Кинорулетка: Аристократия

25 ноября 2016

Сами придумали, сами играем: по ассоциации с загаданным словом рекомендуем фильмы.

Правила просты: кто-то нажимает кнопку генератора случайных слов, и вот уже вся редакция вспоминает, какие фильмы ассоциируются с выбранным словом.

Правил всего два:

  • трёхлетний срок давности (то есть сейчас водораздел проходит по 31 декабря 2013 года);
  • нельзя брать фильмы, которые рекомендовали в предыдущих выпусках.

В этот раз нам выпало слово «АРИСТОКРАТИЯ». Как всегда повздыхав о вальсах Шуберта и хрусте французской булки, мы удалились размышлять — и вот какие фильмы вспомнили.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Пенелопа» (Penelope, 2006)

Режиссёр: Марк Пaлански

В ролях: Кристина Риччи, Джеймс МакЭвой, Риз Уизерспун, Кэтрин О’Хара, Ричард Э. Грант, Питер Динклэйдж

О чём: у Пенелопы (Риччи) с детства есть всё — любящие родители, деньги, живи да радуйся. А еще у её семьи есть проклятие, которое через много поколений обрушивается как раз на Пенелопу: у девочки поросячьи ушки и пятачок. Всю жизнь Пенелопа проводит запертой в семейном особняке — не дай бог кто-то увидит; а если кто-то и увидит — то родители немедленно заставляют подписать контракт о неразглашении.

Аристократия: проклятие с Пенелопы может снять только такой же аристократ, как она — белая кость, голубая кровь, — если полюбит её по-настоящему. Её родители пытались познакомить её с десятками мальчиков из хороших семей — только все они с ужасом бежали, увидев Пенелопин пятачок. А потом охочий до сенсаций журналист (Динклэйдж) нанимает проигравшего состояние в карты Макса (МакЭвой) — чтобы сделать cтатью всей своей жизни.

Почему: перенесённая в современный мир сказка с осовремененными же сказочныфми реалиями. Заколдованная принцесса живет в башне — до поры до времени, потом она отправится знакомиться с миром. И узнает, что главная любовь в жизни человека — это умение жить в мире с самим собой; пока ты не полюбишь сам себя, жизнь не станет сказкой. Лучше быть говорящей свинкой, чем пытаться сломать себя.

Цветовое решение фильма — яркое, анлининовое, карамельное — очень помогает поверить, что всё в твоих руках. К тому же главные герои такие славные, что невозможно за них не переживать. Это правда очень, очень милая сказка про любовь; если вы её не видели — самое время исправить ошибку.

«Госфорд парк» (Gosford Park, 2002)

Режиссёр: Роберт Олтман

В ролях: Кристин Скотт-Томас, Майкл Гэмбон, Хелен Миррен, Мэгги Смит, Келли МакДональд, Клайв Оуэн, Эмили Уотсон, Райан Филипп, Джереми Нортэм, Стивен Фрай

О чём: выходные в загородном имении идут по заведенному ритуалу: гости пьют и пикируются, слуги готовят, убирают и сплетничают, в один прекрасный день в библиотеке обнаруживается труп.

Аристократия: разделение на богатых и бедных — это только вершина айсберга. Своя иерархия есть и у прислуги, и у распивающих чай в гостиной. Скажем, американцев, даже богатых, дома можно принимать — но они не аристократы, они гости второго сорта. Как и относящиеся к шоу-бизнесу. Как и нувориши. Можно быть бедным, как церковная мышь, и смотреть на всех свысока — потому как аристократ.

Почему: задолго до «Аббатства Даунтон» американский классик Роберт Олтман снял историю об сословных противоречиях в английском поместье — по сценарию, конечно же, создателя «Аббатства» Джонатана Феллоуза.

Сконцентрированные в двух часах темы, характерные для классического английского поместья — от охоты на фазанов до обязательного убийства в герметичных условиях; всё то, за что вы потом полюбите «Аббатство» — тольку с куда более злой иронией.

Шесть номинаций на «Оскар» (и победа в категории «Лучший оригинальный сценарий»), единогласное одобрение критики, и, главное — отличный актерский ансамбль; все лучшие британские актёры рубежа тысячелетий были в этом фильме. Так что посмотрите, фильм того стоит.

«Насмешка» (Ridicule, 1996)

Режиссёр: Патрис Леконт

В ролях: Шарль Берлинг, Жан Рошфор, Фанни Ардан, Жюдит Годреш, Бернар Жиродо

О чём: маркиз де Малавуа (Берлинг) приезжает к королевскому двору с целью получить финансирование своего проекта осушения заболоченных земель, но, конечно, без связей при дворе делать нечего, а провинциал — лучший объект для издевательств пресыщенных придворных.

Аристократия: если уж говорить об извращенных, грязных, потерявших всякие берега аристократах — то нам во Францию XVIII века, в Версаль, ко двору Людовика XVI за несколько лет до революции.

Почему: картина Леконта — лауреат французской кинопремии «Сезар» в нескольких номинациях (в том числе «лучший фильм»), номинант на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм». В общем, с одной стороны, важный фильм для французской киноиндустрии — а с другой просто хорошее кино про обреченность противостояния маленького человека (пусть и с правильными, понятными нам сейчас ценностями) и бездушного общества, пример буллинга более чем двухсотлетней давности. Отличные актёры, чудесная Фанни Ардан, блестяще стилизованная музыка оперного композитора Антуана Дюамеля.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Опасные связи» (Dangerous Liaisons, 1988)

Режиссёр: Стивен Фрирз

В ролях: Гленн Клоуз, Джон Малкович, Мишель Пфайффер, Ума Турман, Киану Ривз

О чём: высший французский свет XVIII века, скандалы, интриги, расследования. Маркиза де Мертей — влиятельная дама, которой скучно, и она подбивает виконта Вальмона на всякие пакости. Вальмон скучает так же, как и все светское общество, поэтому на пакости падок. Однажды маркиза попросила Вальмона помочь ей и соблазнить юную Сесиль де Воланж, невесту своего давнего любовника Жеркура, который посмел маркизу презреть. Но Вальмон решил вести свою игру и соблазняет почтенную даму госпожу де Турвель — и сам не замечает, как из интригана становится жертвой интриги и убийцей…

Аристократия: все эти люди, описанные выше. Общество, в котором быть живым и настоящим — противоестественно.

Почему: мы уже писали про другую экранизацию романа Шодерло де Лакло — прекрасного «Вальмона» Милоша Формана с не менее прекрасным Колином Фёртом в главной роли. У Фрирза — еще более прекрасный, хищный и максимально порочный Джон Малкович со змеиной улыбкой противостоит не меньшей змее Гленн Клоуз. Эта пара роскошна и наслаждается каждым завитком интриги, которой живут их персонажи. Несколько неожиданно было увидеть юного Киану Ривза в роли французского дворянина — но сегодня это придает картине дополнительную ностальгическую прелесть. И вернемся к Гленн Клоуз: ее маркиза — настоящая демоница, этакий собирательный образ жестокой, властолюбивой аристократки, ломающей людей, как игрушки. Ее финальный нечеловеческий, безобразный крик — как раз единственное, что выдает в ней остатки человечности. На критиков и киноакадемиков «Опасные связи» произвели неизгладимое впечатление (хотя статуэтки достались только за Лучший адаптированный сценарий, Лучшие костюмы и Лучшие декорации).

Фанатам «Доктора Кто»: юный Питер Капальди в роли Азолана, слуги Вальмона, чудо как хорош!

«Королевский роман» (En kongelig affære, 2012)

Режиссёр: Николай Арсель

В ролях: Мадс Миккельсен, Алисия Викандер, Миккель Боэ Фёльсгор, Трине Дюрхольм

О чём: Дания, 1770-е годы. Король Кристиан VII — дурачок, и он больше любит тусоваться в притонах, нежели в спальне молодой жены Каролины. Девушка страдает и не находит себе места — пока в Данию не приезжает немецкий доктор Иоганн Струэнзе. Доктор Стрэндж Струэнзе очаровывает и королька, и королеву: с первым он разговаривает как с умным человеком, второй дарит радость телесных наслаждений. Сразу понятно — счастье троицы не продлится вечно. Как всегда в таких фильмах — основано на реальных событиях, но пересказано вольно.

Аристократия: снова они, люди, перечисленные выше. Доктор изначально настроен весьма искренне помочь королю, королеве и государству, но заигрался во власть, а прожженные аристократы не дремлют и плетут интриги молниеносно, стоит тебе лишь слегка потерять голову и допустить малейшую ошибку.

Почему: помимо небольшого и полезного экскурса в датскую историю, тут есть Мадс и Алисия, которые говорят на датском (Боже! Послушайте же, как Мадс говорит на родном языке!) и от которых летят искры. Николай Арсель снял невероятно чувственную историю, в которой оказалось не место чувствам. Исторический Струэнзе провел в Дании множество реформ и нажил множество врагов — и Арсель предлагает свою версию, как развивались события: тут тебе и адюльтер с королевой, и опьянение властью. Премьера «Королевского романа» состоялась на Берлинском кинофестивале, где он очаровал жюри и прессу: Серебряный медведь за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (не Мадсу, а Миккелю — он действительно прекрасен в роли короля-дурачка, который оказался не так-то прост). У Алисии Викандер после этого фильма началась плодотворная голливудская карьера, Николай Арсель снимает сейчас «Темную башню» по Стивену Кингу — вот что значит сделать правильное кино.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Моя прекрасная леди» (My Fair Lady, 1964)

Режиссёр: Джордж Кьюкор

В ролях: Одри Хепберн, Рекс Харрисон, Стэнли Холлоуэй

О чём: свободная интерпретация пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и перенос на экраны бродвейского мюзикла с Джули Эндрюс. История такова — известный профессор Генри Хиггинс спорит с другом, что сможет сделать из простушки настоящую леди. На глаза ему попадается цветочница Элиза…

Аристократия: во все времена утверждалось, что аристократом стать нельзя — только родиться. Отсюда голубая кровь и так далее. Так что получится ли сделать из простой девушки аристократку — вопрос. Причём дело ведь не только в манере говорить (именно с этого начинают спор учёные-лингвисты), а в умении держать себя. Как говорим мы «с Урала» — можно увезти девушку из Перми, но Пермь из девушки — никогда.

Почему: вообще, с этим фильмом получилась очень интересная история — по первоначальной задумке в киноверсию должны были перейти актёры из мюзикла: Рекс Харрисон и Джули Эндрюс. Рекс всё же сыграл Хиггинса в кино и получил за эту роль «Оскар», а вот Джули не взяли, так как продюсеры посчитали, что она недостаточно известна. Впоследствии Одри призналась, что отказалась бы играть, если бы знала, что все её песни дублируют, и лично сказала Эндрюс, что в фильме должна была играть она. Но вышло так, как вышло. Теперь мы все сходим с ума от Элизы с её кокни и от Элизы в белой шляпе.

Одри ещё раз доказала, что она прекрасная актриса (а у меня ещё и самая любимая). Да и вообще, классика — вечна, так что лишний раз пересмотреть её — отличное решение для конца осени.

«Анна и Король» (Anna and the King, 1999)

Режиссёр: Энди Теннант

В ролях: Джоди Фостер, Чоу Юнь-Фат, Бай Лин, Том Фелтон

О чём: реальная история англичанки Анны Леонуэнс, которая приехала к королю Сиама Монгкуту, чтобы обучать английскому его многочисленных наложниц и детей. Король желает вывести страну на новый уровень, а потому понимает необходимость просвещения. Но всё же первоначально отношения учительницы и короля — это сплошное напряжение и столкновения. Чтобы потом перерасти в истинную любовь — которая основана на взаимоуважении и почитании.

Аристократия: истинная английская леди даже в Сиаме — это истинная английская леди. Ну, а король, он всегда король — «жениться по любви не может».

Почему: это же безумно красивая история — и визуально, и драматургически, и актёрски. Вот такие фильмы я бы показывала маленьким девочкам и взрослеющим девушкам, чтобы учить их любви, отношениям между мужчиной и женщиной, жизни в целом. Ну, и не влюбиться в Чоу Юнь-Фата после просмотра фильма невозможно. Таиландским девушкам не повезло — власти страны официально запретили фильм, якобы как порочащий честь короля Монгкута. Ну, а мы, пока у нас такого запрета нет, будем наслаждаться. Ах да, почти забыла, там абсолютнейшее прелестный маленький Том Фелтон (тот, что потом будет играть Драко Малфоя).