссерская рука скорее напоминает лучшие работы Иствуда, а это, несомненно, большой комплимент. Режиссер Шеридан прекрасно рассказывает историю, не спеша приоткрывая окошко души как главного персонажа, так и окружающих его людей. В фильме нет ни одного лишнего кадра, ни одной лишней секунды экранного времени, и все это — заслуга режиссера.

Дени Вильнёв («Бегущий по лезвию 2049»)

Максим Девяткин

В прошлом году Дени не повезло с «Прибытием», в этом — с «Бегущим», хотя обе картины лучше и значительнее многих конкурентов в борьбе за лучший фильм. Но академики не любят награждать фантастику — слишком консервативны. Тем более за режиссуру, так что номинации Вильнёву вполне бы хватило, но и её нет! Технические номинации, да Роджер Дикинс, за которого мы будем держать кулаки всей редакцией.

А между тем «Бегущий по лезвию бритвы 2049» стал одним из важнейших фильмов года, сиквел весьма влиятельной картины восьмидесятых сам станет классикой спустя время.

Лучший актер

Джеймс Франко («Горе-творец»)

Максим Девяткин

Выигранный Золотой Глобус, номинация актёрской гильдии, но Франко нет в списке претендентов на Оскар. А всё из-за скандала, разыгравшегося за несколько дней до объявления номинантов, связанного с домогательствами Джеймса к ученицам его театральных курсов.

И не столь важно какую роль он сыграл или в каком фильме. На примере того же Спейси было видно, как легко прошлые заслуги могут превратиться в ничто и погубить карьеру. Франко отделался неучастием в оскаровском забеге, хотя вполне мог заменить скучнейшего и проходного Дензела Вашингтона в числе номинантов. Что называется: ищите, кому это выгодно.

Энди Сёркис («Планета обезьян: Война»)

Максим Девяткин

Актёрскую работу Сёркиса, при создании образа Цезаря из заключительной части трилогии «Планеты обезьян», опять никто не заметил. Но ведь это же не сюрприз, правда? Эх, мечты-мечты.

Кристиан Бейл («Недруги»)

Ольга Володина

К сожалению, предоскаровская кампания фильма Скотта Купера столкнулась с тем, что в столице киноиндустрии фильм практически не заметили (сборы фильма — вполне для «Оскара» приличные 30 миллионов — обеспечили flyover states). И ужасно жалко: вестерн из тех, каких уже не делают, и фантастический Бейл в главной роли. Он играет очень сложного персонажа, который сочетает в себе и первобытную ярость (мы много о ней будем слышать), и стоицизм, и спокойствие, и умение обращаться с людьми, и сентиментальность — то ли идеальный солдат, то ли опасный психопат (как в том уверена добрая половина персонажей). В этот раз Бейл обошелся без особенных физических трансформаций — но, видимо, для того, чтобы Академия заметила, нужны не усы, а лишний вес.

Лучшая актриса

Джессика Честейн («Большая игра»)

Максим Девяткин

Аарон Соркин дебютировал в режиссуре, сделав качественное кино без особых промахов. Мало кто мог бы так переработать историю Молли Блум, ведь уложить такой микс из судов, спорта и покера в два часа экранного времени это немалый труд. И Соркина отметили номинацией.

Но всё же паровозом «Большой игры» или «Игры Молли», если переводить по-человечески, стала Честейн. Уж номинацию Джессика точно заслуживала. Тем более, что в пятёрке этой категории есть весьма дежурная номинация Мэрил Стрип, без которой можно было обойтись.

Аналогичная история и с коллегой Честейн по фильму, Идрис Эльба вполне мог бы получить номинацию (хотя бы за адвокатский выпад-монолог). Но академики предпочли, например, Ричарда Дженкинса из «Формы воды», хотя даже в картине Гильермо дель Торо был куда более яркий второплановый Майкл Шэннон.

Лучший актер второго плана

Лукас Хеджес («Леди Бёрд»)

Юлия Данилина

У фильма Греты Гервиг в этом году все отлично — номинации Ронан и Меткаф, номинация Гервиг за режиссуру и сценарий, умиление критиков, «Золотой Глобус» и много других радостей. При этом кое-кого на этом празднике жизни откровенно забыли. И даже не просто кое-кого, а прошлогоднего номинанта на «Оскар», у которого выдался крайне удачный последующий год. Персонаж которого не имеет совершенно ничего общего с Патриком из «Манчестера у моря», к тому же явно помоложе, и вообще какой-то другой мальчик, только похожий внешне. Роль достаточно большая по времени, запоминающаяся, с одной сильной эмоциональной сценой. Вполне себе удобная для номинаций и наград. Есть бонус в виде маленькой роли в «Трех биллбордах» (где тоже какой-то другой мальчик, не имеющий совершенно ничего общего с Дэнни и практически ничего общего с Патриком, хоть проблемы и схожие, но переживает он их совсем по-другому). Если бы прокатчик озаботился, номинация не заставила себя ждать. И что? И ничего. How come, A24?

Бен Мендельсон («Темные времена»)

Ольга Володина

У Мендельсона была, кажется, самая сложная работа в сезоне: в его «конкурентах» был не только Гэри Олдман на площадке (выглядеть не бледной тенью на фоне Олдмана — задача для сильных духом), но и созданный Колином Фёртом образ короля Георга, который явно запомнили все киноакадемики. И Мендельсон справился: его Георг больше похож на прототип, чем герой Фёрта, в небольшом количестве сцен ухитряется передать не только сомнения, но и внутреннюю силу. Ну и, наконец, онне теряется рядом с Олдманом: их совместные сцены — лучшее актерское взаимодействие в фильме.

Майкл Стулбарг («Зови меня своим именем» / «Форма воды"/"Секретное досье»)

Ольга Володина

Поверить в то, что у Стулбарга нет номинации в этом году, до сих пор невозможно: у него три яркие роли в трех фильмах, которые добрались до категории «лучший фильм». Ладно, не просто яркие, а тонко сыгранные, важные для фильма, создающие фильм таким, каким его полюбили академики — и все равно ничего, ни одной завалящей номинации.

Даже непонятно, что этой Академии еще надо. На голове стоять?

Лучший оператор

Алексис Забе («Проект „Флорида“»)

Юлия Данилина

А24 сделали в этом сезоне много странных решений, и «Проекта „Флорида“» это касается в первую очередь. Они боролись только за номинацию Дэфо, и добились ее, а вот дальше по нулям. И больше всего здесь обидно даже не за молодого и перспективного режиссера Бейкера, а за замечательного оператора Алексиса Забе, хорошо известного поклонникам магического реализма. Именно он ответственен за демонстрацию окружающего мира глазами пятилетней девочки, не знающей, и не желающей знать, что такое плохо. Анилиновые цвета, дождь, радуга, рассветы, закаты, ночной фейерверк — благодаря ему это красиво настолько, что прекрасно понимаешь, почему Муни решила остаться, и ее даже нельзя за это винить. И ведь были награды критиков в сезоне. И ведь есть пример Бена Зайтлина. Остается только надеяться, что все еще впереди.

Лучший оригинальный сценарий

«Ветреная река»

Евгений Израйлит

Шеридан-сценарист довольно неожиданно стал восходящей звездой Голливуда всего три года назад. Написанный им сценарий фильма «Убийца» получил высшие похвалы коллег, а его последующий сценарий — «Любой ценой» — просто вызвал восторг (и первую номинацию на Оскар в категории «лучший оригинальный сценарий»). Сценарий «Ветреной Реки» продолжает тренд одновременно простых жанровых историй и притом глубоких медитаций на темы семьи, любви, самоопределения и общества. «Ветреной Рекой» Шеридан возвращает нас во времена Нового Голливуда, когда фильмы отличались тем, что сразу говорили обо многом, рассказывая очень простые истории — а на фоне множества социально важных и порой конъюнктурных фильмов это как глоток свежего воздуха.

Лучший композитор

Тайлер Бейтс («Джон Уик 2»)

Максим Девяткин

Раз уж в номинациях присутствуют «Логан» и «Стражи Галактики», то стильного «Джона Уика» можно было бы тоже вспомнить. Стиль картине придаёт музыка Тайлера Бейтса, похождения Киану Ривза столь динамичны и благодаря его труду.

Лучший дизайн костюмов

«Тор: Рагнарёк»

Ольга Володина

Понятно, что в эту категорию Marvel автоматов попадет в следующем году со своей «Черной Пантерой» (и автоматически же ее выиграет — и даже не по квоте, а просто потому, что работа огромная). Но выглядящий в наградном сезоне бедным родственником фильм Тайки Вайтити тоже может похвастаться отличной работой костюмеров и дизайнеров — такого разнообразия фильм Marvel за все 17 (к тому моменту) фильмов еще не знал. А все благодаря фантастической Майес Рубео, специализирующейся на создании полный цвета и жизни фантастических миров. Да, это китч — но точно так же китчем являются платьюшки дизайнера Вудкока из «Призрачной нити». Так чем инопланетный китч хуже?