Итоги-2016: Сериалы, впечатлившие нас в этом году

30 декабря 2016

Из примерно 100 500 старых и новых сериалов, показанных в этом году, редакция Синемафии выбрала лучшие.

С сериалами голосование прошло просто: после того, как все пожаловались, что у них не хватает времени на сериалы, все тайно выбрали 11 лучших новых и 11 лучших идущих не первый сезон сериалов (а также сериалы-разочарования, которые тайно же отнимали очки у попавших в «хорошие списки»). На калькуляторе мы посчитали голоса, и вот вам результаты без всяких подтасовок: 21 сериал.

Более того, в этом топе мы даже обошлись без ложки дегтя — мы говорим только о хорошем.

Итак, в этом тексте вас ждут:

  • 9 лучших сериальных новинок этого года;
  • 12 лучших возвращений сериалов этого года;
  • результаты голосования каждого из членов редакции.
  • Ура!

9 лучших сериальных новинок этого года

«Мир дикого запада» (Westworld)

Владислав ПастернакДля меня именно Westworld стал главным сериалом 2016 года. Именно здесь лучший сценарий, лучшие актерские работы, лучшие визуальные эффекты, здесь больше всего секса и насилия, больше всего драмы, больше всего сложных и масштабных философских вопросов. Здесь объединились самые крутые ребята — Джонатан Нолан с супругой Лизой Джой, Джей-Джей Абрамс, Джерри Вайнтрауб. Здесь снялись сэр Энтони Хопкинс и Эд Харрис, из уст которых любая реплика сразу просится на все кино- и телепремии. Здесь тебе сразу и «День сурка», и «Робокоп» с «Терминатором», и «Экс-машина», и Шекспир, и Теннесси Уильямс. Что делает человека человеком? Один из возможных ответов на этот вопрос — именно здесь, в центре лабиринта.

Ксения Рудич

Сейчас признаюсь: я ещё не досмотрела это сериал. Но уже могу назвать его одним из лучших в году! Именно с ним я старательно избегаю всех спойлеров, хотя обычно это меня вообще не беспокоит. Но краем глаза я видела некоторые факты, которые полностью совпадают с моими предположениями.

Итак, почему этот сериал произвёл такую шумиху? А — актуальность. Теперь в новостях мы чуть ли не каждый день слышим о достижениях робототехники, так что появление настоящего «Мира Дикого Запада» может быть не за горами. Нам этот мир не привычен, но для американцев подобные парки развлечений, правда, с живыми актёрами, вполне себе обыденное дело. Так что волна обсуждений, накрывшая с головой интернет — вполне объяснимая вещь.

Участие маститых актёров в сериалах уже не удивляет никого, но заполучить Энтони Хопкинса — это да! Впрочем, там многие актёры раскрываются в полную силу — Эван Рейчел Вуд, Джеймс Марсден, Бен Барнс.

Я не хочу говорить про сюжет, дабы избежать спойлеров и для себя и для вас, но то, как создатели сериала плетут невероятную интригу, задействовав времена, героев — это удивительно. Не буду стыдиться, когда скажу, что у меня есть лист, на котором я старательно вывожу линии — кто есть кто и когда. Иначе я бы запуталась.

«Молодой папа» (Young Pope)

Ксения Рудич

Этот сериал надо есть как вкуснейший торт — или всё сразу, а потом с горечью понимать: «Как так больше ничего не осталось?!» или помаленьку, тщательно пережёвывая каждый кусочек, смакуя его. Я выбрала второй вариант и не ошиблась. Две недели эстетического удовольствия.

Я невероятно люблю Ватикан — была там уже два раза, и каждый раз он находит, чем меня удивить. Но вот такого я точно не ожидала! Хотя могу сказать, что внезапно хорошо играющего Джуда Лоу отметила ещё в Берлине.

Соррентино удалось красиво так «потроллить» Ватикан и всю церковь, хотя лично мне кажется, что в картине больше правды, чем мы думаем. Я отчаянно хочу в это верить.

Ну и как всегда — о самом хорошем не находится слов аргументации. Потому что надо просто брать и смотреть.

Владислав Пастернак«Карточный домик в Ватикане», кастинг из голливудских и европейских звезд крупнейшего калибра и Паоло Соррентино в качестве режиссера и шоураннера, а также Лука Бигацци за камерой — этого уже было достаточно, чтобы «Молодой папа» переплюнул по резонансу проект Спейси, Финчера и Бо Уиллимона. Объяснять, почему «Молодой папа» хорош, без спойлеров невозможно. Хотя нет: можно со всей уверенностью назвать проект лучшим за год по части визуального ряда (если видели кинофильмы от Соррентино — можете представить, что в телеформате он остается верен себе).

«Очень странные дела» (Stranger Things)

Петр Зайцев

«Очень странные дела» — это проект, который очень сложно было себе представить, и если бы не Netflix, вряд ли бы мы вообще его когда-нибудь увидели. Тем не менее, чудо случилось, и все ценители кино и сериалов восьмидесятых годов, а также любители творчества Стивена Кинга и Стивена Спилберга получили настоящий бесценный подарок. «Очень странные дела» — это такое огромное признание в любви эпохе восьмидесятых, той неповторимой атмосфере, которую не спутать ни с чем. Бесконечные отсылки к явлениям популярной культуры того времени и талантливо написанная история заставляют не отрываясь следить за «очень странными делами», происходящими в вымышленном городе Хоукинс, штат Индиана. Удивительно, но по сути это чисто авторский проект — 32-летние братья Даффер выступили на «Очень странных делах» и продюсерами, и сценаристами, и режиссерами. При том, что их опыт работы на телевидении до запуска этого проекта был весьма скромен. Однако исключительная насмотренность, доскональное понимание материала и бесконечная любовь к жанру позволили им создать сериал, завоевавший признание и критиков, и обычных зрителей. То, что, к сожалению, не удалось сделать Джей Джей Абрамсу на большом экране в «Супер 8», удалось близнецам Мэтту и Россу Дафферам с «Очень странными делами» даже не на телевизионном экране, а сразу в рамках стримингового видеосервиса — такой вот симбиоз современных технологий, инновационных форматов и сильнейшей ностальгии по временам, когда 20-дюймовый ЭЛТ-телевизор казался роскошью.

Владислав ПастернакНа мой субъективный взгляд, мировое кино в 1980-х в целом скатилось куда-то очень низко, но именно тогда были сняты самые прекрасные семейные фильмы, по поводу которых мы до сих пор испытываем самые нежные чувства — «Инопланетянин», «Назад в будущее», два эпизода «Звездных войн» и многое другое, а также всевозможные ужастики и фантастика. Именно к той эпохе и тем жанрам тсылает нас Джей-Джей Абрамс в «Супер 8», и именно туда погружают нас и «Очень странные дела». Тогда же впервые появилась в кино и Вайнона Райдер — и наконец-то её кто-то решил всерьез вернуть на экран, пусть и на домашний.

«Проповедник» (Preacher)

Ольга ВолодинаНе знаю, как остальные, а я ждала сериал по отличному комиксу Энниса с очень большой настороженностью — потому что перенести на экран то, что творится в комиксе, невозможно без ущерба либо для нарратива, либо для визуальной составляющей.

Сет Роген и Эван Голдберг пошли по очень оригинальному пути — весь первый сезон стал по сути приквелом к комиксу, а последняя серия — экранизацией первого же выпуска. Нас долго и упорно знакомили с жителями маленького городка (и с позаимствованным из другой сюжетной арки местным воротилой Одином) только для того, чтобы поэффектнее обставить взрывное начало долгого пути проповедника Джесси Кастера в поисках Бога. И сама эта идея окупает неровный первый сезон — дальше нас ждет, хотелось бы верить, больше действия и больше взаимодействия основной троицы друг с другом.

Ну и, конечно, больше Кэссиди. Кэссиди был самым запоминающимся героем комикса; благодаря Джо Гилгану он стал и самым трогательным героем сериала. Да-да, трогательным, именно.

Ксения Рудич

Ох, как мы ждали этого сериала по комиксу Гарта Энниса и Стива Диллона. Проповедник, вампир, поиски Бога, нуар и тому подобное. Как не ждать-то?

Сериал показал, что в очередной раз надо смотреть то, что тебе нравится, даже если посередине оно провисает. Я от полного сезона получила удовольствие, посмотрев его «залпом», а не по серии. Сразу сложилась полная и прекрасная картинка.

Ну и в конце концов, там Доминик Купер! Ещё нужны аргументы, чтобы любить сериал???

«Хэп и Леонард» (Hap and Leonard)

Алиса Пономарёва

Непривычный формат для сериала, созданного в Америке — обычно, когда нам рассказывают историю приключений двух друзей (братьев, коллег, любовников), она растягивается на пару десятков серий и длится не один год. В этом плане «Хэпа и Леонарда» можно назвать первопроходцами — уложить все злоключения и какой-никакой хэппи-энд в шесть серий до этого удавалось только европейцам.

Два друга — ветеран Вьетнама и тот, кто попал в тюрьму за отказ участвовать в войне, попадают в переделку — бывшая жена одного из них знает, где спрятан клад!

Бывшую жену, кстати, играет Кристина Хендрикс — это я вам вдогонку кричу, вы ведь уже побежали смотреть?

Ольга ВолодинаЭкранизация серии романов и рассказов Джо Лонсдейла сумела сохранить главную отличительную особенность цикла — легкость взаимоотношений между такими разными главными героями. Без этой легкости сериал бы рисковал превратиться в простой процедурал в декорациях американского Юга; он счастливо избежал такого упрощения.

Благодаря, в первую очередь, Джиму Миклу, который уже экранизировал Лонсдейла — его фильм «Холод в июле» тоже очень удачно создавал атмосферу. А еще огромное спасибо Джеймсу Пьюрфою и Майклу Кеннету Уильямсу, исполнителям главных ролей.

«Однажды ночью» (The Night Of)

Алиса Пономарёва

После ночи, проведенной в компании девушки и наркотиков, главный герой обнаруживает подружку мертвой, а себя — виновным по всем статьям. История не нова, герои не уникальны, происходящее предсказуемо. И не оторваться никак.

Наблюдать за детективной линией не так интересно, как следить за внутренними трансформациями героя, из узкоплечего и застенчивого парнишки превратившегося в покрытого татуировками хладнокровного преступника. Жизнь в «Однажды ночью» — совсем не коробка конфет, законы тут волчьи, улыбки редки, и каждое слово влечет последствия. А уж поступок — тем более.

Петр ЗайцевПосле эпичного провала второго сезона «Настоящего детектива» канал HBO искал ему достойную замену. И таковая нашлась в формате ремейка британского мини-сериала «Уголовное правосудие». Что интересно, замысел снять «Однажды ночью» появился на HBO еще 4 года назад, до успеха первого сезона «Настоящего детектива», но проект столкнулся со множеством трудностей. Главную роль должен был исполнить Джеймс Гандольфини, а после его смерти роль предложили Роберту Де Ниро. Но и с Де Ниро не сложилось из-за несовпадения графиков съемок. В итоге роль адвоката Джона Стоуна отошла Джону Туртурро, и, да простят меня поклонники Гандольфини и Де Ниро, это лучшее, что могло случиться с сериалом. Туртурро сыграл здесь чуть ли не лучшую свою роль и получил заслуженную номинацию на «Золотой глобус». Кстати, кроме него такую же номинацию за «Однажды ночью» получил и Риз Ахмед, исполнивший роль пакистанского студента Насира Хана, обвиненного в убийстве белой девушки (Ахмеда вы могли видеть на большом экране в «Изгое-один», где он сыграл пилота Бодхи Рука). Но не одними актерскими работами отличился этот сериал. Главная фишка «Однажды ночью» — это неземной красоты картинка. Над восемью сериями работали три потрясающих оператора: Роберт Элсвит («Оскар» за «Нефть»), Фредерик Элмс («Синий бархат», «Кофе и сигареты») и Игорь Мартинович (номинация на «Эмми» за «Карточный домик»). Каждый кадр «Однажды ночью» можно выставлять в музее, а неожиданные ракурсы не перестают удивлять до самого финала. Любителей экшена и динамичного развития событий «Однажды ночью» с его размеренностью и медитативностью вряд ли заинтересует, но всем ценителям глубоких психологических драм рекомендую непременно.

«Волшебники» (The Magicians)

Ольга БеликСериал по одноименной книге Льва Гроссмана заходит не сразу. Нужно перетерпеть три серии, которые раскачивают повествование и знакомят с героями — и внезапно на четвертом эпизоде тебя берут за шкирку и с размаху швыряют в этот мир, который не то, чем казался. «Волшебники» — мрачная история про взросление, детские и подростковые страхи, комплексы и травмы. Волшебство в нем не то, чтобы не волшебное — оно злое, и ничуть не помогает героям. И что самое страшное — в иносказательной форме «Волшебники» рушат наши иллюзии: герои детства могут оказаться монстрами, сам ты тоже легко станешь мудаком и слабаком, если хоть немножечко поддашься злу внутри тебя. Финал первого сезона оставил зрителей в таком недоумении, что продолжения ждешь, закусив локти.

Ольга ВолодинаЭкранизация первых двух романов Льва Гроссмана из трилогии «Волшебники» с исходным материалом обращается очень вольно — добавляет одни сцены, убирает другие, придумывает новых геров и без сожалений прощается со старыми. Но при всех этих изменениях сохраняет довольно издевательский подход к магии как к ремеслу, а не как к чуду; а также — то, насколько в «реальной» магии не работают все ожидаемые главным героем трюки и приемы из детских книжек.

Это куда более жёсткий сериал, чем можно ожидать от истории про школу магии (поверьте, перерезанное горло и отрубленные руки — не самое страшное, что там будет) и куда более жестокий по отношению к своим героям. Но при этом это именно та история открытия волшебной страны, которая могла бы появиться в нашем мире со всеми его поп-культурными референциями, от танцев под Тэйлор Свифт до порноснов про кхалиси.

«Ночной администратор» (The Night Manager)

Ксения Рудич

Сейчас буду хвастаться, что посмотрела сериал раньше всех, да ещё и с создателями и актёрами пообщалась. Правда, мне после просмотра первых серий было мучительно долго ждать официального выхода оставшихся четырёх. Но я справилась.

Ле Карре — это мастер шпионского детектива. Так тонко и трагично могут, пожалуй, только британцы и скандинавы. Сюжет перенесли на 20 лет вперёд, немного поменяли спецификацию злодея — а в остальном книга всё так же актуальна. Главный твист — замена агента с мужчины на женщину — Оливию Колман. Но боже, она же просто прекрасна в этой роли.

Я специально оставила самое сладкое напоследок — я имею ввиду дуэт Тома Хиддлстона и Хью Лори. Эти двое просто виртуозы и по отдельности, но вместе творят невероятное. Не буду повторять то, что я уже писала сразу же после просмотра. Но по итогам сериала хочется спросить: что правильнее (лучше) — быть плохим и совершать хорошие поступки, или быть хорошим по сути, но совершать зло? Ле Карре и создатели ответа не дают — он на обдумывание нам с вами.

Ольга ВолодинаВы будете смеяться, это еще одна экранизация. В этот раз — без особой надежды на продолжение: книжка Ле Карре кончилась, и история из неё — тоже, никаких тебе открытых финалов.

Стилизация под Бонда вышла куда более стильной (и куда менее продуманной), чем операция из книги; при этом подход, где стиль важнее содержания, работает в основном благодаря фантастическим актерским работам — что исполнителей главных ролей (Хиддлстон, Лори и Колман собрали, кажется, номинации всех телепремий вообще), что — второстепенных (Том Холландер, Тобайас Мензис и Элизабет Дебики).

Сюзанна Бир, серьёзный датский режиссёр, с таким удовольствием играет в шпионов, платьюшки и красивого героя, которого хотят все, что только умиляться и остается. И смотреть сериал, конечно же.

«Война и мир» (War and Peace)

Ольга БеликБританский мини-сериал вызывал большой скепсис до просмотра. Возможно, потому, что многого никто не ждал — в результате все получили массу счастья. Авторы тщательно подошли к вопросу, снимали в Петербурге и Новгороде, были щепетильны в деталях. При достаточно сильном секвестировании двухтомника Толстого им удалось, тем не менее, включить в сериал все ключевые эпизоды и монологи — и, самое главное, передать дух романа. Также в кои-то веки нам показали героев в том возрасте, какой был в книге, отчего события давно минувших лет зазвучали на редкость современно. Перед нами — все те же великосветские мажоры, которые не нюхали пороху, но рассуждают о государственности и судьбах нации, и которых потом война жестко ставит на место. К актерам могут быть придирки — но Пол Дано в роли Пьера Безухова убедил, кажется, абсолютно всех.

Ольга ВолодинаЗакончим год отличных экранизаций еще одним мини-сериалом по классике: британцы уместили в шесть серий всю эпопею Толстого, и сделали это так, что в школе показывать можно.

Конечно, не обошлось без некоторых уступок духу времени — то, что у Толстого было дано намёками, Том Харпер показывает нагляднее некуда, — однако при этом британцы с таким тщанием и старательностью подошли к сохранению духа романа, что хочется только аплодировать.

Оля отдельно отмечает Пола Дано в роли Пьера — а я, пожалуй, распишусь в любви к Джеймсу Нортону в роли князя Андрея. Наконец-то мне показали Болконского, в которого можно влюбиться.


12 лучших возвращений сериалов этого года

«Игра престолов» (Game of Thrones)

Петр ЗайцевС «Игрой престолов» и так всё понятно — это главный сериал эпохи, визитная карточка HBO и основная тема для обсуждения всей продвинутой сериалосмотрящей аудитории. Кто-то до сих пор продолжает считать, что не смотреть «Игру престолов» — это модно, но я придерживаюсь точки зрения, что не смотреть «Игру престолов» — это стыдно. Нельзя настолько отрываться от культурного контекста современности. Так что если вы не смотрите «Игру престолов», не очень понятно, почему вы сейчас это всё читаете — лучше бегите срочно исправляться, пока не стало слишком поздно. Что касается последнего сезона, то, как известно, он снимался уже не по тексту Джорджа Мартина, а лишь опираясь на идеи автора. И, как ни странно, это пошло сериалу на пользу — сценаристы сосредоточились на главном, а уровень сериальной драматургии достиг, кажется, своей высшей точки. Уничтожение Великой септы Бейлора, самоубийственная битва бастардов, долгожданный поход Дейенерис Бурерожденной на Вестерос — вспоминая эти ключевые события сезона, задаешься лишь одним вопросом — что же дальше-то будет?

Владислав ПастернакКому-то «Игра престолов» надоела. Некоторые взяли моду ругать отдельные серии или целые сезоны. Но по поводу 6-го сезона даже самые яростные хейтеры вынуждены были немного остудить свой хейтерский пыл. Разумеется, одни свели все восторги к одной лишь «Битве бастардов», которая, в самом деле, затыкает за пояс многие кинотеатральные проекты последнего времени; другие сфокусировали внимание на суде в последней серии — и она это заслужила. Но главное в 6-м сезоне все-таки другое: ЗИМА ПРИШЛА, и именно эта новость заставляет волосы шевелиться по всему телу, а где их нет — отрастать и шевелиться тоже.

«Сорвиголова» (Marvel's Daredevil)

Ксения Рудич

В сериалах обычно как — первый сезон выстреливает, а потом редко получается сделать что-то превосходящее. С «Сорвиголовой» получилось в точности наоборот — на первом сезоне создатели оттачивали навыки, чтобы во втором выдать нам нечто!

Второй сезон вернул нам веру в ещё одного героя, подпорченного семьёй Аффлек-Гарнер — Электру. С ней тоже не всё так просто, я лично думаю, что она ещё вернётся. Тут же и появляется новый враг — Каратель, с которым Сорвиголова вступает в вечный спор — убивать преступников или калечить их (им явно не хватает Бэтмена в этом диалоге).

Адская кухня всё такая же адская, новые банды, мафии приходят и уходят, так что Мэтту Мёрдоку ещё долго носить маску. Но вот теперь о его тайной личности знает и Пейдж.

За что я люблю сериалы этой серии — и «Джессику Джонс», и «Сорвиголову», и «Люка Кейджа» — за то, что перед нами реальные люди, а не супергерои: у них свои слабости, чувства, эмоции, у них есть жизнь кроме ношения костюма. И это круто!

Ольга ВолодинаВторой сезон «Сорвиголовы» поначалу вызывал некоторые сомнения — казалось, что и костюм новый какой-то сомнительный (масочка с рожками — дурацкая!), и, собственно, сколько можно пытаться сделать реалистичный сериал о том, как слепой (!) адвокат (!) неузнанным (!!) в костюме (!!!) борется с преступностью? 13 серий — это уже на 13 больше, чем случилось бы в реальности, верно?

Но второй сезон принёс нам Карателя — и, в общем, с появлением Фрэнка Кастла стало понятно, что вот оно, новое направление. Три лучшие сцены этого сезона — драка на лестнице у лифта, признания на кладбище и бойня в тюрьме, — были именно с Фрэнком. Самым цельным персонажем второго сезона стал Фрэнк. Главной удачей — тоже; нет, Чарли Кокс всё еще молодец, но Кастл похитил сезон целиком и полностью. Спасибо ему за это. Да, и еще — за спасение собаченьки.

«Страшные сказки» (Penny Dreadful)

Ксения Рудич

Когда я смотрела 3 сезон, я упустила из виду, что он значится последним. Поэтому окончание, каким бы правильным и логичным оно мне не казалось, повергло меня в шок. Это был один из моих любимых сериалов на протяжении трёх лет. Я с нетерпением ждала продолжения этой страшной эстетики. С тем количеством сериалов и фильмов, что выходят на экраны и ТВ, всё сложнее становится создавать что-то оригинальное и удивлять. Этот год в этом плане очень показателен, но тогда три года назад «Страшные сказки» казались чем-то экстраординарным.

Собрать под одним крылом богиню эстетики — Еву Грин, ушедших с радаров известных актёров — Тимоти Далтона и Джоша Хартнетта, любимчиков британского ТВ — Билли Пайпер, Хелен МакКрори и Рори Киннера и россыпь молодых актёров, взболтать это всё в городских легендах викторианской Англии, приправить невероятной красотой кадра и мистикой. Вот рецепт идеального сериала.

Так что, с одной стороны, жаль, что всё закончилось, с другой, мне уже порядком поднадоели затянутые истории. Надо уметь уходить вовремя.

Ольга ВолодинаВнезапная концовка сериала — не лучшее, что случилось с нами, его зрителями; но лучшее, что случилось с историей. Дело даже не в том, что надо уходить вовремя; вовремя — понятие, диктуемое нынче рейтингами, а не историей как таковой. Дело в том, что история о приключениях (скорее даже злоключениях) литературных героев разных произведений в едином на всех мире останется законченной историей, а не прерванной на полпути, в полете.

А нас жалко — просто потому, что в мире «Страшных сказок» второй раз с тем же ощущение неожиданности за каждым поворотом уже не побывать.

Я очень завидую тем, кто еще сериал не видел — вас ждет магия.

«Викинги» (Vikings)

Алиса Пономарёва

Пару месяцев назад в инстаграме Александра Людвига, одного из ведущих актеров сериала, появилось фото со съемок. Надпись под ним сообщала, что в только что отснятой сцене битвы участвовало больше статистов, чем в битве при «Храбром сердце».

«Викинги» от сезона к сезону делаются эпичнее и мрачнее — чем дольше сериал рассказывает о житии Рагнара Лотброка, тем чаще самого Рагнара посещают жуткие видения, тем больше вокруг него умирает людей и плетется интриг, тем объемнее становятся остальные персонажи, уводя зрителя каждый в свою сторону.

Да и не у каждого сериала есть свой пак со стикерами в Телеграме.

Ольга ВолодинаИсторические сериалы — это отдушина и любовь моя, и «Викингов» я смотрю преданно с первой же серии.

Потому что история обычно куда более причудлива, чем самый закрученный сюжет из всех, что вы можете придумать. И житие полулегендарного Рагнара Лодброка, растянувшееся вместо одного сезона (именно столько изначально в сериале должен был быть Трэвис Фиммел) на уже четыре, а то и пять, именно это и показывает нам — легенду, основанную на истории.

Со слезами на глазах ждем конца жизни Рагнара — и, возможно, приключений его сыновей и Великой языческой армии, захватывающей Англию.

«Рэй Донован» (Ray Donovan)

Алиса ПономарёваО том, что «Рэй Донован» — это ирландские «Сопрано», не написал только ленивый. Тот же ленивый еще не написал об умении сценаристов умещать в одну серию целый день из жизни доброго десятка людей, в финале связывая их вместе и делая впечатляющий вывод. О прекрасной актерской игре, юморе и удивительной атмосфере сериала ленивый тоже не писал. Ну и о главном герое, который такой сильный и ранимый одновременно, тоже. С другой стороны — ну, а какой герой и силен и не хрупок одновременно. Вот только Рэй Донован за всю серию может произнести лишь усталое «Sure», а ты всю неделю до следующего эпизода будешь думать, какой он умница и как правильно рассуждает.

Ольга ВолодинаАлиса, собственно, всё сказала — приключения полукриминальной ирландской семьи хороши ровно настолько, насколько хорош сам Рэй в исполнении Лива Шрайбера. А Рэй хорош так, что каждое лето хочется забросить дела подальше и смотреть, как он там страдает в своем солнечном Лос-Анджелесе, в одной руке бейсбольная бита, в другой — стакан с виски, в глазах — вся вековая боль ирландского народа.

«Кремниевая долина» (Silicon Valley)

Петр Зайцев«Кремниевая долина» — пожалуй, самый смешной зарубежный сериал из всего, что я видел за последние три года. Вот уже три сезона история про то, как компания задротов пытается заработать миллионы на своём стартапе Pied Piper, заставляет сползать под стол от хохота. Невероятно актуальный, остроумный и безбашенный сериал высмеивает всё, что связано с современными технологиями, стартапами и крупными IT-корпорациями, а также с техногиками, ботанами и их проблемами в личной жизни. В отличие от «Теории большого взрыва», которая уже давно ушла от узкоспециализированных шуток и нацелена на максимально широкую аудиторию, «Кремниевая долина» делается с глубоким пониманием IT-индустрии и наиболее сильный эмоциональный отклик способна вызывать именно у людей, интересующихся современными технологиями и созданием собственного бизнеса. Кстати, «Кремниевую долину» можно рассматривать еще и как бесценный учебник для начинающих предпринимателей. Примечательно, что к третьему сезону сериал лишь начал набирать обороты, с каждым годом становясь всё веселее и серьёзнее одновременно. Спасибо HBO, ведь сложно представить подобный проект на любом другом канале. Смотреть рекомендую строго в оригинале с субтитрами, поскольку огромное количество шуток в «Кремниевой долине» просто не поддаётся адекватному переводу на русский язык

Алиса ПономарёваОчень сложно писать о сериале, который описывает жизнь технарей в Кремниевой долине, если сам ты сидишь в заснеженной России и понятия не имеешь о том, как работают приложения в твоем телефоне. И тем не менее каждый герой кажется тебе близким другом — понимаешь ты и Ричарда, и Эрлиха, а Гилфойл и Динеш вообще как родные. А еще ты понимаешь, что путь к успеху, да и любой путь вообще — череда взлетов и падений, над каждым из которых можно смеяться раз в неделю по двадцать минут. И как мы раньше без них обходились.

«Острые козырьки» (Peaky Blinders)

Алиса Пономарёва

Создатель сериала — Стивен Найт, тот самый, который придумал «Грязные прелести», «Колибри» со Стейтемом и «Лока» с Томом Харди. В январе выходит новый проект Найта и Харди — «Табу», а пока не вышел — можно пересматривать «Острые козырьки», где Харди тоже появляется, с бородой и собаками.

Найт придумал «Козырьки» не на пустом месте — его собственная семья была частью бандитской жизни Лондона начала прошлого века, поэтому персонажи, их поступки, манера одеваться и, конечно же, разговаривать — все основывается на детских воспоминаниях автора сценария. И, что важно — соответствует действительности.

Отдельного упоминания заслуживает саундтрек — криминальные разборки в Бирмингеме 20-х годов под Arctic Monkeys, Black Keys и Ника Кейва — это чистый восторг и наслаждение. Впрочем, это касается и всего остального.

Ольга ВолодинаДело даже не в том, что нельзя не отметить сериал с Томом Харди и Киллианом Мёрфи (хотя, конечно, никак нельзя). А в том, что который сезон подряд нам рассказывают отличную криминальную сагу, которая ухитряется не свалиться ни в кровавую баню, ни в заунывные разборки «про отношения». Это ценно.

«Ты — воплощение порока» (You're the Worst)

Алиса ПономарёваВ этом сериале есть эпизод, над которым я смеялась так, как не смеялась давно. Смешнее — в этом году точно — не было. You’re The Worst с самого начала задал себе высокую планку, и, к счастью, соответствует ей который год. В прошлом сезоне, например, создателям удалось увязать комедию и депрессию главной героини. В этом году можно со всех сторон рассмотреть посттравматический синдром и в то же время от души похохотать. Кажется, звучит безумно и оскорбительно. Впрочем, в самом сериале так звучит каждая реплика. Но смешнее — правда — я не видела.

Ольга ВолодинаКажется, мы с Алисой на двоих составили едва ли не половину списка лучших возвращений — клёво, когда так вкусы совпадают хотя бы у части редакции, да?

Но вот тут совершенно не понимаю, почему непристойную, истерически смешную, до боли понятную и близкую историю про то, что ты достоин любви сам по себе, а не потому, что кто-то что-то про тебя себе придумал, не смотрят все. Слушайте, это правда лучший комедийный сериал из сейчас идущих — с небольшой оговоркой, что плакать тоже придется.

«Черное зеркало» (Black Mirror)

Ольга Белик

Долгожданная премьера года, продолжение культового британского сериала, спасенного после закрытия сервисом Netflix. Сериал и его создатель Чарли Брукер продолжили тему гаджетозависимости населения — и увеличение количества эпизодов вызвало споры: стоило ли снимать так много в ущерб качеству идей? У каждого из зрителей в итоге — своя серия, которая вштырила. Лично я считаю, что самые интересные, которые остаются в памяти — это первая серия «Nosedive» про необходимость позитива и лайков в жизни и четвертая «SanJunipero» о цифровой загробной жизни. Первая — максимально простая идея, до которой всем нам остался буквально один шаг: как скоро наступит тот миг, когда для карьеры, покупок и общественного статуса нам нужны будут не деньги, а лайки. Вторая — вечное размышление о том, что ждет нас после смерти и как эту смерть победить.

Сериал уже продлен на 4 сезон — будет ли он интересным-успешным или сдуется за неимением острых идей, узнаем в новом году.

Петр ЗайцевКогда меня просят посоветовать какой-нибудь необычный сериал, я уже несколько лет практически сразу называю «Чёрное зеркало». Вот уж действительно, проект, в первой же серии которого премьер-министра Великобритании под угрозой смерти британской принцессы заставляют заняться сексом со свиньёй в прямом эфире, не похож ни на что, выходившее когда-либо на телевидении. Впрочем, и на телевидении сериал долго не задержался. Два сезона по три серии и специальный рождественский эпизод вышли на Channel 4, а затем после двухлетнего перерыва проект перекочевал в онлайн на Netflix. Впрочем, сложно придумать более подходящий сериал именно для этой платформы. Ведь «Чёрное зеркало» посвящено влиянию современных технологий на человеческие отношения. Каждая серия — это отдельная законченная история, анализирующая и высмеивающая то, насколько человечество становится зависимым от гаджетов, модных сервисов и информационных технологий. Одни эпизоды делают это в довольно легкой манере, другие — весьма жестко и бескомпромиссно. Но суть одна — «Чёрное зеркало» остаётся блестящей и очень талантливой сатирой на нашу сегодняшнюю реальность, нашу зависимость от интернета, виртуального общения и современных медиа.

«Мажор»

Ксения Рудич

Я начала смотреть со второго сезона, потому что во время показа первого была заграницей и как-то не следила за перипетиями российского телевидения. Так что спасибо коллегам — подсказали и показали. В очередной раз я была в восторге от Дениса Шведова (вот за кем, а за ним я успеваю следить), была крайне удивлена преображением Прилучного (его поклонницей меня точно назвать нельзя), и обрадовалась Дмитрию Шевченко и Никите Панфилову.

Кроме прекрасного актёрского состава в сериале есть сюжет. Логичный. Обоснованный. Понятный. Удивительно! И снято всё на уровне! И пусть непонятно, где вообще всё происходит (вроде на общих планах Москва, но герои ездят по Невскому проспекту, а карта в их кабинете вообще нижегородская), это не так важно. Важнее то, что у ребят получилось увлечь меня на несколько ночей (я смотрела в интернете сразу все серии). Ну и то, что я начала верить в российские сериалы. (Тут надо сказать про «Пьяную фирму» раз уж она в наш топ не попала).

Петр ЗайцевПервый сезон «Мажора» стал первым российским сериалом, официально размещенным в Netflix. Уже один этот факт должен много говорить о качестве сериала, снятого продюсерской компанией «Среда» Александра Цекало для Первого канала. Впрочем, и без Нетфликса «Мажор» стал заметным событием на российском телевидении два года назад, завоевав в том числе приз Народной кинопремии «Жорж» в номинации «российский драматический сериал года». И вот наконец-то — новый сезон. Младший лейтенант полиции, тот самый «мажор» Игорь Соколовский неожиданно выходит из тюрьмы и возвращается на службу, но мысль о мести за гибель родных не оставляет его ни на минуту. «Мажор» — пример сериала, где удачно сочетаются вертикальная и горизонтальная линии. С одной стороны, каждая серия — это отдельное расследование, с другой — мощная сюжетная линия всего сезона стремительно двигает действие вперед. Во втором сезоне вернулись практически все персонажи из первого (даже те, кого мы не ожидали увидеть), а также к актерскому составу присоединилась восходящая звезда Любовь Аксёнова. Вообще, в «Мажоре» хорошо практически всё — крепкий сценарий, шикарная картинка, достойная мирового уровня, отличные актерские работы и крутой саундтрек. Если кто-то до сих пор сомневается в актерском таланте Павла Прилучного, посмотрите «Мажора», и все вопросы отпадут. Отдельный фан, конечно, получат жители Петербурга — после первого сезона, который снимали в Киеве, съемки перенесли в Питер, а на заявочных планах вообще можно увидеть московские небоскребы. При этом Петербург в «Мажоре» — это вовсе не Петербург «Улиц разбитых фонарей», это новый и весьма любопытный взгляд на город, учитывая, что авторы старательно делают вид, что это вовсе не Петербург. Финал второго сезона интригует еще сильнее, чем концовка первого, так что с нетерпением жду продолжение.

«Реальные пацаны»

Петр ЗайцевК «Реальным пацанам» относиться можно по-разному. Признаюсь, когда я впервые увидел несколько фрагментов из первого сезона, я долго плевался и был уверен, что это какая-то невероятная дичь. А затем я посмотрел первые серии полностью, хохотал как сумасшедший и резко изменил свое отношение к проекту. Несмотря на нарочито «пацанскую» стилистику, этот сериал пишется очень талантливыми и образованными людьми и напоминает этакую литературную игру, в которой под первым внешним слоем считывается слой более глубокий и интеллектуальный. Несколько первых сезонов авторы играли с разными жанрами, снимая то откровенный ситком, то мелодраму, то нуар, то хоррор, и даже была серия про супергероев. Затем пацанов отправили из Перми в Москву и экспериментировали с тем, как они себя поведут в гламурной и богатой обстановке. Казалось, что еще чуть-чуть, и новые идеи иссякнут, а сериал выдохнется, как случилось до того с «Интернами». Но не тут-то было. Новый сезон, вышедший этой весной, оказался невероятно свежим и актуальным. Во-первых, Колян, у которого закончился условный срок, решил податься в депутаты. Соответственно, львиная доля шуток переместилась из плоскости обычной жизни пацанов в плоскость предвыборной кампании, а тут есть где разгуляться. Во-вторых, в сериале появился новый персонаж — PR-менеджер и политтехнолог Олеся Геннадьевна, которую сыграла совершенно потрясающая молодая актриса Анна Шепелева (Оля Будилова из «Школы» Валерии Гай Германики). В-третьих, серии выходили в эфир практически сразу после съемки, а не ждали месяцами своего часа, поэтому многие шутки оказались максимально актуальными и злободневными. Так что, да, к «Реальным пацанам» относиться можно по-разному. Но так или иначе, это исключительно самобытный, крайне талантливый, безумно смешной и самоироничный сериал, играющий на грани фола, не снижающий планку качества и остающийся одной из визитных карточек канала ТНТ.

Владислав ПастернакПервый сезон «Реальных пацанов» был настоящим свежаком на нашем ТВ, и именно с того момента ТНТ для меня из канала «Дома 2» превратился в канал лучших сериалов. Потом сериалов на ТНТ стало много, за всеми стало уследить тяжело, и «Реальные пацаны» стали одним из многих. Но вышедший в этом году 9-й сезон вновь приковал к себе мое внимание — Колян пошел в депутаты, и уровень сатиры и юмора в проекте поднялся до высоты «Дня выборов» и даже местами выше. «Наумов. Пообещал — сделал».

«Карточный домик» (House of Cards)

Владислав ПастернакЧестно говоря, бесконечное количество сезонов у сериалов раздражает иной раз не меньше, чем бесконечное количество сиквелов у кинофраншиз — хотя сериальный формат располагает к продолжению больше. После того, как Фрэнк стал президентом в конце второго сезона, казалось, развиваться дальше некуда. После того, как в конце третьего сезона Клэр объявила Фрэнку Андервуду, что уходит, казалось, на этом поставлена жирная точка. Нет, для телесценаристов нет ничего невозможного — теперь Клэр строит самостоятельную политическую карьеру, и следить за этим не менее интересно. Тем более, что треть сезона сама же Робин Райт, исполнительница роли Клэр, и режиссировала.

Ольга ВолодинаВ год, когда реальность может переплюнуть любые политические фантазии авторов сериалов, а президентом-таки стал республиканец (вот Фрэнк Андервуд бы порадовался), не упомянуть лучший из ныне идущих сериал про Капитолий и Белый Дом было бы просто некрасиво. «Скандал» сдулся, «Вице» стал однообразным, разве что «Безмозглые» порадовали — но строго на один сезон.

И только американский ремейк британского сериала (который, в свою очередь, был экранизацией книги) держит планку и продолжается. Спасибо, конечно, Кевину Спейси и Робин Райт — а также вообще всему актерскому составу; но еще и спасибо драматургии сериала, которая заставляет в начале года который год подряд выпадать из жизни на просмотр всех серий скопом.


Результаты голосования каждого из членов редакции

Автор

Лучшие сериальные новинки Лучшие возвращения сериалов
Ольга Белик «Мир Дикого Запада»
«Люк Кейдж»
«Волшебники»
«Очень странные дела»
«Война и мир»
«Ночной администратор»
«Проповедник»
«Молодой папа»
«Игра престолов»
«Гримм»
«Агенты ЩИТ»
«Черное зеркало»
«Сорвиголова»
«Шерлок: Безобразная невеста»
«Страшные сказки»
«Галавант»
«Чужестранка»
«Человек в высоком замке»
Петр Зайцев «Однажды ночью»
«Мир дикого запада»
«Очень странные дела»
«Ольга»
«Полицейский с Рублёвки»
«Бедные люди»
«Кризис нежного возраста»
«Игра престолов»
«Черное зеркало»
«Кремниевая долина»
«Мажор»
«Реальные пацаны»
Ольга Володина «Проповедник»
«Хэп и Леонард»
«Волшебники»
«Ночной администратор»
«Война и мир»
«Люцифер»
«Миллиарды»
«Случай в Кеттеринге»
«Смертельное оружие»
«Путь»
«Сорвиголова»
«Страшные сказки»
«Викинги»
«Рэй Донован»
«Острые козырьки»
«Ты — воплощение порока»
«Карточный домик»
«Министерство времени»
«Банши»
«Ошибки прошлого»
«Рэйк»
Ксения Рудич «Очень странные дела»
«Мир Дикого Запада»
«Молодой папа»
«Американская история преступлений»
«Проповедник»
«Гастролёры»
«Марчелла»
«Пьяная фирма»
«Страшные сказки»
«Мажор»
«Форс-Мажоры / Костюмы в законе»
«Остановись и гори»
«Сорвиголова»
Владислав Пастернак «Очень странные дела»
«Мир Дикого Запада»
«Молодой папа»
«Корона»
«Игра престолов»
«Реальные пацаны»
«Карточный домик»
Алиса Пономарева «Развод»
«Хэп и Леонард»
«Однажды ночью»
«Завучи»
«Флибэг»
«Молодой папа»
«Баскетс»
«Проще простого»
«Всё к лучшему»
«В объезд»
«Девушка по вызову»
«Вспомнить все связи»
«Викинги»
«Рэй Донован»
«Моцарт в джунглях»
«Кремниевая долина»
«Нереально»
«Мамаша»
«Острые козырьки»
«Ты — воплощение порока»
«Королевство» (Kingdom)
«Брод Сити»