Итоги-2017: Только не подведи, только не отведи глаз
22 декабря 2017
Синемафия выбирает лучшие операторские работы в кино в текущем году.
Мы продолжаем подводить итоги киногода. Уже говорили о песнях в кино; впереди лучшие саундтреки, лучшие постеры и лучшие трейлеры, а еще вас ждут лучшие фильмы, лучшие сериалы, лучшие актеры и лучшие герои фильмов (не говоря уж о топе самых читаемых материалов Синемафии за год!).
Операторская работа — это чужие глаза, которыми вы смотрите фильм. Оператор может создать волшебный мир, а может помешать вам воспринимать самую простую историю; без хорошей операторской работы фильмы превратятся в телеспектакли — жанр достойный, но, увы, совсем не такой интересный.
В наш список вошли 25 операторских работ в полнометражных художественных фильмах, вышедших в российский прокат в 2017 году (исключения — два фильма, один из которых вышел на Netflix, а другой получил достаточно широкий фестивальный прокат). Расположены они не в порядке нашей любви к ним — но в алфавитном порядке по именам операторов.
Бен Ричардсон — «Ветреная река»
Запомнившийся многим по потрясающей работе на «Зверях дикого юга» оператор Бен Ричардсон (кстати, получивший за «Зверей…» Золотую Камеру в Каннах) рассказывает, что ключевыми картинами, на которые они с режиссером Шериданом визуально ориентировались, были фильмы Майкла Манна — «Схватка», «Свой человек» и «Охотник на людей». а также классические вестерны. Работа с контрастом и жестким светом — как у Данте Спинотти в фильмах Манна — была не такой уж простой задачей для фильма с небольшим бюджетом, а главной проблемой стала… хорошая погода, когда при помощи диффузоров пришлось создавать мглистую картинку.
Билл Поуп — «Малыш на драйве»
Билл Поуп уже работал с Эдгаром Райтом — он снимал картины «Скотт Пилигрим против всех» и «Армагеддец». Для нового фильма Райт очень хотел получить атмосферу, близкую к «Водителю» Уолтера Хилла — этакое ретро, но при этом современное; именно это Поуп и сделал.
Одной из самый сложных задач стала сцена на титрах — когда Малыш идет за кофе, и весь мир как бы подстраивается под мелодию, играющую в его наушниках. 26 дублей, удачной стала только 22 попытка.
Даниил Фомичев — «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
В прошлом году в нашем топе не было ни одного российского оператора; поэтому мы очень рады тому, что в этом году у нас получилось даже не одну операторскую работу в российских фильмах включить в топ. И первым по алфавиту в наш список врывается Даниил Фомичев, для которого сочная, насыщенная красота фильма Александра Ханта стала дебютом в полнометражном кино — и сразу дебютом удачным: он получил премию лучшему дебютанту на IMAGO Awards.
Дариус Хонджи — «Затерянный город Z»
Рассказывать о том, какой Дариус Хонджи гениальный оператор, можно бесконечно; а тут достаточно сказать, что фильм 2017 года выпуска снят так, будто бы снимался в 70-ые — то время, когда очень любили картины про преодоление человеком сил природы. Съемки по всему миру — от Северной Ирландии до Колумбии, — были продуманы до последних деталей. «Джеймс [Грэй], как и я — из тех людей, которые продумывают все, еще до начала работы, — рассказывает Хонджи. — Цвета, текстуры, костюмы, локации и эмоции — это было потрясающее сотрудничество». И, конечно, как снимать такое кино, если не на 35-мм пленку?
Джеймс Лэкстон — «Лунный свет»
А вот про визуальные решения в фильме «Лунный свет» у нас была отдельная статья.
Джоди Ли Лайпс — «Манчестер у моря»
Для того, чтобы придать картинке фильма большую мягкость, оператор Джоди Ли Лайпс работал с не-новыми линзами на камере; таким образом получалось уйти от четкого цифрового изображения. Еще одной интересной задачей были сцены в море — море у героев фильма вызывает ассоциации с убежищем, и потому снимать его надо было так, чтобы берег (то есть те проблемы, которые ждут их на берегу) не был даже заметен.
Также интересное визуальное решение — выбор того, снимать ли флэшбеки как-то иначе, чтобы было понятно, что это действие выламывается из линейной последовательности событий. Лонерган и Лайпс решили, что зрителю такой костыль не нужен — и спасибо им большое за это.
Джон Мэтисон — «Логан»
Британский оператор Джеймс Мэтисон (снявший, к примеру, «Гладиатора», «Агентов А.Н.К.Л.» и «Царство небесное») рассказывает, что самой сложной сценой стала финальная — и главной задачей для него было снять одновременно X-23 и Логана; проблема была в том, что Джеймс Мэнголд предпочитает вести съемку одной камерой. А здесь для того, чтобы получить эмоции одновременно — тем более что речь идет о ребенке, — пришлось поставить две.
Вторая особенность фильма — отсутствие какого-либо приукрашивания; картинка максимально реалистичная. И не самая приятная — такова и была задача.
Линус Сандгрен — «Ла-Ла Ленд«
Обладатель «Оскара» этого года швед Линус Сандрег снимал фильм в Cinemascope — соотношение сторон кадра 2,55 к 1, классический формат для мюзиклов 50-х. И снял он классический мюзикл 50-х по картинке — насыщенные цвета, глубина кадра, долгие, снятые без склеек проходы. Из-за последних требовалась очень большая подготовка — к примеру, в сцене танца героев Гослинга и Стоун по дороге с вечеринки, где съемки осложнялись еще выбором времени — сумерки, увы, не длятся долго.
Михаил Кричман — «Нелюбовь»
Взявший премию Европейской киноакадемии как лучший оператор 2017 года за фильм «Нелюбовь» Михаил Кричман — величина настолько постоянная в списках лучших, что без него и представить наш топ было бы невозможно. Зачем обсуждать, когда нужно просто смотреть?
Михаил Хасая — «Притяжение»
Еще один Михаил в нашем списке — в этот раз относительный новичок, а не (пока!) заслуженный мэтр. В фильмографии Михаила — две ленты Романа Волобуева («Холодный Фронт» и «Блокбастер»), работа над документальной картиной об олимпиаде в Сочи и блокбастер (простите за тавтологию) Бондарчука. Мнения о фильме разделились; а вот мнения о том, как красиво это было снято — нет.
Мэттью Либатик — «Мама!»
Фильм Аронофски публика приняла более чем прохладно; однако если к сюжету и возникает много вопросов, то манера съемок свою задачу решает на ура — она создает то самое ощущение душащего ужаса, которое и нужно было режиссёру.
Роберт Элсвит — «Золото»
Для создания атмосферной картинки ветеран Элсвит работал и с пленочной, и с цифровой камерами; а для визуального разделения частей истории он выбрал различные форматы. В результате мы получаем привязанное ко времени действия кино, которое снято не так, как это бы сдали в 80-ые — но при этом создающее едва ли не идеальную иллюзию 80-х в кадре.
Рогир Стофферс — «Преисподняя»
Голландский оператор Стофферс знаком нашему зрителю по работе над «Монголом» Сергея Бодрова; наверное, именно с «Монголом» в его фильмографии и можно проводить параллели — то же самое использование огромных пространств и буквально физическое ощущение духоты от съемок в помещениях.
Роджер Дикинс — «Бегущий по лезвию 2049»
Роджера Дикинса мы любим как родного; если в этом году наконец прервется его проклятие вечного номинанта (серьезно, на втором десятке номинаций можно было бы и «оскара» дать) — то это будет более чем справедливо. Дикинс и Вильнев столкнулись с очень сложной задачей — сделать не кальку с классического мира, но эволюцию того, что было тридцать лет назад; удалось.
Родриго Прието — «Молчание»
Единственную номинацию на «Оскар» фильм Мартина Скорсезе получил именно за операторскую работу. Удивительно, что номинация была только одна, но совершенно неудивительно, что работу Прието нельзя было обойти стороной: его Япония XVII века — страна туманов, зелени, грязи и дождя, — это настолько особый мир, что иногда кажется, что видеоряд можно было бы смотреть вечно.
Рэйчел Моррисон — «Ферма «Мадбаунд»
Единственный в нашем топе фильм, который не дошел до кинопроката: после показа на фестивале «Сандэнс» его купил стриминговый сервис Netflix, и выпустил 17 ноября. Если вы уже видели фильм — то не сможете не согласиться, что атмосферу фильма создает камера Рэйчел Моррисон: настолько четкая съемка, что картинка обретает буквально тактильные качества — кажется, что предметы в кадре вы не только видите, но и трогаете.
Сергей Астахов, Иван Бурлаков — «Салют-7»
Третий российский фильм в нашем списке — еще одно зрительское кино; и в нем операторская работа — опять же, то, что вышло без единой помарки.
Стив Йедлин — «Звездные Войны: Последние Джедаи»
Многолетнее сотрудничество Йедлина и Джонсона (именно Йедлин снимал и «Кирпич», и «Братьев Блум», и «Петлю времени») вылилось в работу над самым большим проектом в карьере обоих на данный момент. Йедлин потрясающе играет с цветом, когда действия героев и их эмоциональное состояние отражаются в кадре не только в актерской игре.
Сэйомбху Мукдипром — «Зови меня своим именем»
Второй недошедший до российского проката фильм в нашем топе: однако фестивальный прокат в крупных городах у него был. Залитая солнцем Тоскана на экране снята так, будто солнцем залит и сидящий в зале. Мукдипром рассказывал, что был в восторге от итальянского света — для него, родившегося и выросшего в Таиланде; однако на 30 с лишним съемочных дней пришлось 28 дней дождя, и оператору пришлось всерьез поработать, чтобы передать это ощущение жаркого лета.
Тоби Оливер — «Прочь»
Глядя на то, как казавшийся по описанию проходным ужастиком фильм Джордана Пила постепенно становится главным фильмом года, трудно переоценить, какую роль в этом сыграла операторская работа австралийца Тоби Оливера — в конце концов, ни у одного фильма в этом году не было интернет-мемов именно по операторским решениям (мы говорим о пробежке к камере как Уолтер — получившей название «The Get Out Challenge»). Оливер — которые последние пять лет снимает в основном фильмы ужасов, — столкнулся с тем, что для съемок в особняке ему пришлось придумывать техники съемки, не нарушающие целостность дома — и при этом снять всех персонажей со всех возможных ракурсов.
Филипп Ле Сурд — «Роковое искушение»
Номинированный на «Оскар» французский оператор Ле Сурд не так уж часто работает в кино: его предыдущий фильм, «Великий мастер» Вонга Карвая, вышел еще в 2013 году. Но каждая его работа стоит того, чтобы ее увидеть — так и в фильме Копполы именно камера Ле Сурда создает эффект будто бы сказочной дымки и мира, оторванного от войны вокруг.
Хойте Ван Хойтема — «Дюнкерк»
Если бы в нашем топе было только два места, в него бы попали Дикинс и Ван Хойтема. Две самые блестящие операторские работы, которые определяют свои фильмы — и если «Оскар» в этом году получит не Дикинс (опять!), то пусть это будет Ван Хойтема.
Сложности на съемках — от необходимости снять горящий самолет с первого дубля, да еще и в сумерках, до важности создания эффекта присутствия при съемках IMAX-камерой, которая должна была буквально летать, — вообще не видны в картине; высшее мастерство — снять фильм так, чтобы работа оператора казалась абсолютно естественной.
Чон Джон-хун — «Оно»
Второй год подряд попадающий в наш топ Чон — в прошлом году мы вспоминали его работу на фильме «Служанка» — путем создания несколько отличной от традиционной палитры цветов смог перенести героев из реалистичного мира в мир кошмара Стивена Кинга.
Эри Вегнер — «Леди Макбет»
Австралийка Эри Вегнер — одна из немногих женщин в нашем топе (традиционно профессия более мужская — надеемся, с годами гендерный дисбаланс выправится); она наверняка знакома любителям сериалов по потрясающе атмосферным съемках австралийского сериала «Случай в Кеттеринге» и нового сезона «Девушки по вызову». Экранизация Лескова вышла в руках Вегнер одновременно призрачной и реалистичной — и оторваться от красоты кадра никак нельзя.
Якоб Ире — «Тельма»
Ире работает с режисессром Йоахимом Триером уже более 10 лет, и «Тельма» — первый жанровый опыт для них. Одним из очевидных решений для сюжета стал свет — разные герои освещены по-разному, и эффекты освещения используются по полной — от заката до строб-ламп. При разработке фильма Ире и Триер очень внимательно отнеслись к выбору камеры, и тому, чтобы «чистая» картинка фифровой камеры потом смогла приобрести зернистость пленки.
А какие операторские работы больше всего понравились в этом году вам?