Кадр из фильма «12-й человек» Харальда Цварта

ММКФ: 40-й Московский Международный Кинофестиваль — что смотреть

16 апреля 2018

Из-за Чемпионата мира по футболу в этом году Московский Международный Кинофестиваль пройдет раньше — с 19 по 26 апреля. Выбираем, что смотреть.

В этом году Московский кинофестиваль проходит раньше Каннского — и, казалось бы, традиционных фильмов с пылу с жару с Лазурного берега ждать не приходится; однако есть специальная программа, посвященная каннскому «Двухнедельнику режиссеров». Есть ретроспективы Бергмана и Брюса Ли; юбилейная подборка картин, показанных на ММКФ в разные годы; традиционные программы «Эйфория», «Время женщин», «Спектр» и «Свободная мысль». Конкурс в этом году тоже достаточно интересный — что документальный (не пропустите «Генезис 2.0» с палеонтологическим уклоном), что художественный (чего стоят одни «Офелия» с Дейзи Ридли и Наоми Уоттс и «12-й человек» Харальда Цварта).

В этом году есть даже довольно странная для фестиваля программа «Кино для всех и каждого», где в режиме кинотеатра повторного фильма покажут, помимо прочих, «Аритмию», «Движение вверх» и «Салют-7» — пока это звучит как неловкая попытка повернуться лицом к зрителю, но, возможно, задумка куда сложнее?

В нашей предфестивальной подборке мы традиционно рассказываем о фильмах из не-конкурсных программ, которые никак нельзя пропустить.


«Зимние братья» (Vinterbrødre, 2017)

Режиссёр: Хлинюр Палмасон

В ролях: Эллиотт Кроссет Хове, Симон Сирс, Виктория Кармен Сонн, Андерс Хове, Михаэль Броструп, Ларс Миккельсен

О чём: зритель наблюдает за жизнью работающих с известью братьев одной зимой. Несколько событий влияют на отношения окружающих к братьям — и на то, как младший, Эмиль, видит весь мир настроенным против него.

Почему смотреть: участник конкурса прошлогоднего фестиваля в Локарно, где фильм получил приз за лучшую мужскую роль (Эллиотт Кроссет Хове) и специальное упоминание экуменического жюри; датская ассоциация кинокритиков отметила ленту как лучший фильм года, а датский «Оскар» — премия «Роберт» датской киноакадемии — вручила картине победу аж в девяти номинациях.

Программа: Фильмы, которых здесь не было

Что еще посмотреть в этой программе: «Профайл» Тимура Бекмамбетова, сделанный как фиксация экрана с соцсетями, и румынский «Чарльстон», посвященный потерявшим одну женщину мужу и её любовнику.

«Сладостный край» (Sweet Country, 2017)

Режиссёр: Уорик Торнтон

В ролях: Хэмилтон Моррис, Брайан Браун, Сэм Нил, Настасья Гори Фербер, Энни Финстерер, Мэтт Дэй

О чём: фермер-абориген Сэм убивает белого фермера Гарри. Это самозащита, но в Австралии в 1929 году никто бы не стал разбираться в деле, так что Сэму остается только одно — срочно бежать с семьей.

Почему смотреть: Торнтон — обладатель Гран-при жюри Венецианского фестиваля прошлого года; мы рассказывали о фильме в репортажах с фестиваля.

Программа: Мастера

Что еще посмотреть в этой программе: эта программа еще появится в нашем списке, читайте дальше!

«Мехтуб. Любовь моя. Песнь первая» (Mektoub, My Love: Canto Uno, 2017)

Режиссёр: Абделатиф Кешиш

В ролях: Шаин Бумедин, Офели Бо, Салим Кешьюш, Лу Люттио, Алексия Шандар, Афсиа Эрзи

О чём: Амин приезжает в родной южный французский городок на каникулы — и зритель проведет это лето 1994 года вместе с ним.

Почему смотреть: Кешиш рассказывает об отношениях так, как мало кто — строя причудливые многоугольники и при этом куда больше увлекаясь не столько содержанием, сколько формой; одним словом — ровно так проходит лето в юности. При просмотре помнить, что фильм идет почти три часа.

Программа: Эйфория сопротивления

Что еще посмотреть в этой программе: эта программа еще появится в нашем списке, читайте дальше!

«Моего брата зовут Роберт и он идиот» (Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot, 2018)

Режиссёр: Филип Грёнинг

В ролях: Йозеф Маттес, Юлия Цанге

О чём: брат и сестра, в перерыве между обсуждением философских концепций, заключают пари. Если она не переспит с кем-то за отведенное время, то отдаст брату ключи от своего «Фольксвагена».

Почему смотреть: самый скандальный фильм прошедшего Берлинале, который ни одного из главных призов не получил. Как и в случае с предыдущим фильмом, приготовьтесь к тому, что фильм идет три часа, и за эти три часа покажут всё или типа того.

Программа: 8 ½ фильмов

Что еще посмотреть в этой программе: эта программа еще появится в нашем списке, читайте дальше!

«Человеческий поток» (Human Flow, 2017)

Режиссёр: Ай Вейвей

О чём: описание кризиса беженцев по всему миру — зрителю покажут более 20 стран, столкнувшихся с этой проблемой.

Почему смотреть: уникальная глобальность охвата фильма — под стать проблеме; после показа в Венеции критики назвали ленту «странно прекрасной».

Программа: Свободная мысль

Что еще посмотреть в этой программе: программа документального кино на Московском кинофестивале традиционно очень интересная, так что можно только пальцем ткнуть — и уже попасть в фильм, который стоит посмотреть. Из относительно легкого можно обратить внимание на «Искусство владения ножом», номинированный в этом году на «Оскар» в категории короткометражных документальных фильмов и посвященный открытию ресторана.

«Радуга» (Una Questione Privata, 2017)

Режиссёр: Паоло Тавиани

В ролях: Лука Маринелли, Лоренцо Рикельми, Валентина Белле, Франческа Агостини

О чём: итальянский партизан Мильтон возвращается в дом, где когда-то ухаживал за прекрасной Фульвией — и узнает, что интерес к ней также проявлял его друг Джорджио. Одержимый ревностью Мильтон решает разыскать Джорджио, чтобы расставить точки над i, но его друг попал в плен к фашистам.

Почему смотреть: Последний фильм скончавшегося 15 апреля Витторио Тавиани. После показа на фестивале в Торонто англоязычные критики разочарованно писали, что фильм оказался красивый мелодрамой, в отличие от романа-первоисточника с социальной фабулой; по-моему, на фестивале найти просто красивую мелодраму — уже достижение.

Программа: 8 ½ фильмов

Что еще посмотреть в этой программе: «Спутник Юпитера» Мундруцо из прошлогодних Канн; для сильных духом есть «Время чудовищ» Лава Диаса (четыре часа в монохроме!). Для всех-всех-всех есть «Между стеллажей» с волшебной Сандрой Хюллер.

«Барбара» (Barbara, 2017)

Режиссёр: Матье Амальрик

В ролях: Жанна Балибар, Матье Амальрик, Венсан Пейрани, Грегуар Колен

О чём: актриса Брижит должна сыграть в фильме известную певицу Барбару — и внимательно изучает ее песни, ее привычки, ее манеры, пока сама не начинает растворяться в героине. И кем увлечен режиссер — до степени помешательства — героиней своего фильма или исполнительницей ее роли?

Почему смотреть: Балибар получила за главную роль французскую премию «Сезар».

Программа: Эйфория сопротивления

Что еще посмотреть в этой программе: израильский «Фокстрот», если вам не терпится посмотреть его до начала (весьма скорого) проката; «Три дня в Кибероне» о Роми Шнайдер на грани нервного срыва.

«Первая реформаторская церковь» (First Reformed, 2017)

Режиссёр: Пол Шредер

В ролях: Итан Хоук, Амайнда Сайфрид, Филип Эттингер, Седрик Кайлс, Майкл Гастон

О чём: армейский капеллан Толлер переживает гибель сына, которого сам же побуждал поступить на военную службу. Встреча Толлера с женой воинствующего активиста-эколога приведет обоих к раскрытию правительственного заговора.

Почему смотреть: мы рассказывали об этом фильме из Венеции — именно там он был представлен публике.

Программа: Мастера

Что еще посмотреть в этой программе: эта программа еще появится в нашем списке, читайте дальше!

«Лицо» (Twarz, 2018)

Режиссёр: Малгожата Шумовска

В ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Малгожата Гороль, Роман Ганцарчик, Дариуш Чиджнаки, Роберт Таларчик, Анна Томашевска

О чём: хороший парень Ясек в результате несчастного случая вынужденно становится первым человеком в Польше, которому пересаживают лицо.

Почему смотреть: Гран-при жюри Берлинского кинофестиваля этого года. Впрочем, в самом конце апреля фильм выйдет в российский прокат — так что фестивальный показ на пару дней раньше сугубо для тех, кто уже никак терпеть не может.

Программа: Время женщин

Что еще посмотреть в этой программе: бразильская дебютантка Габриэла Амарал Альмейда сняла довольно страшную историю о комплексах маленького человека «Дружелюбный зверь», а Брюно Форзани и Элен Коттэ — солнечный триллер «Пусть трупы позагорают» о 250 килограммах золота и похитившей их банде.

«Неповиновение» (Disobedience, 2017)

Режиссёр: Себастьян Лелио

В ролях: Рэйчел Вайс, Рэйчел МакАдамс, Алессандро Нивола

О чём: Ронит (Вайс) возвращается домой, в Лондон, из Нью-Йорка на похороны своего отца — и останавливается у своей подруги детства, Эсти (МакАдамс). Ронит и Эсти когда-то были связаны не только дружбой, но теперь Эсти замужем и, казалось бы, всё осталось в прошлом… или нет.

Почему смотреть: только что сорвавший куш на «Оскарах» Лелио в режиссерах, две отличные актрисы в главных ролях, некоторая театральная замкнутость пространства и клаустрофобичность закрытого сообщества, в котором обе родились — что может пойти не так.

Программа: Мастера

Что еще посмотреть в этой программе: помимо выбранных нами трех фильмов — всю остальную программу; в этом году она особенно хороша. Новую картину Седрика Кана «Молитва» о замене одной аддикции другой не стоит упускать. Для ценителей — посмотрите Хелен Миррен и Дональда Сазерленда в фильме «В поисках праздника»; обратите внимание на греческую ленту «Последняя запись».

«Наездник» (The Rider, 2017)

Режиссёр: Хлоя Чжао

В ролях: Брэди Джандро, Тим Джандро, Лилли Джанжро, Кэт Клиффорд

О чём: после тяжелейшей травмы головы выступающему на родео ковбою предстоит отказаться от дела всей жизни — следующее падение приведет к смерти. Он возвращается домой и пытается понять, есть ли у него дальнейшая жизнь.

Почему смотреть: в своем втором фильме Чжао рассказывает реальную историю с реальными же ее героями в главных ролях. Для описания ее фильма критики нашли с десяток выражений — от «токсичной маскулинности» до «ожившей эмпатии». Ну и, наконец, это просто очень красиво снято.

Программа: Специальные показы

Что еще посмотреть в этой программе: самая эклектичная из всех программ — тут будет и «Александр Невский» Эйзенштейна, и новое прочтение «Убитой жизнью» 1926 года (об этом проекте мы уже рассказывали), «Зной» Ларисы Шепитько, и свежий «Слон сидит спокойно» покойного режиссера-дебютанта Ху Бо.

«Другая мать» (Another Mother's Son, 2017)

Режиссёр: Кристофер Менол

В ролях: Дженни Сигров, Джулиан Костов, Джон Ханна, Аманда Эббингтон, Ронан Китинг,

О чём: на оккупированном немцами во время Второй Мировой острове Джерси местная домохозяйка прячет сбежавшего из лагеря русского летчика. По её словам, она должна была что-то сделать для «сына другой матери».

Почему смотреть: написанная внучатой племянницей героини история — не эпическое полотно и не программное заявление, а просто напоминание нам о том, как важно оставаться в первую очередь людьми. Для любого кинофестиваля это далеко не всегда очевидный посыл.

Программа: Русский след

Что еще посмотреть в этой программе: драматическую историю изнасилованной русскими солдатами жительницы Прикарпатья в венгерской картине «Сатанинское семя» или «Чайку» родом из ЮАР.

«Луна 2112» (Moon, 2009)

Режиссёр: Данкан Джонс

В главной роли: Сэм Рокуэлл

О чём: трехлетняя вахта единственного сотрудника добывающей гелий-3 компании на Луне подходит к концу, и слава богу — он уже с ума сходит от отсутствия связи с землей и одиночества. Однако в его последние дни на Луне происходит несчастный случай, и дальше все будет только хуже.

Почему смотреть: клаустрофобный триллер Джонса (в распоряжении героя вся Луна, а деться ему некуда) с нынешним лауреатом «Оскара» в главной роли — в общем, нет ни единого повода не пересмотреть фильм на большом экране. В идеальном мире, кстати, Сэм бы за него «Оскар» тоже получил.

Программа: Свои. К 40-летию Московского кинофестиваля

Что еще посмотреть в этой программе: «Танцуя в пыли» — дебютную ленту Асгара Фархади. Отечественные «Шапито-шоу» и «Коктебель», «Отец — дневник одной веры» Иштвана Сабо или «Чужую» Джоанны Хогг с молоденьким Томом Хиддлстоном.


Напоследок повторим наши традционные советыидущему на фестиваль:

1. Не пренебрегайте конкурсными фильмами.

Как показывает опыт, конкурсные фильмы для многих оказываются котом в мешке -и могут как понравиться, так и нет. В прошлом году в конкурсе, скажем, была совершенно волшебная документальная лента про парижскую Оперу — и ппропустить ее былобы очень обидно. Так что внимательно прочтите краткое описание конкурсных фильмов и состав их съемочных групп: вдруг что-то заинтересует.

2. Внимательно изучите программу.

Мы привели только часть фильмов; возможно, ваш будущий любимый в их число не попал.

3. Покупайте билеты заранее.

Даже если фильм показывают в первом зале кинотеатра «Октябрь» — билеты могут внезапно закончиться. Поверьте человеку, который пытался попасть на некоторые фильмы по нескольку раз (скажем, на «Капитана Фантастика» пару лет назад) совершенно безрезультатно — билетов не было даже за наличные.

Не откладывайте покупку билетов до приезда в кинотеатр, особенно если речь идет о совсем маленьких залах (к примеру, залах 10 и 11 в «Октябре»).

4. Не опаздывайте на показы.

Традиционно на ММКФ после начала показа на пустые места в зале пускают по аккредитациям — журналистов и гостей. Ситуации, когда зритель опоздал на сеанс, а его-то место и занято, случаются регулярно — не становитесь их героями.

5. Постарайтесь себя ограничить.

Даже если вы прекрасно рассчитали, как посмотреть пять фильмов за день и успеть на них все — пожалейте себя; это не как запоем смотреть сериал, это пять раз опускать себя в совершенно разные сюжеты, да еще и с людьми вокруг. Оцените свои силы. До трех фильмов в день с перерывами на фестивале — режим более-менее щадящий.

6. Получайте удовольствие.

Зачем иначе идти на фестиваль?