Итоги-2016: Только не подведи, только не отведи глаз

25 декабря 2016

Синемафия выбирает лучшие операторские работы в кино в текущем году.

Мы продолжаем подводить итоги киногода. Уже говорили о песнях в кино и о музыке в кино; на следующей неделе вас ждут важнейшие события киногода, лучшие фильмы, лучшие сериалы, лучшие актеры и лучшие герои фильмов (не говоря уж о топе самых читаемых материалов Синемафии за год!).

А теперь поговорим об операторской работе в кино. Оператор может сделать фильм произведением искусства или, наоборот, свести его к легко забываемому зрелищу (или вообще — заставить зрителя поминать его недобрым словом не раз и не два).

В наш список вошли 25 операторских работ в полнометражных художественных фильмах, расположены они не в порядке нашей любви к ним — но в алфавитном порядке по именам операторов.


Адам Аркапоу — «Свет в океане»

Австралиец Аркапоу — постоянный оператор Джастина Курзеля; они вместе работали на фильмах «Снежный город», «Макбет» и «Кредо Убийцы». А еще именно Аркапоу снял «По волчьим законам» Дэвида Мишо — один из лучших австралийских фильмов последних лет. В общем, давайте следить за Аркапоу, «Оскар» и прочие награды его рано или поздно нагонят.

Бенуа Деби — «Танцовщица»

Бельгиец Деби — любитель новаторских картин; вы могли видеть его работу в фильмах «Необратимость» и «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ и «Отвязные каникулы» Хармони Корина. «Танцовщица» — куда более традиционный (если судить по аннотации фильма) проект, но вы только посмотрите, как камера танцует благодаря Деби.

Брюно Дельбоннель — «Дом странных детей мисс Перегрин»

Надеемся, тот день, когда фильм Тима Бёртона не будет визуально прекрасен, не настанет никогда — в этот раз за прекрасность отвечал Брюно Дельбоннель. Дельбоннель — номинант на «Оскар» за «Амели» и «Долгую помолвку».

Брэдфорд Янг — «Прибытие»

У американца Янга, кажется, в кадре даже воздух виден, не то что напряжение и загадочный язык гептаподов; самая фантастически красивая работа в фантастике этого года, да простят нас остальные участники этого топа, работавшие в том же жанре. Судя по букмекерским данным, номинация на «Оскар» у Янга в кармане.

Витторио Стораро — «Светская жизнь»

Удивительным образом в редакции как раз вокруг первого цифрового фильма Вуди Аллена и работы Витторио Стораро разгорелась самая жаркая дискуссия (включать? не включать? живое кино или мёртвое?). Двумя голосами против одного заслуженнейший итальянский оператор и трехкратный обладатель «Оскара» в список всё-таки вошел.

Всеволод Каптур / Павел Капинос / Фёдор Лясс — «Хардкор»

Тот случай, когда даже если фильм не понравился — нужно отметить работу оператора; весь фильм — это работа оператора (операторов даже). Да, даже те, у кого на фильме кружилась голова (привет вам, коллеги по слабому вестибулярному аппарату!) возражений быть не должно. Это, возможно, не самая красивая из работ операторов в этом году; не самая изысканная; но точно самая тяжелая.

Грег Фрэйзер — «Изгой-Один.: Звёздные Войны. Истории»

Австралиец Фрэйзер в этом году снял два громких фильма — блокбастер «Изгой-Один» и куда более тихий (но тоже находящийся в зоне еврокубков предоскаровской гонке) «Лев». И, в общем, показал, что может что угодно — с огромным интересом ждём в следующем году «Марию Магдалину» Гарта Дэвиса, которую снимает как раз Фрэйзер.

Джайлз Наттгенс — «Любой ценой»

Пыль, песок да выжигающее всё живое солнце, а еще голубое небо и голубые же глаза главных героев; съемки Наттгенса добавляют красивой палитре картины ощущение удушающей жары, когда ни ветерка не ждешь, и чувство бескрайнего простора. Начинал британец Натгенс на БиБиСи — снимал фильмы про дикую природу; с тех пор, видимо, природу он снимает как никто другой.

Это его не первая совместная работа с Дэвидом МакКензи — раньше были «Молодой Адам», «Последняя любовь на Земле» и «Хэллам Фоу».

Йорик Ле Со — «Большой всплеск»

Француз Ле Со в 2013 году снял фантастической красоты картину Джармуша «Выживут только любовники», в 2014 — «Зильс-Марию» Оливье Ассайяса, в этом году — его же «Персонального покупателя»; в этой цепочке «Большой всплеск» занимает вполне достойное место.

Ларкин Сайпл — «Человек — швейцарский нож»

Снятый примерно за три копейки фильм, прогремевший в январе на «Сандэнсе», производит впечатление не только благодаря тому, что Гарри Поттер играет испускающий газы труп; нет, тут и у оператора есть своя заслуга.

Максим Осадчий — «Дуэлянт»

Знакомый широкому зрителю прежжде всего по видеоклипам еще 90-х годов Максим Осадчий — крутой кинооператор на самом деле; его взгляд на Санкт-Петербург и крайне неожиданные ракурсы съемок (иногда выбранные будто нарочито, позёрски) помогают создать оригинальный визуальный ряд «Дуэлянта».

Масанобу Такаянаги — «В центре внимания»

Даже в фильмах, где в основном говорят, не обойтись без хорошего и креативного оператора — если не превращать фильм в статичную съемку. Работа Такаянаги в главном «оскаровском» фильме этого года — из незаметных, но очень важных.

Более яркие работы японца Такаянаги — «Воин» О'Коннора и два фильма Скотта Купера, «Из пекла» и «Чёрная месса».

Мэнди Уокер — «Джейн берет ружьё»

«Традиционная для вестернов съемка» в наше время — это достаточно редкая штука; по крайней мере из вестернов этого года традиционной можно назвать только съемку австралийки Уокер. И мы очень ценим традиции.

Наташа Брейер — «Неоновый демон»

Получившую за «Неонового Демона» несколько призов ассоциаций критиков Брейер хотелось наградить всеми премиями мира (ну, лично мне) за постапокалиптический фильм Дэвида Мишо «Ровер»; хотелось бы верить, что новый её проект (неназванный фильм Нэша Эдгертона) будет еще круче.

Робби Райан — «Строго на Запад»

А вот совершенно нетрадиционный вестерн и нетрадиционные же съемки. Режиссёр Джон Маклин рассказывал, что ему хотелось снять фильм с европейской точки зрения, взглядом туриста  — и благодаря Райану это вполне удалось.

Роберт Ричардсон — «Омерзительная восьмерка»

И еще один вестерн в нашей подборке — в этот раз снятый заслуженным Робертом Ричардсоном, троекратным лауреатом «Оскара» (который в этом году, если бы не Любецки, взял бы и четвертую статуэтку, к гадалке не ходи). Ранее Ричардсон получил золотого болванчика за фильмы «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», «Авиатор» и «Хранитель времени».

Родриго Прието — «Пассажиры»

Космическую фантастику иногда кажется несправедливым относить к заслугам оператора — «в космосе-то настоящем он не снимал!», как мне сказал какой-то тонкий ценитель. Ну так вот, зато на космическом корабле «Авалон» — отлично снимал. И на фоне зеленого экрана — тоже.

Мексиканец Прието снял еще и «Молчание» (и говорят, что это лучшее, что он сделал) — надеемся, возглавит аналогичный наш список в 2017 году.

Саймон Дугган — «По соображениям совести»

Война — это грязное и кровавое дело, и благодаря фильму Мела Гибсона (а именно — последней его трети) мы все в этом еще раз убедились. Но не чувствовали бы мы себя под огнем неприятеля и по уши в земле, если бы не съемки Саймона Дуггана.

Австралиец Дугган как несколько лет назад закружил нам головы в «Великом Гэтсби» — так до сих пор они и кружатся.

Том Стерн — «Чудо на Гудзоне»

Давайте даже не считать, сколько фильмов Клинта Иствуда снял Том Стерн (начиная с «Кровавой работы» 2002 года — все); в общем, если вам нравится, как сняты фильмы Иствуда за последние 14 лет, то это всё — Том Стерн.

Филипп Русло — «Фантастические твари и где они обитают»

Как и в случае с музыкой к фильму, французу Русло пришлось идти по следам великих — на восьми фильмах о Гарри Поттере уже успели отметиться и Джон Сил, и Брюно Дельбоннель, и Эдуарду Серра. Русло, нам кажется, удалось найти свой подход.

Шарлотта Брюус Кристиансен — «Девушка в поезде»

«Девушка в поезде» не стала громким успехом — то ли потому, что вторую «Исчезнувшую» так просто не сделать, то ли просто первоисточник далеко не так хорош, как о нем думали. Но к двум вещам в фильме придираться не хочется — к Эмили Блант и вот к операторской работе датчанки Кристенсен («Вдали от обезумевшей толпы», «Охота»).

Шеймас МакГарви — «Под покровом ночи»

Дважды номинированный на «Оскар» МакГарви (оба раза — за фильмы Джо Райта, «Искупление» и «Анна Каренина») в своей карьере снимал и блокбастеры (допустим, первые «Мстители»), и артхаус. Что у него получается лучше — сказать сложно; потому как всё — отлично. И новый фильм Тома Форда частью атмосферы обязан именно работе МакГарви.

Чон Джон-хун — «Служанка»

В ежегодном опросе критиков, который устраивает портал IndieWire, четвертое место по лучшей операторской работе года заняла как раз «Служанка» (третье место — у названного выше «Прибытия», первые два — у фильмов, которые мы в российском прокате увидим только в 2017 году). Так что после редакционной битвы мне удалось отвоевать упоминание «Служанки» в списке (с указанием того, что Влад Пастернак был против включения, так как он считает главной заслугу художника-постановщика).

В общем, вы сами решите, кто там молодец, когда будете смотреть фильм (если до сих пор не посмотрели); по-моему, молодцы — все.

Эдвард Лахман — «Кэрол»

Номинант на «Оскар» в этом году. Нечеловеческой красоты цвета «Кэрол» и фантастические кадры, когда камера замирает на лицах Руни и Кейт — это всё благодаря Лахману.

Эммануэль Любецки — «Выживший»

Благодаря мексиканскому мастеру Любецки у нас оскаровский рекорд — никто ранее не получал операторский «Оскар» три года подряд. Теперь для Чиво остался один рекорд — получить пять операторских оскаров за всю карьеру (пока рекорд — четыре).

Ну или получать Оскар восемь лет подряд, как Уолт Дисней. :)


А вам какие операторские работы из прокатных фильмов этого года понравились?