Мстители на отдыхе © WDSSPR

11 причин торопиться на фильм «Мстители: Эра Альтрона»

23 апреля 2015

22 апреля на предпоказах, с 23 апреля во всех кинотеатрах великой страны: мы нашли 11 причин смотреть «Мстители: Эра Альтрона».

Сразу оговорюсь, что 11 — это потому, что у нас такое тотемное число. Причин могло быть 22. Или 33. Или 55. Или 111. Или 1111, в конце концов. И не только потому, что мы тут маленькие фанаты Марвел в частности и комиксов в целом; потому, что фильм уж больно хорош.

После очередной красивой победы над остатками ГИДРЫ Мстители устраивают славную вечеринку: и тут выясняется, что добрыми намерениями устлана дорога в ад. Придуманный Тони (и не очень продуманный) эксперимент по созданию системы защиты Земли идет не так, и вот уже Мстители получают себе нового противника — Альтрона. И непонятно, как с ним справляться, это вам не локализованные в одном Нью-Йорке читаури…


В тексте могут содержаться спойлеры. Я очень старалась, чтобы их не было, но вы всё равно берегите себя, пожалуйста.


1. Концепция героя меняется: теперь это в первую очередь защитник

В первом фильме Тони Старк говорил, что если, мол, мы Землю и не защитим — то отомстим за неё. Теперь герои работают несколько иначе: защита выходит на первый план. Альтрон возникает, потому что Старк с Бэннером придумали систему защиты Земли. Действия самого Альтрона продиктованы тем самым желанием защитить Землю — пусть и не самым очевидным для остальных образом. Герои в финальном противостоянии с ним же больше озабочены судьбой случайных жертв среди мирного населения, чем обязательным красивым поединком.

Если раньше только Капитан Америка был символом героя-защитника (у остальных оружие — для атаки, у него одного только сила и щит), то теперь все по очереди — с разным, надо сказать, успехом, — примеряют на себя эту роль. Но все, без исключения.

2. Границы разума

И в прошлом, и в этом году кинофантастика плясала вокруг одной большой темы: друг ли нам искуственный разум (или совсем наоборот) и разум ли он вообще. И вот наконец, после провалившегося «Превосходства», после не блестящего «Страховщика», после печального эксперимента с «Роботом по имени Чаппи» — ВОТ ОНО. Наконец. Искусственный разум, который не страдает от того, что он не человек, а осознает себя чем-то иным — и при этом вообще не задумывается, тварь ли он дрожащая или право имеет.

3. Скажи мне, кто твой враг

После первых «Мстителей» стало понятно, что самой большой проблемой для второго фильма станет даже не обилие героев и распределение между ними экранного времени, а поиски достойного противника.

Танос, которым нас дразнят уже не первый фильм, опять не оказался главным антагонистом; к тому же во всех фильмах второй фазы была одна общая проблема — противник был написан очень крупными мазками, без особых деталей, и вообще — враги оставляли желать лучшего, ибо блеклыми были на фоне героев. Локи во втором «Торе» оказался в традиционной для себя роли трикстера, Зимний Солдат был жертвой обстоятельств, Малекит и его темные эльфы были армией клонов, Ронана в «Стражах Галактики» было исчезающе мало; достойных противников не то что не было — не показывали.

Оставалось только надеяться на лучшее, изо всех сил скрестив пальцы. И нам повезло.

Компьютерный до последнего винтика Альтрон — это нечто, с чем никому из Мстителей еще сталкиваться не приходилось, и потому — страшное; нечто одновременно наделенное убийственной логикой и с совершенно иным восприятием реальности; нечто, что действительно требует объединения всех сил.

Очень жаль, что идущие на дублированные копии начисто лишены главного удовольствия — голоса Джеймса Спейдера, озвучавющего нашего восьмифутового серебристого няшечку антагониста. Потому что Спейдер голосом делает такое, что совершенно непонятно, как можно просто все два часа фильма не просидеть под гипнозом.

4. Старые герои…

Кажется, что количество героев только увеличивается, а фильмы-то не резиновые, что делать! В итоге персонажи второго плана действительно оказываются оттесненными в самые дальние уголки (что Сокол, что Железный Патриот — в основном тусят на подхвате, а чаще даже в кадре не появляются), а основным героям достается немножко меньше времени каждому — но они используют каждую минуту.

И дело не только в том, что мы видим старые лица; герои развиваются, а не остаются образами из предыдущих фильмов. Мы видим прошлое некоторых из них и страхи других; мы знаем, чего они боятся и чего хотят. И знаем, что-то, что их не убьет — сделает их сильнее. Ну, или все-таки убьет?

Из старых героев можно жалеть о почти незадействованных девушках героев: Джейн и Пеппер только вспоминают, скажем, а Халк бедную Бетти Росс забыл давно. И вот это, дорогой Джосс Уидон, забота о равноправии и наличии сильных женских образов? Одна Наташа, бедная, отдувается за всех, с эпизодической помощью Марии Хилл.

5. …новые персонажи…

Хотя достаточно вспомнить о новых женских образах, чтобы простить Уидону отсутствие старых. Алая Ведьма, первый в киновселенной Мстителей официально признанный генетический мутант. Ученая Хелен Чо, которая не хуже Старка разбирается в технологиях, и лучше — в генетике. И еще один женский образ — не будем уж совсем спойлерить, — неожиданный, но тем более радостный.

Помните, мы с вами отчаянно переживали за местного Пьетро Максимоффа, когда увидели Ртуть в прошлогодних «Людях Икс«? Думали, что куда ж ему до той самой сцены с замедленным временем, сравнения будут не в его пользу?

Так вот, мы зря волновались: это действительно совершенно другой персонаж. Да, с теми же способностями и тоже мутант — но на этом сходство кончается; вместо домашнего гика тут восточноевропейская гопота. И тоже хороший. Очень. Папа бы гордился. Вы поверьте мне, я не люблю Аарона Тэйлора-Джонсона всеми фибрами души — а тут персонажа полюбила всей той же душой с третьей что ли реплики. И Алая Ведьма — чудо, а не девочка, пусть её будет еще больше.

6. … и задел на будущее

Основная линия противостояния третьего фильма о Капитане Америка (в 2016 году) очень четко видна уже сейчас: у Роджерса и Старка выявились коренные различия в понимании что такое хорошо и что такое плохо.

В одном африканском порту мы встретимся с одним юморным и беспринципным торговцем оружием — и будем ждать следующей встречи уже в «Черной Пантере».

Тор понимает, что в будущем его ждет непременное и не слишком радостное возвращение в Асгард — недаром его кошмар связан не с прошлым, как у его коллег, а именно с будущим и с родным домом. Ждем этого возвращения в «Рагнарёке» в 2017 году.

Ну, и, конечно, сцена в середине титров: привет вам, третий и четвертый фильмы о Мстителях!

7. Ну и шуточки у вас

Как и в первом фильме — фирменный Уидоновский юмор просачивается во все фразы (и, кажется, даже немного пропадает при дубляже). Внезапно лучшая шутка фильма оказывается у в основном молчавшего в свои прежние появления Хоукая (оказывается, что он как начнет говорить — так и не замолчит); но шутят все.

Все дразнят Капитана; все мило подшучивают над традициями асгардского престолонаследия; все даже в смертельной опасности находят время разрядить напряжение остротой.

8. Ураганное действие — не главное

Не поймите меня превратно: действия тут более чем хватает. Вы видели в трейлере сражение Халка и Халкбастера, вы видели массовые разрушения, и этим действие ни в коем случае не исчерпывается.

Ничем не ограниченная география действия, задействующее всю планету, от уже пострадавшего Нью-Йорка и американской глубинки до мегаполиса в юго-восточной Азии и придуманной страны в Восточной Европе. Ничем не ограниченное пространство и очень ограниченное время — это, знаете ли, рецепт для очень ураганного действия.

Но самое лучшее в «Мстителях» Уидона — как раз не действие, а, простите за пафос, человечность и душа.

9. Семейные ценности

Поскольку собственно знакомство со всеми участниками команды уже состоялось, второй фильм может себе позволить рассматривать взаимодействия между ними: и оказывается, что это не столько школьники на продленке (привет, сцена с Мьеллниром), сколько немного дисфункциональная семья.

И даже Альтрон — член этой семьи, спасибо папам Тони и Брюсу. Да, с немного дисфункциональной я погорячилась, кажется.

И недаром в одном из диалогов Хоукаю прямо говорят: неудивительно, что он, такой простой парень, нужен всем этим супергероям — просто потому, что он именно простой, обычный, не отличающийся особенными чертами человек.

10. Спецэффекты-спецэффекты, а я маленький такой

Для фильма, в котором главный злодей создан только голосом, а один из героев — инопланетный пришелец, спецэффекты оказываются очень… как бы это сказать? Приземленными в самом лучшем из смыслов. Незаметными.

То есть у зрителя нет ощущения, что вот сейчас начинается компьютерная графика, а вот сейчас она заканчивается.

В единственных сценах, когда очевидна искусственность происхождения эффектов (прости меня, Халк) это скорее фича, чем баг; Халк который фильм подряд задается вопросом, насколько он вообще человек.

11. Невыносимая легкость бытия

Я не знаю, как вы — а я не понимаю, как Уидон второй раз это сделал. Он снял фильм о неизбежном апокалипсисе, с переплетающимися сюжетными линиями, с дюжиной разных персонажей, со смертельной опасностью и человеческими жертвами, со спецэффектами, с драмой — и сделал это так, кажется, легко и непринужденно, что только шляпу снять и остается.

Спасибо, Джосс.