Берлинале: Коммуна, козел и Марс

21 февраля 2016

Синемафия посмотрела все, что могла, на Берлинском кинофестивале, и выдает вам финальную порцию впечатлений.

Первая часть наших впечатлений — вот по этой ссылке. Вторую можете почитать вот здесь. Фестиваль закончился, нам грустно, мы завершаем свои обзоры и рассказываем об увиденном.


«Нулевые дни» (основной конкурс)

Документальный фильм от английского мастера Алекса Гибни расскажет нам истинную историю вируса Стакснет, который в 2010 году поразил глобальную паутину. Признаюсь, что испытываю некий страх перед «Большим братом», когда один человек на другом конце Земли может изменить твою жизнь, не применяя традиционное оружие, а всего одним щелчком мыши. Фильм порадует любителей теории заговора, и заставит насторожиться тех, кто в нее не верит.

Постараюсь, не раскрывая интриги сюжета, вкратце сориентировать вас в картине. В 2010 году сотрудник белорусской фирмы интернет безопасности обнаружил новый неизвестный до этого вирус. Судя по его конструкции, он был создан для уничтожения определенных физических объектов, при этом не содержал практически никаких багов и информации о его создателе. К исследованию вируса подключились специалисты по всему миру, в том числе и Лаборатория Касперского (Евгений лично появляется в фильме). Многомесячные исследования принесли невероятные открытия — вирус был создан для атаки на иранские атомные объекты.

Создание нового фильма велось в обстановке абсолютной секретности, а ведь в кадре появляются не только IT-специалисты, но и высшие чины американской администрации (в том числе и бывший директор ЦРУ).

Двухчасовая документалка смотрится на одном дыхании, все компьютерные термины становятся понятны на уровне интуиции, распутывание паутины и нахождение источников вируса напоминает высококлассный детектив. Этот фильм о том, как мы все равны перед чем-то, ставшим уже гораздо большим.

«Коммуна» (основной конкурс)

Новый фильм Томаса Виттенберга (легендарного создателя «Догмы-95») является в некоторой части автобиографичным — Томас провел в такой коммуне 12 лет (с 7 до 19). Дания 1970-х — свободные нравы, идеи социализма, но при этом время перемен. Эрику (Ульрих Томсен) в наследство от отца достается роскошный особняк в центре Копенгагена. Он — преподаватель архитектуры, его жена Анна (Трине Дюрхольм) — ведущая новостей, но они не могут позволить себе содержать такой огромный дом. Поэтому они решают организовать коммуну и приглашают в нее друзей. Под одной крышей соберутся разные персонажи, но только с приходом Эммы — студентки и любовницы Эрика — все пойдет наперекосяк. Сначала в жизни Анны, хоть она и была инициатором подобного эксперимента, а потом и у всех. Горе в коммуне сложно пережить одному.

Режиссер мечется между персонажами — то кажется, что это будет история глазами Эрика, то Анны, то их четырнадцатилетней дочери Фрейи. Возможно, такой прием использовался специально, чтобы подчеркнуть анти-индивидуальность коммуны. Но для меня он стал ошибочным. Только ты фокусируешься на чем-то, как тебе меняют резкость, и фокус смещается.

Фильм получился, скорее, не о судьбе одного персонажа, а о разрушительной силе наших собственных мечтаний и ожиданий. Когда стоит сделать выбор — я или мы. Что выбрали герои фильма? Узнаете, когда посмотрите кино.

«План Мэгги» (Панорама)

Грета Гервиг («Милая Фрэнсис», «Госпожа Америка») опять играет девушку, которая старается угодить всему миру. Она строит планы, которые, конечно, идут совсем по другому пути, она не хочет никому навредить, она хочет всем счастья. Благодаря юмору фильм смотрится очень легко и непринужденно. При этом не испытываешь определенной симпатии ни к одному персонажу. И отвращения тоже.

Мэгги хочет ребенка. Но так как она совершенно неудачлива в отношениях, то решает использовать донора спермы. Им становится Гай — фермер и основатель компании по продаже соленых огурцов. В то же время она встречает Джона (Итан Хоук). Он антрополог, мечтающий написать роман и страдающий от тирании своей жены Жоржетты (Джулианна Мур). Говорящая с датским акцентом Мур — жемчужина фильма. В совместных сценах она полностью перетягивает одеяло на себя. Грете точно за ней не угнаться.

Я бы назвала фильм безвкусным — в том смысле, что в нем нет перчинки. Он продолжает традиции легким романтических комедий, в которых нет момента, когда все рушится. Даже неудавшийся план Мэгги не кажется катастрофой. Этот фильм понравится тем, кто знает, какие бы планы ты не строил на жизнь, реальность преподнесет что-то более удивительное. Позитивная и добрая комедия для романтического свидания дома при свечах.

«Козёл» (Панорама)

Фильм Эндрю Нила задумывался как антология изучения жестокости белого мужчины в США — начиная с подростков. Он заманил в продюсеры Джеймса Франко, который даже появится на экране в привычном последнее время для себя образе — с бородой, пьяный до невозможности.

Но после часа постоянных насмешек," whats’up, bro" и мата становится немного не по себе. Я честно больше не выдержала. Возможно, это просто не моя чашка чая, как скажут британцы, но после других фильмов фестиваля, вопросы в которых волновали меня больше, при выборе: «досматривать или спать» я выбрала второе.

Возможно, фильм захотят посмотреть поклонницы Ника Джонаса, но я лично осталась при своем мнении, что актер из него никакой.

«Новости с планеты Марс» (вне конкурса)

К сожалению, или к счастью, никакого космоса здесь нет. Филипп Марс — 49-летний, разведенный, IT-специалист. В его жизни нет ничего интересного. Даже его дочь говорит, что он лузер. Он не находит понимания с сыном, не клеятся отношения с семьей, на работе его ни во что не ставят. Все меняется, когда его коллега в порыве нервного срыва кидает нож, и он отрезает Филиппу часть уха.

Джером — его коллега, через несколько дней является к нему на квартиру, сбежав из психиатрической клиники. Он, несмотря на запреты Филиппа, селится в его квартире, приводит туда свою подругу, заводит дружбу с сыном. Филиппу предстоит пройти через ряд абсурдных и даже опасных ситуаций, чтобы выбраться из клетки, куда он себя загнал. Фильм повторяет старую истину — человек не может быть островом, но делает это по-французски остро, иронично и запоминающееся.

«Соединенные штаты любви» (основной конкурс)

Фильм рассказывает о судьбе нескольких женщин в 1990-е годы в Польше. Одна работает в видео-прокате (где становится все более популярным подпольное порно), до изнеможения занимается сексом с мужем, но любит местного священника и преследует его. Вторая — тренер аэробики, чей муж три года назад уехал на заработки в Германию, и теперь она видит его лишь на пленках присылаемых видеокассет. Третья — строгая и холодная директриса школы, которая влюблена в отца своих учеников.

Смотреть очередной фильм о страдающих женщинах было невыносимо. В других они хоть как-то учились жить одни, боролись, находили в себе силы. Здесь же — никакой борьбы, кроме внутреннего угасания и отсутствия желания что-то действительно изменить. Возможно, это удалось им в конце фильма, но я этого не узнаю — ушла после получаса. О чем ни капли не жалею.

«Святая любовь» / «Сэнт-Амур» (вне конкурса)

Делепин и Керверн в режиссерском кресле, Депардье и Пульворд на экране. Французский фильм получился острым на язык и картинку, но вызывал, скорее, сочувствие: для того, чтобы рассмешить зрителя, создателям пришлось прибегать к шуткам ниже пояса. Зал смеялся, а мне было грустно. Видимо, такое кино действительно не мое. Как можно смеяться над сценой, где из-под огромной спины уже старого Жерара Депардье, перекатывающегося на бок, появляется хрупкая девушка, с которой он только что якобы переспал. Или Пульворд в зеленом парике и юбке-пачке, приходящий в себя после похмелья?

Фильм должен бы рассказывать об отношениях отца и сына — второй из которых беспробудный пьяница и отправляется в винный тур, а первый — законченный фермер, который посвятил свою жизнь сыну и ферме. Добавьте к ним неудачника-таксиста, который врет о своей семье.

Ставлю жирный минус и навсегда закрываю для себя комедии с этими создателями. Не мое. Просто не мое.

«Прибытие дракона» (основной конкурс)

А вот этот фильм стал просто отдушиной после нескольких дней, где я то засыпала на фильмах, то уходила с них.

Начинается фильм как иранский ответ «Острову проклятых». Титры сообщают нам, что фильм основан на реальных событиях. В комнате на допросе сидит красивый молодой человек (его играет звезда иранского кино Амир Джадиди). Следователь просит его рассказать историю, которую, очевидно, уже сам знает. История начинается 22 января 1965 года на следующий день после убийства иранского премьер-министра.

На оранжевом Шевроле Импала, в прекрасном костюме и шляпе, на борту парома на остров Кешм приезжает следователь Бабак Хафизи, ему предстоит выяснить обстоятельства смерти марксиста-лениниста, который был отправлен на этот остров несколько лет назад. Бабак понимает, что произошло убийство, и решает разобраться в этом запутанном деле. Ночью после похорон происходит что-то невероятное. Бабак обращается за помощью к звукорежиссеру и геологу. Им вместе предстоит раскрыть тайну этого места.

Неожиданно кадры с острова (напомнили мне «Запределье» Тарсема Сингха) прерываются документальными кадрами, в которых режиссер рассказывает нам о найденном ящике с материалами этой экспедиции. Вместе с его помощниками и свидетели событий зрители будут разгадывать тайну острова вместе.

Фильм сам по себе впечатляет — он как сказка, миф, который оказывается так тесно сплетен с реальностью, что удивляешься. В этом его очарование и красота. И в этом он, опять же, напоминает мое любимое «Запределье».

Но еще больше влюбляешься в фильм после разговора с режиссером. На все вопросы о значениях той или иной детали он отвечает: «Я никогда не создаю что-то специально. Идеи просто приходят ко мне, и лишь потом я думаю, как вставить их в фильм». Он признается, что вместо ответов на вопросы журналистов охотнее поменялся бы с ними местами: «Мне было бы интересно узнать, что для вас значат эти детали, как вы их понимаете». Такой подход к творчеству полностью отвечает моим представлениям о месте автора и зрителя в кино, пересекается с постмодернизмом и не может не подкупать. Так что в конце пресс-конференции я с большим удовольствием сфотографировалась со всеми создателями картины, потому что это действительно клевые люди.

«Куда бы еще вторгнуться» (Berlinale special)

Новый шедевр от Майкла Мура. Сам он на фестиваль приехать не смог из-за болезни, а потому стал первым режиссером в истории фестиваля, который представляет картину в банном халате. Мур говорит о том, как важна Европа для Америки. Что европейцы не отказались прийти на помощь в трудную минуту, когда нахлынули беженцы (что было вызвано в большинстве своем действиями американцев). Собственно весь фильм и посвящен восхвалению Европы и насмешками над Америкой.

Майкла Мура вызывают в Пентагон, где все командные чины признаются в провале всех военных вторжений и просят режиссера дать совет. «Дайте солдатам отдохнуть, отправьте меня завоевывать новые территории». Майкл отправляется в долгое путешествие по Европе в поисках того, что он мог бы забрать для применения в Америке.

Он побывает в Италии, где главное в работе — это любовь, а люди понимают, что жизнь только одна. У них месячный оплачиваемый отдых, пособие и отпуск по уходу за ребенком, оплачиваемый медовый месяц и тринадцатая зарплата. В зале раздается смех. Проблема Америки, по словам итальянцев, одна: «Просто вы мало занимаетесь любовью».

Затем Майкл отправляется во Францию, где показывает кадры с прекрасной едой. «Вы думаете, это 4−5-звездочный ресторан? Нет, это школьная столовая». Школьники Франции получают ланч из четырех блюд (фрукты и сыры обязательно), удивляются фотографиям американской еды и отказываются от колы. Майкл Мур ставит американский флаг во Франции.

Следующая его остановка — Финляндия, где лучшее в мире школьное образование. Секрет раскрыт — у школьников нет домашних заданий. Учителя признаются, что главное — научить ребенка любить и помочь ему понять, что он действительно хочет в этой жизни.

За высшим образованием Майкл отправляется в Словению (не путать со Словакией). Университеты в этой стране бесплатны даже для иностранцев. Режиссер даже встретился с президентом страны, чтобы официально закрепить «завоевание».

Майкл Мур не упустил возможности поговорить о норвежских тюрьмах («И вы здесь свободно обращаетесь с ножами?») и о португальском законе не совершать арест за применение наркотиков («Как это вы не сажаете наркоманов? Наркотики разрушают семьи! — Ну, знаете, „Фейсбук“ тоже разрушает семьи!»), и о уголовном преследовании банкиров после финансового кризиса в Исландии, и о памяти немцами своего прошлого. Режиссер даже посетил Тунис — рассказал о революции и о роли женщин в ней.

Фильм получился невероятно смешным и острым на язык (как и все фильмы Майкла Мура). Режиссер также напомнил, что множество из этих идей, которые он взял в Европе, произошли из Америки (и в этом признаются многие герои его фильма). Просто американцы забыли о них.

В конце, проходя у Берлинской стены, Майкл признается: «Я — оптимист». И мы верим ему. Мы верим, что если от каждой страны будет такой завоеватель, который возьмет лучшие примеры из соседних стран, наш мир будет действительно прекрасным местом для жизни.

«Убить трубача» (Berlinale special)

Режиссерский дебют Дона Чидла, которого мы помним как соратника Железного Человека. Актер не только сидит в режиссерском кресле, но и исполняет главную роль — трубача Майлза Дэвиса. Он не выступал уже много лет и живет отшельником: его единственный друг — кокаин. Неожиданно на его пороге появляется репортер «Роллинг Стоунс», а продюсеры похищают пластинку с его последними записями. Понимая, что эти события как-то связаны, Майлз пытается бежать. Следует очень напряженная сцена погони.

Два дня из жизни известного музыканта, которые больше являются отражением его принципов, чем действительной автобиографией. Байопик не так обычен, как все фильмы про музыкантов — он одновременно напряжен и расслаблен, он держит в некотором томлении, чтобы потом показать всю свою мощь. Не самый яркий и запоминающийся фильм фестиваля, между тем, думаю, все равно найдет своего зрителя.