Оскар: «Оскар-2019» — Наш выбор

24 февраля 2019; автор: Коллективный разум

Редакция Синемафии примеряет на себя роли киноакадемиков и рассказывает, за кого будет болеть на церемонии вручения «Оскаров».

Вчера мы попробовали предсказать, кто получит «Оскар» в основных категориях, а сегодня вешаем на крючок колпаки и мантии предсказателей и превращаемся в обычных болельщиков. За кого голосовали бы мы, входи мы в американскую Киноакадемию, и почему?

Поехали!


Лучший фильм

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
«Богемская рапсодия»
«Власть»
«Звезда родилась»
«Зеленая книга» Х Х Х Х Х Х Х
«Рома»
«Фаворитка» Х
«Чёрная Пантера»
«Чёрный клановец»

Ольга Белик: «Зеленая книга» — отличный пример народного и при этом злободневного кино с прекрасными актерскими работами и диалогами. Это фильм, понятный абсолютно всем, вечный, как само классовое неравенство — и который при этом не «грузит» зрителя и рассказывает о бедах и несправедливостях вроде как через смешки. К тому же это родная американцам история и проблематика — надо награждать!

Алексей Куртышев: «Зелёная книга» — лекарство для Голливуда, если он сумеет правильно им воспользоваться. Наконец-то, после стольких лет, мы наблюдаем не очередную драму, выйдя с которой ощущаешь ненависть к людям, не принимающих тех, кто на них не похож. Какое-то не самое правильное чувство, не находите? Учитывая, что всё это снимается с целью показать отвратительность таких эмоций. «Зелёная книга» не такая, и потому у фильма огромное преимущество — новизна. Не преуменьшая страдания людей и не скрывая реального, страшного положения дел того времени картине удаётся оставаться вдохновляющей. О таких темах можно и нужно говорить с юмором, только до фильма Фаррелли картин, следующих этому принципу, преимущественно не было. Поэтому победа на Оскаре очень поможет такой подход одобрить и закрепить. Что позволит нам не объединяться в едином порыве «дать отпор плохим людям», а, сохранив своё достоинство, показать, что мы «над проблемой», мы смеёмся над ней, потому что люди действительно смешны в своей нетерпимости.

«You only win when you maintain your dignity».

Синемафия бы выбрала победителем:

«Зелёная книга»

(7 из 8)


Лучший режиссёр

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Альфонсо Куарон — «Рома» Х
Йоргос Лантимос — «Фаворитка» Х Х
Спайк Ли — «Чёрный клановец» Х Х
Адам МакКей — «Власть» Х Х
Павел Павликовский — «Холодная война» Х

Максим Девяткин: Греческий режиссёр первый раз номинирован в «профильной» категории, что удивительно — заслужил давно. И отметить его хочется по совокупности за последние три фильма, из которых «Фаворитка» слабее всех. Но если сравнивать с остальными участниками гонки этого года, то работа Лантимоса интереснее. Грек сумел снять нетипичную для своей фильмографии историю, впервые по чужому сценарию, но не потерял стиля. «Фильм о королеве Англии и интригах двух её фавориток» — звучит безумно скучно, а режиссёр сделал эту историю современной, но в антураже прошлого так, что это смотреть интересно. И актрис выбрал шикарных.

Ольга Володина: Спайк Ли ушел в публицистическую полемику своим финалом, Альфонсо Куарон всё время показывает, какой он тонкий мексиканский аутёр, а Лантимос — тем же самым финалом, с наслоениями и кроликами, — разрушает реалистичность рассказанной истории. Павликовский прекрасен — и как было бы круто, если бы режиссёр российского фильма «Стрингер» и документалки о Жириновском выиграл! — но МакКей немного тоньше работает.

Татьяна Кислякова: Глупо спорить, что каждый из представленных в номинации режиссёров чем-то по-своему хорош, но лично я с творческой биографией Куарона знакома лучше, так что свой голос отдала бы ему. И хоть ожиданий от «Ромы» у меня было больше, отрицать филигранно проделанную работу постановщика нет никакого смысла.

Николай Балашов: Во-первых, Ли — заслуженный мэтр американского кино. Настолько заслуженный, что даже имеет почетный «Оскар». Но, согласитесь, эта награда выдается кому-либо скорее за общие заслуги в целом, причем чаще всего уже на склоне лет. А Спайку хоть и за шестьдесят, но он все еще в деле. И думаю, что ему куда больше бы пошла конкретная награда за конкретный фильм, а не «утешительный приз».

Во-вторых, «Черный клановец» — это именно то кино, которое заслуживает того, чтобы быть отмеченным какой-либо наградой. Ли опять снял мощную картину на злободневную тему (как выяснится в самом конце — это действительно так), которая одинаково классно смотрится и как массовое кино и как авторское высказывание. А главный респект за это — режиссеру.

Синемафия бы выбрала победителем:

голоса разделились, лидера нет


Лучший актер

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Кристиан Бэйл — «Власть» Х Х Х
Уиллем Дэфо — «Ван Гог. На пороге вечности» Х
Брэдли Купер — «Звезда родилась»
Рами Малек — «Богемская рапсодия» Х
Вигго Мортенсен — «Зелёная книга» Х Х Х

Юлия Данилина: Крайне амбициозный и внешне эффектный фильм Джулиана Шнабеля можно критиковать за многое — самоповторы, спорные концепции, странные кастинговые решения — но если его и стоит смотреть, то только ради Уиллема Дэфо. Он растворяется в непростом образе художника, чьё безумие граничило с гениальностью, заставляет забыть о немалой разнице в возрасте между ним и его прототипом, с легкостью переходит с английского на французский и итальянский, справляется с большим количеством крупных планов, вытаскивает на своих плечах неоднозначный двухчасовой фильм. Винсента Ван Гога раньше играли многие, от Кирка Дугласа до Тима Рота, но только Дэфо заставляет поверить в то, что именно этот человек был способен на создание этих картин. Эта роль была бы выдающейся в любой год, но в этот и с этими номинантами смотрится попросту гениальной.

Николай Балашов: Можно по-разному относиться к «Богемской рапсодии» и рассуждать о том, что из показанного правда, а что нет. Можно даже тыкать пальцем в Малека и говорить, что он не особо то и похож на Фредди Меркьюри. Но чего точно нельзя отрицать, так это практически стопроцентного попадания актера в образ великого музыканта. То, как он снял всю его мимику, движения на сцене, воссоздал в деталях все что делал Фредди на легендарном концерте Live Aid, наконец — все это свидетельство весьма долгой и кропотливой работы над ролью. Если не за это давать «Оскара», то за что?

Максим Девяткин: Когда речь идёт о лучшем актёре нашего века, то первым на ум приходит его имя. Каждая работа Бэйла крутая. В прошлом году прокатили за «Недругов», в этом справедливость восстановлена, хоть и за роль серого кардинала Чейни.

Кристиан спокойно может выбирать роли и режиссёров, уж он может себе позволить. Самоотдаче и профессионализму Бэйла может позавидовать любой актёр. И когда такая глыба попадает в пятёрку, где фаворит Рами Малек… Спонсировать самолюбование Купера? Тут выбор очевиден.

Алексей Куртышев: Если что-то выглядит просто, то это значит лишь то, что были приложены невероятные усилия для того, чтобы показать и донести всё до зрителя. В который раз приходится говорить об этом. Но почему-то снова и снова, в случае если нет «мощной, трудной, изнуряющей работы» (догадались, да? Привет, Ди Каприо), считается будто работы вообще не было. Нужен надрыв, нужны страдания, без этого даже не приходите. В этом году у нас больше всех страдали Рами Малек и Кристиан Бэйл? Ну, значит вы уже почти знаете кто же победит. А Мортенсен настолько легок в образе итальянца, играющего временами роль стереотипного итальянца, что я не мог поверить — ведь это именно он на экране, тот самый Арагорн и Отец из «Дороги». В этот момент он был Тони «Болтуном». Сохраняя свою примечательную внешность, сложно ли быть абсолютно другим человеком? Вот и думайте.

Синемафия бы выбрала победителем:

голоса разделились, в лидерах — Кристиан Бэйл («Власть») и Вигго Мортенсен («Зелёная книга»)


Лучшая актриса

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Ялица Апарисио — «Рома»
Гленн Клоуз — «Жена» Х Х
Оливия Колман — «Фаворитка» Х Х Х Х Х
Леди Гага — «Звезда родилась» Х
Мелисса МакКарти — «Можете ли вы меня простить?»

Татьяна Кислякова: Первая номинация Оливии на «Оскар» в другой год вполне могла бы стать и первой победой: игра Колман не оставляет равнодушным, актрисе удаётся при всей апатичности персонажа создать яркий и запоминающийся образ. Очень сильное впечатление оставляет после себя финальная сцена фильма, где Колман, по сути, одним только взглядом передаёт такую глубину эмоций, что не восхититься невозможно. Радует, что за такую блистательную роль актриса получила «Золотой глобус» и премию BAFTA, ведь совсем не отметить столь тонко проделанную работу было бы преступлением.

Владислав Пастернак: Киноакадемия всячески приветствует, когда актрисы предстают на экране больными, некрасивыми и всячески страдают. Шарлиз Терон отращивала целлюлит для «Монстра», Николь Кидман наращивала нос для «Часов», ну и так далее. Героиня Оливии Коулман — королева Анна — женщина в высшей степени несчастная: множество потерянных детей, подагра, безволие… Но, в отличие от фаворитки «Оскара» Гленн Клоуз, героиня «Фаворитки» проходит полноценную и понятную арку персонажа. В финале она однозначно понимает, что может и должна пользоваться своей властью открыто. Но самое главное — если героиня Клоуз борется с одним-единственным мужчиной, да и тот вовсе не такой ужасный тип, каким его пытаются подать, героиня Коулман находится в более сложном положении: ей случилось бороться за власть с женским коллективом. Поскольку с мужчинами Киноакадемия разобралась ещё в прошлом году, именно эта идея — конфликт между женщинами — свежа и заслуживает приза. Плюс лесбийские мотивы — то есть, политкорректность попрана не будет. А Гленн Клоуз в «Жене» ничего такого-этакого — ни скандального, ни смелого — не показывает. В роли железной леди мы её уже видели не раз.

Синемафия бы выбрала победителем:

Оливия Колман — «Фаворитка»

(5 из 8)


Лучший актер второго плана

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Махершала Али — «Зелёная книга» Х Х Х Х
Ричард Э. Грант — «Сможете ли вы меня простить?» Х
Адам Драйвер — «Чёрный клановец» Х Х Х
Сэм Рокуэлл — «Власть»
Сэм Эллиотт — «Звезда родилась»

Ольга Володина: У Али роль — не второстепенная, и рассматривать его в этой номинации немного жульничество. Сэм Эллиотт — отличный человек с пятью десятилетиями карьеры, но он в роли вообще никакой тонкой игры не показывает (или я ее не вижу). Из остальных же выбрать можно разве что сердцем, и мое — отдано Драйверу.

Татьяна Кислыкова: Из всех представленных в данной категории персонажей только герой Гранта кажется живым и настоящим, а не однобоким и шаблонным, отчего вызывает искреннюю симпатию, пусть и совершает порой мерзкие поступки. Ричард блистательно показал себя при работе над образом, так что первая номинация на «Оскар» получена им очень даже заслуженно. По данным портала Metacritic именно Грант занимает лидирующую позицию по итогам голосований различных ассоциаций критиков, так что оставим за характерным британским актёром хоть призрачный шанс на победу.

Юлия Данилина: Ситуация с Али во многом напоминает Дэфо — если к «Зелёной книге» и могут быть какие-то вопросы (а они есть, и их много), то его ни один из них не касается. Наоборот, именно Али, создавший живого яркого персонажа на крайне небогатом материале, оказывается главным украшением фильма. Другим номинантам было проще — большинство из них шло от изначально яркого сценария — но в данном случае образ получился не благодаря, а скорее вопреки. Когда вопреки, оно всегда ценнее.

Синемафия бы выбрала победителем:

Махершала Али — «Зеленая книга»

(4 из 8)


Лучшая актриса второго плана

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Эми Адамс — «Власть» Х Х Х Х Х
Рэйчел Вайс — «Фаворитка» Х Х
Реджина Кинг — «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Х
Эмма Стоун — «Фаворитка»
Марина де Тавира — «Рома»

Максим Девяткин: Прости, Эми Адамс, дорогая! Как бы хороша во «Власти» ты не была, это категория точно будет за девушками из картины Лантимоса. Почти всё время в «Фаворитке» в кадре меняются Вайс и Стоун — вопрос лишь в том, кто за кого болеет. Мне думается, что с Эммы пока хватит болвана за «Ла-Ла Ленд», а Вайс свой получала очень давно, актриса она шикарная и хотелось бы видеть её на экранах почаще. Говорят, что победа в «Оскаре» решает проблему с трудоустройством на ближайшее время.

Плюс героиня у Вайс была сложная, правда. Целый спектр эмоций Мальборо вызвает: от ненависти, до сочувствия. Совместить в своём образе стерву и преданного друга, манипулятора и патриота — это дано не каждому из коллег Рэйчел.

Ольга Володина: У Эммы и Рэйчел уже есть по «Оскару», у Марины де Тавира нет ни единой сильной сцены, у Реджины Кинг — разве что одна сцена. Кто остается? Эми, которую «Оскар» обходил столько раз, что даже мне неудобно (а уж как неудобно должно быть академикам!).

Синемафия бы выбрала победителем:

Эми Адамс— «Власть»

(5 из 8)


Лучший оператор

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Калеб Дешанель — «Работа без авторства»
Лукаш Зал — «Холодная война» Х Х
Альфонсо Куарон — «Рома» Х
Мэттью Либатик — «Звезда родилась» Х Х Х
Робби Райан — «Фаворитка» Х Х

Ольга Белик: Мэттью Либатик номинируется на «Оскар» второй раз: в 2011 году у него был шанс взять статуэтку за «Черного лебедя» — но он уступил его Уолли Пфистеру («Начало» — и не поспоришь). Сейчас у Либатика не менее сильные конкуренты, и, скорее всего, приз уйдет Альфонсо Куарону. Но Либатик сумел снять очень интимно и тонко историю любви двух суперзвезд, а также показал Леди Гагу такой невероятной, волшебной совершенно красавицей, какой она не бывает и на красных дорожках после многочасовой работы стилистов. Определенно, это должно быть отмечено призами!

Юлия Данилина: Подборка операторов в этом году крайне хороша, и выделить хочется каждого (кроме Куарона), но я остановлюсь на том чёрно-белом фильме, который в идеальном мире должен был забирать всё, что уже забрала «Рома». Формат кадра, освещение, композиция, ретушь изображения — всё это Лукаш Зал уже применял в «Иде», но в своей последней работе довел до полного совершенства. В итоге о «Холодной войне» можно сказать только то, что она безупречна, и в визуальном плане в первую очередь. У Зала есть премия гильдии операторов — заслуженная, несомненно — но это очень, очень мало. Даже непростительно мало.

Ольга Володина: У Райана — самое оригинальное из операторских решений, и одновременно с тем — самая сложная задача с искуственно поставленными ограничениями (естественный свет, небольшое пространство, которое надо искусственно увеличить).

Синемафия бы выбрала победителем:

Мэттью Либатик — «Звезда Родилась»

(3 из 8)


Лучший фильм на иностранном языке

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
«Капернаум» (Ливан) Х
«Магазинные воришки» (Япония) Х Х
«Работа без авторства» (Германия)
«Рома» (Мексика) Х
«Холодная война» (Польша) Х Х Х Х

Владислав Пастернак: «Холодную войну» сразу же премьеры в Каннах метко назвали instant classic. От картины, в самом деле, остается впечатление, что это некая классическая лента, которая всегда существовала, но ты почему-то добрался до неё только сейчас. А именно классику и следует отмечать «Оскаром». Это важнейший неамериканский фильм 2018 года. Раз у него есть другие номинации, кроме «Лучшего фильма на иностранном языке» — пусть бы во всех и выиграл. Мечты, мечты…

Ольга Белик: Понятно, что приз унесет Куарон. Но Надин Лабаки сняла не холодные воспоминания о своем прошлом — а живое, рвущее нерв кино о глобальной проблеме настоящего: никому не нужных детях. О родителях, которые не заслуживают такого названия. О взрослых, которые вновь сошли с ума и перестали заботиться о маленьких и слабых. О том, как абсолютно все закрыают на это глаза. Сняла трезво и рассудительно, без дешевых манипуляций — как тот же Куарон. Поэтому и награда должна бы достаться ей.

Алексей Куртышев: На самом деле ещё никогда не было так трудно выбирать. В этом году фильмы- номинанты круче даже тех, что представлены в номинации «Лучший фильм». Именно здесь будет самая горячая борьба и, в любом случае, неожиданный результат. Я выбрал «Магазинных воришек» по тому же принципу, по которому была выбрана «Зелёная книга» — история, если её ужать до пересказа, очень страшная, но благодаря раскрывающимся деталям и невероятной химии между актерами, буквально ставшими семьёй, мы получили настолько воодушевляющую и душевную картину, что несколько удивляет. Нам ведь показывают огромную семью (огромная не столько по количеству людей, сколько по количеству людей на площадь проживания), которая находится далеко за чертой бедности. Куда проще было превратить всё в бесконечный поток страданий и задавить зрителя запредельным уровнем чернухи. Вместо этого фильму удалось подарить ощущение уюта и вызвать на интересный диалог о родне, поддержке и том, кого же можно этой родней считать. Выбирая между тёмной бездной страданий и семьёй, которая подхватит пока не упал в эту бездну, я остановлюсь на семье.

Синемафия бы выбрала победителем:

«Холодная война» (Польша)

(4 из 8)


Лучший анимационный фильм

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
«Мирай из будущего»
«Остров собак» Х Х Х
«Ральф против интернета» Х
«Суперсемейка 2»
«Человек-Паук: Через вселенные» Х Х Х Х

Максим Девяткин: Уэс Андерсон как всегда. Мило, трогательно, в меру наивно, но что самое главное — про СОБАК! Какие-то кнопочки «Остров собак» нашёл у почтенной публики, даже и не знаю, ругал ли хоть кто-то этот мультфильм, возможно ли это — настолько он великолепен.

Говорящие собаки — мечта любого ребёнка, и Андерсон подарил её взрослым и детям, а исполнение мечты, хоть и в сказке на экране, это же так важно и здорово. Вся пятёрка мультипликации в этом году блестящая, год выдался урожайным на хорошую анимацию. Но собаки — наше всё.

Алексей Куртышев: Если бы я участвовал в голосовании Киноакадемии, то в этой номинации постарался бы думать стратегически. Даже если я хочу победы «Острова собак», сколько людей проголосуют так же? Судя по публикуемым анонимным признаниям голосующих — мало. Но в этом году, наконец-то, есть возможность закончить тиранию Disney и Pixar (что теперь одно и то же) — «Золотой глобус» и BAFTA выбрали «Человека-Паука», а значит нужно поднажать и всем вместе выбить победу. «Остров собак» будет принесён в жертву, но она не будет напрасна — свергнув вечного победителя, мы откроем дорогу другим анимационным фильмам, на которые, надеюсь, начнут обращать внимание. А если вдруг нет, то лучше проиграть технически великолепному «Человеку-Пауку: Через вселенные», чем повторению пройденного.

Синемафия бы выбрала победителем:

победителя нет, голоса разделились, в лидерах — «Остров Собак» и «Человек-Паук: Через вселенные»)


Лучшая песня

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
All The Stars («Чёрная Пантера»)
I'll Fight («РБГ»)
Shallow («Звезда родилась») Х Х Х Х Х Х Х Х
The Place Where Lost Things Go («Мэри Поппинс Возвращается»)
When a Cowboy Trades His Spurs for Wings («Баллада Бастера Скраггза»)

Николай Балашов: Можно не сомневаться в одном: если среди номинантов присутствует фильм про музыкантов, то в категории «Лучшая песня» приз унесет именно он. «Ла-ла Лэнд», «Восьмая миля» и еще масса примеров подтвердят. В этом году на правах главного музыкального «бойца» у нас выступает «Звезда родилась». И, к слову, абсолютно заслуженно. Молодцы все: и Купер, и Гага, и, конечно же, музыкальное оформление. Написать хороший поп-хит, на самом деле, не так то просто. Как предугадать — взлетит песня на вершины хит-парадов или останется прохладно принятой у слушателей? Что ж, у создателей Shallow явно получилось первое. Браво!

Синемафия бы выбрала победителем:

Shallow — «Звезда родилась»

(8 из 8)