Кинорулетка: Разведка

3 ноября 2017

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит какой-то праздник и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

5 ноября в России отмечается день военного разведчика — а мы решили к этому приурочить наши любимые фильмы о разведке вообще. Итак, тема сегодняшней рулетки — РАЗВЕДКА.

Некоторые фильмы не попадут в нашу подборку просто потому, что уже были в прошлых выпусках: это и «17 мгновений весны», и «Диверсант» (кстати, у нас была уже вполне себе разведывательная тема — «Диверсия»).

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы в нашей рулетке (за ее огромное число выпусков!) по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Идентификация Борна» (The Bourne Identity, 2002)

Режиссёр: Даг Лайман

В ролях: Мэтт Дэймон, Франка Потенте, Крис Купер, Клайв Оуэн, Джулия Стайлз

О чём: Рыболовецкое судно подбирает мужчину, понятия не имеющего, кто он, откуда и что делает в открытом море с пулевыми отверстиями в спине. Есть лишь одна зацепка, один путь для несостоявшегося утопленника, чтобы узнать своё настоящее имя. Открывая новые грани своей забытой личности, таинственный незнакомец оказывается втянут в шпионские игры, разворачивающиеся по всему белому свету.

Разведка: Мы-то с вами знаем (и это не спойлер, надеюсь, см. название фильма), что на самом деле парня зовут Джейсон Борн и каждого, кто последует за ним, ждёт огромный цикл приключений, интриг, драк и погонь. Но всё же перестрелки и шпионские хитрости всего лишь инструменты для главной миссии героя Мэтта Дэймона — разведать и узнать, кто же он на самом деле, откуда он столько умеет и знает, по чьей милости оказался вне закона.

Почему: Первый фильм «борнианы», снятый по циклу романов Роберта Ладлэма, открыл зрителю шпионскую сказку, за которой можно было следить на протяжении шести лет, кусая локти в ожидании нового фильма, переживая за главного героя. Это не банальный шпионский боевичок, нет — зритель «бежит» вместе с героем и уже за этот эффект спасибо таланту Лаймана (и затем Гринграсса), сумевшему так эту историю снять. Одна из ведущий ролей в резюме Мэтта Дэймона и лучший (не побоюсь) шпионский цикл в современном кино.

«РЭД» (RED, 2010)

Режиссёр: Роберт Швентке

В ролях: Брюс Уиллис, Джон Малкович, Морган Фриман, Хелен Миррен, Мэри-Луиз Паркер, Карл Урбан

О чём: Фрэнк разведчик, шпион, но… бывший. Наслаждаясь пенсией, он страдает от одиночества, коротая дни за лёгким флиртом по телефону с сотрудницей пенсионного отдела на другом конце страны. Однажды прошлое бывшего супершпиона врывается в его дом — Фрэнка пытается убить отряд спецназа. Фрэнк бросается на помощь своей подруге на другом конце телефонного провода, а отбиваться от суровых злодеев ему помогут другие «пенсионеры».

Разведка: Любому герою Брюса Уиллиса можно доверить свою жизнь, и Фрэнк Мозес — не исключение. С таким в разведку можно идти смело.

Почему: Фильм стоит просмотра уже из-за иронии и юмора, которыми пропитана вселенная фильмов о бывших героях американской разведки. Тут Брюс от души прикалывается над своим образом «крепкого орешка», Фриман не совсем в своём амплуа, а Малкович просто сумасшедший параноик, над которым проводили секретные опыты. Шикарный вариант «комедии на вечер».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Подвиг разведчика» (1947)

Режиссёр: Борис Барнет

В ролях: Павел Кадочников, Борис Барнет, Амвросий Бучма, Дмитрий Милютенко, Михаил Романов, Петр Аржанов, Сергей Мартинсон

О чём: майор Алексей Федотов не успевает вернуться домой — как вот уже и следующее задание. Под видом коммерсанта — торговца свиной щетиной Генриха Эккерта — он должен узнать, что именно генерал-инспектор Кюн докладывает Гитлеру. И Федотову придется решать задачу со многими неизвестными: неясно, где именно ставка Гитлера, когда Кюн туда приезжает и что он говорит. Впереди у Эккерта-Федотова — головокружительная операция, которая приведет его из Восточной Пруссии в оккупированную Винницу.

Разведка: собственно, именно «Подвиг разведчика» — главный наш фильм про разведку. Не «17 мгновений», не «Щит и меч», а именно «Подвиг».

Почему: «Вы болван, Штюбинг!», «За нашу победу!», «Как разведчик разведчику скажу — мне нравится ваше хладнокровие», «У вас продается славянский шкаф?»… фильм не просто подарил несколько хлестких фраз, он едва ли не целиком разошелся на цитаты, а к тому же породил совершенно новый для советского кино подход к образу разведчика — не столько сурового и мужественного, сколько к тому же умного и погруженного в работу. Без такого Федотова не было бы ни Иоганна Вайса, ни Максимилиана Отто фон Штирлица в том экранном виде, какими мы их знаем.

Фильм, на удивление для пропагандистского по форме кино, не перегружен идеологией — а в первую очередь смотрится как приключенческое кино, в котором герой ходит на грани провала — но благодаря уму и смекалке ухитряется (спойлер!) победить.

«Солт» (Salt, 2010)

Режиссёр: Филип Нойс

В ролях: Анджелина Джоли, Лив Шрайбер, Чиветель Эджиофор, Андре Брауэр, Даниэль Ольбрыхский

О чём: когда агента ЦРУ Эвелин Солт обвиняют в том, что она работает на русских, девушке остается только защищаться. А шпионка она на самом деле или нет — да кто ж знает, ведь и честный человек, и хотящий показаться честным себя будут вести одинаково.

Разведка: собственно, куда ж без военной разведки даже в мирное время — тут и внедренные агенты, и коварные планы по захвату мира. В режиссерской версии фильма наши — но бишь коварные русские шпионы (или же наши герои-разведчики) — таки устраняют президента США, а сменивший его на посту явно может быть нашим агентом.

Почему: несмотря на громовые обвинения фильма в развесистой клюкве, смотрится он отлично как боевик — а еще лучше как кино про шпионов, в котором и полагается быть настоящим стереотипам. Курт Уиммер показывает себя тонким кинолюбом — раньше россияне на экране были Пушкиными да Гоголями (вспомним Бондиану), а теперь вот и фамилия «Тарковский» пошла в дело (хотя и без Орлова не обошлось). Если же забыть о том, что американцы так и не хотят учиться правилам построения русских фамилий, то в сухом остатке у нас ладно скроенный боевик с очень интересной гендерной инвертацией. Изначально предполагалось, что Солт — это мужчина, и играть его должен был Том Круз. Однако Том решил, что Солт и Итан Хант похожи до степени смешения, и вот вместо героя и нас — героиня, причем такая, что палец ей в рот не клади. Последний на данный момент боевик Джоли показывает, почему её так отчаянно не хватает жанру: крутые девчонки есть, а вот харизмы на то, чтобы весь фильм вынести на себе, не у всех достаточно. У Джоли как раз этой харизмы — хоть залейся.

То, что делала Шарлиз Терон во «Взрывной блондинке» в этом году — оммаж и «Солт» в том числе.