Российские фильмы осени

2 сентября 2016

Синемафия нашла отечественные фильмы, которые ей бы хотелось увидеть и рассказать вам об этом.

Осенью российское кино вышло из сумрака после летнего перерыва. Выходит около 20 проектов — тем не менее, наше пристальное око отобрало только 10 фильмов. Не 11 и даже не 15, как бывало когда-то — но уже прогресс после весны: тогда мы смогли написать лишь про 8 проектов.


«Монах и бес»

Режиссер: Николай Досталь

В ролях: Тимофей Трибунцев, Никита Тарасов, Роман Мадянов, Сергей Барковский

Выход в прокат: 8 сентября

Петр ЗайцевНачало XIX века, странник Иван приходит в мужской монастырь и начинает творить чудеса. Но за душой Ивана давно ведет охоту бес Легион, и вокруг их противостояния строится сюжет этой трагикомической притчи, наполненной глубокими размышлениями о вере, о церкви и о России. «Монах и бес» — новая картина Николая Досталя по сценарию одного из ведущих и самых титулованных отечественных сценаристов Юрия Арабова с Тимофеем Трибунцевым в главной роли. Сомнений в качестве литературного материала нет никаких, но есть серьезные опасения по поводу реализации. Трейлер картины очень уж нелепо смотрится, поскольку все чудеса выглядят нарочито компьютерными, и это сбивает с толку и плохо вяжется с философским подтекстом истории. Хорошие визуальные эффекты не должны выглядеть как эффекты и вообще не должны бросаться в глаза и отвлекать от повествования, а картинка в трейлере — на уровне дешевого телесериала, но никак не большого серьёзного кино. И все-таки есть небольшая надежда на то, что к выходу фильма графику доведут до ума, а сам фильм окажется более серьёзным и вдумчивым, чем кажется по трейлеру.

Ольга БеликТрейлер этого фильма настолько ошеломителен, что хочется посмотреть кино без разговоров, эксперимента ради, искусства для. Сценарий написал Юрий Арабов, живой классик и маэстро российского абсурда на экране. Достаточно сказать, что «Господин оформитель», «Юрьев день», «Фауст», «Орда» и «Орлеан» — его рук дело. Во всех картинах — усиленный метафоризм и бичевание отечественных (да и мировых) пороков. Вот и тут — фантастическая история, которая развернулась в XIX веке. Мужской монастырь, куда вместе с новым монахом Иваном проникают бесы. Никто в такое поверить не может, а бесам это, натурально, на руку. Они атакуют Ивана, а тот только укрепляется в вере. Монаха блистательно отыгрывает Тимофей Трибунцев — ради одного его уже можно попробовать сходить в кино.

«Дизлайк»

Режиссер: Павел Руминов

В ролях: Мария Вэй, Анастасия Акатова, Александр Панин

Выход в прокат: 22 сентября

Петр ЗайцевСлэшер «Дизлайк» — очередной творческий эксперимент режиссёра Павла Руминова, презентованный недавно на выборгском кинофестивале «Окно в Европу». Руминов решил свести в одной точке мир большого кино и мир видеоблогеров — настоящих кумиров современной молодежи. Сюжет до безобразия прост — восемь самых популярных видеоблогеров приезжают в загородный дом на казалось бы обычную презентацию, но выясняется, что их всех здесь собрал таинственный маньяк с одной-единственной целью — убить. Выглядит всё это как дешевый трэш, но в данном случае, скорее, это даже комплимент, поскольку таковы правила игры, заданные Руминовым с самого начала. Интересно, что в фильме снялись реальные видеоблогеры, включая суперзнаменитую Марию Вэй. И, поверьте, если вы не знаете, кто это такая, это ещё не повод отказываться от просмотра. Погуглите — откроете для себя дивный новый мир видеоблогеров. И если после погружения в него вам захочется убить всех этих замечательных людей, то «Дизлайк» сняли специально для вас.

«Дуэлянт»

Режиссер: Алексей Мизгирев

В ролях: Пётр Фёдоров, Влалдимир Машков, Сергей Гармаш

Выход в прокат: 29 сентября

Ксения РудичЯ не так часто пишу про российские премьеры, но эту пропустить не могла. Прежде всего, поздравляю, что фильм отобрали для кинофестиваля в Торонто — это показатель качества и интереса западного зрителя к российскому кино. Кроме того, Торонто — стартовая площадка для «Оскара»: может быть, нашим кинематографистам стоит обратить на это внимание, когда они будут решать, кого выставлять в этом году от нашей страны. А теперь — непосредственно фильм.

Петр Фёдоров играет человека, который стреляется на дуэлях за других людей — за деньги. Занятие такое сопряжено с риском не только ранения, но и смерти. Кроме того, судя по трейлеру, не обходится и без мистики. Жду не просто красивой игры, но и красивых кадров и музыки.

Ольга Белик

Один из самых ожидаемых коммерческих проектов года. «Дуэлянт» — микс независимого кино в лице режиссера Алексея Мизгирева, больших мощностей продюсера Александра Роднянского и компании Sony Pictures и оригинальной, не взятой с американских просторов истории. У нас же — богатство этих сюжетов, они сами так и просятся на экран, но вот поди ж ты, до сих пор ничего подобного не снимали. А между тем — Петербург позапрошлого века, совершеннно фантазийный и реальный одновременно, дуэлянты, алеутские шаманы, невольник чести, вот это все. Наконец-то!

Про визуальную часть фильма нам уже рассказал ответственный за нее Арман Яхин — и я точно хочу увидеть встроенный его студией в ландшафт Петербурга мост. Хочу увидеть искусственный нос Петра Фёдорова — актеру делали специальный пластический грим, чтобы придать образу остроту, представляете? Хочу порадоваться за успешный проект наших кинематографистов и держу за это кулачки!

«Коллектор»

Режиссер: Алексей Красовский

В ролях: Константин Хабенский

Выход в прокат: 6 октября

Петр Зайцев«Коллектор» — дебютный полный метр сценариста Алексея Красовского с Константином Хабенским в главной роли. В главной и, по сути, единственной. Кроме Хабенского в кадре никого нет. Если вы помните такие картины, как «Погребенный заживо» с Райаном Рейнольдсом или «Лок» с Томом Харди, то примерно можете себе представить, на что ориентировались создатели «Коллектора». Герой Хабенского профессионально занимается выбиванием долгов, но в какой-то момент сам становится мишенью для шантажистов. Действие разворачивается в течение одной ночи в одном офисе, а все остальные персонажи представлены лишь голосами, с которыми общается главный герой по телефону. Картина была снята всего за семь ночей, что не помешало ей получить сразу два приза на «Кинотавре» — за операторскую работу и за главную мужскую роль.

«Ученик»

Режиссер: Кирилл Серебренников

В ролях: Виктория Исакова, Петр Скворцов, Юлия Ауг, Александр Горчилин

Выход в прокат: 13 октября

Ольга Белик

Школьник Вениамин решает, что знает все о моральных нормах, о том, как их нужно соблюдать и от кого защищать, что такое хорошо и что такое плохо — в мире, который погряз во лжи, зле и лицемерии. Его поведение становится серьезным испытанием для окружающих — матери-одиночки, учителей, одноклассников — и поднимает массу важных межпоколенческих и социальных вопросов.

Пьесу немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга культовый театральный режиссер Серебренников уже ставил у себя в «Гоголь-центре», а теперь перенес её и на экран. Жаль, из прокатного названия убрана буква в скобочках: изначально картина называлась «(М)Ученик», что, согласитесь, придает ей совершенно особый смысл. Серебренников знаменит своим парадоксальным видением и смелостью вскрывать самые болезненные нарывы — вот, вскрыл веру. «Ученик» получил премию Франсуа Шале в Каннах, вошел в лонг-лист престижной европейской премии European Film Awards 2016. Надо смотреть.

«Суперплохие»

Режиссер: Дмитрий Суворов

В ролях: Данила Якушев, Анна Чиповская, Александр Соколовский, Александр Ревва

Выход в прокат: 13 октября

Петр ЗайцевЕще один фильм, представленный в Выборге на «Окне в Европу» и получивший специальный приз жюри. Несколько лет назад режиссёр Дмитрий Суворов заявил о себе скандальной и смешной короткометражкой «Шлюха», открыв миру «русского Райана Гослинга» Данилу Якушева. И вот теперь Якушев, уже практически состоявшаяся звезда, исполнил одну из главных ролей в черной комедии Суворова «Суперплохие». Компанию Якушеву составили одна из красивейших наших актрис Аня Чиповская, а также отличные комедийные актёры Александр Ревва, Ян Цапник и Валентина Мазунина. Безумный трейлер не вселяет особых надежд, но граждане, успевшие посмотреть фильм в Выборге, убеждают, что кино получилось и что стоит дать Суворову еще один шанс. Напомню, летом уже вышла в прокат другая его комедия «Одноклассницы», и о том, как она была принята зрителями, лучше умолчим.

Ольга БеликМолодое кинопоколение берет дело в свои руки и пытается делать кино и зрительское, и авторское. Черная комедия — то, с чего легче начать: этот жанр мы все-таки не профукали так, как просто комедию. В центре событий — неудачник, которого бросает девушка, и его младший брат, у которого вообще криминал и кровища по стенам.

Лица на постере все знакомые: Аню Чиповскую вы видите в кадре частенько, Данила Якушев — «наш русский Гослинг», Александр Соколовский — звезда «Молодежки», Валентина Мазунина — звезда «Горько!», Александр Ревва — лысый и в представлении не нуждается. Может получиться как лихо, так и плохо. Надеемся на первое.

«Ледокол»

Режиссер: Николай Хомерики

В ролях: Пётр Фёдоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова

Выход в прокат: 20 октября

Петр Зайцев

«Ледокол» — вторая громкая российская премьера этой осени после «Дуэлянта». И еще один пример того, как режиссёр из авторского кино призван спасать кино зрительское. Если «Дуэлянт» продюсеры Роднянский и Мелькумов доверили Алексею Мизгиреву, то потенциальный блокбастер про ледовый плен, основанный на реальных событиях, продюсер Игорь Толстунов пригласил снимать Николая Хомерики. И снова в главной роли Пётр Фёдоров. Впрочем, остальной актёрский состав тоже вполне себе звёздный — Пускепалис, Паль, Яценко, Хаев, Михалкова. У продюсерской фирмы Игоря Толстунова (ПРОФИТ) уже есть опыт работы над сложнопостановочным фильмом-катастрофой «Метро», да и увиденные материалы не вызывают сомнений в высоком уровне продакшена. Остаётся надеяться, что «Ледокол» не повторит судьбу «Территории» — там тоже было про суровых мужиков в условиях сурового Севера, но в прокате кино провалилось катастрофически. Очень хочется, чтобы «Ледокол» оказался ближе к зрителю.

«Молот»

Режиссер: Нурбег Эген

В ролях: Алексей Чадов, Оксана Акиньшина, Антон Шагин

Выход в прокат: 3 ноября

Петр Зайцев

Этот проект был известен под разными названиями: снимался как «Борец», на международных кинорынках был представлен как «Versus», а в прокат вот выходит теперь как «Молот». Кино было закончено еще года три назад, но по каким-то причинам долго не могло найти дорогу на большие экраны. Хотелось бы думать, что за это время фильм улучшали и всячески доводили до ума, но, как говорится, меня терзают смутные сомнения. В любом случае, трейлер впечатляет, а сюжет, вроде бы, на этот раз, в отличие от похожего по тематике «Воина», вполне самостоятельный, а не украденный у зарубежных коллег. Сценарий, кстати, писал Олег Маловичко — с одной стороны, один из ведущих российских сценаристов, и количество удачных проектов у него превышает количество провалов, но совсем недавно вышли «Ночные стражи» по его же сценарию, так что уверенности у меня лично заметно поубавилось. Чадова и Акиньшину в последнее время мы могли наблюдать в основном в комедиях, так что будет любопытно взглянуть на то, как они справились со спортивной драмой.

Ольга БеликЯ люблю фильмы про спортсменов, которые побеждают обстоятельства, себя и злодеев. Здесь в такой ипостаси — Алексей Чадов, декорациями служит любимый Петербург, так что надо смотреть. В паре у Чадова — Оксана Акиньшина, в злодеях — Антон Шагин, с которым Акиньшина играла романтическую любовь в «Стилягах». Противник Чадова — профессиональный боец ММА Мелвин Манхуф, и тем интереснее смотреть на схватку актера и настоящего спортсмена.

Создатели уверяют, что хотели «рассказать искреннюю правдивую историю о российских спортсменах, дать возможность зрителям почувствовать гордость за тех, кто защищает честь страны». Ну, дай-то бог. Нужны же и нам свои «Кровавые спорты».

«Хороший мальчик»

Режиссер: Оксана Карас

В ролях: Семен Трескунов, Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Александр Паль

Выход в прокат: 10 ноября

Петр ЗайцевКомедия Оксаны Карас «Хороший мальчик» получила в этом году гран-при «Кинотавра», и это первый серьёзный повод обратить на картину особое внимание. Второй серьёзный повод — Семён Трескунов, исполнивший главную роль. Трескунов — чуть ли не самая юная звезда российского кинематографа, он начинал с сериалов и довольно быстро прорвался на большие экраны. В прошлом году Сёмен великолепно справился с ведущей ролью в «Призраке», где его партнером выступил Фёдор Бондарчук. В «Хорошем мальчике» компанию Семёну составили Константин Хабенский, Михаил Ефремов и Александр Паль. Судя по отзывам, это то самое «доброе кино», в лучшем его понимании. Надо смотреть.

«Двадцать восемь панфиловцев»

Режиссер: Андрей Шальопа, Ким Дружинин

В ролях: Александр Устюгов, Алексей Морозов, Яков Кучеревский

Выход в прокат: 24 ноября

Ольга БеликАндрей Шальопа снял народный фильм о подвиге девизии Панфилова, про которую многие пишут, что и не было у нее подвига-то. Шальопа решил а) все опровергнуть б) показать героев лицом. Для осуществления задуманного объявил сбор народных денег — и побил рекорд: народ отдал 30 миллионов рублей. После такого успеха подтянулись Минкульты России и Казахстана с финансированием.

Теперь осталось, чтобы все это было не зря. Чтобы люди не зря отдали деньги, чтобы актеры не зря старались, чтобы кино получилось. Потому что иначе хрупкое доверие зрителя рухнет окончательно.