Кинорулетка: Аристократия
25 ноября 2016
Сами придумали, сами играем: по ассоциации с загаданным словом рекомендуем фильмы.
Правила просты: кто-то нажимает кнопку генератора случайных слов, и вот уже вся редакция вспоминает, какие фильмы ассоциируются с выбранным словом.
Правил всего два:
- трёхлетний срок давности (то есть сейчас водораздел проходит по 31 декабря 2013 года);
- нельзя брать фильмы, которые рекомендовали в предыдущих выпусках.
В этот раз нам выпало слово «АРИСТОКРАТИЯ». Как всегда повздыхав о вальсах Шуберта и хрусте французской булки, мы удалились размышлять — и вот какие фильмы вспомнили.
«Пенелопа» (Penelope, 2006)
Режиссёр: Марк Пaлански
В ролях: Кристина Риччи, Джеймс МакЭвой, Риз Уизерспун, Кэтрин О’Хара, Ричард Э. Грант, Питер Динклэйдж
О чём: у Пенелопы (Риччи) с детства есть всё — любящие родители, деньги, живи да радуйся. А еще у её семьи есть проклятие, которое через много поколений обрушивается как раз на Пенелопу: у девочки поросячьи ушки и пятачок. Всю жизнь Пенелопа проводит запертой в семейном особняке — не дай бог кто-то увидит; а если кто-то и увидит — то родители немедленно заставляют подписать контракт о неразглашении.
Аристократия: проклятие с Пенелопы может снять только такой же аристократ, как она — белая кость, голубая кровь, — если полюбит её по-настоящему. Её родители пытались познакомить её с десятками мальчиков из хороших семей — только все они с ужасом бежали, увидев Пенелопин пятачок. А потом охочий до сенсаций журналист (Динклэйдж) нанимает проигравшего состояние в карты Макса (МакЭвой) — чтобы сделать cтатью всей своей жизни.
Почему: перенесённая в современный мир сказка с осовремененными же сказочныфми реалиями. Заколдованная принцесса живет в башне — до поры до времени, потом она отправится знакомиться с миром. И узнает, что главная любовь в жизни человека — это умение жить в мире с самим собой; пока ты не полюбишь сам себя, жизнь не станет сказкой. Лучше быть говорящей свинкой, чем пытаться сломать себя.
Цветовое решение фильма — яркое, анлининовое, карамельное — очень помогает поверить, что всё в твоих руках. К тому же главные герои такие славные, что невозможно за них не переживать. Это правда очень, очень милая сказка про любовь; если вы её не видели — самое время исправить ошибку.
«Госфорд парк» (Gosford Park, 2002)
Режиссёр: Роберт Олтман
В ролях: Кристин Скотт-Томас, Майкл Гэмбон, Хелен Миррен, Мэгги Смит, Келли МакДональд, Клайв Оуэн, Эмили Уотсон, Райан Филипп, Джереми Нортэм, Стивен Фрай
О чём: выходные в загородном имении идут по заведенному ритуалу: гости пьют и пикируются, слуги готовят, убирают и сплетничают, в один прекрасный день в библиотеке обнаруживается труп.
Аристократия: разделение на богатых и бедных — это только вершина айсберга. Своя иерархия есть и у прислуги, и у распивающих чай в гостиной. Скажем, американцев, даже богатых, дома можно принимать — но они не аристократы, они гости второго сорта. Как и относящиеся к шоу-бизнесу. Как и нувориши. Можно быть бедным, как церковная мышь, и смотреть на всех свысока — потому как аристократ.
Почему: задолго до «Аббатства Даунтон» американский классик Роберт Олтман снял историю об сословных противоречиях в английском поместье — по сценарию, конечно же, создателя «Аббатства» Джонатана Феллоуза.
Сконцентрированные в двух часах темы, характерные для классического английского поместья — от охоты на фазанов до обязательного убийства в герметичных условиях; всё то, за что вы потом полюбите «Аббатство» — тольку с куда более злой иронией.
Шесть номинаций на «Оскар» (и победа в категории «Лучший оригинальный сценарий»), единогласное одобрение критики, и, главное — отличный актерский ансамбль; все лучшие британские актёры рубежа тысячелетий были в этом фильме. Так что посмотрите, фильм того стоит.
«Насмешка» (Ridicule, 1996)
Режиссёр: Патрис Леконт
В ролях: Шарль Берлинг, Жан Рошфор, Фанни Ардан, Жюдит Годреш, Бернар Жиродо
О чём: маркиз де Малавуа (Берлинг) приезжает к королевскому двору с целью получить финансирование своего проекта осушения заболоченных земель, но, конечно, без связей при дворе делать нечего, а провинциал — лучший объект для издевательств пресыщенных придворных.
Аристократия: если уж говорить об извращенных, грязных, потерявших всякие берега аристократах — то нам во Францию XVIII века, в Версаль, ко двору Людовика XVI за несколько лет до революции.
Почему: картина Леконта — лауреат французской кинопремии «Сезар» в нескольких номинациях (в том числе «лучший фильм»), номинант на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм». В общем, с одной стороны, важный фильм для французской киноиндустрии — а с другой просто хорошее кино про обреченность противостояния маленького человека (пусть и с правильными, понятными нам сейчас ценностями) и бездушного общества, пример буллинга более чем двухсотлетней давности. Отличные актёры, чудесная Фанни Ардан, блестяще стилизованная музыка оперного композитора Антуана Дюамеля.
«Опасные связи» (Dangerous Liaisons, 1988)
Режиссёр: Стивен Фрирз
В ролях: Гленн Клоуз, Джон Малкович, Мишель Пфайффер, Ума Турман, Киану Ривз
О чём: высший французский свет XVIII века, скандалы, интриги, расследования. Маркиза де Мертей — влиятельная дама, которой скучно, и она подбивает виконта Вальмона на всякие пакости. Вальмон скучает так же, как и все светское общество, поэтому на пакости падок. Однажды маркиза попросила Вальмона помочь ей и соблазнить юную Сесиль де Воланж, невесту своего давнего любовника Жеркура, который посмел маркизу презреть. Но Вальмон решил вести свою игру и соблазняет почтенную даму госпожу де Турвель — и сам не замечает, как из интригана становится жертвой интриги и убийцей…
Аристократия: все эти люди, описанные выше. Общество, в котором быть живым и настоящим — противоестественно.
Почему: мы уже писали про другую экранизацию романа Шодерло де Лакло — прекрасного «Вальмона» Милоша Формана с не менее прекрасным Колином Фёртом в главной роли. У Фрирза — еще более прекрасный, хищный и максимально порочный Джон Малкович со змеиной улыбкой противостоит не меньшей змее Гленн Клоуз. Эта пара роскошна и наслаждается каждым завитком интриги, которой живут их персонажи. Несколько неожиданно было увидеть юного Киану Ривза в роли французского дворянина — но сегодня это придает картине дополнительную ностальгическую прелесть. И вернемся к Гленн Клоуз: ее маркиза — настоящая демоница, этакий собирательный образ жестокой, властолюбивой аристократки, ломающей людей, как игрушки. Ее финальный нечеловеческий, безобразный крик — как раз единственное, что выдает в ней остатки человечности. На критиков и киноакадемиков «Опасные связи» произвели неизгладимое впечатление (хотя статуэтки достались только за Лучший адаптированный сценарий, Лучшие костюмы и Лучшие декорации).
Фанатам «Доктора Кто»: юный Питер Капальди в роли Азолана, слуги Вальмона, чудо как хорош!
«Королевский роман» (En kongelig affære, 2012)
Режиссёр: Николай Арсель
В ролях: Мадс Миккельсен, Алисия Викандер, Миккель Боэ Фёльсгор, Трине Дюрхольм
О чём: Дания, 1770-е годы. Король Кристиан VII — дурачок, и он больше любит тусоваться в притонах, нежели в спальне молодой жены Каролины. Девушка страдает и не находит себе места — пока в Данию не приезжает немецкий доктор Иоганн Струэнзе. Доктор Стрэндж Струэнзе очаровывает и королька, и королеву: с первым он разговаривает как с умным человеком, второй дарит радость телесных наслаждений. Сразу понятно — счастье троицы не продлится вечно. Как всегда в таких фильмах — основано на реальных событиях, но пересказано вольно.
Аристократия: снова они, люди, перечисленные выше. Доктор изначально настроен весьма искренне помочь королю, королеве и государству, но заигрался во власть, а прожженные аристократы не дремлют и плетут интриги молниеносно, стоит тебе лишь слегка потерять голову и допустить малейшую ошибку.
Почему: помимо небольшого и полезного экскурса в датскую историю, тут есть Мадс и Алисия, которые говорят на датском (Боже! Послушайте же, как Мадс говорит на родном языке!) и от которых летят искры. Николай Арсель снял невероятно чувственную историю, в которой оказалось не место чувствам. Исторический Струэнзе провел в Дании множество реформ и нажил множество врагов — и Арсель предлагает свою версию, как развивались события: тут тебе и адюльтер с королевой, и опьянение властью. Премьера «Королевского романа» состоялась на Берлинском кинофестивале, где он очаровал жюри и прессу: Серебряный медведь за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (не Мадсу, а Миккелю — он действительно прекрасен в роли короля-дурачка, который оказался не так-то прост). У Алисии Викандер после этого фильма началась плодотворная голливудская карьера, Николай Арсель снимает сейчас «Темную башню» по Стивену Кингу — вот что значит сделать правильное кино.
«Моя прекрасная леди» (My Fair Lady, 1964)
Режиссёр: Джордж Кьюкор
В ролях: Одри Хепберн, Рекс Харрисон, Стэнли Холлоуэй
О чём: свободная интерпретация пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и перенос на экраны бродвейского мюзикла с Джули Эндрюс. История такова — известный профессор Генри Хиггинс спорит с другом, что сможет сделать из простушки настоящую леди. На глаза ему попадается цветочница Элиза…
Аристократия: во все времена утверждалось, что аристократом стать нельзя — только родиться. Отсюда голубая кровь и так далее. Так что получится ли сделать из простой девушки аристократку — вопрос. Причём дело ведь не только в манере говорить (именно с этого начинают спор учёные-лингвисты), а в умении держать себя. Как говорим мы «с Урала» — можно увезти девушку из Перми, но Пермь из девушки — никогда.
Почему: вообще, с этим фильмом получилась очень интересная история — по первоначальной задумке в киноверсию должны были перейти актёры из мюзикла: Рекс Харрисон и Джули Эндрюс. Рекс всё же сыграл Хиггинса в кино и получил за эту роль «Оскар», а вот Джули не взяли, так как продюсеры посчитали, что она недостаточно известна. Впоследствии Одри призналась, что отказалась бы играть, если бы знала, что все её песни дублируют, и лично сказала Эндрюс, что в фильме должна была играть она. Но вышло так, как вышло. Теперь мы все сходим с ума от Элизы с её кокни и от Элизы в белой шляпе.
Одри ещё раз доказала, что она прекрасная актриса (а у меня ещё и самая любимая). Да и вообще, классика — вечна, так что лишний раз пересмотреть её — отличное решение для конца осени.
«Анна и Король» (Anna and the King, 1999)
Режиссёр: Энди Теннант
В ролях: Джоди Фостер, Чоу Юнь-Фат, Бай Лин, Том Фелтон
О чём: реальная история англичанки Анны Леонуэнс, которая приехала к королю Сиама Монгкуту, чтобы обучать английскому его многочисленных наложниц и детей. Король желает вывести страну на новый уровень, а потому понимает необходимость просвещения. Но всё же первоначально отношения учительницы и короля — это сплошное напряжение и столкновения. Чтобы потом перерасти в истинную любовь — которая основана на взаимоуважении и почитании.
Аристократия: истинная английская леди даже в Сиаме — это истинная английская леди. Ну, а король, он всегда король — «жениться по любви не может».
Почему: это же безумно красивая история — и визуально, и драматургически, и актёрски. Вот такие фильмы я бы показывала маленьким девочкам и взрослеющим девушкам, чтобы учить их любви, отношениям между мужчиной и женщиной, жизни в целом. Ну, и не влюбиться в Чоу Юнь-Фата после просмотра фильма невозможно. Таиландским девушкам не повезло — власти страны официально запретили фильм, якобы как порочащий честь короля Монгкута. Ну, а мы, пока у нас такого запрета нет, будем наслаждаться. Ах да, почти забыла, там абсолютнейшее прелестный маленький Том Фелтон (тот, что потом будет играть Драко Малфоя).